Планирование работы в адаптационный период
консультация на тему

Ковтунова Анна Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._adap.perid_.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНУШКА»

Г. ВОЛГОДОНСКА

Консультация

на тему:

« ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД»

                                                                                                            Воспитатель:  

                                                                                                             Ковтунова А. В.

г. Волгодонск

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно, если ребёнок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребёнку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции и т.п. Дети, посещающие детский сад, с раннего возраста учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки.

        Когда малыш отделяется от семьи и идёт в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является ведущей.

        Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма в психике) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнить новые требования).

        Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от способностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания.

        С приходом в детский сад у малыша начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких,  встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными, могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие существования в детском саду и семье.

        Ребёнок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился. Например, снова начинает сосать палец, грызть ногти. Отчего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определённого режима: укладывания, кормления и т.д., а так же стереотипов общения. Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребёнка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Стереотипы помогают ребёнку действовать не задумываясь, не тратя лишней энергии. При поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Всё это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьёзных заболеваний. Чтобы этого не произошло, и адаптация детей к режиму дошкольного учреждения прошла успешно, проводится соответствующая подготовка.  

        При первом посещении дошкольного учреждения родителей необходимопознакомить с Уставомдетского сада, родительским договором, им вручается Памятка, в основе которой – информация рекомендательного характера о пребывании в детском учреждении. Так же проводится экскурсия по детскому саду, происходит первое знакомство с воспитателями и группой, которую будет посещать ребенок.Родители заполняют анкету, которая  поможет, как можно больше узнать об особенностях поведения ребенка  и его привычках, состояния его здоровья, уровне развития, питании, получить сведения о семье, для установления индивидуального эмоционального контакта с ребенком. Это позволит формировать у ребенка положительное отношение к детскому саду, навыки общения.

На следующем этапе ребенок находится в детском саду 2-3 часа без мамы в течение недели. В этот период продолжается  эмоциональный контакт с малышом (он сам идет на руки, на колени, принимает ласку), закладываются основы доброжелательного отношения к сверстникам, закрепляется умение ориентироваться в пространстве, способствуйте развитию игры «рядом», побуждайте к самостоятельным действиям в группе. Время пребывания детей в группе увеличивается до 4 часов.

К концу недели малыш по желанию остаётся на дневной сон. И только после этого дети посещают детский сад в течение всего дня.

Период адаптации детей длится от одного до двух месяцев.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому в этот период ребенок приучается к приему пищи в детском саду (привыкание к новому ассортименту блюд, их вкусовым качествам); формируется у малыша навыки самообслуживания, побуждается к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого; учится слышать голос воспитателя, откликаться на его призыв, просьбу.

В первое время пребывание малыша в детском саду осложняется поведенческой реакцией, нарушается сон, питание, коммуникативность, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на его состоянии здоровья. Поэтому в период адаптации важно проведение закаливающих процедур с детьми. Следует проводить специальные закаливающие процедуры, делать их регулярно и в игровой форме. Так, например, при мытье рук читать потешки: «Водичка, водичка...», «В ручейке вода струится...», «Ай, лады-лады, лады...». Умывать детей в течение дня прохладной водой. Стараться с самого раннего возраста учить малышей самим видеть необходимость выполнения тех или иных действий, в данном случае гигиенических. Закаливание воздухом должно происходить незаметно для ребят. Ежедневные прогулки в любую погоду, солнечные и световоздушные ванны, сон без маек при открытых фрамугах -  все это оказывает незаменимое воздействие на укрепление здоровья детей в адаптационный период. Любят малыши и пальчиковую гимнастику, которая благотворно влияет на координацию движений,  способствует формированию их представлений об окружающем мире. При организации закаливающих процедур учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка и пожелания родителей. Проведение закаливания в период адаптации помогает снизить уровень инфекционно-воспалительных заболеваний, нормализует поведенческие реакции детей.

Работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Её необходимо планировать. И подходить к этому нужно соответственно, профессионально и творчески.

Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребенку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Правильно спланированная работа поможет воспитателю умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.

В адаптационный период фронтальные занятия с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам работы. Возможна работа с небольшими подгруппами детей (3-4 малыша). Но даже в таких малочисленных подгруппах дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре выбирают не сверстника, а взрослого.

Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы. Планируя игровое взаимодействие необходимо подбирать разнообразные виды игр:

1. сюжетные;

2. игры с водой;

3. игры с песком;

4. пальчиковые игры;

5. игры с дидактическими игрушками;

6. игры-забавы.

7. деятельность детей с пластмассовыми  и деревянными конструкциями, а так же конструирование из мягких модулей.

Также необходимо включать в планирование деятельности:

1. чтение стишков;

2. рассказывание сказок;

3. пение песенок;

4. слушание музыки;

5. рассматривание игрушек, книжек, картинок;

6. наблюдение за объектом природы;

7. рисование картинок для детей.

Планируя прогулки и развивающую деятельность ребенка педагог подбирает:

1. игровые упражнения;

2. подвижные игры;

3. музыкальные игры.

Одной из главных составляющих протекания адаптации является здоровый сон. Чтобы он был достаточно полноценным, ребенок, прежде всего, должен устать. Поэтому в течение дня, ребенок должен нести определенную физическую и интеллектуальную нагрузку. Подробнее следует остановиться на сказке перед сном. Наиболее целебные сказки те, которые передавались из поколения в поколение. Существует ряд сюжетов, которые встречаются у всех народов мира. Живут в веках легенды о подвигах трех богатырей, о злых драконах и могучих волшебниках. Несмотря на детский интерес к «телепузикам» или «рейнджерам», этих героев не назовешь полноценной заменой семи богатырям. По моему мнению, важную роль играет не только сказка, которую мы читаем, но и то, как мы ее читаем. Важен тон и тембр голоса. Если сказка несет в себе цель успокоить или усыпить ребенка, то и читать ее нужно спокойно, даже монотонно.

Проведение игр- занятий с детьми осуществляется сразу по приходу детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановке, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок при поддержке взрослого человека.

Цель  занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие чувства ритма, общения и мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие игровых навыков, произвольности поведения.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Как правило, занятие начинаются с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другими задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроить на совместную групповую работу.

В основную часть  занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться со сверстниками. Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Предметно-развивающая среда мотивирует деятельность детей. Она  мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей, игрушки доступны для самостоятельного пользования, площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей.

 Во время  утреннего приема детей проводятся  речевые настройки, психологические игры, утренняя гимнастика, повышающие эмоциональный настрой детей.

Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик.  В группе можно  послушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы»и др. Слушание музыки помогает  детям расслабится, успокоится, а также развеселится и поплясать. Во время укладывания спать могут звучать колыбельные песни или спокойная музыка, это снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх.

Чтение ребенку  произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и  благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. Использование фольклора  поможет достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, пробуждает познавательную активность. Известно, что  фольклорные произведения  можно подобрать на все случаи жизни.

Можно использовать игры-забавы: «Разноцветный зонт», «Курочка и цыплята», «Раз грибок, два грибок», «Лошадки», «Спрячемся в домик». Эти игры имеют неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове.  Эти игры помогут  завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание.

Упражнения на релаксацию  – один из способов  предотвращения стресса у детей, они оказывают положительное влияние на психическое здоровье ребенка. Это – дыхательнаягимнастика,  игровые упражнения для мышечного и эмоционального  расслабления, элементы телесной терапии. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

 Организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, педагог воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры, с ней связано возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих.Неоценимую услугу оказывает в этом включение в педагогический процесс с детьми  коммуникативных игр. Когда малышам одиноко в новой непривычной обстановке, именно, игра в «общение» может скрасить первое время пребывания в детском саду («Давайте познакомимся», «Кто в домике живет?», «Чей голосок?»).  Кроме того,  с помощью совместных коммуникативных подвижных игр, можно позабавить ребят, развеселить их пребывание среди незнакомых людей, зарядить его эмоциями, настроениями. ( «Мы скачем по дорожке», «Большие ноги», «Карусели», «Салют», «Воздушные шары»)

Очень радует детей совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой. Это прибаутки («Ладушки - ладушки», «Догонялки»; игры с пальчиками «Сорока - сорока», «Семья»). В игре «Ладушки»  назвать имена всех детей; «... маслом поливала, детям давала: Саше два, Маше два, Кате два...» При этом касаться ладошек каждого ребенка своими руками.  Тактильный контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Стеснительным и замкнутым детям эти игры помогают быстрее преодолеть внутренний барьер и пойти на контакт со взрослыми и сверстниками.

Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, используют народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать).Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины. Овладевает разнообразными движениями и действиями. При этом словарь обогащается названиями не только предметов, но и действий с ними, признаками.

 Сенсорные игры дают ребёнку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.

Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. На этапе адаптации необходимо  использовать  игры, направленные на развитие тактильно–кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребёнка не только развивается мелкая моторика, но и речь. И если ребёнок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх он может чувствовать себя раскрепощённо. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.  

Пальчиковые  игры  замечательны  по своей сути, они  не только развлекают малышей, но и способствуют формированию их представлений об окружающем мире, развивают речь, тренируют память, умение соотносить свои движения с текстом, развивают  мелкую  моторику рук. Кроме того, монотонные движения руками или сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции

Необходимо включать пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально-стимулирующей гимнастики.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому, большое внимание в период адаптации уделяется работе с родителями. Предлагаются им анкеты, которые могут лучше узнать об их интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья. Разъясняются значение режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок. Уточняются пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Некоторые родители видят, что ребенок недостаточно самостоятелен в группе (например, не приучен к горшку). Они пугаются и перестают приводить его в детский сад. Это происходит потому, что взрослые не готовы «оторвать» ребенка от себя. В личных беседах необходимо стараться объяснить родителям, что их повышенная тревожность мешает ребенку адаптироваться к новым условиям.

На стенде для родителей надо размещать информацию и проводить консультации: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения», «Закаливание в семье», «Значение режима дня для воспитания», «Какие игрушки нужны детям», «Психологические особенности детей раннего возраста». Необходимо объяснить родителям, что в жизни ребенку придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность, потому что наблюдения показывают, что если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых непривычных условиях.

Использование данной технологии приведет к адекватному, менее безболезненному приспособлению детей к условиям ДОУ: они быстрее войдут в жизнь группы, проявят самостоятельность в общении совзрослыми и сверстниками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планирование работы в адаптационный период"

Планирование работы воспитателя в адаптационный период...

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Косультация для воспитателей "Планирование работы в адаптационный период"

Адаптация , как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям....

Планирование оздоровительной, образовательно-воспитательной работы в адаптационный период

laquo;Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…» В. М. Бехтерева...

Календарное планирование по теме: Адаптационный период

Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к котор...