Что посеешь, то и пожнешь! (или секрет хорошего "урожая")
статья (младшая группа) по теме

Хоменко Неля Ивановна

 Что посеешь, то и пожнешь!  (или секрет хорошего "урожая"). Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое "эмоции", почему мы их испытываем,как они устроены, как научить ребенка контролировать их, как их выражать, каких ситуаций избегать. Это поможет вам и вашим детям обрести внутреннее спокойствие, жизнестойкость, эмоциональную устойчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Что посеешь, то и пожнешь!

                                 (или секрет хорошего "урожая")

В "прекрасном и яростном мире" (как сказал Андрей Планонов) живем мы и будут жить наши дети. Этот мир полон несправедливости и трудностей. И только научившись справляться со сложными ситуациями и решать конфликты с другими людьми, ребенок вырастает зрелой и независимой личностью. Обретает внутреннее спокойствие, жизнестойкость.

"Школа выживания" вашего ребенка в ваших руках, родители!

Прежде всего нужно научить наших детей справляться со множеством эмоций, которые на протяжении всей жизни испытывает человек. Испытание не из легких для маленького человека! Но лишь испытав все эмоции, на которые способны люди, и ощутив уверенность в себе, взрослый человек может сказать: "Да, я счастлив!". Итак, поговорим об эмоциях...

Мы испытываем их постоянно. Они являются сигналом, что мы живы.

Основных эмоций четыре - гнев, страх, печаль и радость. Возможны тысячи комбинаций оттенков чувств, которые возникают при переплетении четырех основных: ревность(злость + страх), ностальгия (печаль + радость) и т.д.

Эмоции начинают формироваться после рождения ребенка. У младенцев нет комплексов: их чувства выражаются легко и естественно, длятся недолго (негативные). Родители должны помочь растущему ребенку научиться контролировать свои эмоции, найти эффективный способ выпускать мощный заряд негативной или позитивной энергии. Оказывается, сделать это несложно, если понять, почему мы испытываем те или иные эмоции, как их нужно выражать и каких ситуаций избегать, овладевая навыками эмоциональной устойчивости.

Учим контролировать гнев.

Ребенок злится! Его реакция - расправиться с обидчиком, проявив физическое насилие. Желание естественное, но ...гнев и насилие - не одно и то же. Тот, кто не научится контролировать свои эмоции, во взрослой жизни часто будет прибегать к насилию.

Каковы наши действия?

Шаг1.

Гнев выражается словами:

-Скажи вслух, что ты в ярости, и объясни, почему.

Шаг2.

Помогите ребенку найти причину возникновения вспышки гнева:

- Ты злишься на..., потому что он(она)...

Шаг3.

Ребенок должен знать, что мы готовы его выслушать и принять во внимание его чувства:

- Я понимаю, почему ты злишься..., давай вместе подумаем...

Шаг4.

Пресекайте сразу все попытки насилия, прямо сказав ребенку, что насилие - это неприемлемый способ выражать гнев. Требуйте, чтобы ребенок (после драки) исправил свою ошибку: высказал недовольство вслух, т.е. словами.

Шаг5.

Родители, будьте внимательны! Дети берут с вас пример и в сложных ситуациях чаще всего будут делать то, что делаете вы. Например, вы злитесь - скажите об этом громко, злитесь и кричите(но умеренно). Выпускайте пар! Повторяйте такие фразы:

- Я разозлилась!

Ты меня рассердил(огорчил)

Не перебивай! Мне неприятно, что ты не сдержал слово.

Что с тобой происходит? и т.д.

Дети приобретут опыт. Оказывается, можно выговориться, и злость пройдет. Как бы вы сильно ни злились на детей, не унижайте их, не прибегайте к насилию. И радуйтесь, если ваш ребенок громко скажет:

- Я разозлился! - Он на пути к самосохранению.

Гнев - это стремление к свободе.

Вторая, тоже ценная отрицательная эмоция, - это страх. Он заставляет нас задуматься, остановиться, искать способ избежать опасности. Значит, страх нужен каждому! Все, чему должны вы научить ребенка, - это думать. Нам мозг поможет проанализировать страхи и подскажет план к действию.

Шаг1.

Поговорите с детьми, будьте терпеливы, спокойны, доверяйте детской интуиции - часто их страхи не беспричинны.

Шаг2.

Анализируйте страхи вместе с ребенком, подумайте, что нужно сделать, чтобы опять почувствовать себя в безопасности.

Шаг3.

Ребенок боится вымышленных существ - скажите ему правду.

Шаг4.

Ребенок постоянно чего-то боится - выслушайте его и задумайтесь: может один страх - это прикрытие более глубокого, затаенного страха, о котором ребенку трудно сказать.

Страх нужен детям как защитное средство. Научите их справляться с опасными ситуациями. Задайте вопрос:

- Что бы ты сделал, если...?

И обдумайте вместе выход из сложившейся ситуации.

Есть дети, которые в результате сильного испуга начинают страдать от робости. Они боятся незнакомых людей, прячутся за спину матери или отца. Развивается комплекс "неполноценности". Во взрослой жизни у них будет множество проблем.

Тихих, скромных, стеснительных, застенчивых, робких чаще всего не замечают.

Как исправить ситуацию?

Шаг1.

Учим детей общаться, просим:

- Саша, это тетя Катя. Посмотри на нее, поздоровайся с ней!

Шаг2.

Говорим ребенку, что при общении с кем-либо, нужно смотреть собеседнику в глаза, назвать свое имя, спросить, как зовут того, с кем ты разговариваешь.

А когда появятся друзья, ребенку понравится общаться с людьми. Общительные люди всегда имеют успех и в личной жизни, и в учебе, и в карьере.

Родители, решайте проблему робости как можно раньше!

Ваш ребенок грустит, плачет...

Ученые обнаружили, что слезы помогают справиться даже с тяжелым горем. Оказывается, когда человек плачет, организм вырабатывает химические вещества эндорфины, действующие как анестезия. Ведь эндорфин родственен морфию. Народная мудрость гласит:

- Плачь, и станет легче!

Грусть, печаль пройдут, если оказать ребенку поддержку и понять его.

Будьте рядом, сядьте или встаньте с плачущем ребенком, обнимите его.

Можно посочувствовать:

- Поплачь. Мне тоже очень жаль...

Мне тоже грустно.

Я понимаю, почему ты грустишь...

Итак, грусть помогает наладить контакт с окружающим миром и людьми. И если наши дети научатся контролировать три негативные, но очень ценные эмоции: гнев, страх, грусть, дающие человеку свободу, безопасность и общение, то появится 4я эмоция - радость.

Родители, будьте бдительны! Дети очень умные и хитрые существа. Могут, не испытывая настоящих эмоций, притворяться, чтобы добиться от родителей желаемого. У них в арсенале есть три способа шантажа: крайнее проявление гнева - истерика, грусти -  уныние,  страха  - робость.

И как только вы начнете их утешать, они поймут, что делают и будут полностью контролировать свои эмоции:

- Смотри, я кричу..., ору..., сейчас упаду на пол (асфальт)...

Вот и сопли, для убедительности...

Ура! Все получилось!

Спрашивается, зачем ребенку все это надо? С одной стороны, он выпускает недовольство, облегчая эмоциональное состояние; с другой стороны, - и это главное - нужно произвести незабываемый эффект на всех, кто видит эту сцену. И производят - взрослые растеряны, смущены, напуганы...

А ребенок понял: его желания могут быть исполнены. Все! Истерика входит в привычку.

Что же делать?

Шаг1.

Не поощрять истерики! Принять твердое решение: ребенок никогда не получит то, чего он хочет добиться.

Шаг2.

Если истерика началась, сделайте все, чтобы ее прекратить. Способов много... Выбор за вами. В дальнейшем важно не допустить истерики.

Шаг3.

Ребенок должен быть наказан! После истерики он должен понять: так выражать гнев нельзя. Пусть извинится, выскажет прямо, глядя вам в глаза, что вывело его из себя, что он сделал неправильно. Можно запретить играть с любимыми игрушками, смотреть любимые передачи по телевизору и т.д.

Шаг4.

Хотите, чтобы ваша жизнь стала легче -  проследите, какие именно ситуации вызывают недовольство у вас и у ваших детей. Предусмотрите заранее те случаи, когда вы будете заняты или очень раздражены. Ваши дети в это время должны быть чем-то заняты. Подойдите грамотно к такому кошмару, как истерики, и они очень скоро пройдут.

Второй способ шантажа.

На самом видном месте комнаты, на полу сидит ребенок, а вокруг него "аура вселенской тоски", печали, уныния, грусти... Как сказал семейный психолог Биддалф, "выражение лица достойно "Оскара" за спецэффекты". Ребенок издает громкие жалобные вздохи. Конечно, родители сразу бросаются к нему:

- Что случилось? Ты что-то съел? Где болит? Кто тебя обидел? Плохо себя чувствуешь? и т.д.

Ответ один:

  - Ничего.

Или:

- А-аах, ооо-ох ..и т.д.

Этот шантаж срабатывает, если у вас есть затаенный комплекс вины перед ребенком. Он это чувствует, начинает этим пользоваться, прикинувшись несчастным. Став взрослым, также будет притворяться, чтобы на него обратили внимание, позаботились, пожалели. Авось, и полюбят!

Что делать?

Шаг1.

Внушать детям, что любой человек, в любом возрасте знает, чего хочет. Значит, надо подумать и разобраться в себе.

Шаг2.

Хочешь чего-то, попроси прямо вслух.

Шаг3.

Расскажите, что людям нужно немного: воздух, еда, дом, любовь и физическая активность. Остальное - это желания. Но в жизни очень часто желания не сбываются! Независимо от того, счастлив ты или несчастен - мир не изменится. Поэтому лучше стать счастливым.

Родители, в воспитании своих детей проявляйте твердость! По мнению психологов, у очень строгих родителей вырастают спокойные и счастливые дети. Модель воспитания у них такова- жесткие правила + любовь и ласка. Запомните эти правила.

1. Не просите ребенка что-то сделать, а приказывайте. Приказ не подлежит обсуждению.

2. Подойдите к ребенку и заставьте посмотреть вам в глаза. И только тогда начинайте с ним говорить.

3. Скажите:

- Я хочу, чтобы ты сделал то-то прямо сейчас. Ты понял?

Дождитесь ответа.

4. Не вступайте в дискуссию.

Не уговаривайте. Не злитесь.

Не выходите из себя. Просто повторите требования еще раз!

5. Проследите, как ребенок выполняет требование. Не хвалите. Скажите просто:

- Молодец.(Можно улыбнуться).Главное - настойчивость!

Время, потраченное вами, окупится. Народная мудрость: "Что посеешь, то и пожнешь", - подтверждается из века в век нашими деяниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что посеешь, то и пожнешь!

Документ включает в себя некоторые советы родителям по воспитанию ребенка....

Поэма "Что посеешь, то и пожнешь"

Эту поэму я сочинила сама. На ее создание меня вдохновила проблема нашего времени - это родители и дети. Все чаще во взаимоотношениях родителей и детей в наше время стало проявляться непонимание, неже...

"Что посеешь- то и пожнешь".

Консультация для родителей....

«Что посеешь – то и пожнешь!»

Консультация для родителей.….«Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.Родители – первые воспитатели и учителя ребенк...

Консультация для родителей "Что посеешь - то и пожнешь!"

Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь....