Главные вкладки

    КАРТОТЕКА Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. средний возраст
    картотека (средняя группа) по теме

    Ермолова Евгения Владимировна

    Картотека игр на формирование умения выделять функции объекта,  на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на сравнение систем, игры на классификацию объекта, универсальные системные игры – все игры подобраны в соответствии с возрастом детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл srednyaya_gr.docx42.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

    «Волшебный светофор»

    (проводится с начала средней группы)

    Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

    Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

    Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

    Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

    Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

    Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные).

    Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок).

    Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

    Воспитатель: Поднимает красный кружок.

    Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос,  шерстка.

    Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?

    Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

    Воспитатель: поднимает желтый кружок.

    Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

    Игры на формирование умения выделять функции объекта

    «Мои друзья»

    (проводится с начала средней группы)

    Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

    Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

    Ведущий ребенок.

    Ход игры:  Дети выбирают объекты природного мира.

    Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

    Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

    Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

    Игры на определение линии развития объекта

    «Чем был – тем стал»

    (проводится с начала средней группы)

    Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

    Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

    Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

    Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

    Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

    Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

    Игры на формирование умения выделять функции объекта

    «Дразнилка»

    (проводится с середины средней группы)

    Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

    Ход игры:

    Воспитатель: Кошка.

    Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

    Воспитатель: Собака.

    Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

    Игра на определение подсистемных связей объектов.

    «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

    (проводится с середины  средней группы)

    Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

    Ход игры:

    Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

    Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

    Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

    Дети: Кошка, котенок.

    Игры на сравнение систем

    «Давай поменяемся»

    (проводится с середины средней группы)

    Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

    Ход игры:

    Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

    Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

    Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

    Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться  клубком.

    Игры на сравнение систем

    «Теремок»

    (проводится со средней группы)

    Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

    Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

    Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.

    Дети:  Тук-тук. Кто в теремочке живет?

    Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

    Дети:  А я волк, пусти меня к себе!

    Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

    Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

    Различия у объектов живого мира

    Дети:  Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

    Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

    Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

    Игры на сравнение систем

    «Найди друзей»

    (проводится с середины средней группы)

    Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

    Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

    Ход игры:

    Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?

    Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

    Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

    Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.

    Игра «Фантазия»

    Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

    Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

    - все учебники

    - все спички

    - ручки

    - ластики.

    Игра «Волшебные картинки»

    Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

    Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

    Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

    Игра Пространственная «да – нет ка»

    (с игрушками, геометрическими формами)

    Цель: обучение мыслительному действию.

    Ход:

    1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

    На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

    Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

    1. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

    Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

    Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

    Дети: Это справа (слева) от середины?

    Затем дети делят лист по горизонтали:

    - Это ближе 9дальше) от меня?

    Это слева (справа) от телевизора?

    Это в верхней половине? (нижней половине?)

    В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

    Игра «Да – нет ка» на загаданное слово.

    Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

    Ход: Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка)

    Примечание: 

    1. ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.
    2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.
    3. Загадываются объекты реального мира

    Объект

           Рукотворный                                                             Природный

    Материал         Функция       Температура                   Живой                             Неживой

    1.изготовлен 

    из множества                                                                                             ммч               место

    материалов.                                                                                                                      нахождения

    2.из одного                         Цвет                                                                                     (земля. вода,

    материала                                                                                                                             воздух)

                                     

    размер:                                     Форма:

    (сравнить с чем-то).                 Объемная.

                                                      плоскостная,

                                                       круглая,

                                                       с углами

                                                       

                                                                     Живой

    Возраст                                                                Среда обитания:

                  (молодой, взрослый)                                                      (вода, земля, воздух)

    Микробы                      Животный мир                          Грибы:                    Растения:

                                                                                                           съедобные                   культурные

                                                                                                      несъедобные                декоративные

    Человек             Звери        Птицы           Насекомые                  Рыбы             Раки

                               (домашние,                                (летающие,                    (морские,           крабы,

                                    дикие)                                ползающие)                       речные,           креветки.

                                                                                                                           озерные)

    Пресмыкающиеся                             Земноводные                      Черви

    (черепахи, змеи,                                            (лягушки,

     ящерицы,                                                          жабы)

    крокодилы)

    Игра  «Один – много»

    Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»

    Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).

    -Чего в расческе много? (зубчиков)

    Аналогично: -коробка                       стол                        

                          -книга                            дерево                    

                           -ковер                           дом

                          -клубок                          цветок

                          -морковь                        дом

    Игра «Кто (что)  это такое может быть?»

    (с 4-х лет)

    Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

    Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

    Например: - Что может быть и горячим  и холодным (одновременно).

    (утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

    - и легким и тяжелым;

    - и длинным и коротким;

    - и гибким и твердым;

    - и гладким и шероховатым;

    - и мягким и твердым;

     - и острым и тупым.

    Игра «Что было бы, если убрать часть?»

    (со средней группы)

    Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части

    Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

    Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

    Например, -У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?

    Игра «Кто кем будет?»

    (со средней группы)

    Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

    Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

    - кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»

    При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

    - Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

    За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

    Игра «Кем был раньше?»

    (со средней группы)

    Цель: учить называть прошлое предмета.

    Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).

    Игра «Найди друзей»

    (со средней группы)

    Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.

            

    Ход: Воспитатель называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию

    Например: Ведущий: Машинка перевозит груз.

    Дети: Перевозит груз пароход, слон …

    Игра «Раньше – позже»

    (со средней группы)

    Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

    Ход: Ведущий называет какую-либо  ситуацию, а дети говорят, что было до этого  или, что будет после.

    Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

    Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка ( мама кормила свою дочку).

    И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.

    Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»

    (со средней группы)

    Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.

    Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.

    Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).

    - Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?

    (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).

    - Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?

    (это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).

    Игра «Бином фантазии»

    (со средней группы)

    Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.

    Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами.Предлоги ( в, над, через, около, у …).

    Например: Подушка и крокодил.

    • подушка под крокодилом;
    • крокодил, прыгающий

    через подушку;

    • крокодил в подушке;
    • подушка, прыгающая через крокодила;

    Вопрос: Как это случилось?  (Дети придумывают ситуацию, рассказ).

    Игра «маятник» (Хорошо-плохо)

    (со средней группы)

    Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.

    Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.

    Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.

    Например:

    Укол

    (+)

    (-)

    Лечит

    Быстро выздоравливаешь

    Больно

    Лекарство дорогое

    страшно

    Дождь

    Растут растения

    Пьют воду

    Моются водой

    Пыль сбрызгивает

    Красиво

    холодит

    Промокнешь

    Лужи появляются

    Гулять нельзя

    Белье намокло

    Игра «Как много всего сделал человек»

    (со средней группы)

    Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.

    Ход: Предложить детям объекты рукотворные.

    Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.

    Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.

    Дети называют сектора:

    игрушки

    одежда

    посуда

    здания (сооружения)

    транспорт

    мебель

    бытовая техника

    Игра «Маленькие человечки»

    (со средней группы)

    Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

    Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

    Человечки твердого тела –

    Человечки жидкого тела –

    Человечки газообразного тела –

    Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

    Например: Болотная лягушка –живая природа, живет и в воде и на суше.

    Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.

    Чайка – живая природа , живет в воздухе и на воде.

    Игра «Узнай меня»

    Цель: учить описывать предмет, не называя его.

    Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

    Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

    Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

    - Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

    Игра «Красная шапочка»

    (со средней группы)

    Цель: развивать творческое воображение.

    Ход: Необходимы бумага и фломастеры. Детям напомнить эпизод из сказки, когда волк переодевается в бабушку, а Красная Шапочка удивляется.

    Ведущий предлагает детям предмет, в который превратится бабушка (часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка) и просит назвать свойства этого предмета   (Например: стакан – прозрачный, пустой).

    Затем ведущий рисует бабушку, ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства.

    Например: бабушка – стакан, вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам конечности.

    Кто-то из детей – Красная Шапочка подходит к плакату и спрашивает:

    - Бабушка, почему ты такая (называется одно из свойств) прозрачная?

    Остальные дети отвечают от имени бабушки:

    - Чтобы видеть, сколько я съела.

    - Как ты защитишься от волка?  (Выплесну на него содержимое живота или спрячу голову, руки и ноги в стакан, как в панцирь.)

    Игра «Поезд»

    ( со средней группы)

    Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.

    Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.

    Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.

    1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка). 

    2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).

    Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.

    Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.

    Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

    Игра «Вопрос – ответ»

    (со средней группы)

    Цель: развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.

    Ход: дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра.

    Например:

    - Почему снег белый?

    - Почему лягушки квакают?

    - Сколько голов у Змея-Горыныча?

    - Чей сын цыпленок?

    - Сколько хвостов у двух ослов?

    Ответы могут быть точными или творческими с фантазией.

    Игра «Природный мир бывает разный»

    (со средней группой)

    Цель: учить различать предметы живой и неживой природы.

    Ход: Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.

    Например:  Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево.

    Неживые – камень, гора.

    Река живая или неживая? Вода – неживая, рыбки в воде – живые, берега – неживые, черви в них – живые, раки в воде – живые, камни в воде – неживые.

    Игра «Животные, растения, птицы»

    (со средней группой)

    Цель: развивать внимание.

    Ход: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».

    2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».

    3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь.»

    Игра «Мир вокруг нас»

    (со средней группой)

    Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.

    Ход: Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.

    Например: 

    Ромашка – в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.

    Утюг       – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.

    Камень    – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.

    Игра «Четвертый лишний»

    Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

    Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

    Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ?  (помидор – овощ,  а все остальные фрукты).

    А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ?  ( банан – продолговатый, а остальные круглые).  Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ?  (его можно разделить на дольки без ножа).  Лишнее – яблоко.  ПОЧЕМУ?  (яблоко хрустит, когда его откусывают).

    Примечание:  сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.

    Игра «Дорисуй картинку»

    Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.

    Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».

    Например:

    Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет.

    Игра «Давай поменяемся»

    (средняя группа)

    Цель: научить выделять функцию предметов.

    Ход:  Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию.

    Например: - слон может обливаться водой из хобота;

    - муравей тащит гусеницу к себе в муравейник;

    - зонтик складывается.

    Обмен функциями: слон объясняет, как научился складывается. Муравей умеет себя обливать. Зонтик начал таскать гусениц в сумку, где всегда лежали. Зачем она ему там нужна?

    Игра «Пинг-понг» (наоборот)

    Цель: учить подбирать слова-антонимы.

    Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.

    Например:  Словарик для детей 4-5 лет:

    Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д.

    Словарик для детей 5-6 лет:

    Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.

    Словарик для детей 6-7 лет:

    Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.

    Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.

    Игра «Чем был – чем стал?»

    (средняя группа)

    Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

    Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть.

    Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении.

    Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал …

    Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине.

    Игра «На что похоже?»

    Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

    Ход: Ведущий  предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

    - На что похоже?

    Дети предлагают свои варианты ответов.

    Например:    

                                       Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками,

                                       тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье,        

                                       колесо.

    Можно предложить  назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры на сравнение свойств и качеств объектов

    в данном материале представлены дидактические игры на сравнение свойств и качеств объектов...

    Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста

    Игры на развитие сенсорики учат детей группировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику. Учат детей  использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрически...

    Картотека игр на развитие сенсорики с детьми младшего дошкольного возраста

    Основная цель дидактических игр  — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.Кроме то...

    Картотека игр на формирование умения выделять функции объекта (ТРИЗ)

    Игры на формирование умения выделять функции объекта...

    Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста

    Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста...

    КАРТОТЕКА картотека игр на формирование умения выделять функции объекта

    картотека игр на формирование умения выделять функции объекта,  на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на ср...

    КАРТОТЕКА на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта (старший возраст)

    Картотека игр на формирование умения выделять функции объекта,  на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на ср...