Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
статья на тему

Коровина Светлана Васильевна

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет  снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

-развивают концентрацию внимания  

-обеспечивают межполушарное взаимодействие

-развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями

-улучшает аккомодацию 

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи ? развитию оптико-пространственных представлений. 

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

 

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость. 

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка,  избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии,  стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Логопедическая ритмика.

Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная.  В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова)

Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию,  нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. 

Самомассаж. Су-Джок терапия. Ауриколо терапия.

В логопедической работе все большую популярность получают новые  лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи. 

По концепции микроакупунктурных систем организма,  на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.

Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную раотоспособность. 

Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание.  Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие. 

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)

Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.).  Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

-развитие специализации полушарий головного мозга;

-синхронизация полушарий головного мозга;

-развитие мышления, памяти, внимания;

-развитие способности к произвольному контролю;

-снятие психо-эмоционального напряжения;

Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности. 

У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем. 

 Т.О. оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий  повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

Текст к выступлению  на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физ...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

«Будь здоров, малыш!» Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками. Обобщение опыта работы.

Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья является одной из основных задач,  которую призвано решать дошко...

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...