Консультация для воспитателей «Как научить ребёнка любить и беречь природу?
консультация (подготовительная группа) на тему

Хасанова Зилина Юнусовна

Природа Югры настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более  что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mini_sayt.docx495.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей  «Как научить ребёнка любить и беречь природу?

Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС  № 88 Хасанова З.Ю.

     В настоящее время экологическая проблема взаимодействия  человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.  Вспомним ураганы, смерчи в США, в Японии ситуацию на  АЭС - Фукусиме, засуху, пожары  и наводнения в России. Перечислить можно много.  В нашем Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, где  добывается «черное золото», экологическую опасность представляют продукты сгорания в результате порывов трубопроводов и сжигания попутного нефтяного газа на  факелах.  Не проклянут ли наши потомки за безалаберность и бесхозяйственность предков? Просить прощения придется не столько у природы, сколько у детей и внуков.

Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Особенно в уникальном уголке нашей страны – в Югре. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе.  Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, сознания того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Приобретенные знания в дошкольном возрасте могут преобразовываться в прочные убеждения.  В последующем от этого отношения будет зависеть, на что человек направит силу своего ума – на созидание или на расточительство.   Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной Югорской природы.

       Природа Югры настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более  что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.

  «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). Для того чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.

     Маленький ребенок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов предоставляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус. Наш  Югорский край богат изумительной природой.  Без маленькой бабочки или большого серого журавля наш мир был бы не полон. Сохранить красоту этой земли – наша с детьми задача.

В общении  с живой природой воспитывается у детей любовь к родному  краю. Еще одна важная задача: воспитание  доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться  любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

     Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в  природоведческий зал краеведческого музея.

          Демонстрация презентаций, видеофильмов с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.

Создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию с объектами природы.

         Пальчиковая гимнастика, физкультурные  минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний.

        Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе Югры с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту Югры, адаптированную для детей. Внести  альбом с замечательным названием «Сохраним мир вокруг себя», где  все герои альбома представляют исчезающие виды животного мира Югры.  Этот альбом станет началом знакомства с полезной и важной книгой «Красная книга Югры».  

        Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.

      Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические, настольные и подвижные игры, подчиненные природоведческой тематике.

      Итак, одним из главных принципов экологического воспитания является принцип непрерывности, то есть взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Надо сделать все, чтобы этот процесс начинался во время - в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГДОУ.Статья «Как научить ребенка любить и беречь природу»

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинает...

Как научить ребенка любить и беречь природу

Консультация для воспитателей...

Как научить ребёнка любить и беречь природу?

Как научить ребёнка любить и беречь природу?...

Папка-передвижка "Как научить детей любить и беречь природу?"

Воспитательные советы на экологическую тематику оформлены в стихотворной форме в  виде папки-раскладушки. Текст составлен в манере детского писателя Григория Остера....

Консультация для воспитателей «Как научить ребёнка любить и беречь природу?

Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Особенно в уникальном уголке нашей страны – на Тамбовщине. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе....

Консультация для родителей "Как научить детей любить и беречь природу"

С малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологиче...