Выступление для педагогического совета: "Закаливание, дыхательная и звуковая гимнастика".
презентация по теме

Казакова Юлия Николаевна

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды, использовалось с древних времен.

Существуют различные  методы закаливания в зависимости от способа воздействия. Первый (и наиболее распространенный) – это закаливание холодом. Закаливание к холоду, является самым распространённым и практически наиболее важным, так как оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции.  

Второй (не менее распространенный) – это солнечные лучи с давних времен использовались как средства закаливания. Они и до сих пор остаются основными и самими действенными. Ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по силе воздействия, не говоря уже о доступности применения.

В детском саду закаливание проводится двух видов:

- общее закаливание;

- специальное закаливание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление для педагогического совета:

Закаливание, дыхательная и звуковая гимнастика.

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды, использовалось с древних времен.

Существуют различные  методы закаливания в зависимости от способа воздействия. Первый (и наиболее распространенный) – это закаливание холодом. Закаливание к холоду, является самым распространённым и практически наиболее важным, так как оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции.  

Второй (не менее распространенный) – это солнечные лучи с давних времен использовались как средства закаливания. Они и до сих пор остаются основными и самими действенными. Ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по силе воздействия, не говоря уже о доступности применения.

При закаливании детей следует придерживаться  основных принципов:

- проводить закаливающие процедуры систематически;

- увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;

- учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

- начинать закаливание в любом возрасте;

- никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз,  не допускать

  переохлаждения ребенка;

- избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия

   холодной воды и перегревания на солнце;

- правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать

  температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и  

   материалов;

- закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и

  массажем;

Обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов, четко организованного медико-педагогического контроля, в который входят:

- медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению закаливания;

- медико-педагогическое наблюдение за методикой физического воспитания и закаливания детского организма, физиологической реакцией ребенка, соответствием нагрузки его возрастным и индивидуальным возможностям.

Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную схему о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, для того, чтобы воспитатель планировал оздоровительную работу  в соответствии с особенностями здоровья детей.

В детском саду закаливание проводится двух видов:

- общее закаливание;

- специальное закаливание.

К общему закаливанию относится:

  • ежедневный утренний приём детей на свежем воздухе,
  • организация сквозного проветривания в отсутствии детей,
  • мытьё рук до локтей и умывание лица прохладной водой /постепенно до +18 градусов/,
  • нахождение детей в групповой комнате в облегчённой одежде при температуре, определённой СанПин,
  • проведение занятий физическими упражнениями в спортивном зале в специальной одежде /спортивная форма/ при температуре, определённой СанПин,
  • сон в спальне при открытых фрамугах при температуре, определённой СанПин. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

К специальному закаливанию детей относится:

- ступенчатое закаливание, в каждой возрастной группе, имеющий свой вид закаливающих процедур.

Ясельная группа: постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна, ходьба по мокрым дорожкам, солнечные и воздушные ванны, купание в бассейне по схеме, предложенной врачом.

Вторая младшая группа: влажное обтирание после утренней гимнастики, ходьба по мокрым дорожкам во время гимнастики после сна, обучение  элементам обширного умывания.

Средняя группа: сухое растирание после утренней гимнастики, игры на мокрых дорожках во время гимнастики, обширное умывание, контрастное водное обливание стоп.

Старшая группа: обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, обливание прохладной водой, погружение ног в прохладную воду и ходьба по ней, контрастное воздушное закаливание.

Подготовительная  группа: обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, погружение ног в прохладную воду по окончанию дневной гимнастики, обтирание варежкой.

Еще одним видом закаливания является дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

• Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

 От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его  физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, чтобы правильно дышать,  детям нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять.

Для этого в младшем дошкольном возрасте вместе с дыхательной гимнастикой активно используются дыхательные упражнения, звуковая гимнастика, имитационные и образно-подражательные упражнения.

 Положительные воздействия дыхательной гимнастики на организм человека.

  • влияет на обменные процессы,
  • улучшает дренажную функцию бронхов
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание
  • способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,

В целях систематического использования дыхательных упражнений они включены в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Использование дыхательной гимнастики

утренняя гимнастика

физкультурные занятия

подвижные игры

беседы

физкультминутки

при активном отдыхе

самомассаже

пальчиковой гимнастике

звуковых дыхательных упражнениях

гимнастике пробуждения

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Требования к упражнениям:

Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении

Температура воздуха должна быть на уровне 18-20°С

Одежда не должна стеснять движений

Не заниматься сразу после приёма пищи

Не заниматься, если у ребёнка заболевание органов дыхания

Дозировать количество и темп проведения упражнений

Выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот

Вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно

После выдоха сделать остановку на 2-3 секунды

Не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе

С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи.

При разработке комплексов надо учитывать:

• эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;

• доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

• степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Нетрадиционное оборудование

   

Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы детей раннего и младшего дошкольного возраста, дыхательные упражнения выполняются в медленном темпе с небольшим количеством повторений (4-5раз).

Звуковая гимнастика

Комплекс звукового дыхания повышает обменные процессы в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Упражнения этого комплекса можно выполнять ежедневно как в покое, так и в ходьбе. Наиболее интенсивно их нужно использовать осеннее  –  весенний период.

     

   Упражнения на саморегуляцию

Цель упражнения: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела

Упражнения выполняются стоя. Дыхание спокойное, ровное. Сначала делают глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносят звуки:

"А" - воздействует благотворно на весь организм.

"Е" - воздействует на щитовидную железу.

"И" - воздействует на мозг, глаза, нос и уши.

"О" - воздействует на сердце и лёгкие.

"У" - воздействует на органы, расположенные в области живота.

"Я", "М" - воздействует на работу всего организма.

"Х" - помогает очищению организма.

"ХА" - помогает повысить настроение.

 

Звуки:

У-О-А-ЭФ-ЭС - облегчают состояния при астме, бронхитах.

А-О-У-Э-И+З - активизирует работу головного мозга, почек, глаз, носа и ушей.

О-И-А-Я - массаж сердца

О-У-М - стабилизирует кровеносную систему

Релаксационную серию (шипящие звуки) можно проводить как между любыми видами физической нагрузки в качестве паузы, так и перед сном.

1.         ЗВУК «В» стимулирует микроциркуляцию крови и обмен веществ в области лица и гайморовых пазух, что эффективно помогает при ринитах, синуситах, гайморитах.

         Исходное положение (и.п.) – стоя. Глаза закрыты. После глубокого вдоха нужно произнести звук «В», полностью выдыхая воздух из легких. Звук произносится негромко. Необходимо почувствовать вибрации во всем теле, особенно в области лица. Старайтесь, чтобы звук тянулся как можно дольше. Губы  нужно расслабить до появления в них ощущения «щекотки». Повторить 4 раза.

2.        ЗВУК «З» стимулирует микроциркуляцию крови и обмен веществ в области головы и шеи. Этот звук рекомендуется произносить при трахеитах.

И.п. – стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь одной руки находится на шеи спереди. Делается вдох. На выдохе произносится звук «З» предельно долго, но негромко. Повторить 4 раза.

3.  ЗВУК «Ж» стимулирует микроциркуляцию крови и обмен веществ в области грудной клетки, хорошо выводит мокроту из бронхов и легких.

 И.п. – стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь располагается на груди спереди. Делается вдох. На выдохе произносится долго и негромко звук «ж». Повторить 4 раза.

 4.  ЗВУК «М» улучшает микроциркуляцию крови и обмен веществ в    области грудной клетки и солнечного сплетения.

И.п. – стоя.  Глаза закрыты. Ладонь – на области солнечного сплетения. Делается вдох. На выдохе произносится звук «м». Повторить 4 раза.

 5.  ЗВУКИ «Ф-Х-Ц-Ч-Ш-Щ-С» приводят к расслаблению всех дыхательных     и других мышц организма.

И.п. – лежа. Глаза закрыты. Тихо произносится ровный долгий звук.          Повторить 4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями

В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с  детьми с неврологическими...

Консультация "Дыхательная и звуковая гимнастика"

Консультация для родителей и воспитателей "Дыхательная и звуковая гимнастика".  От дыхания во многом зависит здоровье человека. В Китае в древности была разработана наука о целебных звуках......

Дыхательная и звуковая гимнастика

Занимательные упражнения для здоровья детей....

Дыхательная и звуковая гимнастика

  Для предупреждения и профилактики таких заболеваний, как ОРВИ, ОРЗ, а также бронхита, проводится в детском саду дыхательная гимнастика....

Дыхательная и звуковая гимнастика

Дихательная, звуковая и психогимнастика...

Дыхательная и звуковая гимнастики

Здоровьесберегающие технологии с помощью дыхательной и звуковой гимнастики....