Опыт работы по теме «Реализация образовательных проектов совместно с семьёй как средство вовлечения родителей в образовательную деятельность»
материал на тему


Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Реализация образовательных проектов совместно с семьёй

как средство вовлечения родителей в образовательную деятельность»

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Солнышко»

Закупина Татьяна Викторовна

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку

в детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

 (В.А. Сухомлинский)

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда интенсивно проходит процесс развития личности. Вместе с тем это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.

Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Воспитательная функция семьи в современной социокультурной ситуации снижается. Родители заняты повседневными житейскими заботами и не имеют свободного времени для занятий с детьми дома. Многие родители перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, а дома передоверяют ребенка телевизору или компьютеру. Многие родители зачастую испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей.

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Необходимо менять позицию родителей с пассивного потребителя образовательных услуг на активного помощника, настоящего друга и авторитетного наставника своего ребенка. Сложившуюся ситуацию можно разрешить за счет вовлечения семьи в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

В педагогической деятельности работа с семьей занимает особое место: это требует высокого профессионализма, хороших коммуникативных навыков, эмпатии. Взаимодействие с ребенком в детском саду оказывает не только непосредственное воздействие на одного, зачастую самого маленького члена семьи, но и, так или иначе, вовлекает родителей в воспитательный и образовательный процесс. Если такое взаимодействие находит отклик со стороны близких родственников ребенка, то можно говорить об эффективности педагогической работы.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования реально нацеливает педагогов на такое взаимодействие, которое пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому от любого дошкольного учреждения требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе.

К сожалению, до сих пор в педагогической среде используются такие костные понятия, как «работать с родителями», «провести разъяснительную и просветительную работу среди родителей». Мы хотим идти в ногу со временем, уходим от старых стереотипов и стремимся выстроить партнерские взаимоотношения с семьей, где каждый субъект образовательного процесса будет иметь равные права и обязанности.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются всё новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Широкое распространение сейчас получают интерактивные формы работы с родителями. Для вовлечения родителей в образовательную деятельность нашей группы мы решили использовать метод проектов.

Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века.

Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) - это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленной цели.

Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. На современном этапе проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.

На сегодняшний день существующие методические разработки по организации проектной деятельности ориентированы, прежде всего, на педагогов, а родителям отводится роль наблюдателей, хотя они, по нашему мнению, должны быть полноправными участниками образовательного процесса. Широко используемые формы работы с родителями (собрания, конференции, консультации, посещение воспитанника на дому, беседы, чтения, вечера, тематические консультации и др.) часто не обеспечивают главного – совместной деятельности родителей, детей и педагогов.

Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.

Целью нашей работы стало изучение возможностей метода проектов в вовлечении родителей в образовательную деятельность.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи.

1. Изучить возможности проектной деятельности в

2. Организовать работу по созданию и реализации образовательных проектов совместно с семьёй.

3. Проанализировать степень вовлеченности родителей в образовательную деятельность.

Работа по вовлечению родителей в образовательную деятельность мы осуществляем поэтапно:

1 этап – аналитический (2015 год),

2 этап – практический (2016 – 2018 года),

3 этап – итоговый (2019 год).

1 этап – аналитический.

Целью первого (аналитического) этапа стало изучение семьей. Был составлен  социальный паспорт группы, проанализирован уровень образования родителей, их социальный статус, материальная обеспеченность, занятость, степень участия в жизни группы и детского сада.

Социальный паспорт группы «Подсолнушки»

1

Общее количество детей в группе

26

Из них мальчиков

11

Из них девочек

15

2

Количество полных благополучных семей

20 (77%)

3

Количество неполных благополучных семей

6 (23%)

Из них количество семей разведенных родителей

4

4

Количество неполных неблагополучных семей

0

5

Количество многодетных семей

5

Уровень образованности родителей группы «Подсолнушки»

Уровень образования

Высшее образование

Среднее профессиональное образование

Среднее общее образование (школа)

Количество семей

28 (53%)

17 (32%)

8 (15%)

Социальный статус родителей группы «Подсолнушки»

№ п/п

Социальный статус

Количество семей

1

Служащие

8

2

Рабочие

6

3

Предприниматели

3

4

Военнослужащие

5

5

Иные работники

31

Характеристика семей группы «Подсолнушки» по материальной обеспеченности

Степень материальной обеспеченности

Обеспечены полностью

Среднеобеспеченные

Малообеспеченные

Количество семей

19

4

3

Мы изучили степень участия семей воспитанников в жизни группы, детского сада.

Степень участия

Постоянно участвуют

Эпизодически участвуют

Не участвуют

Количество семей

4 (15%)

9 (35%)

13 (50%)

Анализируя семьи воспитанников группы, мы условно разделили их на три группы.

Первая группа - родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день (некоторые из них не нормированный рабочий день). Этим родителям детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготавливают вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подбирают фотографии на выставку, в удобное для них время принимают участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике. В нашей группе 10 таких семей, что составляет 38%.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. В нашей группе 13 таких семей, что составляет 50%.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу мы стараемся опираться в подготовке различных мероприятий как с детьми, так и с родителями. Таких семей в нашей группе немного – 3 шт., это 12% от общего количества.

Анализ степени участия родителей в жизни группы и детского сада и их занятости на работе помог нам определить для себя критерий «включенность родителей в образовательный процесс», который включает следующие качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

1.        Родители – активисты (лидеры), которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Эти родители очень активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

2.        Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, они заинтересованы, но желающие решать проблемы с помощью специалистов.

3.        Родители - зрители (наблюдатели), равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

На этом же этапе работы родителям была предложена анкета «Что вы ждете от детского сада», проанализировав которую мы увидели следующие результаты.

От детского сада родители хотели бы получить:

- 98% максимально полную информацию о ребёнке,

- 59% советы по общению с ребёнком,

- 73% советы по обучению и развитию ребенка.

Так же мы выяснили трудности, с которыми родители сталкиваются при воспитании детей:

- 31% - плохо ест,

- 68% - не слушается родителей,

- 55% - неусидчив, невнимателен,

- 17% - замкнут, не уверен в себе либо наоборот агрессивен

Но за помощью к воспитателям родители обращаются только в 35% случаев, 65% - не обращаются, потому что:

- 33% считают, что справятся сами,

- 17% не придают особого значения этим трудностям,

- 15% считают это неудобным.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых проблем не произойдёт само по себе. Для этого необходимо построение системы партнерских отношений и целенаправленное сотрудничество с семьями воспитанников.

2 этап – практический.

Практический этап работы по вовлечению родителей в образовательную деятельность мы начали в средней группе (в сентябре 2016 года).

Изучив разнообразную практику организации взаимодействия с родителями воспитанников в детских садах, мы решили выбрать инновационную интерактивную форму – образовательное проектирование совместно с семьёй.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников в течение определенного отрезка времени. Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития.

Взаимодействие в процессе реализации образовательных проектов совместно с семьями наших воспитанников мы строим на следующих принципах.

Психологической комфортности – создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи, социально-психологических характеристик и тех ограничений  которые имеются ( недостаток свободного времени , финансовых ресурсов и пр.).

Деятельности – построения ответственных взаимоотношений педагогов с семьей, поддержка социальной активности родителей во взаимодействии с педагогами детского сада, участие родителей в управленческой и образовательной деятельности;

Ценности – понимание неразделимости семейного и общественного воспитания ,создания условий для взаимопонимания ,между семьей и детским садом.

Минимакса – дифференцированный подход к каждой семье.

Вариативности – предоставление родителям выбора содержания, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.

Непрерывности - обеспечение преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного института воспитания.

Творчества – открытость педагогов для семьи, ориентация педагогов на творческий подход к процессу взаимодействия с родителями.

Непрерывности образования и самообразования взрослых.  

В целях грамотной организации совместного образовательного проектирования мы познакомили родителей с процессом создания проектов, который состоит из нескольких этапов.

Первый этап – определение цели.

На первом этапе взрослый (воспитатель или родитель) формулирует проблему и цели проекта, в старшем дошкольном возрасте над проблемой можно задуматься вместе с детьми, после чего определяется продукт проекта. Взрослый вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию,  после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач взрослого является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап - разработка проекта.

На этом этапе взрослый (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Третий этап – презентация.

Взрослый по необходимости не навязчиво оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Затем следует подготовка презентации и представление зрителям (родителям и педагогам) продукта собственной деятельности.

Пятый этап-подведение итогов.

Заключительным этапом проекта является подведение итогов, совместный анализ  и определение задач для будущих проектов.

Эффективность проектной деятельности зависит не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Взрослый может быть в проекте партнером, ассистентом педагога, помощником.

Совместно с родителями мы разработали план реализации образовательных проектов. Данное планирование носит гибкий характер, так как инициаторами проектов могут являться и родители, и дети, и педагоги, которые предлагают свои идеи. Эти идеи заносятся в план который может пополнятся и корректироваться.

Мы разделили проекты на блоки:

  1. Блок «Книга – лучший друг»:

    - проект «Моя любимая книга»;

                - проект-акция «Подари книгу детям».

         2. Блок «Юные экологи»:

             - проект «В мире диких животных»;

             - проект «Морские обитатели»;

             - проект «Покормите птиц зимой»;

             - проект «Мы ребята молодцы, вырастили огурцы»

             - проект «Летние фантазии».

         3. Блок «Наша дружная семья»:

              - проект «Семейные традиции»;

              - проект «Мы спортивная семья: папа, мама, детский сад и я!»;

              - проект «Семейное дерево»

          4. Блок «Безопасность это важно!»:

        - проект «Транспорт»;

                 - проект «Все профессии нужны, все профессии важны».

На некоторых проектах хочется остановиться поподробнее.

Проект «Семейные традиции» из блока «Наша дружная семья» родился по инициативе родителей Олеси Габидуллиной. Семья военнослужащих переехала к нам из города Невельск. Когда Олеся пришла к нам в группу, она принесла с собой фотографии бабушек и дедушек,  по которым она очень скучала и рассказывала ребятам о том, как она проводила с ними время. После этого её мама предложила принести в группу альбом с семейными фотографиями. Так и родился проект «Семейные традиции». 

Из бесед с родителями нашей группы мы выявили, что большинство из них поддерживают семейные традиции и хотят с ними познакомить других. Беседа с детьми выявила, что большинство из них знают, что в их семьях есть обычаи и традиции, но затрудняются о них рассказать.

           Запланировав данный проект, мы поставили перед собой следующие задачи:

            - Создать условия для эффективного партнёрского взаимодействия детского сада и семьи по возрождению и сохранению семейных традиций как основы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

          - Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе детей.

          - Формировать у родителей потребность в самообразовании.

          - Распространить опыт по возрождению и сохранению семейных традиций.

В ходе реализации данного проекта родители и ребята с удовольствием рассказывали о семейных традициях:

 - семейных трапезах (обеды, ужины), когда несколько поколений семьи собирается вместе за одним столом для общения;

- совместных семейных досугах - настольные игры, поездки на природу и активное времяпровождение на свежем воздухе (сбор грибов осенью, катание на лыжах и коньках зимой, на роликах – летом);

- празднование семейных праздников - в каждой семье нашего воспитанника совершенно свои особенные традиции празднования детских праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага;

- семейное чтение - поистине уникальный способ интеллектуального и речевого развития ребенка, формирования позитивного отношения к миру, воспитания любви и интереса к книге;

- совместная с ребенком (каждое воскресенье) выпечка вкусных пирогов и блинов;

-  рассматривание семейных альбомов, воссоздание семейной родословной. Многие семьи ребят, посещающих нашу группу, стараются больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. Составленное семейное древо приносят для ознакомления в группу;

- зарубки на дверном косяке. Время летит очень быстро. Не успеют родители оглянуться, как их сегодняшний малыш пойдет в институт. Чтобы наглядно показать ребёнку процесс его взросления, некоторые родители нашей группы отмечают зарубками рост ребенка на дверном косяке;

- посещение церкви. Православная культура, сопряженная со всей культурой русского народа, в некоторых семьях нашей группы занимает важное место в образовании и воспитании ребёнка;

- крещение ребёнка в церкви. Это одно из самых важных таинств, в процессе которого через некоторые священные действия человеку, который участвует в них, передается невидимая благодать Божья;

- празднование православных церковных праздников – Рождество Христово, Пасха (Светлое Христово Воскресенье). Перед Рождеством Христовым дети помогают родителям приготовиться к предстоящему празднику: убирают в доме, моют полы. В процессе приготовления к Пасхе  дети вместе с родителями с удовольствием пекут куличи и красят яйца.

Хочется отметить, что проект «Семейное дерево» возник в результате работы над проектом «Семейные традиции».

Проект «Мы ребята молодцы, вырастили огурцы!» из блока «Юные экологи» по продолжительности – долгосрочный, на данный момент он находится на практической стадии реализации.

Его идея возникла по инициативе детей, в то время когда проходила тематическая неделя «Овощи». К нам в группу пришла бабушка Никиты Игошева, которая занимается выращивание овощей на дачном участке и имеет необходимые знания, и рассказала детям, что можно вырастить огурецы на подоконнике в детском саду, но для этого нужны специальные семена, которые продаются в специализированном магазине и называются «Огурец на подоконнике». Мы с ребятами пошли в магазин, где работает тетя одного из наших воспитанников. Там нам провели не только замечательную экскурсию, но и дали в подарок разнообразные семена.

 Мы поняли, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Идея проекта «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых смогут вырастить овощную культуру – огурцы - от семени до плодов.

Цель проекта. Формирование представлений об овощной огуречной культуре.

Задачи проекта.

1. Познакомить с историей развития овощной огуречной культуры.

2. Расширить и систематизировать знания детей о данной овощной культуре.

3. Научить детей ухаживать за огуречной культурой.

4. Научить наблюдать за изменениями в развитии и роста огуречных растений.

5. Углубить знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

6. Научить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.

В ходе реализации проекта мы провели рад мероприятий:

- проведен цикл НОД «Рост и развитие растений», «Семена»; «Огород на окне» где обобщили у детей представления о росте и развитии растений; установили связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учили воспитанников быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям; 

- родители организовали и провели экскурсию в магазин семян с целью расширять знания детей о том, где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями;

- провели эксперимент по посадке семян огурца в грунт, этим мы закрепили полученные теоритические знания детей о посадке растений, подготовки семян;

- дальше пошёл цикл наблюдений за ростом и развитием культуры,  мы учим детей замечать изменения, которые происходят  у прорастающих семян,  ростков, цветов и плодов;

- в ходе реализации проекта мы с ребятами лепили, рисовали, раскрашивали и клеили огурец;

- читали, разучивали стихи об огурце.

Во время зимних каникул в январе 2018 года бабушка Никиты Игошева забирала нашу рассаду домой, чтобы ухаживать за ней.

Многие из Вас видели уже результат нашего труда – зеленые плоды огурца. Два из которых ребята уже съели во время ужина.

С проектом «Мы ребята молодцы, вырастили огурцы!» в ноябре 2017 года мы учувствовали в муниципальном конкурсе инновационных проектов.

Итог

Вместе работая над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют детско-взрослое сообщество. Детско-взрослое объединение предполагает партнерскую позицию взрослого, которая может быть выражена девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». Значимым фактором для успешного использования проектного метода является правильно выбранная тактика поведения педагога, выраженная в организации детско-взрослых сообществ.

Совместные проекты помогают сплотить коллектив родителей, даёт возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых - и педагогов, и родителей - в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в значительной степени способствует проектный метод.

Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой - дают возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Семейные образовательные проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, всестороннему развитию детей, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения на новом уровне.

Литература:

1.Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с.

2.Мигунова Е. В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей [Текст] / Е. В. Мигунова // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 3 (14). — С.175–178.

3.Ребане Н. А. Проектный метод во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста [Эл.ресурс] / Н. А. Ребане // Сборник: Развитие родительских компетенций; Отв. ред. Т. А. Семенова. — М., 2015. — С. 188–191.

4.Токарева Т. М. Нравственно-эстетическое развитие дошкольников во взаимодействии детей, родителей и педагогов ДОО [Текст] / Т. М. Токарева // Сборник: Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка материалы всероссийской научно-практической конференции; отв. редактор Н. Г. Куприна. — Екатеринбург, 2015. — С. 179–183.

5.Царева Я. В. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений [Текст] / Я. В. Царева // Человек и образование. – 2009. — № 3(20). — С.131–135.

6.Цеева Л. Х. Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике [Эл.ресурс] / Л. Х. Цеева, Б. Х. Панеш // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2014. — № 3 (143). — 7 с.

7.Макарова О. В. Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 70-74. — URL https://moluch.ru/archive/127/35344/ (дата обращения: 23.02.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Межсемейные проекты как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»

Мастер класс предозначен для педагогов работащих в рамках проектного метода...

Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс

В данном материале представлены выставки семейного творчества, их роль в развитии ребенка....

Опыт работы по теме: "Реализация регионального образовательного проекта ТЕМП через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста"

Реализация регионального образовательного проекта "ТЕМП" через ознакомление дошкольников с профессиями взрослых (в том числе с профессиями своих родителей)...

Опыт работы по теме "Реализация образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" средствами программы "Омское Прииртышье"(в рамках 15-го областного педагогического марафона) и статья в Сборнике материалов IХ Межрегиональной НПК

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разде...

Опыт работы на тему «Реализация индивидуального образовательного маршрута как средство успешной коррекции заикания»

Опыт работы содержит один год коррекции заикания. Описаны некоторые приёмы работы, план и указаны литературные источники, которыми можно пользоваться....

Паспорт управленческого проекта «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»

Цель реализации проекта: создание и внедрение эффективной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями как средство повышения качества образования.Основные задачи:1. Разр...