Программа по краеведению
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Москвина Ирина Рифмировна

Программа по краеведению для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по краеведению38.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» с. ВОЛКОВСКОЕ ТАРУССКОГО РАЙОНА

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

ДЛЯ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙЙ ГРУППЫ

«УГОЛОК РОССИИ – МИЛЫЙ ДОМ»

2015 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2.Отличительные особенности программы

3. Условия реализации программы        

4.Методическое обеспечение программы

5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

6.Ожидаемые результаты

7.Календарно-тематическое планирование

8.Список литературы

Явления социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, проституция, суицид, наркомания - стали сегодня, к великому сожалению, привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любой государственности.

Формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.

Поэтому развитие у детей чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важнейших направлений в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам - один из компонентов патриотического воспитания.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

             Безграничны просторы нашей Родины. Но у каждого человека есть место, где он родился, вдохнул воздух своего Отечества, открыл глаза и увидел мир, произнес первое слово, сделал первый шаг, прикоснулся к своей земле, пережил первую радость и первое огорчение. Для каждого из нас Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного, в жизни каждого из нас навсегда, до последнего нашего дыхания входит что-то единственное и незаменимое, как грудь матери, как её прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался. По словам В. А. Сухомлинского: «То, что упущено в детстве никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.

            Значит, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

           Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Объектами ознакомления является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края; природные условия; растительный и животный мир     и

т. д. Занятия краеведением способствуют нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей, всестороннему росту и развитию их способностей.

          Дошкольный возраст отличается повышенным интересом к окружающему, познанию каких-либо явлений. Ребенок создает личностную, пространственную реальность, по-своему открывая окружающий мир и себя в нем. Только на основе национальной культуры, истории и традициях общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личностные ценности каждого ребенка.

           Прикладной аспект краеведения способствует формированию личности с активной жизненной позицией, хранителя и созидателя природы и культуры понимающего и любящего свою малую Родину, свое отечество для дальнейшего формирования и личностного роста детей.

           Реализация программы предполагает воспитание любви к малой Родине и России; развитие познавательных интересов детей, их творчества, способностей; формирование эстетических чувств, трудовых, изобразительных умений и навыков и в конечном итоге – формирование начал национального самосознания ребенка.

             Программа по краеведению «Уголок России – милый дом» является модифицированной программой. Срок реализации – 2 года.

             Основной контингент это дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) .

            Занятия проводятся один раз в неделю.

            Актуальность: программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истории родного края.

Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Уголок России – милый дом» заключается:

- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

- вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность;

- реализация индивидуального подхода;

- формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Цель и задачи данной образовательной программы

Цель:
Формирование у дошкольников целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы:
Обучающие:
- развивать познавательный интерес к изучению родного села, города, района, края;
- способствовать социализации воспитанников;
- обогатить знания дошкольников о городе Тарусе, его истории, достопримечательностях, известных людях.
Развивающие:
- развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
- прививать навыки познавательной творческой деятельности;
- развивать творческие способности детей;
- развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства села, города, района, края.
Воспитательные:
- формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать уважение к труду тарусян, создающих красивый город;
- усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
- особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, охраняемые растения);
- наиболее важные исторические события истории родного города и края;
- символику города и края;
- писателей и поэтов города, их творчество;
- предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
- вести самостоятельные наблюдения в природе;
- узнавать изученные растения и животных;
- работать с элементами народного творчества;
- применять игры разных народов края для организации собственного досуга;
- применять полученные знания о Тарусе в добрых делах и поступках на благо родного города;
- творчески мыслить и рассуждать.

          Программа «Уголок России – милый дом» разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Построение занятий программы предусмотрено по принципу от простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т. е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике.

          Данная программа заключает в себе неиссякаемые возможности для общего образования, нравственного, эстетического и физического воспитания детей.

Механизм отслеживания результатов:

- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в детском саду и общественных местах);
- анкетирование родителей;

          Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.

Уровни усвоения программы

Низкий
Объем представлений о растениях и животных Калужского края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.

Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природе Калужского края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные Калужского края занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города Таруса.

Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Калужского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Таруса. Знает о городах края, их достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции русского народа.

               

ЛИТЕРАТУРА.

  1. «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН Российской Федерации на 2001-2005 годы» Ж «Управление ДОУ» №3, 2005.
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003года.Ж «Управление ДОУ» №3, 2005.
  3. Концепция модернизации российского образования до 2010года.Ж «Управление ДОУ» №3, 2005.
  4. Махнёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». М.2006.
  5. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». М. ЦГЛ 2004.
  6. Козлова «Мой мир». М. Линка - Пресс 2000.
  7. программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» М.2006.
  8. Арапова- Пискарёва Н.А. «Воспитательная система «Маленькие Россияне». Программа. М 2004.
  9. Писарева Е.А., Уткина В.В. «Лад». Программа. М.2003.
  10. Алексеев СП. «Книга для чтения по истории нашей Родины». МЛ 998.
  11. Рыбалова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» Ж-л «Дошкольное воспитание» №5 2006.
  12. Кириллина М., Мельчина Л. «О гражданском воспитании дошкольников» ж-л «Дошкольное воспитание» №1, 2005.
  13. Комратова Н., Грибова Л. «О гражданском воспитании дошкольников». Ж-л «Дошкольное воспитание»№59 2006.

14.        Михеенков С. «Цель вижу! Атакую» Калуга 2006.000 «Полиграф-Информ».
15 3 Виноградова «Любовь моя - Таруса». Калуга 2002.

Тематическое планирование к программе по краеведению

для старшей-подготовительной группы

УГОЛОК РОССИИ – МИЛЫЙ ДОМ

Название и программное содержание

Методические приемы

Совместная работа с родителями

«Моя семья, моя родословная»

«Что означают наши имена».

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обратиться по имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребенка интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.

Познавательное развитие.

Беседа. Игра-упражнение «Обратись по имени».

Рассказать детям о старших членах семьи, рассматривание фотографий.

«Я и моё имя».

Познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека.

Социально-коммуникативное развитие.

Разыгрывание этюдов «Знакомство».

Работа над понятием «родня»: чтение Домовёнком Кузей стихотворения Я. Акима «Моя семья».

Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы).

Рассказы детей о членах своей семьи.

Чтение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». Обсуждение.

Составление генеалогического древа ребенка.

«Моя семья».

Формировать представление о мире семьи; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Выучить ФИО ребёнка, родителей.

«Как мы живем в детском саду», «Кто заботится о нас в детском саду».

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость.

Познавательное развитие.

Экскурсия по детскому саду, знакомство с трудом работников детского сада. Беседа. Д/игра «Узнай по описанию».

«Кто больше знает о нашей улице»

Закрепить знания детей об улице, на которой расположена школа-детский сад.

Игра.

Заучить с детьми домашний адрес.

«Село, в котором я живу».

Закрепить знания детей о родном селе: название села, основные достопримечательности. Воспитывать интерес к истории родного села.

Экскурсия по селу, беседа, рассказы детей.

«Таруса – центр нашего района».

Закрепить знания детей о городе Таруса: название города, основные достопримечательности. Вызвать интерес к истории города и страны.

Заочная экскурсия по Тарусе. Беседа, рассказы детей о посещении города с родителями. Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Тарусы.

Поэтесса Марина Цветаева.

Познакомить детей с детством и юностью Марины, с творчеством поэтессы.

Художественно-эстетическое развитие.

Посещение дома-музея семья Цветаевых (заочное, по фотографиям), чтение стихов  о Тарусе, заучивание наизусть.

«Великий поэт М. Цветаева родом из маленькой Тарусы». Консультация для родителей.

«Творчество Марины Цветаевой».

Закрепить знания детей о творчестве поэтессы, повторить выученные стихотворения; прививать любовь к малой Родине – Тарусе.

Организация выставки книг М. Цветаевой. Организация выставки детских работ. Экскурсия к камню М. Цветаевой.

Улицы моего села.

Закрепление знаний детьми улиц, на которых они живут.

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация.

«Дома на моей улице».

Прогулки с детьми по улицам села.

«Наша Родина Россия».

Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Воспитывать любовь к отечеству, родному краю, родной природе.

Познавательное развитие.

Рассматривание репродукций картин, фотографий о родной природе. Объяснение значения пословиц о Родине.

«Путешествие по Тарусе».

Прививать любовь к малой родине; закреплять знания детей о великих людях Тарусы.

Познавательное развитие.

Рассматривание фотографий, иллюстраций с видами города; карты-схемы Тарусы.

Путешествие с детьми в Тарусу.

Знакомство с историей Тарусы. Гербы городов Калужской области. Придумывание личного герба.

Познавательное развитие.

Рассматривание Азбуки калужского края. Беседа.

Придумать и нарисовать герб семьи.

Беседа о таланте русского народа – русские народные песни.

Художественно-эстетическое развитие.

Вспомнить с детьми русские народные песни, которые они пели на музыкальных занятиях. Прослушивание русских народных песен.

«Богатыри земли русской».

Познакомить с былинами о русских богатырях.

Художественно-эстетическое развитие. Чтение художественной литературы.

Чтение былин. Рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов о богатырях.

Познавательные игры для детей.

Закреплять знания детей о Тарусе.

Речевое развитие.

Составление рассказов, придумывание загадок о  достопримечательностях Тарусы.

Помочь детям составить рассказ о путешествии в Тарусу.

«Ваня, Ванечка, куда ты ходил?»

Учить детей пересказывать рассказ с помощью воспитателя правильно строить предложения, закреплять знания детей о писателе К Паустовском.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы).

Знакомство детей с творчеством К. Паустовского чтение произведений К. Паустовского «Стальное колечко», «Резиновая лодка».

Рассматривание картины В.И. Васнецова «Богатыри».

Учить отвечать на вопросы, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж.

Речевое развитие.

Вспомнить былинных героев. Просмотр мультфильмов о богатырях.

Освобождение тарусского района от немецко-фашистских захватчиков. Познакомить с героями-тарусянами, воевавшими в годы Великой Отечественной войны.

Познавательное развитие.

Рассказ воспитателя. Изготовление папки-раскладушки, по данной теме, рисунки детей. Участие в общешкольном митинге памяти, посвященному освобождению Тарусского района от немецко-фашистских захватчиков.

Рассказать детям о родственниках, воевавших в годы Вов. Нарисовать вместе с детьми рисунков о войне.

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование рыжего кота.

Викторина о животных.

Закрепление знаний детьми произведений К. Паустовского.

Скоро Новый год. Подготовка к празднику. Украсим группу к празднику.

Разучивание стихов, песен, танцев. Работа в «Мастерской Деда Мороза». Участие в конкурсе.

Подготовить костюму к празднику. Изготовление поделок для выставки и участия в конкурсе «Чудеса Нового года».

«Культура и традиции русского народа». Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, культуре (устное народное творчество, прикладное искусство).

Познавательное развитие.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображениями природы России.

«Пришла Коляда, отворяй ворота!» Прививать любовь к русским народным праздникам.

Развлечение. Участие в общешкольном мероприятии. Прослушивание русских народных песен.

Знакомство с живописью и живописцами Тарусы.

Художественно-эстетическое развитие.

Рассматривание репродукций картин, фотографий художников.

Рисование, лепка, аппликация.

«Волковское зимой». Вспомнить названия улиц. Обратить внимание на то, как изменились улицы села зимой.

Экскурсия по улицам родного села.

Изготовление кормушек.

«Наша армия».

Закреплять представления о родах войск, закреплять знания детей о памятных местах села и города. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Познавательное развитие.

Рассматривание иллюстраций с изображением военных. Заучивание стихов. Чтение рассказов о военных.

Рассказать ребёнку о том, как папа служил в армии.

«Пограничник с собакой».

Закреплять знания детей о родах войск. Воспитывать гордость и уважение к солдатам – защитникам отечества.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование. Рассматривание картин с изображением пограничников.

. Пословицы и поговорки о Родине. Прививать интерес к устному народному творчеству.

Речевое развитие.

Разучивание пословиц и поговорок.

«Поздравительная открытка»  папе к празднику.

Прививать детям желание делать приятное близким людям.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование, аппликация.

Викторина о военных профессиях и родах войск.

«Самолеты».

Учить детей складывать из бумаги предметы.

Познавательное развитие (конструирование из бумаги).

Подарок любимой маме, бабушке, сестрёнке.

Продолжать прививать детям желание делать приятное своим близким.

Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация, рисование.

Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта.

Разучивание песен, стихов.

Подготовка костюмов к празднику.

Д/игра «Узнай по описанию».

Вспомнить работников детского сада, кто и какую работу выполняет, и какую должность занимает.

Речевое развитие.

Беседа, рассматривание фотографий.

КВН по произведениям К. Паустовского.

Уточнить знания детей  произведений К. Паустовского.

Зачитывание отрывков из произведений К. Паустовского.

12 апреля – День Космонавтики.

Познакомить детей с историей космонавтики, рассказать о создателях ракет.

Познавательное развитие.

Беседа. рассматривание иллюстраций. Конструирование ракеты.

Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация, рисование.

«Весна пришла».

Обратить внимание детей на то, как изменяется облик села, как сельчане убирают свои улицы, огороды после зимы. Подготовка цветочной рассады.

Экскурсия по селу. Приведение в порядок участка, газонов.

Посев цветов в цветочные горшки, наблюдение за ростом цветов.

«Уголок России – милый дом».

Закрепить знания детей об истории страны, родного села, города, о достопримечательностях Тарусы. Вызвать чувство гордости за свою малую Родину.

Итоговое мероприятие. Экскурсия по селу, путешествие в Тарусу по памятным местам города.

Совместно с родителями и детьми посетить Тарусу.

«Во имя жизни на Земле».

Воспитывать у детей чувство любви к Родине, гордости за неё. Формировать представление о героизме.

Познавательное развитие.

Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание портретов героев-тарусян, чтение стихов.

Рассмотреть фотографии родственников – участников Великой Отечественной войны, работников тыла, детей войны.

«Голуби мира».

Учить складывать из бумаги птиц.

Познавательное развитие.

Конструирование из бумаги.

Праздник «День Победы».

Создать радостное настроение. Развивать чувство гордости за свой народ, за Родину.

Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие.

Разучивание стихов, песен, танцев к празднику.

Родительский уголок ко Дню Победы.

Изготовление поделок к празднику. Рисунки о войне и мире.

Работа на участке. Высаживание цветочной рассады в клумбы.

Социально-коммуникативное развитие.

Вскапывание клумб. Работа на участке.

Привлекать детей к работе на домашних огородах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"

Краеведение —  предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...

краеведческая азбука. Программа по краеведению для ДОУ

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям р...

фрагмент рабочей программы по краеведению

методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье автор приводит вниманию читателей практический пример из опыта работы детского сада над реализацией программы по краеведению через проектную деятельность как наиболее эффективную современную ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...

Программа по краеведению Воронежский край, г. Борисоглебск

КРАЕВЕДЕНИЕ -  одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает  у детей сознательную любовь к  родному краю, как части  великой Родины - России....

Программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Расти счастливым в Городецком крае".

Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая ...