Программа по краеведению
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Программа по краеведению для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» с. ВОЛКОВСКОЕ ТАРУССКОГО РАЙОНА
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
ДЛЯ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙЙ ГРУППЫ
«УГОЛОК РОССИИ – МИЛЫЙ ДОМ»
2015 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2.Отличительные особенности программы
3. Условия реализации программы
4.Методическое обеспечение программы
5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
6.Ожидаемые результаты
7.Календарно-тематическое планирование
8.Список литературы
Явления социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, проституция, суицид, наркомания - стали сегодня, к великому сожалению, привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любой государственности.
Формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.
Поэтому развитие у детей чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важнейших направлений в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам - один из компонентов патриотического воспитания.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.
Безграничны просторы нашей Родины. Но у каждого человека есть место, где он родился, вдохнул воздух своего Отечества, открыл глаза и увидел мир, произнес первое слово, сделал первый шаг, прикоснулся к своей земле, пережил первую радость и первое огорчение. Для каждого из нас Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного, в жизни каждого из нас навсегда, до последнего нашего дыхания входит что-то единственное и незаменимое, как грудь матери, как её прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался. По словам В. А. Сухомлинского: «То, что упущено в детстве никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.
Значит, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Объектами ознакомления является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края; природные условия; растительный и животный мир и
т. д. Занятия краеведением способствуют нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей, всестороннему росту и развитию их способностей.
Дошкольный возраст отличается повышенным интересом к окружающему, познанию каких-либо явлений. Ребенок создает личностную, пространственную реальность, по-своему открывая окружающий мир и себя в нем. Только на основе национальной культуры, истории и традициях общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личностные ценности каждого ребенка.
Прикладной аспект краеведения способствует формированию личности с активной жизненной позицией, хранителя и созидателя природы и культуры понимающего и любящего свою малую Родину, свое отечество для дальнейшего формирования и личностного роста детей.
Реализация программы предполагает воспитание любви к малой Родине и России; развитие познавательных интересов детей, их творчества, способностей; формирование эстетических чувств, трудовых, изобразительных умений и навыков и в конечном итоге – формирование начал национального самосознания ребенка.
Программа по краеведению «Уголок России – милый дом» является модифицированной программой. Срок реализации – 2 года.
Основной контингент это дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) .
Занятия проводятся один раз в неделю.
Актуальность: программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истории родного края.
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Уголок России – милый дом» заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
- вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность;
- реализация индивидуального подхода;
- формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Цель и задачи данной образовательной программы
Цель:
Формирование у дошкольников целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы:
Обучающие:
- развивать познавательный интерес к изучению родного села, города, района, края;
- способствовать социализации воспитанников;
- обогатить знания дошкольников о городе Тарусе, его истории, достопримечательностях, известных людях.
Развивающие:
- развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
- прививать навыки познавательной творческой деятельности;
- развивать творческие способности детей;
- развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства села, города, района, края.
Воспитательные:
- формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать уважение к труду тарусян, создающих красивый город;
- усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
- особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, охраняемые растения);
- наиболее важные исторические события истории родного города и края;
- символику города и края;
- писателей и поэтов города, их творчество;
- предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
- вести самостоятельные наблюдения в природе;
- узнавать изученные растения и животных;
- работать с элементами народного творчества;
- применять игры разных народов края для организации собственного досуга;
- применять полученные знания о Тарусе в добрых делах и поступках на благо родного города;
- творчески мыслить и рассуждать.
Программа «Уголок России – милый дом» разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Построение занятий программы предусмотрено по принципу от простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т. е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике.
Данная программа заключает в себе неиссякаемые возможности для общего образования, нравственного, эстетического и физического воспитания детей.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в детском саду и общественных местах);
- анкетирование родителей;
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.
Уровни усвоения программы
Низкий
Объем представлений о растениях и животных Калужского края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.
Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природе Калужского края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные Калужского края занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города Таруса.
Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Калужского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Таруса. Знает о городах края, их достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции русского народа.
ЛИТЕРАТУРА.
- «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН Российской Федерации на 2001-2005 годы» Ж «Управление ДОУ» №3, 2005.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003года.Ж «Управление ДОУ» №3, 2005.
- Концепция модернизации российского образования до 2010года.Ж «Управление ДОУ» №3, 2005.
- Махнёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». М.2006.
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». М. ЦГЛ 2004.
- Козлова «Мой мир». М. Линка - Пресс 2000.
- программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» М.2006.
- Арапова- Пискарёва Н.А. «Воспитательная система «Маленькие Россияне». Программа. М 2004.
- Писарева Е.А., Уткина В.В. «Лад». Программа. М.2003.
- Алексеев СП. «Книга для чтения по истории нашей Родины». МЛ 998.
- Рыбалова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» Ж-л «Дошкольное воспитание» №5 2006.
- Кириллина М., Мельчина Л. «О гражданском воспитании дошкольников» ж-л «Дошкольное воспитание» №1, 2005.
- Комратова Н., Грибова Л. «О гражданском воспитании дошкольников». Ж-л «Дошкольное воспитание»№59 2006.
14. Михеенков С. «Цель вижу! Атакую» Калуга 2006.000 «Полиграф-Информ».
15 3 Виноградова «Любовь моя - Таруса». Калуга 2002.
Тематическое планирование к программе по краеведению
для старшей-подготовительной группы
УГОЛОК РОССИИ – МИЛЫЙ ДОМ
Название и программное содержание | Методические приемы | Совместная работа с родителями |
«Моя семья, моя родословная» «Что означают наши имена». Дать детям знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обратиться по имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребенка интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям. | Познавательное развитие. Беседа. Игра-упражнение «Обратись по имени». | Рассказать детям о старших членах семьи, рассматривание фотографий. |
«Я и моё имя». Познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека. | Социально-коммуникативное развитие. Разыгрывание этюдов «Знакомство». | |
Работа над понятием «родня»: чтение Домовёнком Кузей стихотворения Я. Акима «Моя семья». | Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы). Рассказы детей о членах своей семьи. Чтение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». Обсуждение. | Составление генеалогического древа ребенка. |
«Моя семья». Формировать представление о мире семьи; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Выучить ФИО ребёнка, родителей. |
«Как мы живем в детском саду», «Кто заботится о нас в детском саду». Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость. | Познавательное развитие. Экскурсия по детскому саду, знакомство с трудом работников детского сада. Беседа. Д/игра «Узнай по описанию». | |
«Кто больше знает о нашей улице» Закрепить знания детей об улице, на которой расположена школа-детский сад. | Игра. | Заучить с детьми домашний адрес. |
«Село, в котором я живу». Закрепить знания детей о родном селе: название села, основные достопримечательности. Воспитывать интерес к истории родного села. | Экскурсия по селу, беседа, рассказы детей. | |
«Таруса – центр нашего района». Закрепить знания детей о городе Таруса: название города, основные достопримечательности. Вызвать интерес к истории города и страны. | Заочная экскурсия по Тарусе. Беседа, рассказы детей о посещении города с родителями. Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Тарусы. | |
Поэтесса Марина Цветаева. Познакомить детей с детством и юностью Марины, с творчеством поэтессы. | Художественно-эстетическое развитие. Посещение дома-музея семья Цветаевых (заочное, по фотографиям), чтение стихов о Тарусе, заучивание наизусть. | «Великий поэт М. Цветаева родом из маленькой Тарусы». Консультация для родителей. |
«Творчество Марины Цветаевой». Закрепить знания детей о творчестве поэтессы, повторить выученные стихотворения; прививать любовь к малой Родине – Тарусе. | Организация выставки книг М. Цветаевой. Организация выставки детских работ. Экскурсия к камню М. Цветаевой. | |
Улицы моего села. Закрепление знаний детьми улиц, на которых они живут. | Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Дома на моей улице». | Прогулки с детьми по улицам села. |
«Наша Родина Россия». Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Воспитывать любовь к отечеству, родному краю, родной природе. | Познавательное развитие. Рассматривание репродукций картин, фотографий о родной природе. Объяснение значения пословиц о Родине. | |
«Путешествие по Тарусе». Прививать любовь к малой родине; закреплять знания детей о великих людях Тарусы. | Познавательное развитие. Рассматривание фотографий, иллюстраций с видами города; карты-схемы Тарусы. | Путешествие с детьми в Тарусу. |
Знакомство с историей Тарусы. Гербы городов Калужской области. Придумывание личного герба. | Познавательное развитие. Рассматривание Азбуки калужского края. Беседа. | Придумать и нарисовать герб семьи. |
Беседа о таланте русского народа – русские народные песни. | Художественно-эстетическое развитие. Вспомнить с детьми русские народные песни, которые они пели на музыкальных занятиях. Прослушивание русских народных песен. | |
«Богатыри земли русской». Познакомить с былинами о русских богатырях. | Художественно-эстетическое развитие. Чтение художественной литературы. Чтение былин. Рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов о богатырях. | |
Познавательные игры для детей. Закреплять знания детей о Тарусе. | Речевое развитие. Составление рассказов, придумывание загадок о достопримечательностях Тарусы. | Помочь детям составить рассказ о путешествии в Тарусу. |
«Ваня, Ванечка, куда ты ходил?» Учить детей пересказывать рассказ с помощью воспитателя правильно строить предложения, закреплять знания детей о писателе К Паустовском. | Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы). Знакомство детей с творчеством К. Паустовского чтение произведений К. Паустовского «Стальное колечко», «Резиновая лодка». | |
Рассматривание картины В.И. Васнецова «Богатыри». Учить отвечать на вопросы, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж. | Речевое развитие. Вспомнить былинных героев. Просмотр мультфильмов о богатырях. | |
Освобождение тарусского района от немецко-фашистских захватчиков. Познакомить с героями-тарусянами, воевавшими в годы Великой Отечественной войны. | Познавательное развитие. Рассказ воспитателя. Изготовление папки-раскладушки, по данной теме, рисунки детей. Участие в общешкольном митинге памяти, посвященному освобождению Тарусского района от немецко-фашистских захватчиков. | Рассказать детям о родственниках, воевавших в годы Вов. Нарисовать вместе с детьми рисунков о войне. |
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга». | Художественно-эстетическое развитие. Рисование рыжего кота. | |
Викторина о животных. Закрепление знаний детьми произведений К. Паустовского. | ||
Скоро Новый год. Подготовка к празднику. Украсим группу к празднику. | Разучивание стихов, песен, танцев. Работа в «Мастерской Деда Мороза». Участие в конкурсе. | Подготовить костюму к празднику. Изготовление поделок для выставки и участия в конкурсе «Чудеса Нового года». |
«Культура и традиции русского народа». Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, культуре (устное народное творчество, прикладное искусство). | Познавательное развитие. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображениями природы России. | |
«Пришла Коляда, отворяй ворота!» Прививать любовь к русским народным праздникам. | Развлечение. Участие в общешкольном мероприятии. Прослушивание русских народных песен. | |
Знакомство с живописью и живописцами Тарусы. | Художественно-эстетическое развитие. Рассматривание репродукций картин, фотографий художников. Рисование, лепка, аппликация. | |
«Волковское зимой». Вспомнить названия улиц. Обратить внимание на то, как изменились улицы села зимой. | Экскурсия по улицам родного села. | Изготовление кормушек. |
«Наша армия». Закреплять представления о родах войск, закреплять знания детей о памятных местах села и города. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. | Познавательное развитие. Рассматривание иллюстраций с изображением военных. Заучивание стихов. Чтение рассказов о военных. | Рассказать ребёнку о том, как папа служил в армии. |
«Пограничник с собакой». Закреплять знания детей о родах войск. Воспитывать гордость и уважение к солдатам – защитникам отечества. | Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Рассматривание картин с изображением пограничников. | |
. Пословицы и поговорки о Родине. Прививать интерес к устному народному творчеству. | Речевое развитие. Разучивание пословиц и поговорок. | |
«Поздравительная открытка» папе к празднику. Прививать детям желание делать приятное близким людям. | Художественно-эстетическое развитие. Рисование, аппликация. | |
Викторина о военных профессиях и родах войск. | ||
«Самолеты». Учить детей складывать из бумаги предметы. | Познавательное развитие (конструирование из бумаги). | |
Подарок любимой маме, бабушке, сестрёнке. Продолжать прививать детям желание делать приятное своим близким. | Художественно-эстетическое развитие. Аппликация, рисование. | |
Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта. | Разучивание песен, стихов. | Подготовка костюмов к празднику. |
Д/игра «Узнай по описанию». Вспомнить работников детского сада, кто и какую работу выполняет, и какую должность занимает. | Речевое развитие. Беседа, рассматривание фотографий. | |
КВН по произведениям К. Паустовского. Уточнить знания детей произведений К. Паустовского. | Зачитывание отрывков из произведений К. Паустовского. | |
12 апреля – День Космонавтики. Познакомить детей с историей космонавтики, рассказать о создателях ракет. | Познавательное развитие. Беседа. рассматривание иллюстраций. Конструирование ракеты. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация, рисование. | |
«Весна пришла». Обратить внимание детей на то, как изменяется облик села, как сельчане убирают свои улицы, огороды после зимы. Подготовка цветочной рассады. | Экскурсия по селу. Приведение в порядок участка, газонов. Посев цветов в цветочные горшки, наблюдение за ростом цветов. | |
«Уголок России – милый дом». Закрепить знания детей об истории страны, родного села, города, о достопримечательностях Тарусы. Вызвать чувство гордости за свою малую Родину. | Итоговое мероприятие. Экскурсия по селу, путешествие в Тарусу по памятным местам города. | Совместно с родителями и детьми посетить Тарусу. |
«Во имя жизни на Земле». Воспитывать у детей чувство любви к Родине, гордости за неё. Формировать представление о героизме. | Познавательное развитие. Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание портретов героев-тарусян, чтение стихов. | Рассмотреть фотографии родственников – участников Великой Отечественной войны, работников тыла, детей войны. |
«Голуби мира». Учить складывать из бумаги птиц. | Познавательное развитие. Конструирование из бумаги. | |
Праздник «День Победы». Создать радостное настроение. Развивать чувство гордости за свой народ, за Родину. | Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие. Разучивание стихов, песен, танцев к празднику. | Родительский уголок ко Дню Победы. Изготовление поделок к празднику. Рисунки о войне и мире. |
Работа на участке. Высаживание цветочной рассады в клумбы. | Социально-коммуникативное развитие. Вскапывание клумб. Работа на участке. | Привлекать детей к работе на домашних огородах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"
Краеведение — предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-522902-1447246495.jpg)
краеведческая азбука. Программа по краеведению для ДОУ
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-390501-1574256392.jpg)
фрагмент рабочей программы по краеведению
методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-511801-1414844532.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье автор приводит вниманию читателей практический пример из опыта работы детского сада над реализацией программы по краеведению через проектную деятельность как наиболее эффективную современную ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-610107-1589997040.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/13/picture-530054-1439440650.jpg)
Программа по краеведению Воронежский край, г. Борисоглебск
КРАЕВЕДЕНИЕ - одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, как части великой Родины - России....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-721920-1449506472.jpg)
Программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Расти счастливым в Городецком крае".
Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая ...