Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
материал по логопедии на тему

Власова Лидия Вадимовна

Текст к выступлению  на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение к педсовету по теме

“Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе”

учителя-логопеда ГОУ ЦРР ДС 1607  Власовой Л.В.

        Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Развитие общей моторики (комплексы физминуток подобраны согласно лексической\грамматической и проводятся в игровой форме в середине занятия).

3. Развитие мелкой моторики рук:

- пальчиковые игры;

- графические диктанты;

- обводка шаблонов и штриховка изображений;

- различные задания с "волшебным мешочком", с раздаточным материалом.

Упражнения на релаксацию.

5. Постизометрическая релаксация (ПИР) по авторской методике исправления нарушений звукопроизношения Микляевой Ю.В.

Использование постизометрической релаксации полезно тем, что расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, активизируется движения нижней челюсти.

ПИР:

  1. Ребенок сидит. Правая рука взрослого располагается на затылке. Ребенок немного наклоняет голову вперед, делает вдох и отклоняет голову назад. При этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействуя этому движению.  Упражнение избирательно активизирует затылочные мышцы и способствует опусканию спинки языка.
  2. Ребенок сидит. Правая рука взрослого располагается на лбу. Ребенок делает вдох и наклоняет голову вперед и вниз, в то время как рука взрослого оказывает этому движению противодействие. Упражнение избирательно активизирует грудино-ключично-сосцевидные мышцы и способствует поднятию спинки языка.
  3. Ребенок сидит. Рука взрослого располагается на височной части головы слева (справа). Ребенок делает вдох и поворачивает голову влево (вправо), в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение избирательно активизирует грудино-ключично-сосцевидные мышцы и повышает тонус языка в поперечном направлении.

  1. Ребенок сидит. Рука взрослого располагается на височной части головы слева (справа). Ребенок делает вдох и наклоняет голову влево (вправо) и вниз, словно «прижимает к плечу», в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение способствует расслаблению мышц языка в поперечном направлении.

6. Су Джок терапия.

        Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.  На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики). Ручной массаж пальцев очень эффективен. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу в начале занятий или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.

7.Кинезеологические упражнения.  Направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Эти упражнения помогают детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

1)«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

4)«Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем.

5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем

И кольцо мы получаем:

1/2 1/3 1/4 1/5

Поздоровались пальцы опять!

1/5 1/4 1/3 1/2

Закрепили кольца-слова!

        В ближайшей перспективе необходимо включить в логопедические занятия комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

        Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Проводятся в течение 1 минуты в середине занятия (можно использовать  релаксационную музыку).

1) Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.

 2) Упражнение «Метелки».

 Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

 Вы, метелки, усталость сметите,

 Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)

3) Упражнение “Облако”.

Зрительную гимнастику (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

        А также предполагаю использование искусственный пальминг по   методике  Бейтса:

        Мягко закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. При этом ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки, иначе это вызовет напряжение глаз. Чтобы проверить это, надо открыть и закрыть несколько раз глаза под ладонями. Это должно удаться свободно, без каких-либо помех. Специалисты по методу Бэйтса рекомендуют держать глаза во время пальминга закрытыми. Причина проста — чем меньше света будет пробиваться к глазам, тем большей степени расслабления вы сможете добиться.

        Кисти рук должны быть расслаблены. Чтобы исключить проникновение света под ладони, вам необходимо подобрать соответствующее их положение, которое так же отличается у разных людей, как различаются их индивидуальности. Следить необходимо за тем, чтобы точка пересечения мизинцев «села» на твердую часть переносицы, а не на хрящевую. Иначе вы ограничивается дыхание, в то время как поступление кислорода играет важную роль в улучшении зрения.

        В профилактике нарушений зрения используется цветотерапия

(хромотерапия).

Зеленый:  Зеленый цвет расслабляет и успокаивает зрительную систему, помогает при головных болях и утомлении глаз.

Психологи рекомендуют зеленый при нервных срывах, переутомлении, синдроме хронической усталости. Дает чувство уверенности. Укрепляет иммунитет и охлаждает негативные эмоции. Кроме того, зеленый цвет положительно влияет на работу сердца.

Синий . Синий цвет наиболее полезен при лечении болезней глаз. Синий успокаивает, уравновешивает, уменьшает боль, снимает воспаление. Русский военный врач А. Минин считал, что именно синий цвет является лучшим болеутоляющим. Целебное действие синего ощутимо при болезнях горла, всевозможных спазмах, бессоннице. Он может оказать помощь при таких тяжелых психических состояниях, как меланхолия, эпилепсия, истерика.

 Фиолетовый . Фиолетовый цвет полезен при усталости и боли, рези в глазах. Обостряет зрение.  Фиолетовый успокаивает нервную систему, его можно использовать при всех нервных нарушениях. Поддерживает иммунную систему и успокаивает нервы, но его излишек может привести к депрессии.

Голубой охлаждает и успокаивает, регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение. Голубой помогает при стрессах и волнениях. Этот цвет способен снизить кровяное давление.

Желтый.  Желтый цвет оптимально воздействует на наш организм, не утомляет, но при этом стимулирует, улучшает  зрение. Укрепляет нервную  систему, помогает при нервном истощении. Оказывает очищающее действие на весь организм, лечит некоторые кожные заболевания, полезен при вялом пищеварении. Кроме того, желтый цвет способствует общению. Его хорошо использовать в детских комнатах.

Оранжевый цвет восстанавливает нервные и мышечные ткани, помогает при болезнях мочеполовой системы, селезенки. Полезен при любых нарушениях в деятельности желудочно-кишечного тракта, стимулирует щитовидную железу.

Он способен мобилизовать жизненные силы, вывести из депрессии Однако, оранжевый очень быстро утомляет.

Красный оказывает возбуждающее, стимулирующее действие на нервную систему, положительно влияет на сердце, стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ. Помогает при спазматической головной боли. Настраивает на оптимизм. Избыток красного провоцирует перевозбуждение нервной системы, головную боль, усталость глаз, повышает давление.

Розовый цвет гасит агрессивность, вызывает ощущение расслабления, неги, уюта и покоя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физ...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

«Будь здоров, малыш!» Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками. Обобщение опыта работы.

Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья является одной из основных задач,  которую призвано решать дошко...

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....