Главные вкладки

    КАРТОТЕКА на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта (старший возраст)
    картотека (подготовительная группа) на тему

    Ермолова Евгения Владимировна

    Картотека игр на формирование умения выделять функции объекта,  на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на сравнение систем, игры на классификацию объекта, универсальные системные игры – все игры подобраны в соответствии с возрастом детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл star_i_podg_gr.docx37.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра «Фантазия»

    Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

    Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

    - все учебники

    - все спички

    - ручки

    - ластики.

    Игра «Волшебные картинки»

    Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

    Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

    Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

    Универсальные системные игры

    «Чудесный экран» («девятиэкранка»)

    В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

    - выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

    - определяется подсистема природного объекта.

    - определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.

    - рассматривается процесс развития объекта в прошлом.

    - рассматривается развитие объекта в будущем.

    В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».

    Мама-лиса в норе

    Нора с лисятами

    Место обитания лисы – лес

    Зародыш

    Лисенок

    (детеныш)

    Взрослая лиса

    Части зародыша

    Части тела слабого неумелого лисенка

    Части тела взрослой лисы

    Форма организации игр:

    - Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

    Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).

    -  Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению:

                           «Что-то»  автор М.С.Гафутулин.

    Если мы рассмотрим что-то…

    Это что-то для чего-то…

    Это что-то из чего-то…

    Это что-то часть чего-то…

    Чем-то было это что-то…

    Что-то будет с этим что-то…

    Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

    Игровое действие при этом:

    Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д. Предполагаемый результат по итогам универсальных игр: к концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.

    Игра «Да – нет ка» на загаданное слово.

    Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

    Ход: Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка)

    Примечание: 

    1. ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.
    2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.
    3. Загадываются объекты реального мира

    Объект

           Рукотворный                                                             Природный

    Материал         Функция       Температура                   Живой                             Неживой

    1.изготовлен 

    из множества                                                                                             ммч               место

    материалов.                                                                                                                      нахождения

    2.из одного                         Цвет                                                                                     (земля. вода,

    материала                                                                                                                             воздух)

                                     

    размер:                                     Форма:

    (сравнить с чем-то).                 Объемная.

                                                      плоскостная,

                                                       круглая,

                                                       с углами

                                                       

                                                                     Живой

    Возраст                                                                Среда обитания:

                  (молодой, взрослый)                                                      (вода, земля, воздух)

    Микробы                      Животный мир                          Грибы:                    Растения:

                                                                                                           съедобные                   культурные

                                                                                                      несъедобные                декоративные

    Человек             Звери        Птицы           Насекомые                  Рыбы             Раки

                               (домашние,                                (летающие,                    (морские,           крабы,

                                    дикие)                                ползающие)                       речные,           креветки.

                                                                                                                           озерные)

    Пресмыкающиеся                             Земноводные                      Черви

    (черепахи, змеи,                                            (лягушки,

     ящерицы,                                                          жабы)

    крокодилы)

    Игра  «Да-нет ка» по неизвестному слову.

    (в старшей и подготовительной группе)

    Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.

    Ход:  Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря. 

     (со средней группы)

    Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

    Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

    Человечки твердого тела –

    Человечки жидкого тела –

    Человечки газообразного тела –

    Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

    Например: Болотная лягушка –живая природа, живет и в воде и на суше.

    Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.

    Чайка – живая природа , живет в воздухе и на воде.

    Игра «Изобретатель»

    (со старшей группы)

    Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

    Ход: 10 картинок предметных.

    1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
    2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
    3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
    4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.

    Затем обсудить функцию нового предмета.

    Игра «Елочка»

    (со старшей группы)

    Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.

    Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И.п. ед.ч.).

    На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.

    -Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?

    Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т.е. до 5 столбиков)

    Затем предложить детям составить рассказ, используя слова из «Елочки».

    Например: стартовое слово: Игла.

    Игла

    Еж

    Яйцо

    Швейная игла

    Елка

    нитка

    Ножницы

    Одежда

    Стол

    Швея

    ткань

    Стул

    Скатерть

    Тарелка

    Нога

    День рождения

    Подарки

    Цветы

    Друг

    Магнитофон

    Пирог

    Платье

    бант

    Составление рассказа, дать название рассказу.

    Игра « Как это раньше делалось?»

    (с подготовительной группы)

    Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

    Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась.

    Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана?

    ( чтобы человеку было светло, когда он пишет)

    - Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой)

    - Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы).

    - как это раньше делалось?  ( на телеге, верблюде)

    Игра «Почему так произошло?»

    1 вариант (со старшей группы)

    Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.

    Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»

    Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.

    2.Самосвал с грузом не  пришел по назначению вовремя.

    Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

    Варианты:

    1.Собака погналась за курицей.

    2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.

    1.Молоко выкипело.

    2.Самолет совершил вынужденную посадку.

    1.Папа раскрыл книгу.

    2. Комната наполнилась дымом.

    1.Котенок подошел к блюдечку.

    2.Мальчик не выучил урок.

    1.Дворник взял метлу.

    2.Мама вдела нитку в иголку.

    Игра «Соедини нас»

    (с подготовительной группы)

    Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

    Ход: Ведущий предлагает детям 2  слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

    Например: газета – верблюд.

    - Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

    - Что написано в газете про верблюдов?

    - Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?

    Варианты:

    Банка – река

    Ножницы – дорога

    Линейка – книга

    Огонь раковина

    Карандаш – замок

    Шляпа – мост

    Солома – телевизор

    Утюг – трамвай.

    Игра «Путаница»

    Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

    Ход:

    - Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

    Например:

    Летит колючий крокодил. (снег)

    Висит зеленая собака. (слива)

    Самолет ползет по рельсам. (поезд)

    Мальчик ест скакалку. (конфету)

    Летит воздушный диван. (шар)

    Рычит лохматый слон. (пес)

    Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

    Дверь открывают вилкой. (ключом)

    Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

    Мама сварила вкусный стол. (суп)

    Игра «Цепочки ассоциации»

    Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

    Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

    Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

    Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

    Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

    Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

    Зеленое и прыгучее…

    Холодное, белое …

    Игра «Кто? С кем? Где? Когда?»

    ( с подготовительной группы)

    Цель: учить по условной схеме составлять смешные истории.

    Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка.

    На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку.

    Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому.

    Вопросы:

    -Кто?

    -С кем?

    -Где?

    -Когда?

    -Что делали?

    -Кто пришел?

    -Что сказал?

    По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы.

    Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»

    Игра «Перевирание сказки»

    (с подготовительной группы)

    Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.

    Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают».

    Например: Сказка «Царевна-лягушка».

    -Было у отца 3 сына. (не 3 ,а 20)

    -Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.)

    -Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать)

    -Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша. (не по стреле, а по валенку)

    -У старшего сына упала стрела на боярский двор. (на елку, по шишке)

    -У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.      

    (в магазин, попала в бутылку молока)

    -У младшего сына в болото, к лягушке. (в цирк, попала в укротителя тигров)

    Примечание: Всю сказку рассказывать не надо.

    Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

    Игра «Префиксы»

    Цель: учить комбинировать слова с префиксами получая интересные слова, придумывая рассказы.

    Ход: На доске пишутся с левой стороны префиксы, а с правой любые объекты. Затем присоединить префикс к слову. Обсудить интересные слова.

    Например:

    префиксы

    слова

    Новые слова

    Анти               аэро

    Супер             анти

    Мотто            астро

    Зоо                 архео

    Авто              мело

    Недо              моно

    Авиа              мульти

    Психо            тетра

    Само              аква

    полу

    Поезд

    Жираф

    Гвоздика

    Стул

    Молоток

    Диван

    комар

    Авиастул

    Полужираф

    Автомолоток

    Мотодиван

    суперкомар

    Отметить с детьми, что (+) и (-) в новых предметах (объектах).

    Аэро – воздушный

    Анти – против

    Зоо – о животных

    Мото – приводящий в движение

    Астро – звездный

    Видео – видеть

     Архео – древний

    Мело – музыкальный

    Моно – единственный

    Мульти – множество

    Тетра –четыре

    Аква – водяной

    Аэровокзал, антимоль, зоопарк, астронавт, видеомагнитофон, МЕЛОМАН, мультипликация, тетрадь, аквариум.

    Например:

    Мелостул – музыкальный стул, когда садишься  звучит музыка

    Монотелевизор – единственный на земле телевизор

    Аквазаяц – водяной заяц

    Видеокарандаш – превращает в картинку написанное

    Минислон – слон размером со спичечный коробок.

    Игра «Теремок» (чем похожи)

    Цель: учить детей сравнивать различные объекты.

    Ход: Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:

    - Тук, тук, я – чайник. Пустите меня к себе в теремок жить?

    Из теремка отвечают:

    - Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – чайник на меня – куклу похож?

    Дети называют 2-3 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (мяч) называет, чем он похож на чайник и т.д.

    Игра «Чем мы похожи»

    Цель: обучать сравнениям разнообразных систем.

    Ход: Играющие загадывают каждый свой объект, а затем устанавливают между собой сходства.

    Например:

    1.пчелка

    2.бутылка с молоком

    3. ножницы

    4.собачка

    Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц.

    Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко …

    Дети находят сходства:

    • по запаху;
    • цвету;
    • вкусу;
    • ощущению на ощупь;
    • по сходным частям;
    • размеру;
    • функции;
    • среде обитания (месту применения);
    • по наличию прошлого и будущего;
    • природное или рукотворное.

    Игра «Четвертый лишний»

    Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

    Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

    Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ?  (помидор – овощ,  а все остальные фрукты).

    А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ?  ( банан – продолговатый, а остальные круглые).  Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ?  (его можно разделить на дольки без ножа).  Лишнее – яблоко.  ПОЧЕМУ?  (яблоко хрустит, когда его откусывают).

    Примечание:  сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.

    Игра «Дорисуй картинку»

    Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.

    Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».

    Например:

    Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет.

    Игра «Пинг-понг» (наоборот)

    Цель: учить подбирать слова-антонимы.

    Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.

    Например:  Словарик для детей 4-5 лет:

    Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д.

    Словарик для детей 5-6 лет:

    Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.

    Словарик для детей 6-7 лет:

    Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.

    Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.

    Игра «Именной шифр»

    ( с подготовительной группой)

    Цель: закреплять буквы, цифры, учить зашифровывать их в рисунки.

    Ход:  предложить написать свое имя на листке. Затем зашифровывать по составу букв.

    Например: Света                                         - количество букв в слове

    -сколько одинаковых букв в слове.

    Затем предложить составить рисунок по формуле. Предмет должен состоять из стольких частей, сколько букв в слове, причем, если есть одинаковые буквы, то и части рисуются одинаковые.

    Например:

    Света                                  Анна                                   Алиса

    Игра «На что похоже?»

    Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

    Ход: Ведущий  предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

    - На что похоже?

    Дети предлагают свои варианты ответов.

    Например:    

                                       Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками,

                                       тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье,        

                                       колесо.

    Можно предложить  назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.

    Игра «Букварина»

    (со старшей группой)

    Цель: закреплять буквы, количественный счет.

    Ход:   1. Пишется свое имя или другое слово.

    2. Затем это слово зашифровывается. Место написания букв и их количество соответствуют номеру написания этой буквы в слове. Под местом буквы подразумевается номер строки.

    3. Можно составлять эти буквы картинкой

    4. Затем идет обводка контура.

    Например: ЛЕНА


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

    Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.  (Рекомендации для педагогов и родителей)...

    Дидактические игры на сравнение свойств и качеств объектов

    в данном материале представлены дидактические игры на сравнение свойств и качеств объектов...

    Картотека игр на развитие:навыков общения, культуры, сплочённости группы, на стимуляцию взаимопомощи и заботу о других.

    Картотека игр для детей но развитие: навыков общения, взаимопомощь и заботу о других....

    Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования

    Опыт работы по организации преемственности на двух этапах образования - дошкольного и начального...

    КАРТОТЕКА Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. средний возраст

    Картотека игр на формирование умения выделять функции объекта,  на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на ср...

    Диагностическая таблица на определение уровня развития грамматического строя.

    В данном материале отображены разделы  направлений  формирования грамматического строя речи, задания и игры на определение уровня развития грамматических процессов на данном этапе у ребенка ...