Индивидуальный план самообразования
материал на тему

Бженикова Зульетта Хажмуратовна

Индивидуальная тема

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей"

 

Направление: Социально-коммуникативное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indivivdualnyy_plan_samoobrazovaniya.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                                         

Индивидуальный план

самообразовательной работы воспитателя

Бжениковой Зульетты Хажмуратовны

на период  2017-2020 г.

Индивидуальная тема 

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей"

Направление: Социально-коммуникативное.

                                               

__Старшая  группа «А»__

возрастная группа

Залукокоаже 2017 г.

Личная карточка

Год рождения: 06.02.1991

1.Образование:  (когда и какое учебное заведение окончил) Высшее НЧОУ ВПО «Армавирский лингвистический социальный университет», 30.12.2013г

Специальность по диплому:  «Педагогика и методика начального образования»

2. Педагогический стаж:   9  лет

3. Общий стаж трудовой деятельности:    9  лет

4. Курсы повышения квалификации:    Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в ДО

 

5. Профессиональная переподготовка  ГБОУ ДПО КБР «Центр непрерывного профессионального развития», 15.06.08.-12.2014г., Педагогический работник ДОО 

6.Категория:  1  категорий

7.Место работы:  Дошкольное отделение №2

8. Должность:  воспитатель детей дошкольного возраста

9. Творческие замыслы: участие в   МО, в профессиональных конкурсах,, предметных семинарах, составление презентаций к занятиям и мероприятиям.

Цели  профессионального  развития

- Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

- Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

- Овладение профессиональными навыками по формированию у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

 Начала работы над темой  сентябрь 2017г.

Окончания работы май 2020 г.

                 
Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра.

Задачи:

1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

2. Осуществить взаимодействие родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Актуальность

Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, развитие творческих качеств личности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества - детская игра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. 

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей.

I этап (1 год)- подготовительный.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников.

Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. -М: издательство «Гном и Д», 2001-96.

Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованныхпредставлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет».В. Н. Волчкова,

Н. З. Степанова «Система воспитания индивидуальности дошкольников».


2. Изучение, подбор и проведение диагностики (анкетирования) по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей раннего возраста".

3. Подготовка плана

4. Проведение театрализованных игр: "Зверята", "Игра с пальчиками", "Угадай по звуку", "Кругосветное путешествие".

5. Развитие предметно-пространственной среды в группе:

-изготовление кукол-оригами для театра,

- конкурс "Игрушка для театра своими руками";

- изготовление ширмы для театра.

- изготовление костюмов для инсценировки спектакля "Теремок", "Репка", "Заюшкина избушка".

6. Изготовление папки передвижки для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности".

7. Подведение итогов работы за год. Показ спектакля родителям "Теремок".

2017-2018

II этап (2-3 год) - основной.

1. Изучение опыта педагогов ДО

 2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

2. Подготовка плана работы на 3 года.

Учебный год

Тема по самообразования

2017-2018

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей"

2018-2019

Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей детей»

2019-2020

«Организация  театрализованной  деятельности в ДО»

2017-2018 учебный год

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Сентябрь-октябрь

Использование методики на занятиях, свободной в деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми, в постановочных играх,  театрализованных играх,художественной деятельности.

Конспекты театрализован

ных игр: "Зверята", "Игра с пальчиками", "Угадай по звуку", "Кругосветное путешествие".

октябрь

Пополнение оснащения в центр художественно-эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности детей.

Оснащение уголков

Ноябрь

Театральное представление по сказкам на утренниках

Сценарии        

Теремок"

Декабрь

Театральное представление по сказкам на утренниках  

Сценарии «Репка"

Январь

Оформление выставки о проведенных мероприятиях, сбор фотоматериала

фотоальбом

Февраль

Театральное представление по сказкам на утренниках

"Заюшкина избушка"

Март

Подготовка открытого мероприятия для отчета.

Конспект «Театр это-праздник»

Апрель

Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок.

Конспект кукольного театра «Гуси-лебеди»

Май

Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок.

(по подгруппам)

Конспект спектакля «Снежная королева»

Конспект постановки «Волк и семеро козлят»

Работа с семьёй

Сентябрь

"Развитие у детей сценического искусства"

Выступление на родительском собрании

Октябрь

"Театр своими руками ".

Мастер-класс

Ноябрь

"Игра не забава".

Родительское собрание

Декабрь

Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников".

Консультация

Январь

"Речь и пальчиковый театр"

"Пальчиковый театр дома"

Консультации для родителей

Февраль

"Волшебный мир театра".

Папка передвижка

Март

"Театр из бросового материала"

Мастер-класс

Апрель

Театр и родители»

Советы

Май

Оформление тематических стендов

Показ спектакля «Теремок»

Буклеты

Сценарий

ПРС

В течении учебного года

Пополнение разными видами театра

Костюмы,

атрибуты

В течении учебного года

Оформление различных видов театров из бросового материала

Оснащение уголков

Самореализация

Сентябрь

Подготовка плана работы на год.

План

В течении года

Изучение литературы по данной теме

Фиксация

В течении года

Подборка материала по данной тематике

Картотеки

Май

По итогам работы за отчетный период.

Презентация

Работа с педагогами

Сентябрь

«Формирование творческих способностей

детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Семинар-практикум для педагогов

Октябрь

«Волшебный мир театра!»

Консультация

Ноябрь

«Театрализованная деятельность в современном ДО»

Деловая игра

Декабрь

Организация театрализованной деятельности детей в ДО. 

Рекомендации

Январь

По проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Методические рекомендации для воспитателей

Февраль

« Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка»

Конспект открытого

занятия

Март

Виды театрализованной деятельности в ДО

Консультация для воспитателей

Апрель

"Лесная история"

Сценарий театрализованной сказки

Май

Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС

Презентация

2018-2019 учебный год

  1. Тема самообразования: Цель: самообразования являлось повышение профессиональной компетентности по теме.
  2. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  3. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).

5.Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что  в результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появится возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Будет развиваться связная речь, произойдёт обогащение словаря, что  способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации). Развитию психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение;  познавательные процессы фантазии).Личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным.

  1. Форма самообразования: индивидуальная.
  2. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
  • изучение литературы по теме; 
  • самоанализ и самооценка ООД в своей группе; 
  • проведение открытого мероприятий для анализа со стороны коллег, родителей ;
  • обобщение результатов на заседании педагогического совета ДО;
  • работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ по теме.

Форма отчета по проделанной работе: показ открытого мероприятия

                                        План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Сентябрь-

Проведение театрализованных игр

Картотека

Октябрь -Ноябрь

«Лесное приключение»

Сценарий театрализованной постановки

Декабрь-январь

"Учимся быть артистами

Сценарий развлечения по театрализованной деятельности

Февраль -март

«Царевна-несмеяна»

Сценарий кукольного театра

Апрель

Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Фотоотчет

Май

  «Театр в жизни ДО»        

Сценарий музыкально-педагогической гостиной

Работа с семьёй

Сентябрь

Воспитание дружеских отношений в игре

Консультация

Октябрь

Открытое мероприятие.  

Фотоотчет.

Ноябрь

Изготовление костюмов для постановок.

Атрибутика

Декабрь

Проведение совместных утренников

Сценарий новогоднего утренника

Январь

Совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников).

Сценарий «Путешествие по сказкам».

Февраль

«Театрализованные игры дома».

Рекомендации

Март

«Мы играем»

Конспект Открытого занятия

Апрель

Создание пальчикового театра дома.

Памятка для родителей

ПРС

В течении учебного года

Изготовление настольного театра

Театр

Самореализация

В течении года

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов.

Знакомство и анализ документации.

В течении года

Изучение методической

литературы

Фиксация

Ноябрь

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Подбор материала.

Май

Формы подведения итогов:

участие в  праздниках и развлечениях

постановка спектакля ко дню Матери;

показ спектаклей для детей младшего дошкольного возраста, родителей.

Участие в музыкальном празднике Участие в музыкальном празднике

Показ спектакля родителям на тематическом вечере

Инсценировка сценки , драматизация сказки

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете

Работа с педагогами

Сентябрь

«Театрализованная деятельность в ДО»

Презентация

Октябрь

Подготовить доклад для «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»

Выступление на педсовете.

Ноябрь

Основные этапы

 работы над образом»     

Мастер-класс для воспитателей  

Декабрь

 «Как организовать театрализованную среду в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для воспитателей

Январь

«Театр»

Сценарий КВНа

Февраль

«Домашний кукольный театр»

Буклеты

Март

«Различные виды самодельных театров в работе с детьми в ДО»

Консультация для воспитателей

Апрель

 «Театрализованная деятельность в ДО».

Методическая разработка

Май

Творческий отчет  по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете.

Выступление на педсовете

2019-2020 учебный год

Тема самообразования: «Организация  театрализованной  деятельности в ДО»

Пояснительная записка

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких

условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства,

желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке

только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед

аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные

занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных

навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение

или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба,

доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир

не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое

собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие

проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это

помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким

образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Содержание театрализованных занятий включает  в себя:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры – драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по выразительности исполнения;

- упражнения по социально- эмоциональному развитию детей;

- индивидуальные творческие задания;

- беседы-диалоги;

- занятия в театральном кружке;

- организация спектаклей;

- изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям;

- чтение литературы.

Цель:  развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

Обучающие: обучать детей элементам художественно-образных

выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика), учить

имитировать характерные движения героев сказок.

Развивающие: развивать познавательный интерес к театральной

деятельности; развить у детей навыки общения и коллективного

творчества; формировать у детей простейшие образно-выразительные

умения, Воспитывающие: содействовать воспитанию эстетических способностей у детей,  интересу  к театральной  деятельности.

Поставленные  задачи  достигаются  при  использовании  следующих  методов организации учебно-познавательной деятельности:

- словесные (объяснение, рассказ новой темы ) ;

-наглядные (таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций ) ;

-практические  (  выполнение  этюдов,  упражнений,  заданий  на  сцене,  пение вокальных произведений, исполнение танцев ) ;

- развивающие (упражнения на развитие творческих способностей ).

Формы организации детей

Подгрупповая  –  сплочение  детей  в  единый  коллектив,  выполнение  заданий всеми детьми.

Индивидуальная  –  выявление   индивидуальных  особенностей  каждого

ребенка.

Парная – «пристройка»  к партнеру, чувствование и понимание его на «сцене».

Актуальность

В науке существует целая концепция сказкотерапии, разработанная

зарубежными и российскими учёными. На сказках апробируются

психологические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий

негативизм у ребёнка. Через сказку ребёнок может понять законы мира, в

котором он родился и живёт. Он становится мудрее, добрее, проникаясь

народной мыслью и словом. Данная тема актуальна для работы с

дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать

чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к

духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение,

внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что

является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

Планируемый результат

Дети

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным

сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты) - чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в

ролевое взаимодействие с другими персонажами,

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.

должны знать:

- некоторые виды театров,

- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров:

резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном,

конусной игрушки.

Должны  иметь представление:

- о театре, театральной культуре.

- роли артистов, кукол.

- о правилах поведения в театре.

- стойкий интерес к театральной деятельности.

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ

спектакля.

Педагоги

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального

искусства.

Задачи:

Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку

средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в

создании выразительных средств.

Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы  естественно вплетались в содержание театральной деятельности.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не

перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).

Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и  с учетом места действия.

Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в  соответствии с сюжетом инсценировки).

Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах

кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых  кукол, театром марионеток и театром теней.

Родители

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к  театрализованной деятельности.

Задачи:

Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему

предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать

достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать

разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства,

специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого

артиста» и «живого зрителя».

По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр

видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских

спектаклях.

Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате

просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Сентябрь

Беседа «Здравствуй, театр!»

Фотографии, иллюстрации

Игры по мимике

Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний.

Материалы для игр.

Октябрь

Пантомимика – игра

Этюды «Покупка театрального билета» и.т.д.

Материалы для игр

Ноябрь

Интегрированного занятия в подготовительной группе

«Наш маленький театр»

“День театра”

Конспект

Декабрь

Театрализованная игра  «Сказка о глупом мышонке».

Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом»

Конспект

Январь

Беседа «Что такое театр»

Пантомимика – игра ««В гостях у сказки»

Конспекты

Картотека

Февраль

"Лесная история"

Сценарий театрализован

ной сказки

Март

Театрализованные этюды

Игра-пантомима «Медвежата»

Картотека

Апрель

Инсценировка сказки «Муха –цокотуха»

Сценарий

Май

 «Весна пришла»

Инсценировка сценки

Работа с семьёй

Октябрь

 «Театрализованные игры -путь  к  детскому  творчеству».

Консультация для родителей.

Ноябрь

 «Театр и дети»

Анкетирование родителей

Декабрь

 «Как поддержать интерес к театру»

Консультация для родителей

Январь

Создание и оборудование уголка «Театр».

Привлечение родителей к созданию  театрального уголка, оборудовать ширмой , собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.

Февраль

 «Праздник старой перчатки»

Выставка работ

март

«Театр на «столе»

Мастер-класс для родителей

Апрель

 «Создание театра в домашних условиях»

Памятка

ПРС

В течении учебного года

Привлечение родителей к обновлению уголков

Костюмы атрибуты

Самореализа

ция

Ноябрь

Дни открытых дверей «День театра»

Сценарий

Март

Приглашение на детские праздники, развлечения

Изготовление приглашений

Апрель

Показ инсценировки

Конспект

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Работа с педагогами

Сентябрь

 « Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи»

Консультация для воспитателей:

Октябрь

«Организация театрализованной деятельности в средней группе»

Выступление воспитателя

Ноябрь

 «Роль театральной деятельности в развитии речи детей»

Консультация для воспитателей

Декабрь

Организация театрализованной деятельности

Методические рекомендации

Январь

 «Как организовать театрализованную  среду»

Консультация для воспитателей

Февраль

Игровая викторина
для педагогов ДО
«В гостях у сказки»

Конспект

Март

«Технология организации театрализованных игр»

Сообщение для воспитателей.

Апрель

«Развитие речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Конспект деловой игры

Май

 «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Консультация для воспитателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования муз.руководителя.

Развитие музыкальных способностей у дошкольников....

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ

Формами  самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает  самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....