Картотека релаксационных упражнений
учебно-методический материал на тему

Алехина Анастасия Михайловна

Игры и упражнения для релаксации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_relaksatsii.docx181.09 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека релаксационных упражнений:

Упражнения по релаксации помогут создавать у детей спокойное настроение, расслабленное состояние мускулатуры, что необходимо для исправления речи.

Сначала вызывается расслабление рук, так как из своего жизненного опыта дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Еще больше поможет сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата. Так воспитывается чувство мышцы, необходимое для целенаправленного расслабления.

Расслабление мышц рук

Логопед. Ребята, сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. (Логопед показывает и помогает детям принять позу покоя. Внимание!

Все умеют танцевать,        Но не все пока умеют

Прыгать, бегать, рисовать,        Расслабляться, отдыхать.

Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами.

Есть у нас игра такая —        Исчезает напряженье...

Очень легкая, простая:        И становится понятно:

Замедляется движенье,        Расслабление — приятно!

Упражнение «Кулачки» (рис. 1, 2). Логопед. Сожмите пальцы в кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох — выдох, еще раз: вдох — выдох...

Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряженьем, Пальчики прижаты.

Большой палец прижимаем к остальным.

Пальчики сильней сжимаем — Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.

Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики!

Рис. 1, 2

Упражнение «Олени» (рис. 3). Логопед. Представим себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.) Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Логопед проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени.

 (Рцки   иже   не   скрещивают.)   Расслабились   руки.   О Слушайте и делайте, как я. Вдох —выдох! (Два раза.)

Посмотрите:- мы — олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, расправим плечи.

Руки снова на колени,

 А теперь — немного лени...

Логопед легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.

Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко... ровно... глубоко...

— Вот и закончилась наша игра. Вы 'немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда руки не напряженные. Вы поняли, как их расслабить, сделать мягкими, послушными!

  Рис. 3

Расслабление мышц ног

Логопед: дети, примите позу покоя. Руки — на коленях... Успокоились. Слушайте и делайте, как я. (Повторяют упражнения «Кулачки», «Олени» под команду и показ логопеда.) Сжали кулачки, посильнее, чтобы косточки побелели— разжали, расслабились. Теперь подняли руки над головой, как рога у оленей,— опустили, расслабились.

Также на последующих занятиях логопед повторяет с детьми предыдущие упражнения со стихами или без них, по окончании повторных упражнений логопед обращает внимание детей на приятные ощущения от расслабленности мышц, например: «Руки свободные, ненапряженные, хорошо!» На усмотрение логопеда повторение может быть закончено или словами логопеда, или стихами. Например:

Руки не напряжены

И расслаа-блен-ны.

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются.

Упражнение «Пружинки» (рис. 4). Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Логопед показывает движения.) Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем... Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох! (Два раза.)

Что за странные пружинки Упираются в ботинки?

Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.

Ты носочки опускай,        Крепче, крепче нажимай,

На пружинки нажимай,        Нет пружинок — отдыхай!

(Упражнение повторяется три раза.)

Руки не напряжены и расслаа-бле-ны.

— Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко... ровно...  глубоко.

Рис. 4

Упражнение «Загораем» (рис. 5). Логопед. Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Логопед показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.) Ноги поднимаем, держим... держим... Ноги напряглись! (Логопед подходит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох!..

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загорели! Опускаем!  (Ноги резко опустить на пол.)

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.

Логопед. Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, поняли, как расслабить свои ноги.

                                  Рис. 5

Расслабление мышц рук, ног и корпуса

Логопед. Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя.) Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий.)

Упражнение «Штанга». Логопед: будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть — выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)

Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться.) Крепко держим...

Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей,
обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.

— И бросаем! (Упражнение повторяется три раза.)

Наши мышцы не устали — И еще послушней стали!

Нам становится понятно: Расслабление — приятно.

Упражнение «Кораблик». Логопед: представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу — прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону — прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я.                      

    Вдох — выдох!

    Стало палубу качать,

    Ногу к палубе прижать!

    Крепче ногу прижимаем,

    А другую – расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Логопед   обращает   внимание   детей   на   напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

— А теперь сядьте и слушайте. (Логопед говорит медленно, спокойно.)

Снова руки на колени,

А теперь — немного лени...

Напряженье улетело —

И расслаблено все тело...

Наши -мышцы   не  устали

И еще  послушней  стали.

Дышится легко... ровно...глубоко...

Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились. Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.

 Расслабление мышц живота

Логопед. Начинаем игру. Руки положите на колени, успокойтесь. (Дается формула общего покоя, и после нее повторяются кратко по три раза упражнения для расслабления рук, ног и корпуса.)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Упражнение «Шарик» (рис. 6). Логопед: начинаем новое упражнение. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. (Логопед показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нел'ьзя поднимать!

Логопед обходит всех детей, проверяет, правильно ли они выполняют это задание. Для наглядности можно встать рядом, положить руку ребенка себе на живот, на область диафрагмы, и предложить сделать одновременно с логопедом вдох — выдох. Ребенок при этом продолжает второй рукой контролировать сокращение собственных мышц при дыхании.

— Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный, ненапряженный! Делайте, как я.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем. (Делается вдох.)

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится   легко...   ровно...   глубоко...    (Повторить

— Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки и ноги, вам легко и приятно дышится.

                                                                                                       Рис. 6

Расслабление мышц шеи

Логопед. Дети! Начнем игру. Принять позу покоя. Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя, а затем повторяются  кратко упражнения для расслабления мышц живота.)

Упражнение «Любопытная Варвара». Логопед: сейчас делаем новое упражнение. Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше! Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно... Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. (Логопед подходит к каждому ребенку и учит его ощущать напряжение и расслабление шейных мышц.) Слушайте и делайте, как я.

Любопытная Варвара Смотрит влево... Смотрит вправо...

А потом опять вперед — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена! И   рассла-а-бле-на...   (Движения повторяются по два раза в каждую сторону.)

— Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится (рис. 15, 16). Слушайте и делайте, как я.

Расслабление  приятно! Шея не напряжена И рассла-а-бле-на...

А Варвара смотрит вверх! Выше   всех,   все   дальше   вверх! Возвращается обратно —

А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я.

А теперь посмотрит вниз —        Расслабление  приятно!

Мышцы шеи напряглись!        Шея     не     напряжена.

Возвращается обратно—        И рассла-а-бле-на...

— Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились

Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и приятно дышится.

МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. ВНУШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ  ПОКОЯ  И  РАССЛАБЛЕННОСТИ.

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти)

Первая часть

Логопед: дети, начинаем игру. Примите позу покоя. (Дается формула общего покоя.) Слушайте и делайте, как я: вдох — выдох!.. Руки, ноги ненапряженные, расслаблены. Все тело расслаблено. (Повторяются упражнения для расслабления мышц шеи.)

Упражнение «Хоботок».  Логопед: (показывает, как надо вытянуть губы) вытяните губы «хоботком». Напряглись губы. А теперь они стали мягкими, ненапряженными. (Логопед показывает спокойное положение губ. Рот слегка приоткрыт, губы расслаблены.) Слушайте и делайте, как я.

Подражаю я слону:

Губы «хоботком» тяну.        ч

А теперь их отпускаю        

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Все последующие упражнения для расслабления мышц речевого аппарата повторяются по три раза. Дети могут ощутить напряжение и расслабление губ, прикасаясь к ним чистым пальцем.

    Упражнение «Лягушки». Логопед: внимательно смотрите,   как  я   буду  делать  следующее   упражнение.   (Логопед показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука и фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ.) А теперь слушайте и делайте, как я. Вот понравится лягушкам:

                        Тянем   губы   прямо   к  ушкам!

                        Потяну —  и перестану. И нисколько не устану!

                       Губы не напряжены

                       И рассла-а-бле-ны...

Упражнение «Орешек». Логопед: а теперь представьте, что   вы   разгрызаете   твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Логопед показывает, как надо сжать зубы.) Челюсти . напряглись,  стали  как  каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти — легко     стало,     рот приоткрылся, все расслаблено. Слушайте   и   делайте,   как   я.

                     Зубы крепче мы сожмём,

                     А потом их разожмём!

                     Губы чуть приоткрываются.

                     Всё чудесно расслабляется.

— Вы учились расслаблению речевого аппарата.

Вторая часть

Логопед. Ребята, оставайтесь в позе покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается новая игра — «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но вы не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» Внимание... Наступает «Волшебный сон»... (Тихим голосом, замедленно, с длительными паузами дается новая формула общего покоя. Отдельные формулы внушения повторяются два-три раза с изменением логического ударения.)

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем... (Два раза.)

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

                           Наши руки отдыхают

                      Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... засыпают... (Два раза.)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется. (Два раза.)

                   Дышится легко... ровно... глубоко...

Длительная   пауза.    Дети    выводятся    из   «Волшебного   сна»:

Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали...

Громче, быстрее, энергичнее:

Хорошо нам отдыхать!        Их повыше поднимаем.

Но пора уже вставать!        Потянуться! Улыбнуться!

Крепче кулачки сжимаем.        Всем открыть глаза и встать!2

Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки, ноги, все тело, губы и  нижняя челюсть.

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка)

Первая часть

Логопед. Дети, начнем игру. Принять позу покоя. Руки, ноги не напряжены. Расслаблены. Все тело расслаблено. Шея не напряжена. Расслаблена. Дышится легко, ровно, глубоко! (Повторяются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.)

Вытянули губы вперед — у... Расслабились.

Растянули губы — и... Расслабились.

Сжали зубы... Расслабились. (Три раза.)

Расслабились губы, нижняя челюсть опустилась.

Упражнение «Сердитый язык». Логопед. Сегодня будем учиться расслаблять мышцы языка. (Логопед показывает, как кончик языка с силой упирается в верхние зубы. Объясняет, что язык при этом напрягается, что напряжение при это неприятно.)

Опустили   язык!  Он  расслабился,   как  будто  спит...   Слушайте и делайте, как я.

С языком случилось что-то: Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы! Он на место возвращается И чудесно расслабляется.

Упражнение «Горка». Логопед показывает, как, удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горкой. Объясняет, что долго удерживать это напряжение неприятно. Просит детей несколько раз повторить это упражнение. При выполнении упражнения логопед обращает внимание детей, что при расслаблении языка наступает приятное ощущение.

Логопед. Слушайте и делайте, как я!

Спинка языка сейчас Станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю —

Напряженья не люблю. Язык на место возвращается И чудесно расслабляется.

Вторая часть

Логопед. Дети, оставайтесь в позе покоя. К нам приходит «Волшебный сон».

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... Засыпают... (Два раза.)

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело... (Два раза.)

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы. (Два раза.)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык. (Два раза.)

Дышится легко... ровно... глубоко...

— Закончилась игра.  Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.

Внушение состояния покоя и расслабленности

по представлению

Первая часть

Логопед. Дети, примите позу покоя. Расслаблены наши руки и ноги. Все тело не напряжено. Расслаблено. (Повторяются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.) Вытягиваем губы вперед («Хоботок»)—расслабляемся. Растягиваем губы («Лягушки») — расслабляемся. Сжимаем крепко зубы («Орешек») — разжимаем — расслабляемся. Упираемся языком в верхние зубы («Сердитый язык») —расслабляемся. Упираемся языком в нижние зубы («Горка»)—расслабляемся. Расслаблен наш речевой аппарат!

Вторая часть

Логопед. Дети! Вы уже умеете отдыхать. Ваши руки, ноги, речевой аппарат расслабились по вашему желанию. Оставайтесь в позе покоя! Слушайте! Приходит «Волшебный сон»...

Напряженье улетело... И расслаблено все тело... (Два раза.) Будто мы лежим на травке... На зеленой мягкой травке... Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Жарче солнышко сейчас... Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко... Губы теплые и вялые, Но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется... (Два раза.) И послушный наш язык

Быть расслабленным привык! (Пауза длительная.) Нам понятно, что такое Состояние покоя...

— Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.

             ВНУШЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

                  РЕЛАКСАЦИИ. ВВЕДЕНИЕ ФОРМУЛ ПРАВИЛЬНОЙ       РЕЧИ.

Формулы правильной речи и уверенного поведения

Логопед. Вы научились говорить легко и красиво. Всегда и везде говорите так, как на занятиях. А чтобы каждый мог себе напомнить о правильной речи, я познакомлю вас с особыми командами, которые любит повторять Правитель Города красивой речи. Вы их услышите, когда наступит «Волшебный сон». Запомните их и чаще вспоминайте, чтобы всегда говорить только красиво. Примите позу покоя. Наступает «Волшебный сон».

Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык Быть расслабленным привык!

Чуть громче, императивно:

Мы спокойны всегда! (Два раза.)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо! (Два раза.)

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях! (Два раза.)

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим!

После длительной паузы, более тихим голосом:

                          Хорошо нам отдыхать...

                        Но пора уже вставать!

                          Голос звучит громко:

                          Веселы, бодры мы снова

                     И к занятиям готовы!

— «Волшебный сон» закончился. Вы хорошо расслабились, отдохнули. Наши особые команды вы услышите на следующем занятии и еще лучше запомните их.

Формулы правильной речи и уверенного поведения (продолжение)

Логопед. Примите позу покоя. Слушайте, запоминайте новые особые команды. Наступает «Волшебный сон»!

Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык Быть расслабленным привык!

Чуть громче:

Мы спокойны всегда! (Два раза.)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим! (Два раза.)

Паузы мы соблюдаем! (Два раза.)

Звук ударный выделяем! (Два раза.)

И легко нам говорить!    -

И не хочется спешить!

Так спокойно, так приятно

Говорим — и всем понятно!

Длительная пауза. Более тихим голосом:

Хорошо нам отдыхать... Но пора уже вставать!

Громче:

Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы!

— Закончился «Волшебный сон». Вы хорошо отдохнули, расслабились.

Литература:

Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.-- 2-е изд., перераб1. и доп.— М.: Просвещение, 1993.— 223 с: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека релаксационных упражнений

Упражнения на расслабление мышц лица."Озорные щечки".Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы за­дувая свечу. Расслабить щеки. Затем ...

картотека релаксационных упражнений

картотека содержит перечень игр и упражнений , что поможет быстрее с ориентироваться ....

Картотека релаксационных упражнений

Сборник упражений для релаксации детей всех возрастов в ДОУ (по группам)...

Картотека. Релаксационные упражнения.

Эта картотека дает возможность инструктору по физической культуре подготовится к занятием.Релаксационные упражнения в ДОУ детском саду.(плавание).....

Картотека релаксационных упражнений для дошкольников

Релаксационные упражнения позволяют детям отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление ребенка. Считаю необходимым вкл...

Картотека "Релаксационных упражнений для детей 2-6 лет"

Игры-упражнения  на снятие напряжения различных частей тела у детей со зрительной патологией.Используется с детьми проходящими плеопто-ортоптическое лечение....

Картотека релаксационных упражнений

Улыбнись"Дети ложатся на ковер. Закрывают глаза « Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова, Думать ей всегда пора. Надо просто полежать, вспомнить ...