Консультация для педагогов ДОУ "Значение игры в формировании психологической готовности ребенка к обучению в школе"
консультация на тему

Полина Юлия Сергеевна

Советы воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 компенсирующего вида г. Можайска

Консультация для педагогов ДОУ

Значение игры

в формировании психологической готовности ребенка

к обучению в школе

                       Педагог-психолог: Полина Ю.С.

                                              Можайск 2014

В начале своего сообщения хочу остановить на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному обучению, так и проводить адресно направленную развивающе-коррекционную работу.

Игра – это ведущая деятельность всего дошкольного детства. И именно в игре происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка и развитие «зон его ближайшего развития» (т. е. всего того, что ребенок уже может выполнить с помощью взрослого, а завтра уже это выполнить самостоятельно, включая его поведение и речь.

В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения, расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения, развивается речь. В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий.

Известно, что в игре происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Развитие всех этих психических процессов у детей необходимо для успешного обучения в школе.

При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучать его счету, письму, чтению. Большинство родителей и даже некоторые воспитатели совершенно отвергают игру в деле подготовки к школе.

Для того, чтобы, понять, что дает и может дать правильно организованная игра ребенку, готовящемуся к поступлению в школу, давайте вспомним, какими психологическими качествами должен обладать ребенок к этому возрасту.

К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы такие универсальные внутренние условия осуществления любой деятельности как умственная (познавательная) активность и саморегуляция поведения, эмоций, познавательных процессов.

Познавательная активность присуща любому здоровому ребенку. Детская любознательность – это основа приобретения знаний. Только желание что-либо узнать дает постоянный стимул к развитию различных навыков, умений, знаний.

Если умственная (познавательная) активность создает потребность к работе мысли, то осознанная саморегуляция помогает осуществлению этой интеллектуальной деятельности. Так, будущий школьник для решения посильной для него задачи должен принять и удержать ее в полном объеме, уметь поддерживать последовательность следования мысли (этапов решения, производить контроль своих умственных действий, уметь сличать образец с результатом. Иными словами, ученик должен уметь думать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, т. е. уметь действовать в уме по определенным правилам. Для того чтобы будущий ученик смог выполнять школьные задания, у него должен быть сформирован психологический навык игры по правилам.

Однако ребенок достигает игры с правилами, только пройдя через развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней ролевыми отношениями, которые затем свертываются в чистое правило. Ролевая игра, в свою очередь, развивается из сюжетной игры и т. д.

С развитием игр по правилам становится важным не только процесс игры, но и результат. Причем важен не результат каждого сам по себе, а соотнесение его с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, т. е. выигрыш. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действия с дидактическим материалом. Любая игра с правилами требует от участников принятия правил (знание готовых правил игры или договора о правилах) и их соблюдения во время игры.

Игра с правилами имеет большое значение и для физического, сенсорного и умственного развития детей, осуществляющегося за счет содержания, материала, на котором развертывается каждая конкретная игра. Особенно важно игра с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения (контроль за выполнением правил) .

В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность, процессуально не всегда приятную. Иными словами, в недрах игровой мотивации зарождается учебная мотивация, стимулирующая деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков.

Игровая деятельность – это школа произвольного поведения. Чем больше дети играют, тем больше возрастает их способность подчиниться правилу. Таким образом у ребенка возникает потребность вести себя в соответствии с внутренним правилом, т. е. у него формируется способность подчиняться словесному правилу или представляемому.

Всякая игра содержит в себе скрытое правило, и развитие игры от ситуации со скрытым правилом к игре с открытым правилом. Школа – это большая игра со многими правилами и ребенок, не научившийся полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается не готовым выполнять требования школы. Только исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает место обучению.

К сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимания обучению детей игре. В дошкольных учреждениях воспитатели еле-еле справляются с режимными моментами и обязательными учебными занятиями. Даже во время обязательной прогулки воспитатели редко организуют или обучают детей игре. Но не стоит недооценивать игру ведь большое влияние игра оказывает и на развитие речи, поскольку игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая потребность понимать словесные инструкции своих товарищей, потребность общаться с ними, потребность в эмоциональном поощрении – стимулируют развитие речи.

И так, на что направлены развивающие игры:

1. Развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличения объема слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений.

2. Расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря.

3. Совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти.

4. Развитие умений планировать последовательность своих действий.

5. Развитие тактильных ощущений посредствам:

• определения объектов, предметов на ощупь;

• узнавания букв, написанных в воздухе, на теле и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Cоставляющими психологической готовности ребенка к школе; Что такое «Готовность к обучению в школе?»; Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?...

Консультация для родителей «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе»

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:•         физиологическая готовность,•...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Сборник игр, заданий и упражнений, направленных на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе «Игры, направленные на развитие внимания у детей 6–7 лет »

Сборник содержит задания, игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста 6-7 лет.Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические пр...

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и ...

Консультация для педагогов: "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"

Цель: обогащение знаний родителей по подготовке детей к школеВопросы для обсуждения:1. Что такое психологическая готовность ребенка к школе?2. Рекомендации по использованию игр и упражнений для р...