Мастер - класс по технологии "Французские мастерские"
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме

Стяжкина Анна Александровна

Здесь вы узнаете как мы адаптировали данную технологию для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст41.68 КБ
Файл презентация690.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребёнка детский сад «Алёнушка»

Музыкальный руководитель

Высшей кв. кат.

Ужакова Ольга Евгеньевна

Педагог – психолог

первой кв. кат.

Стяжкина Анна Александровна

п. Октябрьский

2016

 Мастер – Класс по технологии «Французские мастерские» как средство формирования творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Познакомить педагогов с технологией  «Французские мастерские»

Задачи: мастер-класса: 

  • популяризация  данной инновационной  технологии.
  • повысить мотивацию педагогов к овладению технологией «Французские мастерские».
  • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
  • повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

Оборудование:  мультимедийная презентация, бабочки на количество участников, 3стола, стулья по количеству участников, видеоролик «Солнечный зайчик», набор музыкальных инструментов,  набор фотографий с изображением солнечных зайчиков и светящихся предметов, набор изобразительных материалов, солнце двух цветов, солнечные зайчики по цвету солнца.

Теоретическая часть к мастер - классу

Слайд 1 Добрый день уважаемые коллеги.  Мы рады приветствовать вас на мастер – классе по технологии «Французские мастерские как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста».

Меня зовут Стяжкина Анна Александровна педагог – психолог

И моя коллега Ужакова Ольга Евгеньевна музыкальный руководитель.

Педагоги Центр развития ребёнка  д/с Алёнушка»

Сейчас я вас попрошу  взять ту бабочку, цвет которой Вам больше импонирует в данный момент. Спасибо

На данное мероприятие я пришла с целью «Познакомить вас с технологией «Французские мастерские»

Вы тоже сегодня сюда пришли с какой, то целью, сейчас я вас попрошу на одном крыле бабочки записать цель с которой вы сюда пришли .

Свою  бабочку, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну притчу.

    Жил мудрец на свете,  который знал всё.  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

“Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным. Данная технология помогает нам сделать ребёнка таким.

Слайд 2 В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорится, что  ребёнок при выходе из дошкольного учреждения  Должен быть любознательным, уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, пытаться  самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, добывать знания самостоятельно опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Однако традиционная система образования в значительной степени построена на передаче знаний от взрослого  к ребёнку, что не позволяет ребёнку самому познавать, затем  активно и творчески пользоваться знаниями в жизни.

Поэтому в практике работы все шире используются развивающиеся технологии.

Слайд 3 Существует множество интересных определений сущности технологий.  Вы видите на слайде некоторые из них.

Какие  развивающие технологии вы знаете?

Ответы педагогов…

Технология исследовательской деятельности

Здоровьесберегающая технология

Технология проектной деятельности

Технология критического мышления и др

Технология педагогическая мастерская

Слайд 4 Молодцы! Ну и конечно одним из направлений развивающего обучения является технология «Французские мастерские» или «Педагогические мастерские», разработанная группой французских учёных. У истоков движения, которой стояли знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже, Анри Бассис.

В 1990 году в С. П. французские учёные поделились опытом работы со школьниками. Данную идею активно подхватили школы.

Мы в учреждении адаптировали технологию для детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Французская мастерская это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из её участников «самостроительство» своих знаний через самостоятельное решение творческих задач.

Эту технологию можно использовать при изучении новой темы, при повторении и закреплении материала, или когда возникает проблемная ситуация.  В мастерской с участниками работает скорее не педагог, сколько мастер, он озабочен не только передачей знаний и умений детям, но и созданием алгоритма действий творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование.

Слайд 6  Существуют принципы  и  правила ведения мастерской

Принципы обучения

  • В мастерской мастер и дети находятся в равных отношениях.
  • Мастер обязательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Любое мнение ребёнка правильное и критические замечания в адрес любого участника отсутствует.
  • Каждому ребёнку предоставляется возможность самостоятельно преодолеть ошибки – и прийти к истине.
  • Ребёнок имеет право выбора, каким материалом пользоваться, как работать в группе или индивидуально и т.д.
  • Во всех мастерских главная составляющая – это речь

язык важнейший материал работы во всех мастерских, независимо от направленности, материала, вида деятельности, способа предъявления результата

  • Должна присутствовать постоянная смена деятельности. Здесь важно умение мастера рационально использовать всё пространство в мастерской
  • Каждая мастерская для руководителя – после диагностики, на основе которой создаётся новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Слайд 7. Построение технологии создаётся по определённому алгоритму включает в себя семь этапов.

Каждый из которых нельзя поменять местами, или исключить.

Слайд 8 Первый этап мастерской – индукция (наведение),  на этом этапе дети должны понять, какая проблема будет решаться в ходе мастерской  но, чтобы поисковая деятельность состоялась и было желание, нужна мотивация для активной творческой  работы ребёнка.

Что может служить в качестве мотивации.

В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок  – загадка; необычное задание.

Данный этап технологии можно рассматривать как главный,  так как он определяет успех всей мастерской.

Слайд 9  Второй этап  деконструкция.  На этом этапе дети высказывают свою точку зрения  опираясь на собственный опыт формулируют гипотезу.  На данном этапе мастер собирает знания по крупицам оставляя их без оценки

Слайд 10 Следующий этап  реконструкция 

На этом этапе дети прорабатывают свою гипотезу выдвинутую на предыдущем этапе.

Здесь выполняется  какое либо творческое задание, которое предлагает мастер используя различный наглядный материал.  

Сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ребёнка или  наталкивает детей в нужное русло.

Слайд 11 На этапе социализации  организуется  работа индивидуально, в малых группах, парах.

Как можно поделиться?

Дети могут поделиться по желанию,  на основе сходства точек зрения по сформулированной гипотезе, или хаотично в результате какой либо игры.

Каждый участник в подгруппе представляют результат своей работы, опираясь на гипотезу. Дети обсуждают мнение каждого и приходят к единому  решению

На этом этапе ребёнок учится рассуждать,  аргументировать свой выбор.  

Творческий процес в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, других детей, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Слайд 12 Следующий этап афиширование на этом этапе

Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов,

Слайд 13 Шестой  этап  разрыв,

То есть ребёнку даётся информация, из  достоверного источника,  это может быть подготовленный родитель, интернет, книга, и он осознаёт правильность  или неправильность своей гипотезы

Этот этап очень важен, к  этому этапу нужно готовиться  заранее

На этом этапе, происходит осмысление Результатов совершенных  ребёнком  в мастерской они сопоставляются с системой научных знаний, происходит озарение

Слайд 14 седьмого этапа – рефлексия.  На этом этапе мастер получает информацию о эмоциональном состоянии ребёнка в результате проделанной работы.

Информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном направлении.

Слайд 15 Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогические мастерские» учат детей добывать информацию, делать выводы, приходить к общему мнению, учит детей работать в группах, подгруппах, и выслушивать мнения всех участников мастерской. Что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

А сейчас, я предоставляю слово своей коллеге, Ужаковой Ольге Евгеньевне

Практическая часть к мастер – классу

Уважаемые коллеги предлагаю вам практическую часть нашего мастер – класса.

М.р.  В начале нашего занятия настраиваемся на работу в коллективе, объединяемся  для совместных действий.

М.р.  Давайте встанем  в круг и поприветствуем друг друга.  

(Я  читаю текст - приветствие, педагоги повторяют  движения.)

Солнышко ясное – здравствуй!  (поднять руки вверх)

Небо прекрасное – здравствуй!  (покачать руками вверху)

Все мои подружки, все мои друзья   (взяться за руки)

Здравствуйте, коллеги, всех люблю вас я!

М.р.  Я предлагаю  не только поздороваться, но и подружиться.

Коммуникативная игра  

М.р.   Ты шагай, ты шагай и смотри не прозевай,    (выполнять движения в

           Ты шагай, ты шагай, себе друга выбирай!       соответствии с текстом)        

           Поздоровайся ладошкой,  поздоровайся и ножкой.

           Плечиком и локотком и, конечно, язычком.

М.р.    Кто мне может дать ответ: летом греет, зимой – нет.

           Весь мир освещает и усталости не знает.

           Улыбается в оконце, ну конечно, это - …………………….  (солнце)

(внести изображение солнца)

(Самомассаж)

«Солнце утром рано встало,      

Всех детишек приласкало.               (фонарики)

Греет грудку,                                        (поглаживать снизу вверх)

Греет шейку,                                         (большими пальцами сверху вниз)

Греет носик ,                                         (кулачками растирать крылья носа)                                                                                        

Греет лоб,                                               (пальцами от середины лба к вискам)

Греет ушки,                                            (ладошками растирать ушки)

Греет ручки.                                           (потирать ладошки)

Дети радуются. Вот!                             (хлопки)

М.р.  Рассаживайтесь на стульчики

1 этап  ИНДУКЦИЯ  (Мотивирую педагогов  и выдвигаю проблему)

- Солнышко любит поиграть с нами и посылает своих гонцов

(показать видеоролик с солнечным зайчиком))

-  Что это за гонцы?

- Вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)

 2 этап  ДЕКОНСТРУКЦИЯ  (Педагоги  высказывают свою точку зрения о выдвинутой проблеме.  ,)

- Как вы думаете, как появляются солнечные зайчики?

(предполагаемые ответы)

- Мы с вами узнаем, что такое солнечные зайчики, как они появляются и их свойства.

-  Как вы думаете, с помощью какого предмета можно поймать солнечного зайчика?

- (Представьте, что солнечный зайчик опустился к вам на ладошку)

- Скажите, какие солнечные зайчики. (предполагаемые ответы)

М.р.  Давайте разомнёмся

ЛОГОРИТМИКА

«Прыгнул зайчик на окошко –               (прыжки, показать  «окошко»)

Яркий, шустрый, озорной.                      («фонарики»)

Посидел он там немножко                     (из рук сложил стульчик )

И давай играть со мной.                          (хлопки)

Побежал по полкам, книжкам,              (пальчики «бегут» по левой и правой руку)  

Растянулся на полу                                    (развести руки в стороны)    

Подскочив к лохматым мишкам            («шагают мишки»)

Скрылся в солнечном меху                      (закрыть глаза)

Оседлав на миг лошадку                          («скачут на лошадке»)

Не спеша, полез наверх.                           (шагают ладошками)

И,  нырнув в мою кроватку                       (круг руками через стороны)

Под подушкою исчез.                                 («спят»)

3 этап РЕКОНСТРУКЦИЯ  (Делятся на группы)

- Посмотрите, сколько прискакало к нам солнечных зайчиков. Выбирайте любого.  (зайчики желтого цвета 3 форм)

- Они помогут нам разделиться на 3 компании.

- А теперь своей компанией выбирайте место у стола, где находится такой же зайчик, как у вас.

4 этап  СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ( этот этап плавно вытекает из предыдущего этапа, т.к. дети сначала будут индивидуально  рассматривать иллюстрации, извлекать звуки из инструментов, ощущать предметы, а далее выносят своё мнение на коллективное обсуждение)

1 компания  выбирает музыкальные инструменты, с помощью которых можно изобразить   движения солнечного зайчика

2 компания выбирает предметы, по свойству подходящие к солнечному зайчику.

3 компания из предложенных вам иллюстрация и фотографий выберите те, на которых, как вы считаете, изображены солнечные зайчики. Каждая компания должна аргументировать свой выбор.

- Время ограничено песочными часами.  (2 мин.)

5 этап  АФИШИРОВАНИЕ (Вы должны в своей компании договориться, кто будет рассказывать о выполненном задании)

- Наше время подошло к концу (все высказываются о выполненном задании)

М.р    Как вы думаете, солнечный зайчик может быть опасным? ( опасно направлять солнечный свет от зеркальца на глаза, яркий свет может повлиять на зрение)

-  А сейчас я предлагаю изобразить солнечных зайчиков, используя различные изоматериалы.  (изображают на бумаге)

-  Расскажите, какие у вас получились солнечные зайчики…

-  Давайте, подарим их солнышку  (выложить рисунки на магнитной доске)

6 этап  РАЗРЫВ  (Дети получают знания из достоверного источника.  Какая у нас  проблема?))

- Откуда  можно узнать, что такое солнечный зайчик?

(варианты ответов детей)

- Давайте позвоним в библиотеку.

(  Когда солнце светит, то испущенные им лучи летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на землю. Но есть предметы, такие как зеркальце, стёклышко, которые отталкивают луч обратно, т.е. отражают его. Луч света, который попал на зеркальце, отрывается от остальных и летит в другую сторону. А если мы подвигаем зеркальцем, то получится что лучик прыгает, как зайчик.)

- Солнечный зайчик – это лучик света, который пошел по другому пути, не как все остальные.

(Показать схему  преломления луча.)

М.р.    Скажите,  что такое солнечный зайчик.

7 этап  РЕФЛЕКСИЯ  (На этом этапе делимся впечатлениями, Мастер должен выяснить, поняли ли педагоги данную проблему для того, чтобы продумать свою дальнейшую работу)

-  Получили вы сегодня новые знания?

-  Как пришли к общему мнению во время работы в группах?

-  Какие чувства испытывали вначале занятия?

- С какими чувствами закончили работу?

Рефлексия  Для кого занятие было интересным, и он понял, что такое солнечный зайчик, предлагаю выложить зайчиков на яркое солнышко, если вы не поняли, что такое солнечный зайчик, выкладываем зайчиков на вечернее солнышко

- Уважаемые педагоги, мне очень приятно, что вы поняли, что такое солнечный зайчик. Но если бы кто – нибудь из вас выложил зайчика на вечернее солнышко, я бы запланировала в дальнейшем индивидуальную работу.

Уважаемые коллеги вы приняли участие в нашем мастер классе. Сейчас я предлагаю вам вернуться к бабочкам. На другом крыле бабочки  напишите, Чему вы научились на данном мероприятии?

А сейчас раскройте свои бабочки и если вы достигли результата возьмите лучик  жёлтого цвета с надписью, которая соответствует вашим впечатлениям и  дополните наше дневное солнце.

А если вам данная информация не принесла ничего полезного или вы ,что-то не поняли  возьмите  красный  лучик с надписью соответствующую вашим впечатлениям и  дополните красное солнышко.

Слайд 16  Приглашаем к сотрудничеству!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «ЦРР - детский сад «Алёнушка» Педагог – психолог: Стяжкина Анна Александровна 1 кв. категория Музыкальный руководитель Ужакова Ольга Евгеньевна высшая кв. категория мастер – класс по технологии «Французские мастерские как средство формирования творческого потенциала детей»

Слайд 2

Технология французские мастерские « Французская группа нового образования» Поль Ланжевен Анри Валлон Жан Пиаже Анри Бассис Анри бассис – педагог, поэт, драматург, общественный деятель .

Слайд 3

«Французские мастерские» («Педагогические мастерские ») это нестандартная форма организации занятий, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.

Слайд 4

Принципы и правила ведения мастерской Ценностно-смысловое равенство Отсутствие оценки знаний Право каждого на ошибку Предоставление свободы в рамках принятых правил Диалоговость , как главный принцип Организация и перестройка реального пространства Решительное ограничение участия мастера в практической деятельности, он только получает информацию о эмоциональном состоянии ребёнка в результате проделанной работы. вввв

Слайд 5

Алгоритм мастерской. 1 этап. Индукция («толчок» к процессу) С оздание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ребёнка Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. заинтересовать

Слайд 6

2 этап. Деконструкция Индивидуальное создание гипотезы, применяя свои собственные знания задуматься

Слайд 7

3 этап. Реконструкция Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

Слайд 8

4 этап. Социализация Работа в малой группе. Представление всем промежуточного и окончательного результата. Каждый выступает на основе своего опыта, не боясь высказывать мнение вслух. все получится…

Слайд 9

5 этап. Афиширование Представление «произведений, результата» - Всем участникам мастерской и ознакомление с ними . «Подарок» для других групп. смотрите все

Слайд 10

6 этап. Разрыв Кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов И появляется информационный запрос, у каждого- свой. озарение

Слайд 11

7 этап. Рефлексия Отражение чувств, ощущений, возникших у детей в ходе мастерской. у меня получилось

Слайд 12

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Алёнушка» Руководитель: Тетерина Светлана Валентиновна Педагог – психолог: Стяжкина Анна Александровна Музыкальный руководитель: Ужакова Ольга Евгеньевна Интернет-сайт: okt - okruq - crr . ucoz . ru Тел./факс: 8-818-55-5-10-56 Адрес: 165210 п.Октябрьский ул. Магистральная, д.1-Б Приглашаем к сотрудничеству

Слайд 13

1 этап. Индукция («толчок» к процессу) Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ребёнка 2 этап. Деконструкция Индивидуальное создание гипотезы, применяя свои собственные знания 3 этап. Реконструкция организуется работа индивидуально, в малых группах, парах. На этом этапе дети прорабатывают свою гипотезу выдвинутую на предыдущем этапе. Здесь выполняется какое либо творческое задание, которое предлагает мастер используя различный наглядный материал. 4 этап. Социализация каждый участник в подгруппе представляют результат своей работы, опираясь на гипотезу. Дети обсуждают мнение каждого и приходят к единому решению 5 этап. Афиширование Представление «произведений, результата» - Всем участникам мастерской и ознакомление с ними . 6 этап. Разрыв Кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления . Ребёнку даётся информация, из достоверного источника, 7 этап. Рефлексия Отражение чувств, ощущений, возникших у детей в ходе мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс как творческая мастерская.Мрамормирование.

Мрамормирование как одна из техник декорирования различных поверхностей.Мастер – класс как творческая мастерская.Содержание работы образовательных областей «Коммуникация»и «Художественное творчество»....

Мастер-класс для родителей «Мастерская Деда Мороза» «Символ года- Петушок»

Цель:Обучить участников мастер-класса изготовлению поделки-символа года «Петух».Задачи:- обучить практическим приемам изготовления поделки.- способствовать сближению детей и родителей в совместном тво...

Мастер класс "Технология - "Творческая мастерская"

Мастер класс для педагов, где открывается понятие творческой мастерской как технологии....

мастер класс для педагогов "Мастерская Деда Мороза"

мастер класс для педагогов "Елочная игрушка своими руками"...

презентация на тему: "Мастер - класс для родителей "Мастерская Деда Мороза"

Создание условий для сотрудничества между ДОУ и семьёй, и развитие творческих способностей воспитанников....

Мастер-класс для родителей "Мастерская Деда Мороза"

Конспект мастер-класса для родителей "Мастерская Деда Мороза" по изготовлению маски белого медведя....

Мастер - класс для родителей "Мастерская Деда Мороза"

Мастер-класс для родителей «Мастерская Деда Мороза»Делаем объемные снежинки из бумаги Цель – изготовление новогодних игрушек для ёлочки на участке детского сада.Задачи:-...