детей учит то, что их окружает
консультация (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_word_document.docx | 74.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА | УТВЕРЖДАЮ: |
на педагогическом совете ГБДОУ детский сад №27 Протокол от «___» _______ 2017 г. | заведующий ГБДОУ детский сад № 27 ____________Носырева Н.В. Приказ № ___ от «___»____2017 г. |
Рабочая программа
Группы раннего возраста
на 2017- 2018 учебный год
Воспитатели: Кулакова Инна Александровна – первая квалификационная категория
Марчук Ирина Ивановна – первая квалификационная категория
Санкт-Петербург 2017
Аннотация к рабочей программе
группы раннего возраста
Воспитатели: Кулакова Инна Александровна,
Марчук Ирина Ивановна,
Рабочая программа группы раннего возраста разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15), с использованием Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 27 Петродворцового района Санкт-Петербурга. Рабочая программа разработана на основании «Положения о рабочей программе педагогов ГБДОУ детский сад № 27 Петродворцового района Санкт-Петербурга». Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая на его индивидуальные особенности, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей с 1,6 до 3 лет по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Содержание рабочей программы включает совокупность пяти образовательных областей, которые обеспечивают развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая программа разрабатывается педагогами ежегодно на текущий учебный год (с учетом сроков функционирования образовательной организации в летний период). Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Образовательном учреждении. Программа может корректироваться в связи с выходом примерных основных образовательных программ, изменением видовой структуры групп, нормативно-правовой базы Образовательного учреждения, образовательных запросов родителей. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Содержание
Наименование раздела | ||
I Раздел (целевой) 1.1. Пояснительная записка. | ||
1.2. Возрастные характеристики особенностей развития детей. 1.2.1. Возрастные характеристики особенностей развития детей раннего возраста. | ||
II Раздел (содержательный) 2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми раннего возраста образовательных областей. 2.2. Формы образовательной деятельности с детьми. 2.3. Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса. III Раздел (организационный) 3.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. 3.2. Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в концепции программы «От рождения до школы». 3.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка раннего возраста. 3.4. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания (Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса) 3.5. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении (Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающее личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности) 3.5.1. Режимы дня. 3.5.2. Планирование непосредственной образовательной деятельности. 3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 3.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников). ПРИЛОЖЕНИЯ
|
I Раздел (целевой)
- Пояснительная записка.
В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования - его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада и школы. Программа комплексная, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям развития ребенка. Она соответствует Закону РФ «Об образовании», «Основной образовательной программе ДОУ», а так же Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:
- Право ребенка на образование, гуманитарное по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
- Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
- Право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
- Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Программа обеспечивает: единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Рабочая программа состоит из двух частей:
Обязательная часть, которая включает организацию режима пребывания детей раннего возраста в ДОУ; модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду; закаливающих мероприятий; физкультурно-оздоровительные мероприятия; содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в группе раннего возраста; планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы; мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, которая определяет работу по приоритетным направлениям деятельности учреждения:
- Художественно-эстетическое развитие.
- Интеллектуальное развитие.
- Физическое развитие воспитанников.
Все содержание обязательной части программы образовательного процесса выстроено в соответствии с Основной образовательной программой ДОУ.
В работе с детьми успешно используются следующие технологии:
- Игровые технологии разных авторов
- Пальчиковые гимнастики разных авторов
- «Ладушки», И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В модели образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду работа по физическому и музыкальному развитию представлена частично, лишь та ее часть, которая позволяет обеспечить принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Основные задачи воспитательно-образовательной работы в группе раннего возраста:
- Укреплять и сохранять здоровье детей.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- Расширять опыт ориентирования в окружающей среде, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
- Развивать речь детей. Расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи.
- Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры.
- Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников.
- Развивать художественное восприятие детей.
Рабочая программа рассчитана на 2017-2018 учебный год. В программу могут вноситься изменение и дополнения.
- Возрастные характеристики особенностей развития детей
Основная образовательная программа ГБДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и идет модернизация дошкольного образования, и данная образовательная программа является переходным документом.
1.2.1. Возрастные характеристики особенностей развития детей от 1,6 до 3 лет
На втором году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы)
Режим работы группы: с 7.00 до 19.00 мин.
Списочный состав группы - 18 детей
Девочек - 9
Мальчиков – 9
Возраст детей:
Меньше 2 лет – 3 ребёнка
2 года - 15 детей
Социальный статус семей выглядит следующим образом:
• Полная семья - 17
• Неполная семья – 1
• Неблагополучные - нет
Состав группы: постоянный
Форма занятий: групповые, по подгруппам.
Количество занятий в неделю: 10.
Раздел II содержательный
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми раннего возраста образовательных областей
Развитие детей раннего возраста осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой ДОУ. Главной задачей программно-методического обеспечения в этом возрасте является обеспечение полноценного и своевременного психического развития детей.
Взрослым необходимо соблюдать права маленького человека:
— на уважение его достоинств;
— на собственные планы и намерения, цели деятельности;
— на собственные привычки, вкусы, предпочтения;
— на выражение своего состояния, настроения;
— на собственное отношение к. каждому из других детей и воспитателю;
— на личную собственность;
— на заботу, помощь и психологическую поддержку со стороны взрослого.
Программа учитывает сенситивные периоды в развитии детей раннего возраста, ориентирована на развитие стойкой мотивации к различным видам детской, деятельности, обеспечивает условия для социального развития, адекватного этому возрасту.
Содержание психолого-педагогической работы в группах соответствует деятельности детей раннего возраста см. в табл.
Деятельность детей раннего возраста
Направления развития | Деятельность детей |
Физическое развитие: развитие основных двигательных навыков | • Умение быстро бегать • Умение ползать • Умение прыгать на двух ногах • Развитие координации движений и чувства равновесия • Развитие функциональных возможностей позвоночника |
Социально-личностное развитие | • Развитие речи и игры как основных средств общения и социальной адаптации ребенка • Преодоление детского эгоцентризма, воспитание навыков жизни в детском коллективе • Формирование игровой деятельности ребенка раннего возраста |
Познавательно-речевое развитие | Формирование навыков, приемов, способов предметной деятельности как основного средства познания ребенком окружающего мира |
Художественно-эстетическое развитие | Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание эмоционального восприятия им окружающей действительности |
2.2. Основные формы работы с детьми раннего возраста
Основные формы работы с детьми до трех лет представлены в таблице
Возраст детей | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей, социальными партнерами | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Ранний | Рассказывание сказок. -Чтение художественной литературы. -Разучивание стихотворений. -Рассматривание, обследование предметов. -Рассматривание картин, серии картинок. -Решение проблемных ситуаций. -Конструирование. - Практическая продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация. -Дидактические, развивающие, театрализованные игры -Слушание музыки -Пение -Выполнение физических упражнений -Подвижные игры | -Беседы с детьми. -Наблюдение за трудом взрослых за живой и неживой природой -Поручения. -Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, развивающие, подвижные, хороводные, игры-экспериментирования и др. - Рассказывание сказок. -Рассматривание, обследование, предметов. -Целевые прогулки -Слушание музыки -Пение - Выполнение гимнастических комплексов и др. -Разучивание стихотворений, потешек, др | -Строительно-конструктивные, сюжетные, дидактические, развивающие игры, -Игры-экспериментирования. - Игры-драматизации. -Рассматривание книг, картинок, тематических открыток, фотографий, -Изобразительная деятельность, -Двигательная деятельность, -Пение - и др. | Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: -Выполнение творческих заданий; -Участие в создании интерактивных музейных экспозициях. |
2.3. Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса представлено в приложении № 1
Раздел III организационный
3.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
При проектировании образовательного процесса в ДОУ мы опирались на новообразования дошкольников, те качественные особенности психики, которые проявляются в данный возрастной период, и понятие «ведущая деятельность», введенное психологом Н.А. Леонтьевым, — деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов и включает в себя: совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность; свободную самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьей
Система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Возраст детей | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей, социальными партнерами | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Основные формы работы | ||||
Ранний (2-3 лет) | Игровые упражнения Беседа Чтение Игра. | Игровые упражнения Утренняя гимнастика. | Индивидуальная игра. Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) | Тематический досуг Праздник |
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится:
- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
- организуются как совместная интегративная деятельность взрослых с детьми, которая включает различные виды детской деятельности: игру, чтение (восприятие), общение, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую и др.)
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками.
Она строится на:
- субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
- диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
- продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками;
- партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
3.2. Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса
Годовое планирование воспитательно-образовательного процесса строится в логике комплексно-тематического планирования
Комплексно тематическое планирование
Тема | Развернутое содержание работы | Период | Варианты итоговых мероприятий |
Детский сад | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кр1оватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. | 1 сентября-14 октября | |
Мониторинг | 1-14 октября | Заполнение карт | |
Осень | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. | 10-30 октября | Праздник «Что такое – осень?». Выставка детского творчества, |
Я в мире человек | Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навыки называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. | 1-30 октября | Совместное с родителями чаепитие. Создание коллективного плаката с фотографиями детей. Игра «Кто у нас хороший?" |
Мой дом | Знакомить детей с родным городом : его названием, объектами (улицы, дома, магазины, поликлиники); с городским транспортом ; профессиями (врач, продавец, полицейский). | 16 октября — 4 ноября | Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки». Выставка детского творчества. |
Новогодний праздник | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | 15 ноября — 31 декабря | Новогодний утренник. |
Мониторинг | Контрольный срез | 10-24января | |
Зима | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. | 1-31 января | Праздник «Зима». Выставка детского творчества. |
Мамин день | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. | 1 февраля — 8 марта | Мамин праздник, |
Народная игрушка | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | 9-20 марта | Игры забавы. Праздник народной игрушки. |
Весна | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | 1-30 апреля | Праздник «Весна». Выставка детского творчества. |
Мониторинг | 1-14 мая | Заполнение карт | |
Лето | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран, | 1-31 мая | Праздник «Лето». |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме | 1июня — 20 августа |
3.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка раннего возраста.
НАПРАВЛЕНИЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Здоровье»
Содержание образовательной области Физическое развитие «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
- сохранение и укрепление Физического и психического здоровья детей
В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и
местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в
облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и
медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания
родителей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
- Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Во время еды учить детей правильно держать ложку.
- Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки - смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки - хватать, держать, трогать; ножки - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова - думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».
- Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
- Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.
- Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, переносить, класть, бросать, катать).
- Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
8. Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.
Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений
Основные движения
Ходьба.
Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с изменением направления, врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходя предметы, приставным шагом вперед, в стороны. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м) с перешагиванием через предметы(высота 10-15 см); по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20-25 см). Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).
Бег.
Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).
Ползание, лазанье.
Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, веревку (высота 30-40 см), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом.
Катание, бросание, метание.
Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50-100 см); бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1-1,5 м, через сетку, натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель — двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100 см.
Прыжки.
Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух
ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10-30 см). Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на 10-15 см выше поднятой руки ребенка.
Общеразвивающие упражнения
- Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
- Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны.
- Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперед-назад, вниз-вверх.
- Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
- Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему).
- Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
- Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя.
- Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Подвижные игры
С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?»,
«Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и
дождик», «Птички летают», «Принеси предмета
С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай
линию!», «Обезьянки».
С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в
воротца», «Целься точнее!».
С подпрыгиванием. «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в
гнездышках», «Через ручеек».
На ориентировку в пространстве. «Где звенит?», «Найди флажок».
Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».
НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«Социализация»
Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей
освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему
социальных отношений через решение следующих задач:
• развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».
- развитие игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры
- Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать
играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
- Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
- Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Подвижные игры
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Театрализованные игры
- Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).
- Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
- Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
Дидактические игры\
- Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.
- Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
- Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
- Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
- Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть
не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
- Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого);
излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
- Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада.
- Закреплять умение называть свое имя.
- Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи.
- Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его
общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).
- Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
- Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«Труд»
Содержание образовательной области ″Труд» направлено на достижение цели
формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• развитие трудовой деятельности;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его рели в обществе и
жизни каждого человека»¹.
- развитие трудовой деятельности
- обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в
определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей и взрослых и т. д.).
- читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение».
Формирование предпосылок экологического сознания
Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых. Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.
НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
«Познание»
Содержание образовательной области ″Познание″ направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»¹.
Сенсорное развитие
- Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в
разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
- Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).
- Формировать умение называть свойства предметов.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
- Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.
- В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать
знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с
вариантами расположения строительных форм на плоскости.
- Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
- Способствовать пониманию пространственных соотношений.
- Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
- По окончании игры приучать убирать игрушки на место.
- Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
- Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.
- Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
«Формирование элементарных математических представлений»
Количество.
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много)
Величина.
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.)
Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ориентировка в пространстве.
Продолжать накапливать у детей опыт практического
освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
- Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.
- Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,
спина).
- Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
- Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.
- Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
- Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны
(бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
- Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Ознакомление с природой
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.); называть их.
- Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
- Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень.
Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе:
похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима.
Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет
снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).
Весна.
Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает
снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето.
Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«Коммуникация»
Содержание образовательной области ″Коммуникация″ направлено на достижение
целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического
строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи».
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
- способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные
поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
- предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в
качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.
- рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.
- добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
Формирование словаря:
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по
названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный
карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены
(полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать),
действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов
(красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.
Звуковая культура речи:
- упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных
звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении
звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),
- способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания,
слухового внимания.
- формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи:
- совершенствовать грамматическую структуру речи.
- учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
- упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь:
- Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более
сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).
- Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по
просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
- Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям
старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
- Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Чтение художественной литературы»
Содержание образовательной области ″Чтение художественной литературы″
направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса»¹.
Формирование интереса и потребности в чтении:
- Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать
понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
- Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,
приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
- Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
- Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй группы раннего возраста.
- Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
- Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
- Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
- Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
- Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку
- Примерные списки литературы для чтения детям
Русский фольклор:
Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года
жизни.
Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»;
«Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»;
«Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и
медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира:
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю.
Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.
Произведения поэтов и писателей России:
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки»),
«Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С.
Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева.
«Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К.Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Проза:
Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...»; Л.
Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Произведения поэтов и писателей разных стран:
С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько.
«Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».. ! из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
НАПРАВЛЕНИЕ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Художественное творчество»
Содержание образовательной области ″Художественное творчество″ направлено на
достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение
следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
3.4. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания (Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса)
Программно-методическое обеспечение обязательной части настоящей программы для детей раннего возраста представлено Примерной программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа представляет собой целостную систему воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада.
Для повышения качества образования педагогического процесса и учета запроса родителей в ДОУ реализуются дополнительные программы, рекомендованные Министерством образования РФ, методические пособия и технологии, цели и задачи которых схожи с примерной основной общеобразовательной программой воспитания и обучения в детском саду.
3.5. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
(Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающее личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности)
Пребывание детей в дошкольном учреждении определяется:
режимом дня жизнедеятельности воспитанников, который включает в себя совместную деятельность (непосредственно-образовательную деятельность и образовательную деятельность в режимных моментах) и самостоятельную деятельность детей,
системой физкультурно-оздоровительной работы,
режимом двигательной активности;
режимом питания.
3.5.1. Режимы дня
Режимы дня (см. Приложение № 2) в разных возрастных группах разработаны на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», изменений к ним (СанПиН 2.4.1. 3049 -13) и скорректированы с учетом ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.
Организация двигательного режима
Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние, здоровья и развитие ребенка-дошкольника, является двигательная активность (ДА). Благоприятное воздействие на организм может быть оказано только в том случае, если ее уровень находится в пределах оптимальных величин. Двигательный режим включает в себя разные виды занятий по физической культуре и самостоятельную деятельность, в которых четко прослеживаются локомоторные действия детей.
В связи с учетом особенностей ДА детей дошкольного возраста в ДОУ разработан рациональный режим двигательной активности. (см. Приложение № 3)
Режим питания
Организация питания — немаловажный компонент в системе жизнедеятельности ДОУ. Для соблюдения правильного питания учитываем три условия:
1. Наличие в пище необходимых ингредиентов в соответствии с требованиями СанПиН.
2. Сохранение и укрепление здорового пищеварительного тракта, а также наличие в нем всех ферментов для переработки пищи.
3. Рациональный режим питания, включающий:
— технологию приготовления пищи;
— рациональное приготовление пищи в течение дня.
В ДОУ четырехразовое сбалансированное питание в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1. 3049 -13
3.5.2. Планирование непосредственной образовательной деятельности
Планирование образовательной нагрузки на детей при работе по пятидневной неделе разработано в соответствии с максимально допустимой величиной образовательной нагрузки для разных возрастных групп (см. Приложение № 4, 5).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
При осуществлении текущего планирования необходимо учитывать:
- общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю;
- продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;
- распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
- перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование;
- образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.
Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
- федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования;
- типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;
- рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:
-обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
-содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
-позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Предметно – развивающая среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:·Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программой. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
Ранний дошкольный возраст. (1,6-3 года)
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Открыты центры: Речевой, Окружающий мир, Воды и песка, Конструирования, Чтения, художественной литературы, Художественного творчества, Музыкальный, Театрализации, Сюжетно-ролевых игр, Физической культуры и здоровья
3.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников).
По закону РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами своего ребенка. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и детском саду помогает им:
— преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка (смотрю на мир твоими глазами);
— относиться к ребенку как к равному партнеру (допускать его в свою взрослую жизнь);
— понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми (каждый ребенок уникален и он — будущая личность);
— знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их при воспитании (со стороны педагогу виднее, он специалист);
— проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
— установить хорошие доверительные отношения с ребенком.
В «Концепции дошкольного воспитания» (В. Давыдов, В. Петровский) зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками ДОУ.
Вовлечение родителей в образовательный процесс важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития ребенка.
В учреждении разработаны формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Приложение № 1
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
(программы, методические пособия и технологий находятся в на рабочих местах, в методическом кабинете (в открытом доступе)
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Здоровье) | ||
Содержание работы | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Становление ценностного отношения к здоровью и жизни человека | Игра; Ситуативный разговор; Беседа. Рассказ; Чтение; Интегративная деятельность; Проблемная ситуация | Во всех видах самостоятельной деятельности детей |
Формирование представлений о здоровье, основах здорового образа жизни и правилах здоровье сберегающего поведения | ||
Накопление опыта здорового образа жизни |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Физическая культура) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Становление мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании | Игровая беседа с элементами движений; Чтение. Рассматривание; Игра; Интегративная деятельность; Утренняя гимнастика | Во всех видах самостоятельной деятельности детей | Аналогичные формы работы во всех компонентах режима дня |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | Утренняя гимнастика. Игра. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Интегративная деятельность. Контрольно-диагностическая деятельность | Двигательная активность в течение дня. Игра | |
Развитие физических качеств | Утренняя гимнастика. Игра |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (Социализация) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Развитие игровой деятельности | Игровое упражнение. Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра (парная; в малой группе) | Индивидуальная игра. Совместная со сверстниками игра (парная; в малой группе) | Игровое упражнение; индивидуальная; совместная с воспитателем и совместная со сверстниками игра (парная; в малой группе) |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Игра. Чтение. Беседа. Наблюдение. Педагогическая ситуация | Во всех видах самостоятельной детской деятельности | Ситуативный разговор с детьми. Педагогическая ситуация. Ситуация морального выбора. Беседа. Игра |
Формирование первичных личностных; семейных; гендерных представлений; представлений об обществе; стране; мире | Педагогическая ситуация Чтение; Праздник | ||
Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных областей (в пределах примерного времени; с использованием форм и методов работы; а также форм организации детей; определённых для областей) |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (Безопасность) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Формирование представлений об основных источниках опасности в быту; на улице; в природе и о некоторых правилах безопасного поведения | Совместные действия. Наблюдение. Игра. Рассматривание. Беседа. Чтение | Индивидуальная игра. Совместная со сверстниками игра | Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра |
Формирование представлений о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения | Во всех видах самостоятельной детской деятельности |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (Труд) | |||
Содержание работы | Режимные моменты | ||
Обеспечение освоения процессов самообслуживания | Совместные действия. | ||
Привлечение к выполнению отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде | Совместные действия; Поручение. | ||
Формирование представлений о труде взрослых | Наблюдение; Беседа; Чтение; Рассматривание | ||
Самостоятельная деятельность детей: Самообслуживание – во всех видах детской деятельности и в режимных моментах | |||
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (Коммуникация) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | |
Формирование и развитие средств общения | Рассматривание. Игровая ситуация. Дидактическая игра. Интегративная деятельность | Ситуация общения. Ситуативный разговор. Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). Интегративная деятельность | |
Обогащение словаря детей, необходимого для освоения ими всех образовательных областей Программы | Организация деятельности педагогов и детей по решению данной задачи осуществляется в рамках реализации других образовательных областей (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определённых для областей) |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (Познание) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Развитие сенсорной культуры | Сюжетно-ролевая игра; Рассматривание. Наблюдение; Игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность; Конструирование; Развивающая игра; Экскурсия. Интегративная деятельность | Во всех видах самостоятельной детской деятельности | Рассматривание. Наблюдение. Ситуативный разговор. |
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности | |||
Формирование элементарных математических представлений (количество, величина, форма, ориентировка в пространстве) | |||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (Чтение художественной литературы) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Формирование целостной картины мира | Чтение | Игра; Продуктивная деятельность; Рассматривание | Игра. Продуктивная деятельность. |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Художественное творчество) | |
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) | Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжных иллюстраций. Игры, в процессе которых дети осуществляют выбор наиболее привлекательных предметов |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке) | |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в изобразительной деятельности (аппликации) | |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании) | Самостоятельная деятельность: Создание соответствующей предметно-развивающей среды. Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование. Рассматривание. |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Музыка) | ||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты |
Слушание Обогащение, освоение, развитие: слушательского опыта; слуховой сосредоточенности; умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Музыкально-дидактическая игра. Беседа интегративного характера. Интегративная деятельность | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов |
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: звукового сенсорного опыта; опыта манипулирования с предметами, звуко извлечения; умения сравнивать разные по звучанию предметы; музыкально-ритмических движений и умений игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому | Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение. Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка. Двигательный, пластический, танцевальный этюд | Музыкальная подвижная игра (на прогулке) |
Творчество Обогащение, освоение, развитие: умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах. | Творческое задание. | |
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности) | Самостоятельная деятельность: Создание соответствующей предметно-развивающей среды |
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
Общеобразовательные программы | Педагогические технологии с указанием выходных данных | |
основные | дополнительные | |
Примерная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад» (сборник рабочих документов). В.С. Коваленко; Санкт-Петербург СПб ГУПМ; 2000г. | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: (Физическая культура и здоровье): Физкультура для малышей. Е.А. Синкевич; Т.В. Большева. СПб: «Детство-Пресс»; 2003 г. Азбука движений малыша. В.А. Шишкина; Минск;1988 г. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: (Социализация, коммуникация): Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. Л.Н. Павлова; М.; Мозаика-Синтез; 2003 г. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие; окружающий мир. Г.И. Винникова; М.: «Сфера»; 2009 г. Забавы для малышей. М.Ю. Картушина; ; М.: «Сфера»; 2006г. Воспитывая маленького гражданина… Г.А. Ковалева; М.: «АРКТИ»; 2003 г. (Безопасность; труд): Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова; Л.В. Куцакова; Л.Ю. Павлова. - М.: Мозаика-Синтез; 2005. Организация прогулок с детьми. С.И. Теплюк; М.: Мозаика-Синтез; 2005г. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: (Познание) Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Е.А. Янушко; М.; Мозаика-Синтез; 2009 г. Комплексные занятия с детьми раннего возраста. М.Г. Борисенко; Н.А. Лукина; СПб: «Паритет»;2005 г. Развитие речи в детском саду. В.В. Гербова; М.: Мозаика – Синтез; 2005 г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. И.Н. Павленко; Н.Г. Родюшкина; М.: «Сфера»; 2005г. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. О.Е. Громова; М.: «Сфера»; 2005г. Сенсорные способности малыша. Э.Г. Пилюгина; М.; Мозаика-Синтез; 2003 г. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: (Чтение художественной литературы): см. перечень лит-ры в примерной программе «От рождения до школы» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: (Художественное творчество): Детское художественное творчество. Т.С. Комарова; М.; Мозаика-Синтез; 2005 г. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Е.В. Полозова; Воронеж; 2007 г. (Музыка): Здравствуй; музыка! (первые шаги) С. Коротаева; СПб; 2008 г. Топ-хлоп; малыши. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. Т. Сауко; А. Буренина; СПб: ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»; 2001 г. Музыкальные праздники для детей раннего возраста. З.В. Ходаковская; М.; Мозаика-Синтез; 2003 г. Веселая карусель. Н.В. Зарецкая; М.: «АРКТИ»; 2004 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки:"Детей учит то, что их окружает", «Веди счет словам своим»
Основой развития речевых коммуникативных навыков считается прежде всего эмоциональное благополучие ребенка....
Детей учит то, что их окружает.
Перечень советов для родителей ....
Детей учит то, что их окружает!
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым...
Детей учит то, что их окружает
Детей учит то, что их окружает...
"Детей учит то, что их окружает."
Учим детей добру....
Консультация для родителей. Детей учит то, что их окружает.
Детей учит то, что их окружает.Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждатьЕсли ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится дратьсяЕсли ребёнка часто высмеивают – он учится б...