план график по выявлению одаренных детей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дегальцева Ольга Валерьевна

 

План – график по выявлению одарённых детей

Актуальность

Самым продуктивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребёнка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность , потребность в умственной нагрузке . у него развита интуиция , яркость , конкретность  представляемых образов и лёгкость манипулирования ими. «родовыми» чертами дошкольного возраста  является фантазия , творческое воображение , нестандартность мышления , кроме этого , проявляется особая чувствительность ,отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для  развития творческих способностей о общеобразовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости , проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей , опираясь на собственную активность детей , объединяя усилия педагога – психолога , воспитателей , узких специалистов , родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_grafik_odarennye_deti.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

План – график по выявлению одарённых детей

Актуальность

Самым продуктивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребёнка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность , потребность в умственной нагрузке . у него развита интуиция , яркость , конкретность  представляемых образов и лёгкость манипулирования ими. «родовыми» чертами дошкольного возраста  является фантазия , творческое воображение , нестандартность мышления , кроме этого , проявляется особая чувствительность ,отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для  развития творческих способностей о общеобразовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости , проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей , опираясь на собственную активность детей , объединяя усилия педагога – психолога , воспитателей , узких специалистов , родителей.

Цель

Создание условий для построения воспитательно – образовательного  процесса , направленного на продуктивное психическое , интеллектуальное и творческое развитие одарённых детей , на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи

  1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста.
  2.  Выявлять детей с предпосылками одарённости.
  3. Составить индивидуальные  маршруты психолого –педагогического сопровождения одарённых детей.
  4.  Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Планируемые результаты

- создание банка данных детей с предпосылками детей с различными видами одарённости.

- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательной , творческой и других направлениях деятельности , к которым у них есть способности.

-высокая динамика результатов  продуктивного творческого мышления детей с общей одарённостью.

                Виды различий

                   Виды одаренности

По широте проявлений

Общая одарённость (интеллектуальная ,творческая);специальная одарённость.

По типу предпочитаемой деятельности

-творческая ; -академическая ; -психомоторная ;-коммутикативная

По интенсивности проявлений

-повышенная способность к обучению (способные)

-одарённые

-высокоодарённые (талантливые)

 По темпу психического развития

- с нормальным темпом психического развития

-со значительным опережением возрастного темпа развития

 По возрастным особенностям проявления

-стабильная

-приходящая

Виды одарённости в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

               

Виды одарённости

    составляющие

                   

                 Как проявляются

  академическая

Мотивационно- личностная

Стремление ребёнка к получению знаний и умений, познавательная активность ,проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

творческая

художественная

Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки и т.п)

вокальная

Умение понимать и воспроизводить мелодию , чувство ритма . хороший голос ,музыкальный слух

литературная

Хорошая речевая фантазия , умение составлять рассказы , сказки, чувство ритма, лёгкое запоминание стихов

артистическая

Умение «вжиться» в роль , держаться на публике, желание подражать вымышленным (реальным )персонажам , двигательная и речевая память

конструкторская

Развитое пространственное мышление , любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей  для различных конструкций , способность к изобретательству , рационализации

психомоторная

спортивная

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом , стремление к движению , воля к спортивным достижениям , физические данные и выносливость

хореографическая

Чувство ритма , музыкальный слух , способность копировать движения , хорошая двигательная память

коммуникативная

Социально- личностная

Умение понимать партнёра по общению , чувствовать его эмоциональное состояние ,гасить конфликты

лидерская

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело , игру , настойчивость в достижении цели , умение добиваться результатов , стремление контролировать ситуацию

Исследовательно – диагностический этап

Цель : получение первичной информации о характере и направленности интересов , склонностей и способностей.

Задачи:

-Разработать систему выявления одарённости воспитанников детского сада.

-Выявить детей с предпосылками одарённости

                                 Этап ведётся в трёх направлениях

                                     Принципы тестирования детей

1. Соответствие тестовых  методик возрастным нормативам.

2. Игровой характер тестовых методик.

3. Доброжелательная готовность ребёнка к процессу  тестирования.

4. Психологическая  готовность ребёнка к процессу  тестирования.

5. Согласие родителей на психолого – педагогическое сопровождение ребёнка.

Подбор диагностического инструментария

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одарённости является исследовательно – диагностический ,  подразумевающий использование разносторонней информации , включающий мнение родителей , воспитателей , тестирование педагога – психолога , оценки специалистов. Методики исследования одарённости детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников , охватывать познавательную и личностную сферу развития , поведенческую характеристику ребёнка , что позволяет определить приоритетную сферу его интересов , а также уровень развития творческого мышления. диагностировать  каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении, по результатам заполнения экспертных листов воспитателями , специалистами , родителями , а также по результатам собственных наблюдений (психолога ,воспитателя или специалиста).нужно иметь в виду , что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик . по результатам  психолого – педагогической деятельности по исследованию одарённости воспитанников детского сада ,определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно использовать для разработки индивидуального маршрута  ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости ,в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Специалисты , ведущие различные кружки и секции , проводят самостоятельно мониторинг развития способностей детей в своём направлении по собственным методикам (входная , промежуточная и итоговая деятельность , анализ динамики изменений , выводы)

Если большинство показателей по всем  результатам  исследования ребёнка превосходят среднюю норму возрастного  развития примерно на 30% , то можно говорить об его общей одарённости.

Для родителей должны быть разработаны  опросники  по выявлению одарённости детей , адаптированные для разных возрастных групп.

                             Первая младшая группа (от2 до 3)

Виды одарённости

составляющие

Методики диагностирования

Кружок , секция , направленное на развитие качества

Воспитатель(специалист)

психолог

Академическая

Мотивационно-личностная

-наблюдение

-пед.диагностика

-ведение инд.карт развития

-анализ индивидуальных карт развития

-беседы с воспитанников

-беседы с родителями

-изучение продуктов детского творчества

Способность к обучению

Творческая

художественная

вокальная

литературная

артистическая

конструкторная

Психомоторная

спортивная

хореографическая

Коммуникативная

Социально-личностная

лидерская

Вторая младшая группа ( от 3 до 4)

Виды одарённости

составляющие

Методики диагностирования

Кружок , секция , направленное на развитие качества

Воспитатель(специалист)

психолог

Академическая

Мотивационно-личностная

-наблюдение

-пед.диагностика

-ведение инд.карт развития

-Экспресс-методика для второй младшей группы

-изучение продуктов детского творчества

-наблюдение

-наблюдение в свободной деятельности

Способность к обучению

Творческая

художественная

вокальная

литературная

артистическая

конструкторная

Психомоторная

спортивная

хореографическая

Коммуникативная

Социально-личностная

лидерская

Средняя группа (от 4 до 5)

Виды одарённости

составляющие

Методики диагностирования

Кружок , секция , направленное на развитие качества

Воспитатель(специалист)

психолог

Академическая

Мотивационно-личностная

-наблюдение

-пед.диагностика

-ведение инд.карт развития

-лист экспертной оценки

-наблюдение

-экспресс-методика для средней группы

-тестирование

Кружок по изучению англ.языка

Способность к обучению

Творческая

художественная

-изучение продуктов детского творчества

-худ.кружок

-муз.кружок (школа вокала)

-кружок речевого творчества

-театральный кружок

-кружок познавательно-исслед. деятельности

вокальная

литературная

артистическая

конструкторная

Психомоторная

спортивная

-физкультурный кружок

-кружок по плаванию

-хореографический кружок

хореографическая

Коммуникативная

Социально-личностная

Игры  сюжетно - ролевые

лидерская

                                                     Старшая группа (от 5 до 6 )

Виды одарённости

составляющие

Методики диагностирования

Кружок , секция , направленное на развитие качества

Воспитатель(специалист)

психолог

Академическая

Мотивационно-личностная

-наблюдение

-пед.диагностика

-ведение инд.карт развития

-лист экспертной оценки

-наблюдение

-кружок по изучению англ.языка

-кружок познавательно-исслед.деятельности

Способность к обучению

Творческая

художественная

-изучение продуктов детского творчества

-тестирование

-наблюдение в играх

-

-худ.кружок

-муз.кружок (школа вокала)

-кружок речевого творчества

-театральный кружок

-кружок познавательно-исслед. деятельности

вокальная

литературная

артистическая

конструкторная

Психомоторная

спортивная

-физкультурный кружок

-кружок по плаванию

-хореографический кружок

хореографическая

Коммуникативная

Социально-личностная

-наблюдение в свободной деятельности

-анализ анкетирования родителей

-оценка коммуникативных  способностей дошк.

Игры  сюжетно - ролевые

лидерская

Подготовительная  группа (от 6 до 7 )

Виды одарённости

составляющие

Методики диагностирования

Кружок , секция , направленное на развитие качества

Воспитатель(специалист)

психолог

Академическая

Мотивационно-личностная

-наблюдение

-пед.диагностика

-ведение инд.карт развития

-лист экспертной оценки

-изучение образовательной потребности дошкольников

-наблюдение

-экспресс – методика для  подготовительной группы

-кружок по изучению англ.языка

-кружок познавательно-исслед.деятельности

Способность к обучению

Творческая

художественная

-изучение продуктов детского творчества

-тестирование

-наблюдение в играх

-худ.кружок

-муз.кружок (школа вокала)

-кружок речевого творчества

-театральный кружок

-кружок познавательно-исслед. деятельности

вокальная

литературная

артистическая

конструкторная

Психомоторная

спортивная

-физкультурный кружок

-кружок по плаванию

-хореографический кружок

хореографическая

Коммуникативная

Социально-личностная

-наблюдение в свободной деятельности

-анализ анкетирования родителей

-оценка коммуникативных  способностей дошк.

Игры  сюжетно - ролевые

лидерская

                                                                    «ОДАРЁННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО МАЛЕНЬКИЙ РОСТОЧЕК ,

                                                                     ЕДВА ПРОКЛЮНУВШИЙСЯ  ИЗ ЗЕМЛИ И ТРЕБУЮЩИЙ К СЕБЕ

                                                                     ОГРОМНОГО ВНИМАНИЯ. НЕОБХОДИМО ХОЛИТЬ И ЛЕЛЕЯТЬ ,

                                                                     УХАЖИВАТЬ ЗА НИМ, СДЕЛАТЬ ЕГО БЛАГОРОДНЕЕ , ЧТОБЫ ОН

                                                                     ВЫРОС И ДАЛ ОБИЛЬНЫЙ ПЛОД »

                                                                                                                                                  В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

Способности в отличии  от задатков – приобретённое качество. Даже слабые способности ребёнка можно развить , если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности , в том числе  одарённость , не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем или реализуются лишь небольшая часть его возможностей.

Способность- это индивидуально- психические особенности человека , выражающие его готовность к овладению определёнными видами  деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнением.

Талант- определённые способности , которые раскрываются с приобретением опыта и навыка.

Одарённость- качественное, своеобразное сочетание способностей , обеспечивающее успешность выполнение деятельности.

Одарённость есть  проявление гениальности (наивысшая степень проявление творческих сил человека , высшая степень развития его способностей).

Одарённым принято называть  того , чей дар явно превосходит средние возможности. Одарённость , также как и способность может быть общей и специальной.

Для одарённых детей характерны  упорство в достижении цели , сопровождающееся тем , что ребёнок несколько часов подряд может быть поглощён делом ,возращаясь к нему в течении нескольких дней , если что то заинтересовало  ребёнка или его это не устраивает результат. Это нередко связано со стремлением ребёнка к совершенству ,желанием сделать что-то очень хорошо , достигнуть высшего уровня выполнения задания(рисунок, постройки, прочтения стихотворения и т.п )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Презентация "Выявление одаренных детей через взаимодействие работы с родителями"

В презентации показаны этапы работы с родителями  по выявлению одаренных детей...

Методика выявления одаренных детей

Консультация для педагогов...

мониторинг выявления одаренных детей

В данном материале представлена методика определения одаренности детей(  методика А.А.Лосева)....

Выявление одаренных детей в детском саду и организация работы с ними.

В этой статье вы можете прочитать о детской одаренности....

Методические рекомендации по выявлению одаренных детей

Методические рекомендации предназначены для педагогов,заинтересованных в организации работы с одаренными детьми...