Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.
консультация на тему
Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.
Консультация для воспитателей.
Здравствуй, детский сад!
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новою социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
В этот адаптационный период необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста впечатлительны и эмоциональны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными , так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подрожать их действиям.
Проведение игр- занятий с детьми осуществляется сразу по приходу детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановке, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок при поддержке взрослого человека.
Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
Параллельно с решение основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развитие чувства ритма, общения и мелкой моторики, координации движений;
- Развитие игровых навыков, произвольности поведения.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Как правило, занятие начинаются с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другими задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроить на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться со сверстниками.
Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Предметно-развивающая среда мотивирует деятельность детей. Она мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей, игрушки доступны для самостоятельного пользования, площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей.
Во время утреннего приема детей проводятся речевые настройки, психологические игры, утренняя гимнастика, повышающие эмоциональный настрой детей.
Полочка с домашними вещами и игрушками способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у ребенка чувства уверенности в себе.
Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, рассматривание которых всегда поднимают настроение загрустившему малышу. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. В группе можно послушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы»и др. Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и поплясать. Во время укладывания спать могут звучать колыбельные песни или спокойная музыка, это снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх.
Чтение ребенку произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. Использование фольклора поможет достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, пробуждает познавательную активность. Известно, что фольклорные произведения можно подобрать на все случаи жизни.
Можно использовать игры- забавы: «Разноцветный зонт», «Курочка и цыплята», «Раз грибок, два грибок», «Лошадки», «Спрячемся в домик». Эти игры имеют неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание.
Упражнения на релаксацию – один из способов предотвращения стресса у детей, они оказывают положительное влияние на психическое здоровье ребенка. Это -дыхательная гимнастика, игровые упражнения для мышечного и эмоционального расслабления, элементы телесной терапии. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, педагог воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры, С ней связано возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих.Неоценимую услугу оказывает в этом включение в педагогический процесс с детьми коммуникативных игр. Когда малышам одиноко в новой непривычной обстановке, именно, игра в «общение» может скрасить первое время пребывания в детском саду («Давайте познакомимся», «Кто в домике живет?», «Чей голосок?») Кроме того, с помощью совместных коммуникативных подвижных игр, можно позабавить ребят, развеселить их пребывание среди незнакомых людей, зарядить его эмоциями, настроениями. ( «Мы скачем по дорожке», «Большие ноги», «Карусели», «Салют», «Воздушные шары»)
Очень радует детей совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой. Это прибаутки («Ладушки - ладушки», «Догонялки»; игры с пальчиками «Сорока - сорока», «Семья»). В игре «Ладушки» назвать имена всех детей; «... маслом поливала, детям давала: Саше два, Маше два, Кате два...» При этом касаться ладошек каждого ребенка своими руками. Тактильный контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Стеснительным и замкнутым детям эти игры помогают быстрее преодолеть внутренний барьер и пойти на контакт со взрослыми и сверстниками.
Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, используют народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать). Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины. Овладевает разнообразными движениями и действиями. При этом словарь обогащается названиями не только предметов, но и действий с ними, признаками.
Сенсорные игры дают ребёнку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.
Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. на этапе адаптации необходимо использовать игры, направленные на развитие тактильно–кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребёнка не только развивается мелкая моторика, но и речь. И если ребёнок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх он может чувствовать себя раскрепощённо. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.
Пальчиковые игры замечательны по своей сути, они не только развлекают малышей, но и способствуют формированию их представлений об окружающем мире, развивают речь, тренируют память, умение соотносить свои движения с текстом, развивают мелкую моторику рук. Кроме того, монотонные движения руками или сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции
Необходимо включать пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально-стимулирующей гимнастики.
Кроме того, привлекать к активному участию родителей малышей, предлагая проделывать пальчиковую гимнастику с детьми дома. С этой целью для родителей проводятся консультации и индивидуальные беседы, предлагается богатый наглядный иллюстративный материал пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних условиях. ежедневно используем три–четыре пальчиковые игры, которые помогают «собрать» детей, сосредоточить на другую деятельность.
Успешность протекания адаптации зависит от подготовки взрослых и ребенка.
Сотрудничество воспитателей и родителей начинается до поступления ребенка в ДОУ, со сбора первичных сведений о нем и его семье. Приглашая родителей на консультацию, даю им первичные рекомендации:
«Как подготовить ребенка к поступлению в ясли»;
«Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
При взаимодействии с родителями так же можно использовать следующие виды работ:
Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению»
Консультации:
• «Расти здоровым малыш»
• «Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов»
• «Как развивать речь малыша»
• «Игры и игрушки»
• « Кризис 3-х лет»
Организованная работа в адаптационный период приводит к адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к условиям дошкольного учреждения: они быстрее входят в жизнь группы, проявляют самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками. Наблюдается положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях, сенсорных представлениях, речевом общении. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста
В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста
Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...
круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период с детьми раннего возраста....
Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ
Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ...
Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду
При работе в ясельной группе хочется помочь родителям и детям побыстрее адаптироваться в детском саду....
Статья. Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста...
Организация игрового взаимодействия в адаптационный период детей раннего возраста с 2-3 лет.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 34 «Рябинка» Организация игрового взаимодействия в адаптационный ...