«Игра– ведущий вид деятельности дошкольника».
статья на тему

Нурматова Марина Геннадьевна

Статья  о том, как важна игра для ребенка-дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_vedushchiy_vid_deyatelosti_rebenka.docx9.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игра– ведущий вид деятельности дошкольника».

Начало работы над темой:          06.09.2016г.

Предполагаемое окончание  работы над темой:  30.05.2018г.

        План работы над темой.        

Актуальность темы

Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, драматизации — все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В Игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.

В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям — это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра — источник развития моральных качеств личности.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.  

Тема самообразования «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.                                                                                              

Цель:

Развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей у детей.

Приобретение собственного социально-культурного опыта.

Задачи:

1. Способствовать обогащению жизненного опыта детей.

 2. Помогать детям переносить знания об окружающем в игру.

 3. Формировать умение самостоятельно ставить разнообразные

 игровые задачи, вбирать любые способы их решения

4. Вызвать интерес к играм сверстников, приучая играть не мешая друг другу .

5. Способствовать установлению взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми,

 воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразрвания:

I этап (информационно – ознакомительный)

- изучение научной, методической литературы,

- анализ и обобщение теоретических данных,

- разработка комплексно – тематического планирования.

II этап (практический)

- внедрение в практику полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования,

- анализ результатов работы.

Практическая работа по теме самообразования                                           

В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:

1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

3. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.                                                    

4.Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.                                                                            

5. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.      

6.  Новиковская О.А.  Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС Год издания: 2008                                                                                                                                            

 7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с                                                                    

 8. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

9.О.А.Шорохова Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. Издательство: М.: ТЦ Сфера Год: 2006  

10.  Петрова Т.И.  Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 1. Младшая и средняя группы. Издательство: Школьная Пресса, 2011.

11. Бойченко H. A. и др. Сюжетно – ролевые игры дошкольников. Изд-во «Радянська школа», Киев, 1982 г.

12. Мирясова В.И. «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

13. Образовательные порталы.    

Работа с детьми: Формы и методы работы с детьми:                                                                

Игры детей  проходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-коммуникативном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности  созданы  с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

В физическом направлении развития детей  создается зона двигательной активности. В центре двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью.

Для социально-личностного  развития детей создаются  центры сюжетно-ролевых игр, ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя.  

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в  игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

Для художественно-эстетического  развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.

 В центре искусства дети лепят, рисуют.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)

В познавательном, речевом  развитии ребенка создается  центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами,  шнуровки, разные виды мозаик.

Работа организуется  по двум направлениям:

- проводятся  игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

- побуждать детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:

- наглядность

- сюжет

- слово

  Все игры детей развиваются под руководством воспитателя, он знакомит их с окружающей жизнью, обогащает их впечатлениями, оказывает помощь в организации и проведении игр. 

Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы.

В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через игру способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Работа с родителями:                                                                                      

Родительское собрание на тему: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке? » (сентябрь 2016 г.)

 Папки-передвижки: «Дидактические развивающие речевые игры», «Веселые игры для дошколят»,«Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников»,Русские народные игры»,«Детские игры на Пасху»,   ( В течении года)

Опрос родителей «В какие игры любит  играть ваш ребёнок? » (Ноябрь 2016г.)

Консультация для родителей :«Почему ребенку нужна игра», (Декабрь 2016г.)   

Консультация для родителей на тему:«Взрослые, дети, игра» (Февраль 2017г.)    

Развлечение: «День народных подвижных игр» ( Март 2017г)        

Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка! » (Апрель 2017г.)                                                                                                                                                                                                         

Заключительный (обобщающий) этап    

Работая по теме, изготовлены картотеки игр:«Картотека пальчиковых игр по лексическим темам недели»,:«Картотека подвижных игр для средней группы»,  

Все игры в группе рассортированы по пяти образовательным областям.

 Обновлены атрибуты к сюжетно-ролевым , театрализованным играм.

 Подготовлен материал для родителей по данной теме.                                                     

 Регистрация в социальной сети работников образования maam.ru., персональном сайте ns.portal.Использование материалов в работе с детьми.                                                                                 

Отчёт по проделанной работе по плану самообразования на педагогическом совете (май)

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....

Деловая игра для педагогов ДОУ "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"

Тема : "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме "Игровая деятельность дошкольников", используя активные методы ра...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУТема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя актив...

Деловая игра «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»

Транслировать опыт ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами.                         ...

Консультация "В какие игры играют наши дети? Игра - ведущий вид деятельности дошкольника"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра....