Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.
консультация на тему

Мисик Нина Петровна

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей.

Здравствуй, детский сад!

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение  все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новою социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В этот адаптационный период необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста впечатлительны и эмоциональны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными , так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подрожать их действиям.

Проведение игр- занятий с детьми осуществляется сразу по приходу детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановке, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок при поддержке взрослого человека.

Цель  занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

Параллельно с решение основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие чувства ритма, общения и мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие игровых навыков, произвольности поведения.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Как правило, занятие начинаются с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другими задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроить на совместную групповую работу.

В основную часть  занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться со сверстниками.

Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Предметно-развивающая среда мотивирует деятельность детей. Она  мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей, игрушки доступны для самостоятельного пользования, площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей.

 Во время  утреннего приема детей проводятся  речевые настройки, психологические игры, утренняя гимнастика, повышающие эмоциональный настрой детей.

Полочка с домашними вещами и игрушками способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у ребенка чувства уверенности в себе.  

 Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, рассматривание которых всегда поднимают настроение загрустившему малышу. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра. 

Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик.  В группе можно  послушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы»и др. Слушание музыки помогает  детям расслабится, успокоится, а также развеселится и поплясать. Во время укладывания спать могут звучать колыбельные песни или спокойная музыка, это снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх.

         Чтение ребенку  произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и  благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. Использование фольклора  поможет достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, пробуждает познавательную активность. Известно, что  фольклорные произведения  можно подобрать на все случаи жизни.

Можно использовать игры- забавы: «Разноцветный зонт», «Курочка и цыплята», «Раз грибок, два грибок», «Лошадки», «Спрячемся в домик». Эти игры имеют неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове.  Эти игры помогут  завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание.

         Упражнения на релаксацию  – один из способов  предотвращения стресса у детей, они оказывают положительное влияние на психическое здоровье ребенка. Это -дыхательная гимнастика,  игровые упражнения для мышечного и эмоционального  расслабления, элементы телесной терапии. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

 Организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, педагог воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры, С ней связано возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих.Неоценимую услугу оказывает в этом включение в педагогический процесс с детьми  коммуникативных игр.         Когда малышам одиноко в новой непривычной обстановке, именно, игра в «общение» может скрасить первое время пребывания в детском саду («Давайте познакомимся», «Кто в домике живет?», «Чей голосок?») Кроме того,  с помощью совместных коммуникативных подвижных игр, можно позабавить ребят, развеселить их пребывание среди незнакомых людей, зарядить его эмоциями, настроениями. ( «Мы скачем по дорожке», «Большие ноги», «Карусели», «Салют», «Воздушные шары»)

Очень радует детей совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой. Это прибаутки («Ладушки - ладушки», «Догонялки»; игры с пальчиками «Сорока - сорока», «Семья»). В игре «Ладушки»  назвать имена всех детей; «... маслом поливала, детям давала: Саше два, Маше два, Кате два...» При этом касаться ладошек каждого ребенка своими руками.  Тактильный контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Стеснительным и замкнутым детям эти игры помогают быстрее преодолеть внутренний барьер и пойти на контакт со взрослыми и сверстниками.

Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, используют народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать). Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины. Овладевает разнообразными движениями и действиями. При этом словарь обогащается названиями не только предметов, но и действий с ними, признаками.

 Сенсорные игры дают ребёнку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.

Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются.  на этапе адаптации необходимо  использовать  игры, направленные на развитие тактильно–кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребёнка не только развивается мелкая моторика, но и речь. И если ребёнок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх он может чувствовать себя раскрепощённо. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.  

Пальчиковые  игры  замечательны  по своей сути, они  не только развлекают малышей, но и способствуют формированию их представлений об окружающем мире, развивают речь, тренируют память, умение соотносить свои движения с текстом, развивают  мелкую  моторику рук. Кроме того, монотонные движения руками или сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции

Необходимо включать пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально-стимулирующей гимнастики.

Кроме того, привлекать к активному участию родителей малышей, предлагая проделывать пальчиковую гимнастику с детьми дома. С этой целью для родителей проводятся консультации и индивидуальные беседы, предлагается богатый наглядный иллюстративный материал пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних условиях.  ежедневно используем три–четыре пальчиковые игры, которые помогают «собрать» детей, сосредоточить на другую деятельность.

Успешность протекания адаптации зависит от подготовки взрослых и ребенка.

Сотрудничество воспитателей и родителей начинается до поступления ребенка в ДОУ, со сбора первичных сведений о нем и его семье. Приглашая родителей на консультацию, даю им первичные рекомендации:

«Как подготовить ребенка к поступлению в ясли»;

«Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

        При взаимодействии с родителями так же можно использовать следующие виды работ:

        Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению»

Консультации:

• «Расти здоровым малыш»
• «Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов»
• «Как развивать речь малыша»
• «Игры и игрушки»
• « Кризис 3-х лет»

Организованная работа в адаптационный период приводит к адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к условиям дошкольного учреждения: они быстрее входят в жизнь группы, проявляют самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками. Наблюдается положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях, сенсорных представлениях, речевом общении. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста

В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ...

Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду

При работе в ясельной группе хочется помочь родителям и детям побыстрее адаптироваться в детском саду....

Статья. Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста...

Организация игрового взаимодействия в адаптационный период детей раннего возраста с 2-3 лет.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 34 «Рябинка»         Организация игрового взаимодействия в адаптационный ...