Формирование развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.
материал (подготовительная группа) на тему

Костина Ирина Евгеньевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_razvivayushchey_predmetno.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.

Выполнила: воспитатель Костина И.Е.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

При построении предметно-пространственной среды учитываются следующие принципы:

- принцип открытости и доступности;

- трансформируемости;

-вариативности;

-полифункциональности;

-безопасности;

-насыщенности.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

-зона повышенной активности;

-зона умеренной активности;

-зона средней активности.

Зона повышенной активности (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя: центр игры, центр двигательной активности, центр музыки, центр театра, центр дежурства.

Зона умеренной активности:

-центр книги, уголок уединения, центр занимательной математики.

Зона средней активности (в которой размещается оборудование для организации совместной и регламентируемой деятельности) включает в себя: центр познания, центр экспериментирования, центр творчества, центр безопасности, центр конструирования, центр патриотического воспитания.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. «Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (транспорт разного вида, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки -  животные, куклы, наборы посуды и т.д.)

«Центр двигательной активности»  может быть оформлен как мини тренажерный зал. Данный центр содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки, массажеры, кегли, скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп и т.д.

«Центр музыки» способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей. Здесь должны быть размещены музыкальные игрушки (соразмерные руке ребенка), народные игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки с песнями исполняемыми на музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песен, записи звуков природы т. Д.

«Центр театра» - важный объект развивающей среды. Поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу. В «Центре театра» размещена ширма, маски сказочных героев, кукольный, перчаточный, пальчиковый, настольный виды театра.

«Центр дежурства» располагается у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. В центре располагается доска с карманами, окошками для фотографий дежурных. Карточки с фотографиями детей или картинками, обозначающими каждого ребенка; график дежурства, фартуки, косынки, колпаки, нарукавники и т. д. алгоритмы выполнения трудовых действий дежурными.

 «Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения. 

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, оборудовано уютным диваном с множеством мягких мини-подушек разных форм. В нашем «уголке уединения» может жить сказочный персонаж. Ребёнок может поведать ему свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса, индивидуальные фотоальбомы с фотографиями близких – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

«Центр занимательной математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, числовой ряд, счеты, песочные часы, чашечные весы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных геометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик, современные пазлы, игры на поиск недостающего объекта в ряду, на установление последовательности по степени возрастания (убывания), развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Шашки» и т.д. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

«Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной степени сложности. В «Центре познания» содержится: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь, транспорт, посуду «чудесные мешочки», материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика, схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков, схемы звукового состава слова, материалы для развития у детей графических навыков, доска, мел, указка,  календарь недели, глобус, географические карты, детские энциклопедии и познавательную детскую художественную литературу, циферблат часов.

«Центр экспериментирования»  В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения.

В «Центре творчества» размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных, пошаговые инструкции, мольберт, раскраски), для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, кусочки ткани, всевозможные пайетки). «Центр творчества» может быть дополнен «Стеной творчества». Все детские работы выставляются в специально отведенном месте.

«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащается необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения.

«Центр конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала. Центр располагается вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Содержание строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В центре располагаются образцы построек  различной сложности. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме. Смена образцов построек осуществляется 1-2 раза в месяц.

«Центр патриотического воспитания»  Содержание материала в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у детей сохранился интерес. Центр требует частичной изоляции, расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика города, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном городе дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей области. Подбирается художественная литература по краеведению, оформляются альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город», «Моя семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

В презентции представлен проект создания развивающей предметно-прорстранственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в подготовительно...

Организация предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.

Цель: формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.Основные задачи:1. Создать благоприятные условия для творческого саморазвития личности каждого ребенка;2...

«Предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»

Публикация о том как в соответствии с ФГОС можно организовать предметно-пространственную среду в подготовительной к школе группе....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В данной статье даётся краткое описание организации развивающей предметно - пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»...