Мастер-класс "Детско-взрослые творческие проекты в условиях мастерской"
методическая разработка на тему

Зимагулова Татьяна Михайловна

Мастер-класс для педагогов об организации детско-взрослых творческих проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детско - взрослые творческие проекты в условиях мастерской»

Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи звучит так «Детско – взрослые творческие проекты в условиях мастерской». Прежде чем приступить к работе, предлагаю вам дать определение таким понятиям «мастер» и «мастерская».  

Спасибо за ваши ответы, уважаемые коллеги.

Мастерская представляет собой место, оборудованное для тех или иных работ, главной особенностью которого является большая доля ручного труда.

Мастер – человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло. Мастер – наставник начинающего рабочего конкретного ремесла.

Говоря о мастерских, сразу приходит на ум пошивочная мастерская или мастерская художника, а так как проектная деятельность процесс увлекательный и творческий предлагаю вам на какое-то время стать художниками-абстракционистами.

Приглашаю вас пройти в круг и поприветствовать друг друга ярким, художественным пожеланием дня и сегодняшней встречи (радужного дня, многокрасия эмоций, палитры добрых чувств и т.д.).

Слайд №2

1 шаг Погружение в тему

Новые стандарты в образовании нацеливают на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательности, мотивацию в достижении успеха.

Только тесное сотрудничество дошкольного учреждения и семьи на качественно новой основе обеспечит успешное вхождение маленького человека в большой мир.

Сегодня необходимы новые формы отношений, основанные на участии родителей в планировании и организации образовательного процесса, в оценивании и прогнозировании развития своего ребенка.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно в рамках открытой системы, предполагающей свободный, гибкий, дифференцированный педагогический процесс, комфортные отношения между детьми, педагогами и родителями, интересную и содержательную жизнь. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса  возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, поделиться своими радостями, тревогами и успехами.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, умением стать профессиональным помощником в семье.

Наблюдения из опыта работы показывают, что родители активно включаются в сотрудничество в процессе творческого взаимодействия. Одной из интерактивных форм такого взаимодействия является творческий проект, как один из  самых, на мой взгляд, интересных видов проектов.

Особенность их организации – необходимость поддержания творческой активности, создание условий для выбора материалов, самостоятельного определения участниками целей и содержания для предстоящей деятельности, выбора способов работы и возможность организовать её.

На мой взгляд, самой подходящей формой организации совместной деятельности взрослых и детей в реализации творческих проектов является «мастерская».

Слайд №3

Технология французских или педагогических мастерских основывается на идеях GFEN (groupe fransais education nouvelle) – французской группы движения за новое образование. Это движение, объединившее философов, ученых, общественных деятелей, педагогов Франции (А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др.), возникло в 20-х годах ХХ века. Основные цели данной технологии – овладение учащимися не только знаниями, но и способами умственной деятельности; осознание учащимися закономерностей мира, самих себя и своего места в мире; формирование умений ставить и решать проблемы, развитие коммуникативной культуры, творческих умений; воспитание уверенности в своих творческих способностях.

В нашей стране эта технология была прописана и адаптирована к работе с дошкольниками российским психологом Н.А. Коротковой.

Использование такой формы работы с детьми и семьями воспитанников, как мастерская, даёт возможность нам педагогам, создавать условия для раскрытия творческого потенциала личности, развития общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развития социального и эмоционального интеллекта, сопереживания и эмоциональной отзывчивости, формирования готовности к совместной деятельности.

Важное значение имеет создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки во время этой деятельности, а также атмосферы педагогической и психологической поддержки.

Слайд №5

В чем я вижу преимущество педагогической мастерской?

 Обучение основывается на решении проблемной ситуации. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности при участии мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности. Иногда такими мастерами являются родители моих воспитанников, которые могут поделиться своими умениями.

Предлагаю вам выразить свое отношение к работе мастерской.

Перед собой вы видите будущую картину, которую нам с вами предстоит сегодня нарисовать. Но начнём мы творить не с самой картины, а с её рамы.

Кто знаком с технологией «мастерской» и использовал её в практике – украсьте раму картины зелёным узором;

- кто  знаком с технологией, но не использовал её в практике – жёлтыми элементами;

- кто сомневается, найдет ли применение данная технология в практике – красными элементами.

Слайд №6

Приступая к работе, мастер ставит перед собой цель.

Предлагаю сформулировать цель творческой мастерской в рефлексивных дневниках, вставив пробелы на стр.2 в недостающие слова.

Цель творческой мастерской – обеспечение максимально комфортных условий для благоприятного взаимодействия, личностного роста и развития детей на основе создания единого пространства общения.

Слайд №7

Работа в мастерской  позволяет решить ряд задач в рамках творческих проектов.

Давайте определим их вместе с вами.

Отметьте галочкой в рефлексивных дневниках на стр.3 только те задачи, которые, по вашему мнению, могут быть решены в процессе совместной организации деятельности в творческой мастерской.

Проверяем, что у нас получилось…

– обогащение детско родительских отношений опытом диалогического, эмоционально - насыщенного общения;

– формирование единого образовательного пространства для творчества каждого ребёнка на основе личностного подхода;

– формирование норм и ценностных установок, принятых в обществе;

– формирование навыков сотрудничества между взрослыми и детьми  через совместные творческие проекты;

– развитие трудовых навыков;

– воспитание экологической культуры;

– формирование представления о творческой деятельности;

укрепление престижа семьи и её роли в обществе.

Слайд №8

Работа в мастерской предполагает творческую деятельность: моделирование, конструирование из бумаги и картона, изготовление поделок. Детям очень нравится заниматься такими видами труда, так как они предоставляют возможность экспериментировать с различными материалами, создавать полезные и художественно - эстетически значимые предметы и изделия для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Эта деятельность получила название художественный труд.

Предлагаю выполнить небольшое практическое задание:

Какая фраза, на ваш взгляд, наиболее точно дает определение художественного ручного труда? Предлагаю выбрать 1 или несколько определений или дать свое определение на стр 4.

Художественный труд —  это вид художественной деятельности, в процессе которого ребенок создает красивые, выразительные предметы (на уровне своих возможностей) и украшает, благоустраивает окружающую среду.

Художественный  труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

Художественный труд - один из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежит художественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Слайд №9

Таким образом, художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Спасибо, вы правильно дали определение художественному ручному труду.

Слайд №10

Любой мастер в своей мастерской использует разный материал, так и содержание художественного ручного труда предполагает работу с разными материалами.

В качестве таковых используются: искусственные материалы, бумага и картон, природный, бросовый, ткань, нитки, бисер, глина.

В работе нашей «мастерской» использую направления, которые предполагают изготовление поделок из разных материалов:

  •  «Дары природы» (изготовление поделок из природного материала, соленого теста);
  • «Из бумаги и картона» (изготовление поделок из бумаги и картона);
  • «Не выбрасывай» (изготовление поделок из использованного материала);
  • «Ниточка с иголочкой» (работа с тканью, бисером);
  • «Есть идея!» (изготовление сувениров, подарков для родных и друзей).

В процессе такого труда  дети создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха) и получают огромное эмоциональное наслаждение и удовлетворение.

Отметьте в дневниках на стр.5 те материалы, которые используете вы, добавьте свои, они пополнят мою и ваши педагогические копилки.  

Слайд №11

На мой взгляд, работа в мастерской позволяет воспитанникам стать полноценными членами современного общества: активными, целеустремленными, умеющими конструктивно общаться, эмоционально отзывчивыми, готовыми к совместной деятельности.

Совместные проекты «Бусы расчудесные», «Под солнышком подсолнушки», «Красавицу зеленую в лесах мы сохраним», «Книга - лучший друг», «Чудеса из коробок», «Белая снежинка, лёгкая пушинка», «Нет родней и краше милой матушки нашей» позволили повысить самооценку каждого ребенка, создать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей.

Одним из важных моментов в реализации совместных детско-родительских творческих проектов является форма организации проектной деятельности. Это может быть:

  • Творческая встреча, направленная на решение конкретной задачи;
  • Создание семейного альбома, книги, плаката или оформление семьей страниц общего альбома группы;
  • Сочинение собственной сказки или рассказа и оформление книги с иллюстрациями;
  • Клуб по интересам;
  • Праздник с демонстрацией детских талантов (игровых, театральных и т.д.);
  • Дефиле;
  • Оформление альбома с проектными работами или фотоальбома по проекту;
  • Мастер-класс на котором демонстрируется мастерство в изготовлении поделок в определенной технике с последующим изготовлением поделок по теме проекта.

Этих форм может быть огромное разнообразие. Все зависит от темы проекта, возможностей среды и фантазии педагога.

Приятно наблюдать как родители и дети радуются своим успехам и успехам других. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие, возможность самим стать участниками воспитательно – образовательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.

        С интересными находками из опыта своей работы в данном направлении  я бы хотела с вами поделиться.

Ааааааа

Я приглашаю вас в свою  мастерскую, предлагаю погрузиться в атмосферу творчества, и в процессе совместного увлекательного дела почувствовать себя также комфортно и уютно, как и мои воспитанники и их родители.

Вопрос аудитории:

Какие качества можно формировать у детей в процессе совместной творческой деятельности?

Отметьте эти качества на стр.6 своих рефлексивных дневников. Озвучьте, что у вас получилось.

Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственного поведения, что детям свойственен огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, эти проблемы можно решить в рамках творческой мастерской.

Как же это происходит?

Слайд №17

(слайд: технология работы творческой мастерской)

2 шаг

Представление технологии

Деятельность в мастерской проходит по определенной структуре:

В начале занятия мы проводим ритуал начала. Это может быть любое коммуникативное упражнение, двигательный этюд, игра-приветствие, помогающее настроиться на предстоящую деятельность, почувствовать прилив сил, доброжелательных эмоций по отношению к своим партнёрам.

Следующим важным структурным компонентом мастерской является постановка проблемы и поиск путей её решения. На мой взгляд, эта один из самых непростых моментов для педагога на этапе подготовки к данному занятию. Очень сложно определить проблему таким образом, чтобы она была посильна для ребёнка, но не решалась моментально. Непомерно упростив или усложнив задачу, мы можем на начальном этапе занятия спровоцировать потерю интереса у ребёнка к предстоящей деятельности.

Следующей структурной частью работы мастерской является совместная работа в микрогруппах (индивидуальная, коллективная).

Для объединения участников использую различные социоигровые приёмы, позволяющие в лёгкой игровой форме подобрать себе партнёра по совместной деятельности.

Благодаря использованию данных приёмов участники творческого процесса имеют возможность общаться поочерёдно со всеми партнёрами. В процессе увлекательного дела и полученного результата дети и взрослые сближаются и по новому раскрывают себя и партнёра по деятельности. На мой взгляд, это ещё больше сплачивает детско-взрослый коллектив и создаёт положительную атмосферу в группе.

У детей и взрослых имеется возможность свободно выбирать рабочие места, перемещаться, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. При организации деятельности в мастерской, подобрано определенное содержание, в котором учитывается с одной стороны развивающие задачи, с другой стороны – интересы детей. Для того чтобы удовлетворить потребность ребенка в созидании, ему предоставляется достаточная свобода для реализации его собственных потребностей. Задача воспитателя помочь ребенку сделать собственный выбор, спланировать свою деятельность, осознать важность работы.

Заключительным этапом является ритуал «Я-послание!», которое позволяет дать в доброжелательной форме оценку собственной деятельности и действиям партнёра, а также выразить своё отношение к другим участникам творческого дела.

Фрагменты одной из таких творческих встреч в мастерской я хотела бы вам продемонстрировать.

Прежде чем представить вашему вниманию видеофрагменты совместной творческой деятельности в рамках проекта «Нет родней дружка чем родима матушка», предлагаю участникам объединиться в компании по цвету бейджиков.

Задание 1-я компания - определяет постановку проблемы, пути и способы решения задач;

2 компания - определяет приемы работы и адекватность их использования в соответствии с задачами мастерской;

3 компания  - дает оценку создания условий;

4 компания - наблюдает за детьми и взрослыми, дает оценку их деятельности

Видеозапись «Первой слово, главное слово».

3 шаг

Имитационная игра

Предлагаю вам самим стать участниками мастерской. Каждый мастер совершенствует свое мастерство разными способами: изучает технику узоров, упражняется на образцах.

В качестве небольшой разминки, предлагаю составить план совместной деятельности в рамках проекта «Мой папа лучше всех!».

          Задание для первой компании показать ритуал начала,

          Задание для второй компании продумать и озвучить постановку проблемы,

          Задание для третьей компании поиск решения проблемы, создание условий,

          Задание для четвертой компании итог деятельности «Я послание».

4 шаг

Моделирование

Уважаемые участники нашей встречи! Предлагаю вам самим составить мини-конспект или план-схему детско-родительской творческой встречи в рамках какого-либо проекта. Тематику проекта и встречи вы можете придумать любую, на ваш вкус и фантазию, необходимо только соблюдать структурные части работы мастерской.

Важный момент в работе мастера –  уложиться во временные рамки,  использовать имеющийся материал, но при этом сделать работу оригинальной и неповторимой.

Я предлагаю каждой компании продемонстрировать свои работы. 

 

Пополните свою копилку интересными творческими проектами. На стр.7 вашему вниманию предложена тематика интересных творческих проектов, предложите свои.

Благодарю всех участников за интересную, плодотворную работу. Ваши идеи и находки пополнят педагогическую копилку творческой мастерской.

5 шаг Рефлексия

Творческое взаимодействие участников.

Выразите свое отношение к участию в деятельности на стр.8

-Какие трудности вы испытывали?

-Что вам помогло их преодолеть?

-Легко ли вам было справиться с заданием.

Уважаемые друзья! Предлагаю вам закончить нашу картину. Прошу использовать изобразительные элементы определённых цветов:

  • если мне удалось вызвать интерес к творческим проектам и мастерской как форме работы, и вы обязательно будете использовать данный метод в вашей работе украсьте нашу картину зелёными,

фиолетовыми,

розовыми,

синими элементами;

  • если вы точно не будете использовать метод проектов в вашей работе –

красными и

жёлтыми элементами.

Благодарю всех участников за интересную, плодотворную работу.