Творческий проект «Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности»
проект (средняя группа) на тему

Рябинина Татьяна Евгеньевна

Творческий проект «Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности» для детей 3-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_teatr.skazki_17-18.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»

городского округа г. Бор Нижегородской области

Творческий проект

 «Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности»

                                                               

Автор-составитель: Рябинина Т.Е, воспитатель

                                                                 

                                                                 

г.о.г. Бор

2017

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности.

Вид проекта:

Исследовательски-творческий, игровой, групповой, долгосрочный

Продолжительность проекта:

01.09.2017 – 31.05.2018

Проблемная ситуация: 

- недостаточно внимание родителей и детей к театру,

- низкий уровень развития речи воспитанников,

- мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»,

- недостаточное оснащение театрального уголка группы,

- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Цель:

создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Задачи:

- Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

- Обогащать словарный запас детей, активизировать речь.

- Совершенствовать диалогическую речь детей.

- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.

Руководитель проекта:

Рябинина Т.Е., воспитатель.

Участники проекта:

педагоги,  воспитанники, родители  (законные представители) воспитанников.

Оборудование, средства и материалы:

Русские народные сказки, литературные сказки, фланелеграф, виды театра, компьютер, магнитофон, проектор.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир!»

С.И. Мерзлякова

Речь - важнейшая психическая функция человека, способность к познанию, самоорганизации, общение с другими личностями, другими культурами, помогает ребенку в развитии его нравственных чувств, творческих способностей.


           Дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.


             Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщения детей к книге: 

- выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение к книге.


-   иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской   литературы   -   предложить   детям   нарисовать   запомнившегося   героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.

-  литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая   особое   значение   подготовительному  этапу:   чтению   книг,   организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.

-  кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением   кукол,   могут  быть  не  только   слушателями,   но   и  полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.



АКТУАЛЬНОСТЬ

Педагогический проект  предназначен для воспитанников младше-средней группы МБДОУ д/с №21 «Ладушки». Данный материал будет полезен воспитателям, родителям, логопедам. Проект направлен на приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок

            Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность. 

Основные направления речевой работы в театрально-игровой деятельности: Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Этап

Участники

Цель

1 этап: информационно-подготовительный

Работа с педагогами

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;
  • познакомить с его целями и  задачами;
  • подвести к видению своего места в проекте.

Взаимодействие с родителями

  • заинтересованность родителей проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную игровую деятельность с детьми;
  • направить на совместное чтение сказок.

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • расширить представления дошкольников о видах театра, сказках и их видах.

2 этап: организационно - практический

Работа с педагогами

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой и коммуникативной деятельности.

Взаимодействие с родителями

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области развития речи детей дошкольного возраста.

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • формировать у детей представление о видах театра;
  • воспитывать интерес к театру;
  • закрепить знание содержания сказок;
  • сформировать желание быть похожими на положительных героев;
  • развивать  умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания.

3 этап:

итоговый

Работа с педагогами

  • повышение качества театральной, игровой и коммуникативной деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
  • систематизация накопленного педагогического опыта.

Взаимодействие с родителями

  • совместные семейные чтения сказок, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми;
  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ воспитанников),
  • развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина, театрализованная деятельность).

ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

- Социально-коммуникативное развитие,

- Познавательное развитие,

- Речевое развитие,

- Художественно-эстетическое развитие,

- Физическое развитие.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Использование русских народных сказок в активной речи детей.
  • Пополнение картотеки аудио-, видеоматериалов, презентаций по русским народным сказкам.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи.
  • Вовлечение дошкольников в театральную  деятельность.
  • Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этап проекта

Совместная деятельность

1 этап: информационно-подготовительный

Формулируется проблема, цель и задачи проекта.

Подбор и изучение методической литературы.

Предварительная работа с детьми по теме.

Ознакомление родителей воспитанников с проектом.

Анкетирование родителей

Родительское собрание

2 этап: организационно - практический

Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.

Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта.

Оформление дидактического материала.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта.

Просмотр видео, фотоматериалов.

Чтение сказок

Конструирование с крупным строительным материалом по теме.

Драматизация сказок.

Проведение развлечений.

Консультации с родителями.

3 этап:

итоговый

Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки.

Итоговое мероприятие6 развлечение «В гостях у сказки»

Оценка этапов реализации проекта воспитанников.

I ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Сроки

Содержание деятельности с детьми

01-30 СЕНТЯБРЯ

2017 г.

  • Опрос детей по темам «Моя любимая сказка».
  • Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома».
  • Родительское собрание «Сказка в жизни ребенка»
  • Беседа «Бережное отношение к книгам».
  • Просмотр с воспитанниками книг со сказками.
  • Оформление книжного уголка.

2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Октябрь 2017

Тема «Сказки о животных»

  • Беседа «Кто передаёт сказки из поколения в поколение?»
  • Ежедневное чтение русских народных сказок о животных.
  • Выставка книг «Сказки о животных»
  • Настольный театр «Волк и семеро козлят»
  • Игра-драматизация «Теремок»
  • Дид. игра «Собери  сказку»

Ноябрь 2017

Тема «Сказки К.И. Чуковского» 

  • Изготовление масок и атрибутов к сказке «Телефон» (родители совместно с детьми)
  • Ежедневное чтение сказок К.И. Чуковского.
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Сказки К.И. Чуковского»
  • Кукольный театр «Айболит»

Декабрь 2017

Тема «Зимняя сказка»

  • Украшение группы «Зимняя сказка» (совместно с родителями)
  • Изготовление игрушек и поделок
  • Просмотр иллюстаций к сказкам
  • Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему
  • Просмотр русских народных сказок на зимнюю тему
  • Слушание аудио-сказок
  • Выставка книг «Снежные сказки»
  • Настольный театр «Морозко»
  • Кукольный театр «Снегурочка»

Январь 2018

Тема «Сказочный домик»

  • Просмотр иллюстраций к сказкам
  • Ежедневное чтение сказок на по теме («Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «Под грибом» и т.п.)
  • Слушание аудио-сказок
  • Выставка книг «Сказочный домик»
  • Настольный театр «Теремок»
  • Кукольный театр «Три поросенка»
  • Просмотр презентации «Кто в тереме живет?»
  • Настольный театр «Заюшкина избушка»
  • Ложковый театр «Три поросенка»

Февраль 2018

Тема «Необычный сказочный герой»

  • Беседа «Необычные сказочные герои»
  • Изготовление масок и атрибутов к волшебным сказкам (родители совместно с детьми)
  • Ежедневное чтение русских народных сказок
  • Слушание аудио-сказок (пополнение аудиотеки сказок)
  • Настольный театр «Маша и медведь», «Коза-дереза»
  • Кукольный театр «Три медведя»
  • Пальчиковый театр «Колобок»

Март 2018

Тема «Сказки о домашних животных» 

  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам о животных (родители совместно с детьми)
  • Ежедневное чтение сказок
  • Просмотр сказок о домашних животных
  • Настольный театр «Кот и лиса»
  • Кукольный театр «Кот, петух и лиса»
  • Пальчиковый театр «Теремок»

Апрель 2018

Тема «Поучительные сказки»

  • Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо»
  • Ежедневное чтение сказок поучительного характера («Вершки и корешки», «Заяц-хваста и т.п.)
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Просмотр сказок «Добрые сказки»
  • Настольный театр по сказкам
  • Кукольный театр (по выбору)
  • Изготовление ложкового театра «Три медведя», «Маша и медведь»

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ

 

Сроки

Содержание деятельности с детьми

МАЙ

2018 г.

- Подведение итогов.

- Оформление проектной папки.

- Презентация отчета по реализации проекта.

- Итоговое мероприятие – развлечение «В гостях у сказки»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Проектная деятельность – это эффективный метод для развития речи, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, русского богатого образного языка. Из-за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.         

     

         Сказка как художественное произведение является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

В любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие творческого мышления через сказку. - М., 2015.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы.// Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.
  5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2005. 
  8. Ивянская И. Мир жилища. - М: Дограф, 2000.
  9. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Арти, 2005.
  10. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
  11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Сфера, 2007. 
  12. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. - М.: Вентана-Граф, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

"Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

консультация предназначена для педагтогов ДОУ, содержит практические рекомендации, соответствует ФГОС ДО...

Консультация для педагогов "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

В представленной консультации раскрыты условия, а также основные педагогические методы и приемы для развития речи дошкольников в ДОУ. Данная работа будет интересна практическим работникам дошколь...

Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"

Одно из условий  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...

Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе

Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе...

Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в первой младшей группе

Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в первой младшей группеПодготовила воспитатель: Александрова Т.Ю Главным на данном возрастном этапе является следующее:- развитие реч...