Главные вкладки

    Сборник игр, заданий и упражнений, направленных на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе «Игры, направленные на развитие внимания у детей 6–7 лет »
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Широкова Ольга Ивановна

    Сборник содержит задания, игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста 6-7 лет.

    Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие свойств и видов внимания детей существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для них нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребѐнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в различных играх и упражнениях, которые и являются содержанием данного сборника. Подобранные игры, упражнения направлены на развитие внимания детей дошкольного возраста  могут использоваться как в групповых, так и в индивидуальных формах работы. Сборник  будет полезен воспитателям, психологам, родителям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sbornik_igr_na_razvitie_vnimaniya.docx162.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Пышминского городского округа

    «Черемышский детский сад»

    Сборник игр, заданий и упражнений,

    направленных на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе

    «Игры, направленные на развитие внимания у детей 6–7 лет »

    Картинки по запросу картинки для сборника игр на развитие внимания подготовительная группа

    Черемыш, 2018

    Составитель сборника: Широкова Ольга Ивановна воспитатель страшей-подготовительной группы

    Сборник содержит задания, игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста 6-7 лет.

    Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие свойств и видов внимания детей существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для них нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребѐнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в различных играх и упражнениях, которые и являются содержанием данного сборника. Подобранные игры, упражнения направлены на развитие внимания детей дошкольного возраста  могут использоваться как в групповых, так и в индивидуальных формах работы. Сборник  будет полезен воспитателям, психологам, родителям.

    Содержание

    Пояснительная записка

    4

    1. Игры на умение концентрировать внимание

    5

    1. Игры на концентрацию и переключение внимания

    9

    1. Игры на концентрацию и распределение внимания

    11

    1. Подвижные игры направленные на развитие внимания

    14

    Литература

    17

    «Внимание маленького ребѐнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему».

    (Сухомлинский В.А)

    Пояснительная записка

    Внимание - это одно из самых важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое.

    Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, мы одновременно помогают ему овладеть навыком сосредоточенности и стать более усидчивым. Хорошо развитое внимание у ребенка - залог успешного обучения в школе!

    Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д. Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.    

    Таким образом, нужно учить ребёнка быть «внимательным». В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

    1. Игры на умение концентрировать внимание

    Игры с карточками

    «Хитрые числа»

    Вариант 1

    Для игры вам потребуется 20 карточек, на которых нужно написать числа от 1 до 20.

    Участвуют 2 человека, например взрослый и ребенок. Карточки перемешиваются, половина выдается ребенку, который раскладывает их перед собой в произвольном порядке. Взрослый выкладывает перед ребенком одну из своих карточек. Увидев на ней число, ребенок должен выбрать из своих карточек карточку с ближайшим числом в порядке возрастания или в порядке убывания (об этом надо договориться заранее) и положить сверху. Если у него есть и следующее по порядку число, то он положит еще одну карточку и т. д. Затем взрослый выкладывает вторую карточку. Ребенок выполняет то же задание. Игра продолжается, пока у кого-нибудь из участников не закончатся карточки.

    Вариант 2

    Для игры вам потребуются те же 20 карточек с числами.

    Карточки перемешиваются и выкладываются перед ребенком квадратом по 3 в 3 ряда, то есть используются 9 произвольно выбранных карточек из 20. Ребенок должен переложить карточки так, чтобы числа стояли в порядке возрастания (или убывания), начиная от левого верхнего угла.

    По мере занятий с карточками производится усложнение заданий: может использоваться большее их количество, ограничивается время на выполнение задания.

    «Друг за другом»

    Для игры вам потребуется набор карточек со всеми буквами алфавита.

    Разложите карточки перед ребенком. При этом некоторые буквы положите не в алфавитном порядке. Ребенок должен внимательно посмотреть на карточки и поменять их местами так, чтобы восстановить алфавитный порядок. Начинать занятия можно с 3—4 неправильно расположенных карточек. Впоследствии задания усложняются, количество необходимых перемещений увеличивается.

    Умение концентрировать внимание хорошо тренируется при проведении игры на точное копирование исходного образца. Предлагаем вам использовать для этого буквенный материал, это поможет ребенку безошибочно выполнять задания по русскому языку.

    «Не теряй буквы»

    Для игры вам потребуются, карточки, на которых нужно написать сочетания букв, которые похожи на слова, но таковыми не являются.

    Ребенку дается задание точно переписать строчки. Варианты этой игры отличаются по уровням сложности. На начальном этапе занятий можно проводить первый и второй варианты игры, составляя строчки по аналогии с приведенными ниже: всего используется 7-8 букв в буквосочетании, из них 3-4 буквы чередуются.

    Вариант 1

    Сласелла дассеке селасса

    Вариант 2

    Коррикс кусура икоссир

    Вариант 3

    Премарап стассит рамметат

    Вариант 4

    Ракиссумакиру каммукар

    Вариант 5

    Периллименат косикумаранн

    Вариант 6

    Рапетоннукашимесь пелакусси

    Аналоги третьего-шестого вариантов используются на тех этапах занятий с ребенком, когда он уже будет с легкостью справляться с первыми вариантами игры, то есть научится до определенной степени концентрировать внимание. Классической игрой на развитие внимания являются задания на поиск отличий в картинках. Мы предлагаем искать отличия в комбинациях из букв, чисел, геометрических фигур. Это будет развивать зоркость, необходимую при выполнении письменных работ на уроках.

    «Найди отличия»

    Для игры вам потребуются парные карточки (см. образец ниже).

    Сравнивая карточки, ребенок должен найти указанное количество отличий в знаках.

    Вариант 1

    Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.

    http://ped-kopilka.ru/images/9-1(7).jpg

    Вариант 2

    Рассмотри внимательно и найди 5 отличий.

    http://ped-kopilka.ru/images/9-2(2).jpg

    Вариант 3

    Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.

    http://ped-kopilka.ru/images/9-3(1).jpg

    Вариант 4

    Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.

    http://ped-kopilka.ru/images/9-4(1).jpg

    1. Игры на концентрацию и переключение внимания

    Для тренировки концентрации и переключения внимания очень полезно периодически играть в «Шифровку». Для первоклассников подходят простые варианты «Шифровки» с ключами. Для детей постарше — «Шифровка» с перестановками и пропусками, где для выполнения заданий требуется более высокая степень умения концентрировать и переключать внимание. Ребенку очень важно научиться переключать внимание с одного объекта на другой. Это поможет избежать ошибок при выполнении различных заданий на уроках: от списывания с доски до решения примеров по математике.

    «Шифровка» с ключами

    Для игры вам потребуются карточки с шифровальными ключами, которые представляют собой соответствие букв цифрам, например: А — 1.

    Используются цифры от 0 до 9, то есть можно закодировать 10 букв, из которых и должны состоять слова. Вы даете ребенку задание зашифровать слова, воспользовавшись ключом. Самые простые варианты содержат короткие слова и несложные ключи. Эти варианты используются на начальных этапах занятий с первоклассниками. На листке бумаги вы пишете в столбик слова, отдаете его ребенку и предлагаете рядом с каждым словом написать его тайный шифр.

    Вариант 1

    А

    Д

    Ж

    Б

    С

    Р

    У

    К

    Н

    Л

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    бас — 304; жаба — 2030; ажур — 0265; жара — 2050; лужа — 9620

    банка - 30870; служба - 496230; дружба - 156230

    Вариант 2

    Р

    С

    и

    Т

    А

    Е

    К

    П

    Б

    Ч

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    река — 0564; писк — 7216; печь — 7598; тапки — 34762; кисть -62138

    персик — 750126; печать — 759438; кирпич — 620729

    Вариант 3

    К

    В

    А

    Р

    Т

    У

    Ё

    О

    П

    Д

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    торт — 4734; труд — 4359; трава — 43212; рукав — 35021; товар - 47123

    корова — 073712; ворота — 173742; поворот — 8717374

    отвёртка — 74163402; подкова — 8790712; квадрат — 0129324

    Вы можете играть и наоборот. В этом случае необходимо заранее зашифровать слова, дать ребенку ключ и предложить сделать расшифровку. Разгадывать слова путем замены цифр на буквы ребенку будет очень интересно.

    «Шифровка» с перестановками и пропусками

    Для игры вам потребуется лист бумаги, на котором необходимо заранее написать слова и предложения, оставляя свободное место для записи шифровки.

    Варианты шифровки предлагаются различные.

    Вариант 1

    Зашифруйте слова и предложения, записывая слова наоборот.

    рукав — вакур

    Сегодня на улице холодно. — Яндогес ан ецилу ондолох.

    Вариант 2

    Зашифруйте слова, меняя первый и последний слог местами.

    хорошо — шорохо; погода — дагопо; математика — катема- тима

    Вариант 3

    Зашифруйте предложение, записав его с пропусками всех гласных.

    Заходим в школу. — Зхдм в шкл.

    Можно придумать и другие варианты шифровки.

    1. Игры на концентрацию и распределение внимания

    После того как ребенок станет уверенно справляться с заданиями на концентрацию внимания, необходимо начать тренировать умение распределять внимание. Уметь распределять внимание очень важно при выполнении таких работ, как диктант, когда нужно и слушать учителя, и писать, и вспоминать правила, и применять их. Мы предлагаем игры на развитие и зрительного («Поиграем в корректора»), и слухового внимания («Веселый лес»).

    «Поиграем в корректора»

    Для игры потребуются старые журналы или книги с крупным шрифтом.

    На выполнение задания следует отводить не более 5 минут. Ребенку выдается текст, взрослый говорит: «В тексте необходимо вычеркнуть все буквы «О». Затем работа «корректора» проверяется.

    Игра в корректора - это систематическая тренировка внимания. На последующих этапах она проводится с постепенным усложнением заданий. Например, ведущий просит букву «О» зачеркивать, а букву «И» - подчеркивать. В процессе выполнения задания может быть дана команда «Наоборот!». При работе с текстом может предлагаться и большее количество заданий, в зависимости от того, насколько легко ребенок с ними справляется. Таким образом, будет происходить тренировка и концентрации внимания, и умения его переключать и распределять.

    «Веселый лес»

    Для игры вам потребуются тексты из 8-10 предложений, в которых некоторые слова повторяются.

    Мы предлагаем несколько вариантов текстов, объединенных темой «Веселый лес». В дальнейшем вы можете самостоятельно придумать тексты на эту тему и продолжить занятия с ребенком. Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок должен хлопком в ладоши отмечать определенное слово или однокоренные ему слова. Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте, а на двух: первое из заданных слов он будет отмечать одним хлопком в ладоши, а второе - двумя. В текстах эти слова выделены.

    Вариант 1

    Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «зеленый» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «листья» и однокоренные.)

    Веселый лес находится не так уж далеко от нашего дома. Прогулки туда всегда были интересными. Приближаясь, мы сразу попадаем в настоящую зеленую сказку. Вот старый пень кряхтит, вспоминая молодость, когда он был зеленым юнцом. Только что мимо него пробежал Ежик, но не нашел ничего полезного. Ему нужны были свежие зеленые листья, и он поскорее потопал к веселым березкам, которые зеленели на другом краю веселого леса. «Да, их листочки пахнут свежестью!» - сказал Ежик неизвестно кому и стал собирать опавшие листья. Через некоторое время он собрал целых! букет. «Теперь я могу вручить этот зеленый подарок Белочке на день рождения!» - воскликнул Ежик.

    Вариант 2

    Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «веселый» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «птица» и однокоренные.)

    Настоящее веселье началось в лесу после обеда, когда все его обитатели уже проснулись. Вот веселые птички вспорхнули со старого дуба. Солнце напекло им головы и помешало рассказывать друг другу и всем вокруг последние новости. Они решили полететь к прохладному и такому же веселому ручью и там обсудить события. «Ай-ай-ай! - щебетали они.

    - Вчера у Белочки был праздник». Самая веселая из птичек заливисто рассмеялась: «Гости так плясали, что Елка рассердилась и скинула их вниз со своей лапы». «А больше всех веселился Дятел. Он выстукивал такую бойкую дробь, что слышно было на самом краю леса!» - рассказала старая глуховатая птица, которая как раз и обитала на дальней опушке. Очень веселый получился день рождения у Белочки.

    Вариант 3

    Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «лес» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «дождь».)

    Вчера в веселом лесу была гроза. Она началась внезапно и доставила обитателям леса много хлопот. Сначала поднялся ветер и стал дуть изо всех сил. Он раскачивал деревья, которые сразу зашумели, предупреждая всех в лесу о приближающемся ненастье. Вдруг полил дождь. Все лесные жители спрятались в свои убежища. Радовался только ручей: ведь он стал после дождя более могучим и полноводным, как настоящая река. Когда ударил гром, шишки упали с елок и запрыгали по земле. А молния напугала маленьких зайчат, ведь они подумали, что лес загорелся. Но гроза закончилась быстро, и все деревья стояли после дождя свежие и умытые.

    Вариант 4

    Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «ягоды» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «вот».)

    Летом в веселом лесу появляется много ягод. Это настоящий праздник для лесных жителей. Первый охотник за ягодами — Медведь. Вот как шевелятся кусты малины! Он срывает самые спелые и вкусные ягодки. А вот и Белочка отправилась их собирать. Она сушит ягоды на зиму и в холода угощает друзей лакомством. Не прочь отведать черники и наш знакомый Ежик. А вот и птички слетелись поклевать ягод. Они веселятся и щебечут так, как будто попали на самый настоящий пир. Вот такой щедрый наш веселый лес!

    1. Подвижные игры направленные на развитие внимания

    Подвижные игры позволят вам совместить приятное с полезным. Во-первых, они дадут ребенку двигательную разрядку после письма или чтения. Во-вторых, создадут хорошее настроение. А главное, помогут развитию и закреплению произвольного внимания.

    Лучше их проводить в группе. Если вы занимаетесь со своим ребенком дома, то можно привлечь и других членов семьи.

    «Крокодил»

    Играющие садятся вкруг. Каждому участнику присваивается название животного и движение, с помощью которого он будет изображать это животное. Игра проводится без слов, только с помощью движений. Прежде чем начать игру, все участники несколько раз по очереди называют животное, которое будут изображать, и показывают соответствующее движение.

    Ведущий обычно назначается слоном. Он начинает игру, показывая движения слона и какого-нибудь другого животного из числа выбранных участниками. Тот, кого показали, быстро делает свое движение и движение любого другого игрока и т. д. Нельзя показывать того, кто только что показал тебя или выбывшего игрока. Выбывает из игры тот, кто ошибся. Игра проводится в быстром темпе.

    Примеры движений, изображающие животных: слон - левую руку вытянуть вперед от носа, показывая хобот слона, правой рукой обхватить левую и взяться за нос; крокодил - две руки вытянуть вперед ладонями друг к другу и двигать ими, как щелкает пасть крокодила; жираф - одну руку поднять вверх, изображая длинную шею жирафа, ладонь загнуть, как будто это его голова; змея - делать рукой волнообразные движения вперед, как будто ползет змея; бегемот - руки сцепить вкруг перед собой и движением показать большой живот бегемота. В зависимости от количества играющих и их фантазии придумываются и другие способы изображения животных.

    Игра «Крокодил» отлично тренирует концентрацию и быстроту переключения внимания.

    «Путешествие»

    Эта игра проводится с группой детей. Взрослый является ведущим. От него требуется подготовить содержательный рассказ по выбранной для игры теме. Играющие встают вкруг вместе с ведущим, который объявляет тему игры. Например, сегодня это «Путешествие в зоопарк». Каждому участнику присваивается роль по теме игры. В данном случае это названия зверей, которых можно увидеть в зоопарке. По правилам игры участник, услышавший во время рассказа ведущего название своего животного, должен присесть. Ведущий во время рассказа должен несколько раз упомянуть каждого обитателя зоопарка, сравнивая их друг с другом по размеру, особенностям внешнего вида и поведения, условиям содержания и т. д. Также ведущий должен контролировать, все ли участники его внимательно слушают и вовремя приседают. Можно играть на выбывание невнимательных, а можно присуждать штрафные баллы, за которые впоследствии дается задание.

    Игра не только развивает внимание, но и носит познавательный характер. Другие возможные темы для игры: «Путешествие в лес», «Путешествие по городам», «Путешествие в ботанический сад», «Путешествие на морское дно», «Путешествие по планетам», «Путешествие по картинной галерее» и т. д.

    «Снежинки - капельки»

    В эту игру можно играть большой группой на выбывание невнимательных или вдвоем с ребенком для разминки и тренировки внимания. Играющие встают напротив ведущего, который всем объясняет правила. Если он дает команду «Снежинки!», то участники должны подпрыгнуть, раскинув руки в стороны и расставив ноги на ширину плеч. Если звучит команда «Капельки!», то участникам нужно стоять, подняв руки над головой, сцепив их вкруг. Ведущий тоже выполняет движения. Но периодически он путает участников, показывая движения, соответствующие другой команде. Задача играющих заключается в том, чтобы четко выполнять движения, соответствующие прозвучавшей команде, а не те, которые показывает ведущий. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные.

    «Мячик - воздушный шарик»

    Игра проводится по тем же правилам, что и предыдущая, только выполняются другие движения. Если звучит команда «Мячик!», играющие должны присесть, руки на поясе, ноги вместе. Если звучит команда «Воздушный шарик!», то нужно подпрыгнуть, руки вверх, ноги вместе.

    По аналогии можно придумать много таких игр, потому что играть много раз в одну и ту же надоедает. Предлагайте новые вариации с другими интересными движениями. Например, гора - равнина, боксер - пловец, лягушка - птица и т. д. Цель играющих - реагировать на слова ведущего, а не на его движения, так как его задача - запутать играющих. Во время таких игр совершенствуется умение концентрировать внимание.

    Литература

    1. Дмитриева В. Г., 365 развивающих игр и упражнений для детей. – М.: Астрель, 2008 – 255 с.

    2. Дормашев Ю.Б.Психология внимания/В.Я.Романов, Ю.Б.Дормашев- М.,1995.-107с.

    3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. / Дидактические игры для детей / Катаева А.А. - М., 1993.– 191 с.

    4.  Лопатина А., Скребцов М. 500 игр для детского сада, школы и семьи. – М.: ИДЛи, 2001. – 320 с.

    5. Образцова Т.Н., Психологические игры для детей. - Лада Голд: 2010.- 170 с.

    6. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печегора - М.: ВАКО, 2008. - 192 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

    7. Развиваем внимание./сост. И.Шагинов. - М.: Мой мир ГмБх, 2007. -236с.

     8. Субботина Л.Ю., Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет / Л.Ю. Субботина, – Я.: ООО «Академия развития», 2011г. – 192с.

     9. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей./ Л. Ф. Тихомирова – Ярославль: Академия развития, 1996. –192 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Личностная и социально – психологическая готовность дошкольников к обучению в школе"

    Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «с...

    Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе. (Консультация для воспитателей)

    Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитатель МДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов) Перед нашим обществом на современном этапе е...

    Консультация для родителей «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе»

    Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:•         физиологическая готовность,•...

    «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

    Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, заинтересованы в школьных успехах своих детей, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к пост...

    Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"

    В  выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....

    Консультация для родителей. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.

    Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, ...