Особенности организации художественно- эстетического развития дошкольников 4-5 лет
методическая разработка на тему

Шалыгина Татьяна Сергеевна

Методические рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 75 комбинированного вида

Кировского района г. Санкт-Петербурга

Методические разработки по рисованию

детей средней группы.

Автор: Шалыгина Татьяна Сергеевна

Санкт - Петербург

2018

Развить творческие способности детей и фантазию на занятиях по изобразительному искусству помогают нетрадиционные техники рисования.

Цель методической разработки:

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

1.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

2.Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования

3.Приобщение детей к миру искусства

4.Развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки.

5. Побуждать ребенка экспериментировать.

Формы проведения:  занятия, мастер-классы, практики.

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического  воспитания  и развития детей дошкольного возраста. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Часто им даже не нужны краски, кисточки и карандаши. Дети рисуют палочкой на снегу или песке, на земле, мокром песке, на учебной доске, мелками на асфальте, пальцами или ладошкой на запотевшем стекле, разлитым на столе соком или водой, а иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле. Постепенно дети находят новые приемы для отражения своих впечатлений и окружающей действительности в своем художественном творчестве.

Нетрадиционные способы  рисования – это увлекательная и завораживающая деятельность, которая увлекает и восхищает дошкольников. Использование данных техник способствует развитию творческих способностей  каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, используя все своё  воображение,  и даже можно придумать свою новую необычную технику рисования. Для детей не существует слова «нельзя», они переживают неподдельные незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник на занятиях

  • Способствует  развитию пространственного мышления
  • Учит детей работать с разнообразным материалом
  • Развивает фантазию и творческие способности
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Развивает уверенность в своих творческих способностях
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Способствует развитию умения свободно выражать свой замысел
  •  Воспитывает любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке
  • Способствует снятию детских страхов и эмоционального напряжения
  • Развивает мелкую моторику рук
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  • Развивает чувство радости  и удовлетворения от проделанной работы.

Работа  с использованием нетрадиционных техник должна вестись по принципу « от простого,  к сложному». 

Основные используемые техники:

  1. Рисование ладошкой.
  2. Тычок жесткой полусухой кистью.
  3. Печатание листьями.
  4. Рисование по сырому.
  5. Рисование нитками.
  6. Монотипия.
  7. Граттаж.
  8. Кляксография.
  9. Мятый рисунок.
  10. Рисование солью, манкой, песком  и т д.
  11. Рисование по стеклу.
  12. Рисование с помощью пены для бритья.
  13. Восковые мелки + акварель

Ожидаемый результат:

  • Раскрытие творческой личности в каждом ребенке;
  • Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности;
  • Умение воплощать в работах свои собственные впечатления;
  • Создавать «прекрасное»  своими руками;
  • Ценить свой труд, уважать чужой;
  • Уметь применять теоретические знания на практике;

Технические упражнения:

1. Рисование Ладошкой.

Вам понадобится:

  • Бумага
  • Краски
  • Салфетки
  • Кисточки

Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки. Затем делает отпечаток ладошкой на бумаге. Дополняют свой отпечаток какими-то элементами, и рисунок готов. А как любят малыши окрашивать ладошку друг другу! Столько радости, удовольствия появляется на лице у обоих.

2. Тычок жесткой полусухой кистью.

Вам понадобится:

  • Бумага
  • Жесткая кисть
  • Краски

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.

3. Печатание листьями.

Вам понадобится:

  • Лист дерева
  • Бумага
  • Краски

Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

4. Рисование по сырому.

Вам понадобится:

  • Бумага
  • Губка
  • Гуашь или акварель

Влажной от воды губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью или акварелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

5.Рисование нитками.

Вам понадобится:

  • Бумага формата А4
  • Тушь или гуашь
  • Толстые вязальные нитки
  • Книга

Нитки обмакните в тушь или гуашь и красиво разложите на бумаге ( но кончик нитки должен выходить за край). Накройте еще одним листом бумаги, сверху положите книгу и слегка придавите рукой. Теперь медленно вытягивайте нить. Когда вы уберете книгу и разделите листы, вы увидите, что оба листа покрыты красивым затейливым узором. Узор можно доработать, превратив в полноценный рисунок.

6. Монотипия.

Вам понадобится:

  • Бумага
  • Краски

Складываем лист бумаги пополам и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. На второй половине листа отображается часть рисунка. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.

7. Граттаж.

Граттаж (от фр. gratter - скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Для работы вам понадобится:

  • Бумага формата А4
  • Свеча
  • Тушь
  • Краски
  • Зубочистка

Сначала раскрасьте лист бумаги красками, можно в произвольном порядке. Используйте всевозможные цвета, кроме черного. Дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите лист бумаги свечой. Затем покройте лист тушью, можно в несколько слоев, т.к. тушь сначала будет скатываться с воска. Ждем, когда все просохнет. А теперь самое интересное, процарапываем зубочисткой любой рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.

8. Кляксография.

Вам понадобится:

  • Бумага
  • Акварельные краски
  • Вода
  • Трубочка (футляр от ручки)

Акварельную краску развести водой и накапать ее в оду точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

9. Мятый рисунок

Вам понадобится:

  • Бумага
  • Цветные мелки
  • Восковые мелки
  • Гуашь
  • Губка
  • Вода

На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

10.Рисование солью, манкой, песком  и т д.

Вам понадобится:

  • Бумага
  • Соль, песок или манка
  • Краски акварельные

Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль (песок, манку). Соль насыпается на всю поверхность лита, после высыхания, соль стряхивается (остатки).

11. Рисование по стеклу.

Вам понадобится:

  • Бумага
  • Стекло
  • Гуашь
  • Клей ПВА
  • Простой карандаш

Гуашь смешать с клеем в соотношении 1 : 2. На бумаге простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.

12. Рисование с помощью пены для бритья.

Вам понадобится:

  • Пластиковая палитра (дощечка)
  • Бумага
  • Пена для бритья
  • Кисть
  • Цветная тушь или гуашь

Выдавите пену на пластиковую палитру, размажьте ровным слоем по палитре, капните несколько капель туши (гуашь). Ручкой кисточки сделайте разводы на пене. Теперь положите сверху лист бумаги, слегка прижмите, снимите. Остатки пены уберите бумажными салфетками.

13. Восковые мелки + акварель

Вам понадобится:

  • Бумага
  • Восковые мелки
  • Акварель

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Рисунок закрашивает мелками нужного цвета, затем тонируют лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Я убеждена, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, ведь только творческий педагог может сформировать творческую личность. В своей работе я пользуюсь, и буду продолжать пользоваться простым правилом – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

В чём же заключаются «Особенности организации художественно-эстетического развития дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО»? Почему же столько внимания уделяется художественно-эстетическому развит...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС

Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по зак...

Методическая разработка на тему "Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5-6 лет"

Методическая разработка на тему "Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5-6 лет"...

Консультация для педагогов «Инновационные технологии в организации художественно-эстетического развития дошкольников»

Современная система образования обращена к развитию личности  каждого ребенка, принятию его индивидуальности, созданию условий для его всестороннего развития. Одной из важнейших задач в воспитате...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Особенности организации образовательного процесса по художественно - эстетическому развитию дошкольников»

laquo;Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному т...