Картотека утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста
материал

Манзадей Елена Фёдоровна

 

 

 

Утреннюю гимнастику неспроста называют ещё и зарядкой. Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную работу в течение всего дня. А если тренировка пройдёт под музыку и в увлекательной форме, то и настроение будет на подъёме! Гимнастика заряжает бодростью, энергией, чувством радости и удовлетворения. Это замечательное утреннее занятие и во многом традиция в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

утренней гимнастики

для детей второй группы раннего возраста

Оформила:  Манзадей Е. Ф.

Комплекс утренней гимнастики  «Веселые погремушки»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

1. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

2. Бег по кругу с погремушками со словами –

«Побежали, побежали,

Наши ноженьки устали,

Мы немного отдохнем,

И опять пешком пойдем.

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

3. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Обще развивающие упражнения

4. И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Поднять руки с погремушками вверх, погреметь со словами –

«Дзинь – ля – ля, Дзинь – ля – ля», и опустить руки вниз.

Держать руки прямо.

4 раза

Медленный

Произвольное

5. И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз, присесть, постучать погремушкой о пол со словами –

«Стук – стук – стук!», вернуться в исходное положение.

Воспроизводить действия за воспитателем.

4 раза

Медленный

Произвольное

6. И. п. сидя на полу, руки опустить на колени. Наклоны туловища вперед, дотянуться погремушкой до кончиков пальцев ног, постучать погремушкой со словами –

«Вот!», вернуться в исходное положение.

Дотягиваться до кончиков пальцев ног.

4 раза

Медленный

Произвольное

7. И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Прыжки на месте, чередуя с ходьбой со словами – «Раз, два, три, четыре».

Прыгать мягко.

4 раза.

Медленный

Произвольное

III часть

Заключительная

8. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!»

Шагать друг за другом, восстанавливать дыхание.

30 сек.

Медленный

Произвольное

9. Бег по кругу с погремушками со словами –

«Побежали, побежали,

Наши ноженьки устали,

Мы немного отдохнем,

И опять пешком пойдем».

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

10. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательное упражнение

«Петушок».

Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словами «ку–ка–ре–ку» (выдох). Повторить 4 раза.

Речёвка

«Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой всегда

Будем заниматься».

Комплекс утренней гимнастики  «Самолет»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

1. Ходьба по кругу за воспитателем со словами – «Самолет построим сами, Понесемся над лесами – 2 раза, А потом вернемся к маме!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

2. Бег по кругу за воспитателем со словами – «Самолет гудит, самолет летит,

у – у – у – у, я лечу в Москву!»

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

3. Ходьба по кругу за воспитателем со словами – «Самолет, самолет, Ты возьми меня в полет!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Обще развивающие упражнения

4. Упражнение: «Самолет»

И. п. стоя, ноги слегка расставлены в стороны, руки опущены вниз. Руки вытянуть в стороны – крылья самолета, вернуться в исходное положение со словами – «Улетел самолет!»

Держать руки прямо. Во время выполнения задания не мешать руками друг друга.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

5. Упражнение: «Самолет выбирает место» И. п. стоя, ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, повернуть голову в одну сторону, в другую, вернуться в исходное положение.

Воспроизводить действия за воспитателем.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

6. Упражнение: «Посадка»

И. п. ноги слегка расставить, руки за спиной. Руки вытянуть в стороны, присесть – «опуститься на землю», вернуться в исходное положение. Позже говорить: «Сели!»

Воспроизводить действия за воспитателем.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

7. Упражнение: «Летчикам весело»

И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Разгибать и выпрямлять ноги несильно, затем перейти на подпрыгивание, чередуя прыжки с ходьбой.

Прыгать легко, стараться отрываться ногами от пола.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

III часть

Заключительная

8. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –

«Самолет построим сами, Понесемся над лесами – 2 раза, А потом вернемся к маме!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

9. Бег по кругу за воспитателем со словами – «У – у – у – у, я лечу в Воркуту!»

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

10. Ходьба по кругу за воспитателем со словами – «Самолет, самолет, Ты возьми меня в полет!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо, в заданном направлении.

30 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательное упражнение

«Самолет».

Ходить по комнате руки, в стороны делая попеременно движения взмаха крыльев приговаривая — у – у – у – у.

Речёвка

«Пусть не всё хорошо

Может получиться,

- Не печалься, дружок,

Надо научиться».

Комплекс утренней гимнастики «Воробушки»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

1. Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Жил на свете воробей Всех ловчее и шустрей Чик – чирик – чирик – чик – чик»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

2. Бег по кругу за воспитателем со словами – «Полетели – полетели Полетели — полетели!»

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

3. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –

«Чик – чирик – чик – чик – чик!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Обще развивающие упражнения

4. «Птички машут крыльями»

И. п. стоя, ноги слегка расставлены в стороны, руки опущены вниз. Поднять руки в стороны, помахать всей рукой и кистью, руки опустить вниз и сказать – «Улетели!»

Во время взмахов руками не мешать друг другу.

4 раза.

Медленный

Произвольное

5. «Воробушки пьют водичку»

 И. п. стоя, руки сложены в кулачок, приставлены друг к другу сверху вниз. Наклонить голову назад, приложить кулачки ко рту, вернуться в исходное положение.

Воспроизводить действия за воспитателем. Сохранять равновесие.

4 раза.

Медленный

Произвольное

6. «Птички клюют зернышки»

И. п. стоя, руки внизу, ноги слегка расставлены в стороны. Присесть, постучать указательными пальцами по коленям со словами –

«Клю – клю!»

Вернуться в исходное положение.

Воспроизводить действия за воспитателем.

4 раза.

Медленный

Произвольное

7. Упражнение: «Прыжки»

И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Прыжки на месте со словами – «Прыг, скок, прыг, скок!» Прыжки выполнять через ходьбу на месте, т. е. 4 раза подпрыгнуть, затем ходить на месте и еще 4 раза.

Прыгать легко, стараться отрываться ногами от пола.

4 раза.

Медленный

Произвольное

III часть

Заключительная

8. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –

«Жил на свете воробей

— Всех ловчее и шустрей

— Чик – чирик – чирик – чик – чик».

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

9. Бег по кругу за воспитателем со словами –

«Полетели – полетели

Полетели — полетели!»

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

10. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –

«Чик – чирик – чик – чик – чик!»

Шагать друг за другом, восстанавливать дыхание.

30 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательное упражнение

«Птички».

Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука – «Чик – чирик – чик – чирик».

Речёвка

«Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам».

1. Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Жил на свете воробей. Всех ловчее и шустрей. Чик – чирик – чирик – чик – чик»

2. Бег по кругу за воспитателем со словами – «Полетели – полетели.

3. Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Чик – чирик – чик – чик!»

4. «Птички машут крыльями»  И. п. стоя, ноги слегка расставлены в стороны, руки опущены вниз. Поднять руки в стороны, помахать всей рукой и кистью, руки опустить вниз и сказать – «Улетели!»

5. «Воробушки пьют водичку» И. п. стоя, руки сложены в кулачок, приставлены друг к другу сверху вниз. Наклонить голову назад, приложить кулачки ко рту, вернуться в и.п

6. «Птички клюют зернышки» И. п. стоя, руки внизу, ноги слегка расставлены в стороны. Присесть, постучать указательными пальцами по коленям со словами: «Клю – клю!» Вернуться в и. п.

7. «Прыжки» И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Прыжки на месте со словами: «Прыг, скок, прыг, скок!» Прыжки выполнять через ходьбу на месте, т. е. 4 раза подпрыгнуть, затем ходить на месте и еще 4 раза.

8. Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Жил на свете воробей. Всех ловчее и шустрей. Чик – чирик – чирик – чик – чик!».

9. Бег по кругу за воспитателем со словами: «Полетели – полетели!»

10. Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Чик – чирик – чик – чик – чик!»

Дыхательное упражнение: «Птички». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука – «Чик – чирик – чик – чирик».

Речевка: «Мы зарядкой заниматься

                Начинаем по утрам.

                Пусть болезни нас боятся,

                Пусть они не ходят к нам».

1. Ходьба за воспитателем по кругу со снежинками

2. Бег врассыпную со снежинками.

3. Ходьба за воспитателем по кругу со снежинками..

4. «Покажи снежинку И. п. стоя, ноги на ширине ступни, снежинка в согнутых руках у груди. Руки вперед – показать снежинку, вернуться в исходное положение.

5. «Снежинки летают»  И. п. ноги на ширине плеч, снежинка в руках внизу держим за уголок. Наклониться вперед и махаем снежинкой вправо и влево, выпрямиться, вернуться в и.п.

6. «Спрятаться за снежинку» И. п. ноги на ширине ступни снежинка в обеих руках внизу держим за уголок. Присесть, вытянуть руки вперед – «спрятаться за снежинку». Встать, вернуться в и.п.

7. «Прыжки» И. п. стоя, ноги слегка расставлены, снежинка в правой (левой) руке. Прыжки на двух ногах, помахивая снежинкой.

8. Ходьба по кругу за воспитателем со словами: Мы идем, мы идем

                                                                                   И снежинку несем.

9. Бег по кругу за воспитателем.

10. Ходьба по кругу за воспитателем со словами: Мы идем, мы идем

                                                                                     И снежинку несем.

Дыхательное упражнение: «Снежинки». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «По-ле-те-ли».

Речевка: Умеют все ребятки

                Снежинками махать

                То влево, то вправо,

                Затем всем отдыхать.

Комплекс утренней гимнастики «Разноцветные снежинки»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

1. Ходьба за воспитателем по кругу со снежинками

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

2. Бег врассыпную со снежинками.

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

3. Ходьба за воспитателем по кругу со снежинками..

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Обще развивающие упражнения

4. «Покажи снежинку

И. п. стоя, ноги на ширине ступни, снежинка в согнутых руках у груди. Руки вперед – показать снежинку, вернуться в исходное положение.

Руки держать ровно и вытягивать до конца.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

5.«Снежинки летают»

И. п. ноги на ширине плеч, снежинка в руках внизу держим за уголок. Наклониться вперед и махаем снежинкой вправо и влево, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

Наклонять спину и голову, как можно дальше.

4 раза

Медленный

Произвольное

6. «Спрятаться за снежинку»

И. п. ноги на ширине ступни снежинка в обеих руках внизу держим за уголок. Присесть, вытянуть руки вперед – «спрятаться за снежинку». Встать, вернуться в исходное положение.

Воспроизводить действия за воспитателем, сохранять равновесие во время приседания.

5 раз

Медленный

Произвольное

7. «Прыжки»

И. п. стоя, ноги слегка расставлены, снежинка в правой (левой) руке. Прыжки на двух ногах, помахивая снежинкой.

Прыгать легко, стараться отрываться ногами от пола.

На счет 1 – 8

Медленный

Произвольное

III часть

Заключительная

8. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –

Мы идем, мы идем

И снежинку несем.

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

9. Бег по кругу за воспитателем.

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

10. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –

Мы идем, мы идем

И снежинку несем.

Шагать друг за другом, спину держать прямо, в заданном направлении.

30 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательное упражнение

«Снежинки».

Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «По-ле-те-ли».

Речёвка

«Умеют все ребятки

Снежинками махать

То влево, то вправо,

Затем всем отдыхать».

Комплекс утренняя гимнастика «Киска»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

1. Ходьба по кругу за воспитателем со словами – «Киска, киска, киска брысь. На дорожку не садись. А то деточка пойдет. Через киску упадет!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

2. Бег по кругу за воспитателем.

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

3. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –«Серенькая кошечка, села на окошечко. Хвостиком махала, деток поджидала».

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Общеразвивающие упражнения

4.«Погреем лапки на солнышке»

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены руки за спиной. Руки вытянуть вперед, ладони вверх – вниз, сказать «Горячо!», вернуться в И.п.

Воспроизводить действия за воспитателем

4 раза.

Медленный

Произвольное

5.«Киска пьет молоко»

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены руки за спиной.

 наклон головы вниз со словами – «Мяу». Вернуться в исходное положение.

Воспроизводить действия за воспитателем. Сохранять равновесие.

4 раза.

Медленный

Произвольное

6.«Киска убежала»

 И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз.  Бег, на месте чередуя с ходьбой на месте.

Воспроизводить действия за воспитателем.

30 сек

Медленный

Произвольное

III часть

Заключительная

7. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –– «Киска, киска, киска брысь. На дорожку не садись. А то деточка пойдет. Через киску упадет!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

8. Бег по кругу за воспитателем со словами

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

9. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –«Серенькая кошечка, села на окошечко. Хвостиком махала, деток поджидала».

Шагать друг за другом, восстанавливать дыхание.

30 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательное упражнение

«Каша кипит».

Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). Произносить звук «ф – ф – ф – ф». 4 раза.

Речёвка

«Мы веселые котята,

Будем прыгать и скакать,

И здоровья набирать!»

Комплекс утренней гимнастики «Кубики»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

Ходьба по кругу за воспитателем вокруг кубиков.

Идти стайкой, спину держать прямо.

15 сек.

Медленный

Произвольное

Бег по кругу за воспитателем вокруг кубиков.

Бегать не наталкиваться друг на друга.

10 сек.

Быстрый

Произвольное

Ходьба по кругу за воспитателем вокруг кубиков.

Шагать вместе, восстанавливать дыхание.

15 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Общеразвивающие упражнения

1. «Подними кубик»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки произвольно, два кубика у носков ног. Наклониться вперед, взять кубики выпрямиться, поднять кубики вверх. Наклониться вперед, положить кубики у носков ног, вернуться в исходное положение.

Наклоняться до пола и прямо держать вверх руки.

4 раза

Медленный

Произвольное

2. «Кубики стучат»

И. п. – ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках у плеч.

Присесть, коснуться кубиками пола справа и слева. Встать, вернуться в исходное положение.

Сохранять равновесие.

4 раза

Медленный

Произвольное

3. «Кубик спрятался»

И. п. сидя, ноги скрестить, кубики в обеих руках на полу. Поворот вправо, положить кубик в правой руке за спину, выпрямиться. То же поворот влево. Поворот вправо, взять кубик правой рукой, вернуться в исходное положение.

Дотягиваться до кубика, спину держать прямо.

4 раза

Медленный

Произвольное

4. «Веселый кубик»

И. п. стоя перед кубиками, руки произвольно.

Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны.

Прыгать легко, стараться отрываться ногами от пола.

6 раз

Медленный

Произвольное

III часть

Заключительная

Ходьба по кругу с кубиками за воспитателем.

Идти стайкой, спину держать прямо.

15 сек.

Медленный

Произвольное

Бег по кругу за воспитателем.

Бегать не наталкиваться друг на друга.

10 сек.

Быстрый

Произвольное

Ходьба по кругу с кубиками за воспитателем.

Шагать вместе, восстанавливать дыхание.

15 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательое упражнение

«Дудочка».

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно выдох с произнесением звука — «п – ф – ф – ф –ф».

Речёвка

«Пусть не всё хорошо

Может получиться,

- Не печалься, дружок,

Надо научиться».

Утренняя гимнастика «Петрушки»

1. Ходьба по кругу с погремушками со словами: «Дили – дили – дили – дон!»

2. Бег по кругу с погремушками со словами:

Побежали, побежали,

Наши ноженьки устали,

Мы немного отдохнем,

И опять пешком пойдем.

3. Ходьба по кругу с погремушками со словами: «Дили – дили – дили – дон!»

4. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Поднять руки с погремушками вверх, погреметь со словами: «Дзинь – ля – ля, Дзинь – ля – ля», и опустить руки вниз.

5. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз, присесть, постучать погремушкой о пол со словами: «Стук – стук – стук!», вернуться в исходное положение.

6. И. п.: сидя на полу, руки опустить на колени. Наклоны туловища вперед, дотянуться погремушкой до кончиков пальцев ног, постучать погремушкой со словами: «Вот!», вернуться в исходное положение.

7. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Прыжки на месте, чередуя с ходьбой со словами – «Раз, два, три, четыре».

8. Ходьба по кругу с погремушками со словами: «Дили – дили – дили – дон!»

9. Бег по кругу с погремушками со словами –

Побежали, побежали,

Наши ноженьки устали,

Мы немного отдохнем,

И опять пешком пойдем.

10. Ходьба по кругу с погремушками со словами:  «Дили – дили – дили – дон!»

Дыхательная гимнастика: «Петушок»

Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словами: «ку–ка–ре–ку» (выдох). Повторить 4 раза.

Речевка: «Чтобы нам не болеть

                  И не простужаться,

                  Мы зарядкой всегда

                  Будем заниматься».

Утренняя гимнастика на основе русской народной хороводной игры

«Заинька вокруг сада»

1.Ходьба по кругу за воспитателем со словами:

«Заинька вокруг сада, Серенький вокруг сада, Вот — как, вот — как, вокруг сада» (2 р.).

2.Бег по кругу за воспитателем со словами:

«Заинька, убегай, Серенький, убегай, Вот — как, вот — как, убегай» (2р.).

3.Ходьба по кругу за воспитателем со словами:

«Заинька вокруг сада, Серенький вокруг сада, Вот — как, вот — как, вокруг сада» (2р.).

4. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Руки поднимаем через стороны вверх, хлопок над головой со словами: «Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши,

Вот – как, вот – как, бей в ладоши» (2 р.).

5. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе. Наклоны туловища вперед, со словами: «Заинька, наклонись, Серенький, наклонись, Вот – как, вот – как, наклонись» (2р.).

6. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе. Поочередно выставлять ноги на пятку перед собой со словами:  «Заинька, попляши, Серенький, попляши, Вот – как, вот – как, попляши» (2р.).

7. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Подскоки на месте на двух ногах со словами: «Заинька, поскачи, Серенький, поскачи, Вот – как, вот – как, поскачи» (2р.).

8. Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Заинька вокруг сада, Серенький вокруг сада, Вот — как, вот — как, вокруг сада» (2р.).

9. Бег по кругу за воспитателем со словами: «Заинька, убегай, Серенький, убегай, Вот — как, вот — как, убегай» (2р.).

10.Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Заинька вокруг сада, Серенький вокруг сада, Вот — как, вот — как, вокруг сада» (2р.).

Дыхательная гимнастика:«Дудочка».

        Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам.         Сделать медленно выдох с произнесением звука — «п – ф – ф – ф –ф».

Речевка: «Пусть не всё хорошо

              Может получиться,

               Не печалься, дружок,

               Надо научиться».

Комплекс утренней гимнастики «Петрушки»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

1. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

2. Бег по кругу с погремушками со словами –

«Побежали, побежали,

Наши ноженьки устали,

Мы немного отдохнем,

И опять пешком пойдем.

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

3. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Обще развивающие упражнения

4. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Поднять руки с погремушками вверх, погреметь со словами –

«Дзинь – ля – ля, Дзинь – ля – ля», и опустить руки вниз.

Держать руки прямо.

4 раза

Медленный

Произвольное

5. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз, присесть, постучать погремушкой о пол со словами –

«Стук – стук – стук!», вернуться в исходное положение.

Воспроизводить действия за воспитателем.

4 раза

Медленный

Произвольное

6. И. п.: сидя на полу, руки опустить на колени. Наклоны туловища вперед, дотянуться погремушкой до кончиков пальцев ног, постучать погремушкой со словами –

«Вот!», вернуться в исходное положение.

Дотягиваться до кончиков пальцев ног.

4 раза

Медленный

Произвольное

7. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Прыжки на месте, чередуя с ходьбой со словами – «Раз, два, три, четыре».

Прыгать мягко.

4 раза.

Медленный

Произвольное

III часть

Заключительная

8. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!»

Шагать друг за другом, восстанавливать дыхание.

30 сек.

Медленный

Произвольное

9. Бег по кругу с погремушками со словами –

«Побежали, побежали,

Наши ноженьки устали,

Мы немного отдохнем,

И опять пешком пойдем».

Бегать не наталкиваться друг на друга.

30 сек.

Быстрый

Произвольное

10. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!»

Шагать друг за другом, спину держать прямо.

30 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательное упражнение

«Петушок».

Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словами «ку–ка–ре–ку» (выдох). Повторить 4 раза.

Речёвка

«Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой всегда

Будем заниматься».

Утренняя гимнастика на основе русской народной хороводной игры

«Заинька вокруг сада»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

1.Ходьба по кругу за воспитателем со словами:

Заинька вокруг сада, Серенький вокруг сада, Вот — как, вот — как, вокруг сада (2 р.).

Идти стайкой, спину держать прямо.

10 сек.

Медленный

Произвольное

2.Бег по кругу за воспитателем со словами:

Заинька, убегай, Серенький, убегай,

Вот — как, вот — как, убегай (2р.).

Бежать легко.

10 сек.

Быстрый

Произвольное

3.Ходьба по кругу за воспитателем со словами:

Заинька вокруг сада, Серенький вокруг сада, Вот — как, вот — как, вокруг сада (2р.).

Идти вместе.

10 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Общеразвивающие упражнения

4. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Руки поднимаем через стороны вверх, хлопок над головой. Со словами: Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши,

Вот – как, вот – как, бей в ладоши (2 р.).

Руки в локтях не сгибать

4 раза

Медленный

Произвольное

5. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе. Наклоны туловища вперед, со словами: Заинька, наклонись, Серенький, наклонись,

Вот – как, вот – как, наклонись (2р.).

Ноги в коленях не сгибать.

4 раза

Медленный

Произвольное

6. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе. Поочередно выставлять ноги на пятку перед собой со словами: Заинька, попляши, Серенький, попляши,

Вот – как, вот – как, попляши (2р.).

Держать спину прямо

4 раза

Медленный

Произвольное

7. И. п.: стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Подскоки на месте на двух ногах со словами: Заинька, поскачи, Серенький, поскачи,

Вот – как, вот – как, поскачи (2р.).

Пытаться оторвать ноги от земли.

10 сек.

Медленный

Произвольное

III часть

Заключительная

8. Ходьба по кругу за воспитателем со словами: Заинька вокруг сада, Серенький вокруг сада,

Вот — как, вот — как, вокруг сада (2р.).

Идти вместе

10 сек.

Медленный

Произвольное

9. Бег по кругу за воспитателем со словами:

«Заинька, убегай, Серенький, убегай, Вот — как, вот — как, убегай» (2р.).

Бегать не наталкиваться друг на друга.

10 сек.

Быстрый

Произвольное

10.Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Заинька вокруг сада, Серенький вокруг сада,

Вот — как, вот — как, вокруг сада» (2р.).

Идти вместе

10 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательое упражнение

«Дудочка».

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно выдох с произнесением звука — «п – ф – ф – ф –ф».

Речёвка

«Пусть не всё хорошо

Может получиться,

- Не печалься, дружок,

Надо научиться».

Комплекс утренней гимнастики «Лучик-лучик пригревай»! Деток, солнышко встречай!»

на основе полосы препятствий

Содержание

Методическое указание

Движение

Дозировка

I часть

Вводная

Ребристая доска

На полу разложены препятствия для перешагивания (высота 5 – 10 см от пола, 6 — 8шт)

Ворота для подлезания (2 – 3 шт)

Следить за дыханием, осанкой детей.

Стараться держать равновесие.

Ходьба с перешагиванием препятствий.

Подлезание.

II часть

Общеразвивающие упражнения

Подвешенные игрушки

Помощник воспитателя держит на высоте поднятой руки ребенка

Рассыпанные на ковре мячи корзина для них

Мягкие бревна (2шт)

Побуждать детей тянуться к игрушке.

Брать мячи по одному, стараться забросить мяч в корзину.

Стараться держать равновесие.

Потягивания, поднимание рук вверх, поскоки.

Наклоны, приседания, бросание.

Перелезание, продвижение по бревну, сидя на нем верхом.

III часть

Заключительная

Наклонные доски (Высота 10 – 15см, длина 150 – 200см, 2шт)

Ковровая дорожка (ширина 1 метр)

Дорожка со следами

Робких, неуверенных детей можно взять за руку.

Следить за дыханием детей.

Ходьба по наклонной доске вверх и вниз 20 сек.

Бег по прямой за воспитателем.

Ходьба по следам.

Дыхательное упражнение

«Петушок».

Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словами «ку–ка–ре–ку» (выдох). Повторить 4 раза.

Речёвка

«Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой всегда

Будем заниматься».

Комплекс утренней гимнастики «Хорошо иметь друзей»

На основе подвижных игр

Содержание

Методическое указание

Движение

Дозировка

I часть

Вводная

П/игра «Поезд»

Воспитатель читает стихотворение и ведет за собой детей, дети держатся за одежду впереди идущего ребенка.

Деток поезд наш везет

В лес и на полянку.

Будут детки там гулять,

Повстречают зайку.

Едем, едем мы быстрей

Не боимся мы зверей

Поезд едет все быстрей.

Паровоз идет потише,

Остановка, значит, ближе.

Ду – ду – ду, стоп.

Следить за дыханием и осанкой детей.

Бежать легко.

Ходьба 10 сек.

Бег 10 сек.

Ходьба 10 сек.

II часть

Общеразвивающие упражнения

П/игра «Птички в гнездышках»

С одной стороны группы выложены обручи по количеству детей. По сигналу воспитателя птички вылетают из гнездышек. Бегают в рассыпную по группе. Воспитатель кормит птиц то в одном, то в другом конце группы: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – клюют корм. «Полетели птички в гнезда!» — говорит воспитатель, дети бегут к обручам и присаживаются в гнездышке.

П/игра «Котята»

Воспитатель предлагает детям стать на четвереньки и ползать по ковру – показать, как котята ползают, мяукают.

П/игра «Догони бабочку»

Дети стоят на одной стороне группы. «Поймай бабочку», — говорит воспитатель, держа игрушку на руке, и бежит к противоположной стороне. Когда дети подбегают, воспитатель предлагает дотянуться до бабочки.

Во время махов руки в локтях не сгибать.

Во время бега не мешать друг – другу, использовать всю площадь группы.

Занимать свободный обруч.

Игру можно усложнить перелезанием через диванные подушки.

Воспитатель не должен быстро бежать и поднимать бабочку высоко, детям интересно поймать взрослого.

Махи руками, бег, приседания.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

Ползание, перелезание.

Игра длится 1 мин.

Бег, поднимание рук вверх, потягивание 2 – 3 раза.

III часть

Заключительная

П/игра «Поезд»

Воспитатель читает стихотворение и ведет за собой детей.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Пыхтит паровоз, далеко, далеко

Ребят он повез.

Снова к нам в детский сад

Ребят он привез.

Ходьба

20 сек.

Дыхательное упражнение

«Птички».

Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука – «Чик – чирик – чик – чирик».

Речёвка

«Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам».

Комплекс утренней гимнастики «Пчёлки»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

Ходьба по кругу за воспитателем со словами – «Жили – были пчёлки,

Сидят они на ёлке!»

Идти стайкой, спину держать прямо.

15 сек.

Медленный

Произвольное

Бег по сигналу «Пчёлки полетели» со словами –

«Жу – жу – жу – жу».

Бегать не наталкиваться друг на друга.

10 сек.

Быстрый

Произвольное

Ходьба по кругу за воспитателем со словами

«Собирают пчёлки мёд».

Идти стайкой, спину держать прямо.

15 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Общеразвивающие упражнения

Упражнение

1.«Пчёлки машут крыльями»

И. п. – ноги на ширине ступни, руки за спиной.

Вып. упр. Руки в стороны – помахать руками, как крылышками. Вернуться в исходное положение.

Во время выполнения задания не мешать руками друг друга.

3 — 4 раза

Медленный

Произвольное

Упражнение

2.«Ушки»

И. п. – ноги слегка расставлены, руки на пояс.

Вып. упр. Присесть, руки к голове – «Ушки». Встать, вернуться в исходное положение.

Сохранять равновесие при приседании.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

Упражнение

3.«Крылышки»

И. п. – сидя, ноги скрестно, руки на пояс. 

Вып. упр.Наклон туловища вправо (влево); вернуться в исходное положение.

Держать спину прямо.

3 раза

Медленный

Произвольное

Упражнение

4.«Коленочки»

И. п. – лёжа на спине, руки произвольно вдоль туловища.

Вып. упр. Согнуть ноги в коленях, подтянуть к груди, обхватить колени руками. Выпрямить ноги, вернуться в исходное положение.

Колени подтягивать до упора.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

III часть

Заключительная

III часть

Ходьба по кругу за воспитателем со словами –

«Жу – жу – жу – жу

Я на дереве сижу».

Идти стайкой, спину держать прямо.

15 сек.

Медленный

Произвольное

Бег по сигналу со словами –

«Жу – жу – жу – жу,

Я летаю и жу – жу».

Бегать не наталкиваться друг на друга.

10 сек.

Быстрый

Произвольное

Ходьба по кругу за воспитателем со словами –

«Мы собрали с вами мёд».

Шагать вместе, восстанавливать дыхание.

15 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательное упражнение

«Пчёлка».

Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словами –

«жу – жу – жу – жу» (выдох).

Речёвка

«Малыши, малыши

Дружные ребятки

Малыши, малыши

Вышли на зарядку».

Комплекс утренней гимнастики «Веселые котята»

Содержание

Методическое указание

Дозировка

Темп

Дыхание

I часть

Вводная

Ходьба по кругу за воспитателем со словами – «Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись

А то деточка пойдет

Через киску упадет!»

Идти стайкой, спину держать прямо.

15 сек.

Медленный

Произвольное

Бег по кругу за воспитателем.

Бегать не наталкиваться друг на друга.

10 сек.

Быстрый

Произвольное

Ходьба по кругу за воспитателем со словами –

«Серенькая кошечка, села на окошечко,

Хвостиком махала, деток поджидала».

Шагать вместе, восстанавливать дыхание.

15 сек.

Медленный

Произвольное

II часть

Общеразвивающие упражнения

Упражнение 1.«Погреем лапки на солнышке»

И. п. стоя, ноги слегка расставлены руки за спиной. 

Вып. упр. Руки вытянуть вперед, ладони вверх – вниз, сказать: «Горячо!» Вернуться в исходное положение. То же, руки вперед, ладони вверх, сжимать и разжимать кисти. Сжимая, сказать: «Горячо!»

Воспроизводить действия за воспитателем.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

Упражнение 2.«Киска пьет молоко»

И. п. стойка на коленях,

Вып. упр. наклон головы вниз со словами – «Мяу». Вернуться в исходное положение.

Воспроизводить действия за воспитателем, держать спину ровно.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

Упражнение 3.«Киска»

И. п. лёжа на спине ладони прижать к полу. 

Вып. упр. Повернуть на бок, прижать ноги к животу, руки положить под щеку – киска спит. Затем просыпается – вернуться в исходное положение.

Воспроизводить действия за воспитателем.

4 — 5 раз

Медленный

Произвольное

Упражнение 4.«Киска убежала»

И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Вып. упр. Бег, на месте чередуя с ходьбой на месте.

Поднимать выше ноги.

4 — 5 раз

Быстрый

Произвольное

III часть

Заключительная

III часть

Ходьба по кругу за воспитателем со словами – «Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись

А то деточка пойдет

Через киску упадет!»

Идти стайкой, спину держать прямо.

15 сек.

Медленный

Произвольное

Бег по кругу за воспитателем.

Бегать не наталкиваться друг на друга.

10 сек.

Быстрый

Произвольное

Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Серенькая кошечка, села на окошечко,

Хвостиком махала, деток поджидала».

Шагать вместе, восстанавливать дыхание.

15 сек.

Медленный

Произвольное

Дыхательное упражнение

«Каша кипит».

Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). Произносить звук «ф – ф – ф – ф». 4 раза.

Речёвка

«Мы веселые котята,

Будем прыгать и скакать,

И здоровья набирать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренних гимнастик для детей второй группы раннего возраста

Коплекс утренней гимнастики составлен на основе тематического месяца....

Комплексы утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста

Комплексы  утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста ...

Комплексы утренней гимнастики для детей 2 группы раннего возраста (1,5 - 2 лет)

Этот материал (комплексы гимнастики) используется воспитателями групп раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) в ДОУ.Комплексы составлены на весь год от сентября до августа, просты и очень любимы детьми (из...

Утренняя гимнастика для детей первой группы раннего возраста.

Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у дете...

Комплекс утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста

Планирование утренней гимнастики во II группе раннего возраста на год, указаны комплексы утренней гимнастики для детей второго года жизни....

Комплексы утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста

Комплексы утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста...

Комплекс утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста

Планирование утренней гимнастики во II группе раннего возраста на год, указаны комплексы утренней гимнастики для детей второго года жизни....