Консультация для воспитателей «Как научить ребёнка любить и беречь природу?
консультация (старшая группа) на тему

Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Особенно в уникальном уголке нашей страны – на Тамбовщине. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей

  «Как научить ребёнка любить и беречь природу?

Безрукова Ольга Васильевна

Воспитатель МБДОУ Петровский детский сад  

   

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода,  птице – воздух, зверю – лес, степь, горы,

 а человеку – нужна родина. И охранять природу – значит,  охранять Родину»

М. Пришвин.

2017 год объявлен  Годом экологии и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий.

Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края?

У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое окружающее нас? В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что - то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.

Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Особенно в уникальном уголке нашей страны – на Тамбовщине. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе.  Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, сознания того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Приобретенные знания в дошкольном возрасте могут преобразовываться в прочные убеждения.  В последующем от этого отношения будет зависеть, на что человек направит силу своего ума – на созидание или на расточительство.   Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной Югорской природы.

       Природа Тамбовщины настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более  что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.

  «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). Для того чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.

     Маленький ребенок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов предоставляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.

Во время прогулок в любое время года открывайте с малышом прекрасное и удивительное в явлениях природы.

Обращайте внимание крохи на, казалось бы, привычные явления.

Зимой: любуйтесь искрящимся под яркими лучами солнца снегом, красотой и многообразием форм каждой отдельной снежинки, снежными шапками на ветвях деревьев.

Весной: пробуждение природы, подарит малышу впечатления от пробивающейся молодой травки, набухших почек и первых листочков.

Летом: порадует утренними капельками росы, жарким солнышком, радугой после дождя, ароматными цветами, научит прислушиваться и различать пение разных птиц.

Осенью: когда краски и запахи увядающей природы особенно выразительны, собирайте опавшие листочки деревьев, любуясь их формой и цветом, составляйте букеты из сухих листьев.

Наша задача помочь ребенку глубже проникнуть в мир красоты природы, увидев чудо даже в обычном, самом неприметном.

Не проходите мимо, всматривайтесь, вникайте, вслушивайтесь вместе с малышом!

Учите ребенка художественному восприятию природы.

Совершая вместе прогулки, наблюдайте и запоминайте запахи, звуки и краски природы, рисуйте, фотографируйте ее. Составьте с ребенком альбом с коллекцией своих фотографий красивых пейзажей, видов природы. Предложите ребенку выразить свое впечатление, видение с помощью аппликации или рисунка. Поощряйте у ребенка желание творить, делать поделки из природных материалов (шишек, коряг, сухих листьев, цветов и т.д.).

 Наш Тамбовский край богат изумительной природой.  Без маленькой бабочки или большого серого журавля наш мир был бы не полон. Сохранить красоту этой земли – наша с детьми задача.

В общении  с живой природой воспитывается у детей любовь к родному  краю. Еще одна важная задача: воспитание  доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться  любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

     Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в  природу.

          Демонстрация презентаций, видеофильмов с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.

Создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию с объектами природы.

         Пальчиковая гимнастика, физкультурные  минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний.

        Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту, адаптированную для детей. Внести  альбом с замечательным названием «Сохраним мир вокруг себя», где  все герои альбома представляют исчезающие виды животного мира.  Этот альбом станет началом знакомства с полезной и важной книгой «Красная книга Тамбовской области».  

        Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.

      Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические, настольные и подвижные игры, подчиненные природоведческой тематике.

      Итак, одним из главных принципов экологического воспитания является принцип непрерывности, то есть взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Надо сделать все, чтобы этот процесс начинался во время - в дошкольном возрасте.

Так что же значит «любить природу»?                          

Любовь – это сфера чувств, мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребенка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать это чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они все замечают и подражают нам. Так давайте же вместе любоваться природой нашего села, красотой парков и скверов, рассказывать детям обо всем, что нас окружает.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГДОУ.Статья «Как научить ребенка любить и беречь природу»

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинает...

Как научить ребенка любить и беречь природу

Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей «Как научить ребёнка любить и беречь природу?

Природа Югры настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и м...

Как научить ребёнка любить и беречь природу?

Как научить ребёнка любить и беречь природу?...

Папка-передвижка "Как научить детей любить и беречь природу?"

Воспитательные советы на экологическую тематику оформлены в стихотворной форме в  виде папки-раскладушки. Текст составлен в манере детского писателя Григория Остера....

Консультация для родителей "Как научить детей любить и беречь природу"

С малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологиче...