Дыхательная гимнастика
материал на тему

Дроздетская Мария Игоревна

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка"

(закаливание зева)

И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

"Листопад"

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" сдувать листочки с ладони.

Дыхательные упражнения для развития голоса и охраны голоса от заболеваний.

«Хомячок»: Пошмыгать носом с закрытым ртом.

«Собачке стало жарко»: Часто подышать носом высунутым языком.

«Воротики и паровозик»: Глубокий вздох через нос -«воротики» открылись, воображаемый паровозик может въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли «воротики».

«Снежинка»: Поймали снежинку на ладошку и сдули.

«Хомячок»: Надули щечки, покатали воздух с одной щечки в другую и сдули воздух.

Правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую - на пояс. Живот - это воздушный шарик. Медленный вдох - выдох - «ниточка у шарика плавно распускается».

Вдох - правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там - маленькое перышко. Выдох - дунули на него, оно улетело.

Испугались внезапного треска сучьев - быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох - свобода.

Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2,3,4,5,6,7-й - все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.

 

 

« Ладошки»

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к зрителю, на « раз» -хватательные движения ладошками, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого выдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно ( 4 раза)

Ладушки- ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

« Погончики»

Дети стоят, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки, которые прижаты к животу на уровне пояса. На « раз» толкаем кулаки вниз к полу, пальцы растопыриваются – вдох! Возвращаем руки в исходное положение – выдох. 4 раза.

Вот погоны на рубашке, темный кожаный ремень.

 Я теперь не просто мальчик – летчик я военный!

« Ветерок»  (на развитие длительного выдоха)

В центр зала ставится березка  с листиками на ниточках, дети дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.

Носиком вдыхаем, на листочки выдыхаем.

 

«Погреемся»

 

Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос шумный выдох в ладошку.

Носик погреем, подышим скорее.

Ладошки погреем - дышим  веселее! Выдох на ладошки, произнося « фа».

« Веселый паровозик»

Детям дается установка:  «чей паровозик дальше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя « паровозик едет»: « Чух- чух, чух, и так долго, пока  хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватило дыхания.

« Воздушные шары»

 детям предлагается  «надуть волшебные шарики» ( дыхание короткое через нос) сначала надуваем шар, затем со звуком тс-сс-с « сдуваем, делая полный выброс воздуха. Для контроля держим руку на животе.

« Сердитая муха»

 Муха жужжит над ухом  «Дз-з-« на одном дыхании при усилении и ослабление.

 

"Мой воздушный шарик"

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы

губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его

через рот.

Педагог сопровождает действия детей пением песенки:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь.

"Дует ветерок"

Цель: развивать фонационный (озвученный) вьщох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи - очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая

"солнышко"и встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

 

«Дыхательная гимнастика»

Работа над развитием у детей трехфазного дыхания.

В чем же заключается основные особенности правильного дыхания, снимающего утомление? Прежде всего тем, что оно не придумано, а подслушано у самого человека, когда он дышит естественно, в крепком сне. Ведь спящему человеку для хорошего отдыха необходим достаточный запас кислорода и хорошая отдача углекислоты, иначе он не отдыхает. Как же дышит крепко спящий человек? Почти всегда он спокойно выдыхает воздух через слегка сомкнутые губы, потом останавливается, а затем легко и быстро вздыхает носом. Таким образом, его дыхание складывается не из двух, как мы привыкли думать, моментов - вдоха и выдоха, а из трех:

1.                   Выдох через сомкнутые губы

2.         Пауза

3.         Легкий носовой вдох

При физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость и краснота лица вызывается тем, что в организме накапливается избыток углекислоты. Длинный упругий выдох хорошо очищает от нее легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что очень важно учиться длинному ровному выдоху, вдох же должен быть непроизвольным, руководить им не следует. Очень важна вторая фаза -пауза, она подсказывает, когда и сколько нужно вдохнуть.

Все время нужно заниматься тренировкой длинного упругого выдоха. Дыхательные упражнения должны строиться главным образом на использовании речи и пения, так как и го и другое основано на выдохе.

Игры и упражнения на речевое дыхание

Цель. Расслаблять мышцы и восстанавливать дыхание после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Ход упражнения. И.П. - сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть. Дышим тихо, спокойно, плавно. Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать дыхание. Плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдохе.

 

Цель. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Ход упражнения. И.П. - сидя или стоя. Дышим одной ноздрей. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох. То же другой ноздрей.

Мы отдыхаем

Цель. Укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.

Ход упражнения. И.П. - сидя или стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение выдоха и вдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

 

Ветер

Цель. Укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

Ход упражнения. И.П. - сидя или лежа. Мышцы расслаблены. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4- секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Игра со свечой

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

, Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить «танцевать пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

Мыльные пузыри

Цель. Та же.

Ход игры. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо постараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки. Улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

Осторожно - пузыри!

- Ой, какие!

- Ой, смотри!

- Раздуваются!

- Блестят!

- Отрываются!

- Летят! - Мой - со сливу!

- Мой - с орех!

- Мой - не лопнул дольше всех.

Упражнения на три вида дыхания

Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер             - ССССССС...

Шумят деревья        - ШШШШ...
Летит пчела                - ЖЖЖЖЖЖ...

Комар звенит         - 33333333...

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос        - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель            - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель         - 33333! 33333! 33333!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится    - Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила                -С! С! С! С!

Заводится мотор    - Р! Р! Р! Р!

Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении. Например:

Мотоцикл Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР!

 Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР!

 

«Каша кипит» И.п.: лежа на спине, одна рука на животе, другая на груди; 1-вдох, вытянуть

живот, грудь раздуваем;

2-выдох, опустить грудь, живот выпятить.

Дети: «Ф-ф»

Дозировка: шесть раз.

«Прыжки» И п.: ноги вместе, руки на поясе.

! -4-подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотами вправо и влево. Чередовать с ходьбой.

Дозировка: два раза по двадцать подпрыгиваний.

«Трубач» И.п.: ноги вместе, руки перед грудью, кулаки сжаты «трубочкой».

1 -вдох;

2-медленный выдох с громким произнесением «пф» дозировка: четыре раза.

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям.

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. От переносицы к кончику - выдох.

Вдох   левой   ноздрей,   правая   закрыта,   выдох   правой   (при   этом   закрывается левая). На выдохе постучать по ноздре 5 раз.

3. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую - указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.

Закрывать   правую   ноздрю   и   протяжно   тянуть   «г-м-м-м»,   на   выходе   то   же самое, закрыв левую ноздрю.

6. Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

Энергично произносить «т-д». «т-д», «т-д», Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.

Высунуть язык, энергично произносить  «к-г»,  «н-г». Укрепляет мышцы    полости глотки.

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

 

Игры и упражнения на опору дыхания

Дрессированные собачки

Ход. Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям - цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.

Птичий двор

Ход. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:

Эхо (по Н. Пику левой)

 

Ведущий

Собирайся, детвора! Начинается игра! Да ладошек не жалей! Бей в ладошки веселей! Сколько времени сейчас? Сколько будет через час? И неправда: будет два! Дремлет ваша голова! Как поет в селе петух? Да не филин, а петух? Вы уверены, что так? А на самом деле как?


Дети

Ра! Ра! Ра! Ра! Лей! Лей! Лей! Лей! Час! Час! Час! Час! Два! Два! Ва! Ва! Ух! Ух! Ух! Ух! Так! Так! Как! Как!

 

Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

Дышим тихо, спокойно, плавно.

ЦЕЛЬ:   расслаблять  мышцы  и   восстанавливать  дыхание  после   физической  нагрузки  и

эмоционального возбуждения.

И. II. - сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать

дыхание. Плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не

ощущала струю воздуха при выдохе.

Дышим одной ноздрей.

ЦЕЛЬ: укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.П. - сидя или стоя.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий

продолжительный вдох. То же другой ноздрей.

 

« Мы отдыхаем »

ЦЕЛЬ: укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.

И.О. - сидя или стоя.

Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение выдоха и вдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и

плечей.

« Ветер »

ЦЕЛЬ: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

И.П. - сидя или лежа. Мышцы расслаблены.

Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и

ребра. Задержать дыхание на 3-4- секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух

несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Дыхательно-голосовые упражнения

1.    Глубокий вдох через  нос - продолжительный выдох через рот.

2.  «Заморозим подбородок»- втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным
воздухом вниз по подбородку, выполнять молча на одном выдохе.

3 «Заморозим ладошку»- растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

4.              Повторить упр. 2, 3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.

5.              «Погреем ладошки»-руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см. от рта, дуть
теплым воздухом на ладони.

6.              Повторить        упр.        5        с        дополнением:        шепотом        на       одном        усиленном  выдохе произносить слог  ХА.

7.              Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким
голосом: А(Э), У (О), Ы, И.

Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения арт. позы (губ) в зеркале.

В дальнейшем (через неделю, месяц) участие взрослого сводится к беззвучному показу ребенку арт. позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.

8.   Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2,3 гласных звуков:

•       АУ,УА,АО,ОА,АИ,ИА,УИ,ИУ....

•       АУИ, АИУ, УАИ, АОИ, АИО.............................

9.  Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

•       ФА-ФА, ХА-ХА...

•       ФА-ФА-ФА,ХА-ХА-ХА...

•       ФА-ФА---------------- ФА-ФА-ФА

ХА-ХА----------------- ХА-ХА-ХА

10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

•            ХА-ХО-ХИ
ХО-ХИ-ХА
ХИ-ХА-ХО

ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка"

(закаливание зева)

И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! 
(произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

"Листопад"

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" сдувать листочки с ладони.

Дыхательные упражнения для развития голоса и охраны голоса от заболеваний.

«Хомячок»: Пошмыгать носом с закрытым ртом.

«Собачке стало жарко»: Часто подышать носом высунутым языком.

«Воротики и паровозик»: Глубокий вздох через нос -«воротики» открылись, воображаемый паровозик может въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли «воротики».

«Снежинка»: Поймали снежинку на ладошку и сдули.

«Хомячок»: Надули щечки, покатали воздух с одной щечки в другую и сдули воздух.

Правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую - на пояс. Живот - это воздушный шарик. Медленный вдох - выдох - «ниточка у шарика плавно распускается».

Вдох - правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там - маленькое перышко. Выдох - дунули на него, оно улетело.

Испугались внезапного треска сучьев - быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох - свобода.

Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2,3,4,5,6,7-й - все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.

« Ладошки»

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к зрителю, на « раз» -хватательные движения ладошками, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого выдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно ( 4 раза)

Ладушки- ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

« Погончики»

Дети стоят, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки, которые прижаты к животу на уровне пояса. На « раз» толкаем кулаки вниз к полу, пальцы растопыриваются – вдох! Возвращаем руки в исходное положение – выдох. 4 раза.

Вот погоны на рубашке, темный кожаный ремень.

 Я теперь не просто мальчик – летчик я военный!

« Ветерок»  (на развитие длительного выдоха)

В центр зала ставится березка  с листиками на ниточках, дети дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.

Носиком вдыхаем, на листочки выдыхаем.

«Погреемся»


Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос шумный выдох в ладошку. 

Носик погреем, подышим скорее.

Ладошки погреем - дышим  веселее! Выдох на ладошки, произнося « фа».

« Веселый паровозик»

Детям дается установка:  «чей паровозик дальше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя « паровозик едет»: « Чух- чух, чух, и так долго, пока  хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватило дыхания.

« Воздушные шары»

 детям предлагается  «надуть волшебные шарики» ( дыхание короткое через нос) сначала надуваем шар, затем со звуком тс-сс-с « сдуваем, делая полный выброс воздуха. Для контроля держим руку на животе.

« Сердитая муха»

 Муха жужжит над ухом  «Дз-з-« на одном дыхании при усилении и ослабление.


"Мой воздушный шарик"

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы

губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его

через рот.

Педагог сопровождает действия детей пением песенки:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь.

"Дует ветерок"

Цель: развивать фонационный (озвученный) вьщох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи - очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая

"солнышко"и встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).


«Дыхательная гимнастика»

Работа над развитием у детей трехфазного дыхания.

В чем же заключается основные особенности правильного дыхания, снимающего утомление? Прежде всего тем, что оно не придумано, а подслушано у самого человека, когда он дышит естественно, в крепком сне. Ведь спящему человеку для хорошего отдыха необходим достаточный запас кислорода и хорошая отдача углекислоты, иначе он не отдыхает. Как же дышит крепко спящий человек? Почти всегда он спокойно выдыхает воздух через слегка сомкнутые губы, потом останавливается, а затем легко и быстро вздыхает носом. Таким образом, его дыхание складывается не из двух, как мы привыкли думать, моментов - вдоха и выдоха, а из трех:

  1. Выдох через сомкнутые губы
  2. Пауза
  3. Легкий носовой вдох

При физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость и краснота лица вызывается тем, что в организме накапливается избыток углекислоты. Длинный упругий выдох хорошо очищает от нее легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что очень важно учиться длинному ровному выдоху, вдох же должен быть непроизвольным, руководить им не следует. Очень важна вторая фаза -пауза, она подсказывает, когда и сколько нужно вдохнуть.

Все время нужно заниматься тренировкой длинного упругого выдоха. Дыхательные упражнения должны строиться главным образом на использовании речи и пения, так как и го и другое основано на выдохе.

Игры и упражнения на речевое дыхание

Цель. Расслаблять мышцы и восстанавливать дыхание после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Ход упражнения. И.П. - сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть. Дышим тихо, спокойно, плавно. Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать дыхание. Плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдохе.

Цель. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Ход упражнения. И.П. - сидя или стоя. Дышим одной ноздрей. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох. То же другой ноздрей.

Мы отдыхаем

Цель. Укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.

Ход упражнения. И.П. - сидя или стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение выдоха и вдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.


Ветер

Цель. Укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

Ход упражнения. И.П. - сидя или лежа. Мышцы расслаблены. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4- секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Игра со свечой

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

, Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить «танцевать пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

Мыльные пузыри

Цель. Та же.

Ход игры. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо постараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки. Улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

Осторожно - пузыри!

- Ой, какие!

- Ой, смотри!

-        Раздуваются!

- Блестят!

-        Отрываются!

- Летят! - Мой - со сливу!

-        Мой - с орех!

- Мой - не лопнул дольше всех.

Упражнения на три вида дыхания

Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер        - ССССССС...

Шумят деревья        - ШШШШ...
Летит пчела        - ЖЖЖЖЖЖ...

Комар звенит         - 33333333...

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос        - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель        - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель         - 33333! 33333! 33333!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится    - Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила        -С! С! С! С!

Заводится мотор    - Р! Р! Р! Р!

Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении. Например:

Мотоцикл Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР!

 Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР!


«Каша кипит» И.п.: лежа на спине, одна рука на животе, другая на груди; 1-вдох, вытянуть

живот, грудь раздуваем;

2-выдох, опустить грудь, живот выпятить.

Дети: «Ф-ф»

Дозировка: шесть раз.

«Прыжки» И п.: ноги вместе, руки на поясе.

! -4-подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотами вправо и влево. Чередовать с ходьбой.

Дозировка: два раза по двадцать подпрыгиваний.

«Трубач» И.п.: ноги вместе, руки перед грудью, кулаки сжаты «трубочкой».

1 -вдох;

2-медленный выдох с громким произнесением «пф» дозировка: четыре раза.

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям.

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. От переносицы к кончику - выдох.

Вдох   левой   ноздрей,   правая   закрыта,   выдох   правой   (при   этом   закрывается левая). На выдохе постучать по ноздре 5 раз.

3. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую - указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.

Закрывать   правую   ноздрю   и   протяжно   тянуть   «г-м-м-м»,   на   выходе   то   же самое, закрыв левую ноздрю.

6. Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

Энергично произносить «т-д». «т-д», «т-д», Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.

Высунуть язык, энергично произносить  «к-г»,  «н-г». Укрепляет мышцы    полости глотки.

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.


Игры и упражнения на опору дыхания

Дрессированные собачки

Ход. Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям - цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.

Птичий двор

Ход. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:

Эхо (по Н. Пику левой)

Ведущий

Собирайся, детвора! Начинается игра! Да ладошек не жалей! Бей в ладошки веселей! Сколько времени сейчас? Сколько будет через час? И неправда: будет два! Дремлет ваша голова! Как поет в селе петух? Да не филин, а петух? Вы уверены, что так? А на самом деле как?


Дети

Ра! Ра! Ра! Ра! Лей! Лей! Лей! Лей! Час! Час! Час! Час! Два! Два! Ва! Ва! Ух! Ух! Ух! Ух! Так! Так! Как! Как!

Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

Дышим тихо, спокойно, плавно.

ЦЕЛЬ:   расслаблять  мышцы  и   восстанавливать  дыхание  после   физической  нагрузки  и

эмоционального возбуждения.

И. II. - сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать

дыхание. Плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не

ощущала струю воздуха при выдохе.

Дышим одной ноздрей.

ЦЕЛЬ: укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.П. - сидя или стоя.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий

продолжительный вдох. То же другой ноздрей.


« Мы отдыхаем »

ЦЕЛЬ: укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.

И.О. - сидя или стоя.

Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение выдоха и вдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и

плечей.

« Ветер »

ЦЕЛЬ: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

И.П. - сидя или лежа. Мышцы расслаблены.

Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и

ребра. Задержать дыхание на 3-4- секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух

несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Дыхательно-голосовые упражнения

1.        Глубокий вдох через  нос - продолжительный выдох через рот.

2.        «Заморозим подбородок»- втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным
воздухом вниз по подбородку, выполнять молча на одном выдохе.

3 «Заморозим ладошку»- растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

  1. Повторить упр. 2, 3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.
  2. «Погреем ладошки»-руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см. от рта, дуть
    теплым воздухом на ладони.
  3. Повторить        упр.        5        с        дополнением:        шепотом        на       одном        усиленном  выдохе произносить слог  ХА.
  4. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким
    голосом: А(Э), У (О), Ы, И.

Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения арт. позы (губ) в зеркале.

В дальнейшем (через неделю, месяц) участие взрослого сводится к беззвучному показу ребенку арт. позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.

8.        Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2,3 гласных звуков:

  • АУ,УА,АО,ОА,АИ,ИА,УИ,ИУ....
  • АУИ, АИУ, УАИ, АОИ, АИО        

9.        Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

  • ФА-ФА, ХА-ХА...
  • ФА-ФА-ФА,ХА-ХА-ХА...
  • ФА-ФА        ФА-ФА-ФА

ХА-ХА        ХА-ХА-ХА

10.        Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

•        ХА-ХО-ХИ
ХО-ХИ-ХА
ХИ-ХА-ХО

ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...