Картотека дидактических игр по экологии во второй группе раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

антонова оксана николаевна

Картотека дидактических игр по экологии  во второй группе раннего возраста  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 


Картотека дидактических игр по экологии  во второй группе раннего возраста  


«Собери снеговика»

 ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

 

ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребѐнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребѐнку собрать из шаров такого же снеговика. Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом. Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д  

«Найди детеныша для мамы»

 

ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телѐнок, котѐнок, щенок и жеребѐнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котѐнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу». Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти еѐ среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котѐнка, жеребѐнка, телѐнка и щенка, и выбрать детѐныша кошки. Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.  

«Достань камешек»

 

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений. Содержание. На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.

 

«Теплый – холодный»

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная. Содержание. Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.

«Что как плавает»

 

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов. Содержание. Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).  Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.

 

«Найди шарик»

 

Цель: закрепление знаний о свойствах песка;  знакомство с качествами предметов – размером, формой. Содержание. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.  

«Во дворе»

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.  Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто – там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому?             (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

«Узнай и назови»

 

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы. Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке. Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.  

«Гав-Гав»

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию. Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц. «Гав! Гав!» – на заре, «Гав! Гав!» – на дворе. На дворе щенок бежал, А в конюшне конь заржал. Он сердился: «Ты чего Спать мешаешь? И-го-го!» И сказал теленок: «Му!»   Спать мешает он ему. И сказал теленок: «Пи! Ты, щенок, еще поспи!» А козленок: «Ме!» да «Ме!»,  «Подремать не дали мне». А щенок все «Гав!» да «Гав!», У него веселый нрав! И веселый этот нрав Называется «Гав – гав!» (по Т. Волгиной) Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.  

«Что в корзиночке лежит?»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества. Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие. Ход: Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.  

«Во саду ли, в огороде?»

 

Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.

 

«Найди, что покажу»

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.  Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем. Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.  Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.  Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».  Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.  

«Найди, что назову»

Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.  Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.  Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.  Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).  Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме» Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку) ». И т. п.  

 

Чудесный мешочек»

 

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.  Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.  Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.  Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).  Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.  

 «Чьи детки?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детѐнышей.    Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.  Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлѐнка, коровы. Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлѐнка, коровы. Ребѐнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых»  картинки, изображающие их детенышей.  

« Да или нет»

Дидактическая задача. Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает. Оборудование. Игрушечный котенок.  Ход игры. Воспитатель просит показать, где у котѐнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает детям отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы: Есть у котенка нос?,   Есть у котенка уши?, Есть у котенка рога? и т.д.

 

«Заполни аквариумы»

 

Дидактическая задача. Закреплять умения различать цвета, находить предмет нужного цвета. Материал. Три аквариума (из картона)  и  силуэты  рыбок трех цветов. Игровое действие. Рассадить рыбок в аквариумы. Ход игры. Воспитатель показывает детям аквариум определенного цвета и предлагает детям подобрать рыбок в аквариум.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста.

"Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни" - П.Ф. Лесгафт. Большое значение играют подвижные игры в ДОУ. С помощью их развиваются двигательные качеста, укреп...

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста (2 - 3 года). «Солнышко и дождик»

Картотека подвижных игр для детей второй группы раннего возраста (2 - 3 года).«Солнышко и дождик»...

Картотека дидактических и подвижных игр в группе раннего возраста

Дидактические и подвижные игры в группе раннего возраста....

Картотека утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста

Утреннюю гимнастику неспроста называют ещё и зарядкой. Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную ра...

Картотека игр-экспериментов для детей второй группы раннего возраста.

Данный материал будет интересен и полезен для воспитателей раннего возраста....

Конспект игры занятия с дидактическим материалом с детьми второй группы раннего возраста (2 год жизни) «Игра с цветными шариками» (красными)

Цель: создание условий для формирования представлений обосновных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете....