Наблюдение за живой природой
учебно-методическое пособие на тему

Cагирова Елена Владимировна

Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nab.zhiv_.odt28.33 КБ

Предварительный просмотр:

1.Наблюдение за деревьями.

Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление

Словарная работа : активизация: рябина, береза, , ягоды, сладкая,горькая.

 

Художественное слово : «Рябина» И. Токмакова.

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела?

Беседа по содержанию стихотворения .

Ребята,какое у нас сейчас время года?(осень).Давайте мы посмотрим за осенними деревьями,какие они.

Посмотрите ребята,это рябина. Что у нас есть у рябины(ягоды)?А какие они горькие или сладкие?(горькие)Ребята,посмотрите какие листья у рябины,они маленькие но из очень много,они овальные.

А это у нас берёза. Ребята что это у нас(ствол).Какой он у нас не обычный белый,в чёрную крапинку. А листочки как вы думаете на что похожи?(капельки)

Вопросы:

1.Ребята,какие мы сегодня видели деревья?

  1. Какой у нас ствол у берёзы?
  2. Какие цветом ягоды у рябины?

2.Наблюдение за птицами

Цель : закрепить знания детей о внешнем виде, повадках воробьев. Воспитывать бережное отношение к птицам. 

Словарная работа : активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.

 

Художественное слово : Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли,

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

Беседа по содержанию стихотворения .

Прилетели ли к нам на участок воробьи? Что они делают? Покажите, как они ходят, машут крыльями, какие издают звуки?
— Что едят воробьи?
— Как об этом говорится в загадке?
— Какое сейчас время года? Есть ли зимой для воробьев букашки, червячки?
— Чем мы можем помочь воробьям?

Покормить крошками. Тихо отойти в сторону, не мешать воробьям клевать хлебные крошки. Во время подкормки воробьев закрепить знания детей об их внешнем виде.

Вопросы:

1.За кем мы сегодня наблюдали?

2.Чем мы можем покормить воробья?

3.Наблюдение за бабочкой

Цели:  расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе;

способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Худ.слово:

 Не птица, а с крыльями. Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.)

Беседа:

Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки.  

Ребята,посмотрите какие красивые бабочки? Бабочки очень любят цветы,они собирают нектар. Посмотрите,у бабочки 2 пары крыльев. У них есть усики и очень большие глаза.

Вопросы:

1.Сколько пар крыльев у бабочки?

2.Что еще есть у бабочки?

4.Наблюдение за птицами, их повадками.

 

Цель : Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных   птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Обратить внимание   на воробьев и синиц, послушать, как поют эти птицы,   наблюдать за быстротой их     движений.

Рассказать о том, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. (Молодняк летит посередине). Журавли летят клином. Цапли и гуси –шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых.

Художественное слово : 

  Льет дождь холодный,  словно лед.

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Беседа по содержанию стихотворения .

 

5. «Наблюдение за одуванчиком».

Цель; Формировать знания детей о первых весенних цветах, одуванчиках.

Познакомить со строением цветка и его особенностями.

Научить подбирать образные слова и выражения.

Воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений.

Ход;

Ребята, посмотрите в окно, пришла весна и раскрасила нашу землю в яркие цвета. Посмотрите как стало красиво. Я предлагаю вам пойти на одну красивую полянку, где расцвело много цветов. (Дети с воспитателем идут к поляне, где расцвели одуванчики).

- Посмотрите,как красиво. Сколько много цветов. Они как маленькие солнышки упали на зеленую траву и раскрасили землю. (Даю детям время полюбоваться красотой, читаю стихотворение.)

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся, улыбнулся;

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой!»

Что это за цветок? (одуванчик)

Какого цвета его шапочка? (желтая, белая)

У цветка есть стебель и листья (Рассматриваем).

Какого цвета стебель и листья?

А это живой цветок или нет?

Где растет живой цветок?
В какое же время года цветет одуванчик?

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в зеленой траве,- нектар для насекомых.

С чем можно сравнить одуванчик?

Желтый, как солнышко.

Круглый, как….

Мягкий,как….

Белый, как…

Пушистый, как…

Хрупкий, как….

Вот какой необычный цветок!

Одуванчик очень полезное растение, из него можно делать салат, лечит болезни, варить варенье. Им питаются насекомые и животные. Это очень красивый весенний цветок.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

6.«Наблюдение за щенками»

Цель: закреплять представление о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки, сравнить с  игрушечным щенком чем похожи в чем различие, щенок живой и тд.  

Нет, не просто подарили

Очень славного щенка,

Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках,

Подрастет щеночек мой —

станет он собакой.

Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище, слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.

Вопросы:

1.Какой у нас щенок?(маленький)

2.Кто его мама?(собака)


7.Наблюдение за муравьями.

Покажем Мишке, где живут муравьи»

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Познакомить с муравьями.

Ход   наблюдения

 Рассмотреть муравейник. Из  чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята, 

8.     «Наблюдение за белкой»  

ЦельФормировать целостное понимание о животных. Продолжать знакомить с  дикими животными, знать строение тела, характерные особенности, название детенышей. Воспитывать бережное отношение к животным.

Повторить с детьми потешку:

Сидит белка на тележке продает она орешки

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку

9.«Наблюдение за птицами во время кормления»

Цели: прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.

Ход   наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка, в сером армячишке, По двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

  1. Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)
  2. Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто  же это? (Воробей.)

10.« Наблюдение за елью»

Цели: формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход   наблюдения

На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.

Ее всегда в лесу найдешь

— Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Подвести детей к ели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

консультация для родителей "наблюдение за живой природой летом"

материал содержит рекомендации для родителей по наблюдению за живой природой...

Доклад на тему:"Наблюдения за живой природой на прогулке во второй младшей группе"

Подготовила: Остробородовавоспитатель младшей группыВоспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы ...

«Как помочь ребёнку в создании карт наблюдения за живой природой с использованием символов и пиктограмм»

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования  помогают методы моделирования и мнемотехники....

Картотека наблюдений за живой природой

Картотека наблюдений за живой природой...