Исследовательско – творческий проект «Всё увидим, всё узнаем!»
проект (старшая группа) на тему

Шпильман Лариса Геннадьевна

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития воспитанников детского сада.  В проекте предмтавлены  опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста. Проект долгосрочный. Участниками проекта являются воспитанники старшей группы, воспитатели и родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 10 «Огонек»

г. Топки, Кемеровской обл.

Исследовательско  – творческий  проект

«Всё увидим, всё узнаем!»

Подготовили воспитатели высшей категории:

Степина Маргарита Владимировна

Шпильман Лариса Геннадьевна

2018г.

Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско - творческий

Сроки реализации проекта: 1 год.

Актуальность проекта. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. В  детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Гипотеза. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Цель:  Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

-        формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

- оформление “детской лаборатории в группе.- аудио и видео сопровождение.

Участники проекта:

-воспитатели;

- воспитанники старшей группы;

-родители воспитанников.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Проблема: Зачем нужно знать птиц, беречь их  и заботиться о птицах?

Ожидаемые результаты:

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

     Благодаря проведенной работе

 ДЕТИ:

•        У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива..

- РОДИТЕЛИ

•        Проявят творческую активность к детскому экспериментированию

•        Найдут общие темы для общения.

•        Будут примером для своих детей.

Педагоги: Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Формы и методы реализации проекта:

СЕНТЯБРЬ

«Знакомство с лабораторией». Цель. Уточнить представление детей о том, кто такие ученые. Рассказать о назначении детский лаборатории.

«Знакомство с лупой  «Всё увидим, всё узнаем». Цель. Познакомить детей с прибором –помощником – лупой и ее назначением.

ОКТЯБРЬ

«Свойства дерева». Познакомить детей с таким материалом, как дерево и его свойствами.

НОЯБРЬ.

«Как человек измеряет». Цель: Познакомить детей с измерительными предметами.

«Как обнаружить воздух?». Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства.

ДЕКАБРЬ.

«Воздух работает». Цель:  Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.

«Нужен ли корешкам воздух». Цель: Расширять представление детей о воздухе и его значении в жизни растений.

ЯНВАРЬ.

«Каждому камешку свой домик». Цель:  Классификация камней по форме, размеру и цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые). Показать возможность использования камней в игровых целях.

«Может ли менять форму камень и глина». Цель: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

ФЕВРАЛЬ.

«Какая бывает вода?» .  Цель. Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действие по алгоритму.

«Вода растворитель. Очищение воды». Цель. Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

МАРТ

«Путешествие капельки». Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширять представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться , учитывать мнение партнера.

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?». Цель: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает  и превращается  воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

АПРЕЛЬ.

«Почему в космос летают на ракете». Цель: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

«Испытание магнита». Цель: познакомить с физическим явлением – магнетизмом,  магнитами и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

МАЙ

«Всё обо всём». Цель: развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ране представления и собственное предположение; развивать аккуратность, взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Все увидим, все узнаем о песке» в старшей группе для детей с ЗПР

Особенностью проекта «Все увидим, все узнаем о песке» является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ЗПР, подразумевающего взаимодействие всех сторон педагогического процесса: вос...

Конспект занятия по исследовательской деятельности: "Как увидеть воздух?"

Дать детям знания о понятии "воздух", с использованием моделирования, опытов....

Исследовательский поект " Как увидеть время"

Исследовательский поект в старшей группе. Учасники проекта: дети, родители, воспитатели. Срок проведения проекта: 1 неделя.Задачи проекта:Познакомиться с историей возникновения часов, с их разновиднос...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Все увидим, все узнаем».

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Все увидим, все узнаем»....

Конспект: «Все увидим, все узнаем»

Цель: создать условия для формирования знаний детей о некоторых свойствах искусственных материалов и химических веществ.Задачи:создать условия для изучения детьми некоторых свойств современных материа...

Конспект "Всё увидим, всё узнаем"

Конспект занятия «Всё увидим, всё узнаем»(искусственные материалы и химические вещества необходимы)»...