Конспект открытого занятия с детьми среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности «Почемучки»
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Леонова Людмила Леонидовна

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

 -Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

-Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предложенным алгоритмом деятельности.

-Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

-Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

-Обогатить словарь детей новыми словами.

-Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

-Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

воспитывать любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:  лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • аудиозапись муз. «Шум прибоя»;
  • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
  • стаканчики с водой (по количеству детей);
  • трубочки-соломинки (по количеству детей);
  • вееры (по количеству детей); воздушные шары (по кол-ву детей).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Вахтанский детский сад «Елочка»


Конспект открытого занятия

с детьми среднего дошкольного возраста

по формированию основ познания окружающего мира

и развитию познавательной активности

 «Почемучки»

Тема: «Свойства воздуха»

Составила: воспитатель

 Леонова

Людмила Леонидовна

2016 г.

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

 -Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

-Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предложенным алгоритмом деятельности.

-Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

-Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

-Обогатить словарь детей новыми словами.

-Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

-Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

воспитывать любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:  лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • аудиозапись муз. «Шум прибоя»;
  • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
  • стаканчики с водой (по количеству детей);
  • трубочки-соломинки (по количеству детей);
  • вееры (по количеству детей); воздушные шары (по кол-ву детей).

Ход занятия:

Организационный момент

(Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, к нам приходил почтальон и принес  письмо от профессора  Почемучкина! Откроем, прочитаем его?

Дети: Да!

Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я прошу вас мне помочь. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!

Дети: Да! Согласны!

Воспитатель: послушайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг себя.  Вы видите воздух?

Дети: Нет!

В: Если мы не видим воздух, значит он какой? Как иначе можно сказать.

Дети: Невидимый.

Воспитатель: Может, у воздуха есть цвет?

Дети: Нет, он бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Подумайте,  пож-та,   есть ли запах у воздуха? Что нужно сделать, чтобы узнать?  (понюхать) Понюхайте воздух. Чем пахнет воздух?    

Дети: ничем, он без запаха.

 В: Правильно. Какой же вывод мы с вами можем сделать?

(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)

Вывод : Воздух невидимый, прозрачный, без запаха.

Посмотрите пож-та на схемы.

(Использую схемы, знакомые детям, обозначающие:

-не имеет запаха;

-бесцветный;

-невидимый).

Воспитатель: Но ребята, раскрою вам секрет.  Воздух  всё-таки можно обнаружить, если мы его поймаем. Хотите научиться ловить воздух?

Дети: Да, хотим!

Опыт 1

Воспитатель: Перед вами лежат полиэтиленовые пакетики, возьмите пож-та их.

Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.  (Показываю детям, они действуют по показу)

В: Что в пакете?

Пакет полон воздуха, и стал  похожим  на подушку.

Какой воздух по весу?   Он  легкий или тяжёлый?  Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал пустым.  Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

В: Какой же вывод мы можем сделать?

(Дети думают, высказываются. Если затрудняются, помогаю сформулир. вывод)

Вывод : воздух существует, он невидимый, легкий, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей?

Д: Да!

В: А как это можно доказать? Подскажите мне пож-та, может кто-то знает?

(Дети думают, высказывают свои предположения)

В: Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети: мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат, вдыхают и выдыхают воздух. Но правильно вдыхать воздух через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко носом, а затем выдохнем через рот.

(Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки»)  

В: Ребята, перед вами лежат снежинки, возьмите пож-та их за ниточку, подуем вместе на снежинки, от выдыхаемого воздуха они закачаются, закружатся   так мы обнаружим, что  воздух был внутри нас.

Опыт 2

Воспитатель: А вот как ещё можно обнаружить воздух.  Перед вами лежат соломинки  и стаканчики с водой, попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети: пузырьки.

Воспитатель: а что они делают?

Дети: Пузырьки поднимаются наверх.

Воспитатель: почему? (помогаю детям сформулировать ответ, если затрудняются)

Дети: Мы выдыхаем из себя воздух, а пузырьки – это и есть воздух.

В: Какой же вывод мы с вами можем сделать?

(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)

Вывод: воздух существует вокруг нас и внутри нас. 

Опыт 3

Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать. Может человек жить без воздуха? Я предлагаю сделать вывод.

ВыводЧеловек не может жить без воздуха.

(Предлагаю немного размяться)

Физминутка

Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите пож-та как можно почувствовать воздух?

Дети: Подуть и т. п. 

Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно почувствовать воздух?

(Дети высказывают свои предположения)

Опыт 4

В: Ребята, перед вами на столе лежит веер. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

В: Да, ветер можно почувствовать на улице. Значит ветер-это что такое?

(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Мы с вами очень много узнали сегодня о воздухе,  сделали выводы и помогли профессору Почемучкину, а ответ ему мы напишем вечером. Хорошо?

Д: Да!

В: Я предлагаю еще раз повторить наши выводы. (Повторяем вместе с детьми)

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, легкий, бесцветный, прозрачный, без запаха.

Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас.

Вывод 4Человек не может жить без воздуха.

Вывод 5: Ветер – это движение воздуха.

В: Молодцы! Мы с вами хорошо потрудились, а теперь немножко отдохнем.

Релаксация

Воспитатель: Закройте пож-та глаза (включаю спокойную музыку «Шум прибоя»)

Представьте, мы с вами на берегу моряЯрко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки. Мы вдыхаем чистый, свежий морской воздух. Нам хорошо и приятно. Но вот вдалеке что-то виднеется…

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие красивые, разноцветные шарики прилетели к нам с моря. Это ветерок дул, дул и принес к нам эти шарики, потому, что они легкие и внутри у них что?

Дети: Воздух!

Рефлексия

 (Дарю детям шарики на память о занятии, хвалю за работу)

Вопросы к детям (какие опыты понравились, понравилось ли играть)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/077c/000362db-c6cdd603/hello_html_m6186a91f.jpg

C:\Users\PC\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\hello_html_m6186a91f - копия.jpg

C:\Users\PC\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\hello_html_m6186a91f.jpg

C:\Users\PC\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\hello_html_m6186a91f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Формирование мышления.

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста  с нарушением интеллекта. Формирование мышления (3 год обучения).Тема: «Сначала-потом»....

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию нравственно-этических норм через чтение художественной литературы

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная от...

Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности "Что такое реклама?"

Задачи:Дать представление о рекламе, ее истории, видах и значении.Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли ...

Открытый показ, с детьми среднего дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни на тему: «Полезные и вредные продукты»

Цель:Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные прод...