Педагогические условия развития художественно -творческих способностей дошкольников посредством музыкальных игр.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Лещенко Ольга Леонидовна

Педагогические условия развития художественно – творческих способностей дошкольников посредством музыкальных игр.

 

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • восприятие:
    - восприятие музыки, специально созданной для слушания;
    - восприятие музыки в связи с ее исполнением;
    - музыкально-дидактические игры.
  • исполнительство:
    - пение;
    - музыкально – ритмические  движения;
    - игра на музыкальных инструментах.
  • творчество:
    - песенное творчество;
    - музыкально-игровое и танцевальное творчество;
    - импровизация на детских музыкальных инструментах.

 

Детское творчество – форма  активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Развитие творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

 Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения.

Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей.

 

Выделим приемы, которые можно использовать для развития творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности

Творчество при восприятии музыки.

«Рисую музыку».

Музыка по своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоты природы.

 Выполните с ребенком такое интересное задание. Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности. Произведения для детей русских и советских классиков: А. Римского-Корсакова, И. Мусорского, П. Чайковского.

Проанализируйте с ребенком каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? как закончилось произведение – так же, как начиналось, или по-другому?

Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне, выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж. А может просто орнамент, или цветовая композиция. Это не важно. Главное. Что ребенок почувствовал и передал по своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

Нарисуй песню.

Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему.

Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

Музыка для игрушки.

Перед ребенком разложены имеющиеся  у него игрушки (тигренок, ежик, кошка, кукла, собачка и т.п.). Взрослый предлагает послушать музыку.

Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный, или быстрый, стремительный), ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.

Для активизации творческих проявлений, предлагаю с детьми разыграть сюжет песни, игры, хоровода. В соответствии с содержанием и характером песни включать в пение «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, щелчки), шумовой оркестр, украшая музыку проигрыша. Развивая песенное творчество, используйте вопросно-ответную форму упражнений, формируя первоначальные навыки импровизации на заданный текст, стимулируя инициативу детей, самостоятельный поиск при выполнении задания.

В дальнейшем, для развития творческих способностей, сочинять мелодию на текст знакомых стихотворений или стихов, самостоятельного сочинения.

 

Песенное творчество.

В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей. Это лишь первая ориентировка в творчестве.

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни образцы. В них поется о каком – либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему.

Упражнения для развития творческих способностей в пении.

Задания:

Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.);

Петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;

импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив (дети соревнуются, кто больше придумает попевок);

«Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».

«Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского – закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.

Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» - дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога.

При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой – отвечает, например: «Куда ты идешь? – «Домой!» в песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня и обращается внимание, какой был музыкальный ответ, и на то, что каждый раз можно петь по-разному. Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.

Задания:

«Зайка, зайка, где бывал?» муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова «На лужайке танцевал».

«Что ты хочешь, кошечка?» муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1,2,3,4 куплетах…

Задания:

«Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;

«Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;

«Весной», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;

«Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;

«Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой;

«Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибцкой;

«Марш», муз. В. Агафонникова. Сл. А. Шибицкой.

Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению.

Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением.

Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.

Задания:

«Маленький беленький», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ легко прыгающего зайца);

«Вся мохнатенькая», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ мягко двигающейся кошки);

«Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ бойкого петуха).

Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии.

 

Задания:

«Земелюшка – чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут пенки и т.д.;

«Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки;

«На горе-то калина», русская народная песня, обрю Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …

Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре.

Задания:

«Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слов детской народной прибаутки. Необходимо передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика;

«Летчики, следите за погодой!», муз. М. Раухвергера. Передать коллективный         полет летчиков, их приземление…

И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Иногда некоторые из этих эпизодов (например, действия какого-либо персонажа) бывают, сложны для детей, тогда необходимо заранее предложить им небольшие творческие задания типа этюдов, требующих от детей выполнения данных характерных движений, но под другую музыку. У ребенка, таким образом, уже будет опыт в выразительной передаче действий именно этого персонажа. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.

Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в разных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей.

Задания:

«На мосточке», музыка А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, пер. с укр. М. Ивенсен. Дети распределяют роли и намечают план действий: первый эпизод – встреча волка и детей; второй – борьба козлика и волка; третий – общая радость детей и козлика;

«Жили у бабуси», украинская народная песня, обр. Н. Метлова. Распределение ролей – бабуси, белого и серого гуся, инсценировка их действий…

Для развития детского творчества используются также пляски – импровизации. ……………………………………………………

 

Творчество в игре на детских музыкальных инструментах.

 Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах. Новикова Г.П. в книге «Музыкальное воспитание дошкольников» выделяет три момента развития импровизации на детских музыкальных инструментах.

Первый носит ориентированный характер.

Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка), обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.

Второй момент – побуждение детей действовать самостоятельно.

Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе мы используем яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку. Мальчикам нравится больше мишка, они импровизируют марш, колыбельную, плясовую для мишки: один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют с мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую – мишка «начинает плясать». Если мишка «устал», играют колыбельную, дети подпевают «баю – баю», укачивая мишку, другие в это время играют на металлофоне. Девочки же чаще любят «Вальс» Е. Тиличеевой и чаще всего играют его на металлофоне, напевая на слог «ля»; некоторые дети при этом танцуют с куклами. Для развития интереса к импровизации на музыкальных инструментах можно использовать игру «к нам гости пришли», изменив ее содержание. Можно предложить детям определить, кто к ним сейчас придет, и исполнить русскую народную мелодию «Заинька» в обработке Н.А. Римского-Корсакова. Если дети называют ее правильно, взрослый приносит другую игрушку и дети исполняют соответствующую ей музыку. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.

Третий этап – побуждать детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений.

Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.

Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное  музыцирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

Можно предложить детям следующие творческие задания:

озвучивание стихотворений, сказок;

озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);

придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

Рекомендации воспитателям:

Наконец, детям предлагается сочинить контрастные по характеру мелодии на литературный текст. Детям объясняют, что музыка может выражать различные настроения. Педагог  исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагает по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».

Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.

Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.

Затем предлагает музыкальную загадку – узнать только по фортепианному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный - о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.

После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца и ладотональности.

Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее – из трех, сочиняя колыбельную, плясовую и марш.

Для этих заданий можно использовать короткие, образные произведения, со словами удобными для вокализации.

 

 

 

 

 

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития художественно – творческих способностей дошкольников посредством музыкальных игр.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • восприятие:
    - восприятие музыки, специально созданной для слушания;
    - восприятие музыки в связи с ее исполнением;
    - музыкально-дидактические игры.
  • исполнительство:
    - пение;
    - музыкально – ритмические  движения;
    - игра на музыкальных инструментах.
  • творчество:
    - песенное творчество;
    - музыкально-игровое и танцевальное творчество;
    - импровизация на детских музыкальных инструментах.

Детское творчество – форма  активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Развитие творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

 Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения.

Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей.

Выделим приемы, которые можно использовать для развития творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности

Творчество при восприятии музыки.

«Рисую музыку».

Музыка по своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоты природы.

 Выполните с ребенком такое интересное задание. Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности. Произведения для детей русских и советских классиков: А. Римского-Корсакова, И. Мусорского, П. Чайковского.

Проанализируйте с ребенком каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? как закончилось произведение – так же, как начиналось, или по-другому?

Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне, выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж. А может просто орнамент, или цветовая композиция. Это не важно. Главное. Что ребенок почувствовал и передал по своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

Нарисуй песню.

Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему.

Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

Музыка для игрушки.

Перед ребенком разложены имеющиеся  у него игрушки (тигренок, ежик, кошка, кукла, собачка и т.п.). Взрослый предлагает послушать музыку.

Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный, или быстрый, стремительный), ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.

Для активизации творческих проявлений, предлагаю с детьми разыграть сюжет песни, игры, хоровода. В соответствии с содержанием и характером песни включать в пение «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, щелчки), шумовой оркестр, украшая музыку проигрыша. Развивая песенное творчество, используйте вопросно-ответную форму упражнений, формируя первоначальные навыки импровизации на заданный текст, стимулируя инициативу детей, самостоятельный поиск при выполнении задания.

В дальнейшем, для развития творческих способностей, сочинять мелодию на текст знакомых стихотворений или стихов, самостоятельного сочинения.

Песенное творчество. 

В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей. Это лишь первая ориентировка в творчестве.

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни образцы. В них поется о каком – либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему.

Упражнения для развития творческих способностей в пении.

Задания:

Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.);

Петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;

импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив (дети соревнуются, кто больше придумает попевок);

«Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».

«Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского – закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.

Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» - дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога.

При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой – отвечает, например: «Куда ты идешь? – «Домой!» в песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня и обращается внимание, какой был музыкальный ответ, и на то, что каждый раз можно петь по-разному. Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.

Задания:

«Зайка, зайка, где бывал?» муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова «На лужайке танцевал».

«Что ты хочешь, кошечка?» муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1,2,3,4 куплетах…

Задания:

«Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;

«Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;

«Весной», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;

«Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;

«Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой;

«Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибцкой;

«Марш», муз. В. Агафонникова. Сл. А. Шибицкой.

Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению.

Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением.

Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.

Задания:

«Маленький беленький», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ легко прыгающего зайца);

«Вся мохнатенькая», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ мягко двигающейся кошки);

«Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ бойкого петуха).

Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии.

Задания:

«Земелюшка – чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут пенки и т.д.;

«Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки;

«На горе-то калина», русская народная песня, обрю Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …

Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре.

Задания:

«Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слов детской народной прибаутки. Необходимо передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика;

«Летчики, следите за погодой!», муз. М. Раухвергера. Передать коллективный         полет летчиков, их приземление…

И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Иногда некоторые из этих эпизодов (например, действия какого-либо персонажа) бывают, сложны для детей, тогда необходимо заранее предложить им небольшие творческие задания типа этюдов, требующих от детей выполнения данных характерных движений, но под другую музыку. У ребенка, таким образом, уже будет опыт в выразительной передаче действий именно этого персонажа. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.

Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в разных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей.

Задания:

«На мосточке», музыка А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, пер. с укр. М. Ивенсен. Дети распределяют роли и намечают план действий: первый эпизод – встреча волка и детей; второй – борьба козлика и волка; третий – общая радость детей и козлика;

«Жили у бабуси», украинская народная песня, обр. Н. Метлова. Распределение ролей – бабуси, белого и серого гуся, инсценировка их действий…

Для развития детского творчества используются также пляски – импровизации. ……………………………………………………

Творчество в игре на детских музыкальных инструментах.

 Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах. Новикова Г.П. в книге «Музыкальное воспитание дошкольников» выделяет три момента развития импровизации на детских музыкальных инструментах.

Первый носит ориентированный характер.

Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка), обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.

Второй момент – побуждение детей действовать самостоятельно.

Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе мы используем яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку. Мальчикам нравится больше мишка, они импровизируют марш, колыбельную, плясовую для мишки: один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют с мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую – мишка «начинает плясать». Если мишка «устал», играют колыбельную, дети подпевают «баю – баю», укачивая мишку, другие в это время играют на металлофоне. Девочки же чаще любят «Вальс» Е. Тиличеевой и чаще всего играют его на металлофоне, напевая на слог «ля»; некоторые дети при этом танцуют с куклами. Для развития интереса к импровизации на музыкальных инструментах можно использовать игру «к нам гости пришли», изменив ее содержание. Можно предложить детям определить, кто к ним сейчас придет, и исполнить русскую народную мелодию «Заинька» в обработке Н.А. Римского-Корсакова. Если дети называют ее правильно, взрослый приносит другую игрушку и дети исполняют соответствующую ей музыку. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.

Третий этап – побуждать детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений.

Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.

Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное  музыцирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

Можно предложить детям следующие творческие задания:

озвучивание стихотворений, сказок;

озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);

придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

Рекомендации воспитателям:

Наконец, детям предлагается сочинить контрастные по характеру мелодии на литературный текст. Детям объясняют, что музыка может выражать различные настроения. Педагог  исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагает по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».

Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.

Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.

Затем предлагает музыкальную загадку – узнать только по фортепианному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный - о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.

После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца и ладотональности.

Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее – из трех, сочиняя колыбельную, плясовую и марш.

Для этих заданий можно использовать короткие, образные произведения, со словами удобными для вокализации.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастер...

План по самообразованию Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Торопкина Дарья ГеннадьевнаПлан по самообразованиюТема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...

План по самообразованию Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

План по самообразованиюТема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...

Педагогический проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Актуальность.Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и  ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого ...