Социо-игровая педагогика
материал на тему

Маклакова Надежда Васильевна

+

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_no1.docx17.59 КБ
Файл seminar_no2.docx17.36 КБ
Файл seminar_no3.docx34.17 КБ
Файл seminar_no4.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар №1

«Социо-игровые подходы в педагогике»

автор-составитель

Каминская Татьяна Геннадьевна

В соответствии с ФГОС, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы  с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому рекомендовано использовать в педагогической практике социо-игровые приёмы.

Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать её, когда это необходимо.

Воплощение социо-игрового стиля возможно при изобретательности педагога, умении сделать образовательную деятельность  интересной и для ребёнка, и для взрослого, в противном случае игровая деятельность не достигнет своей цели.

Образовательная деятельность выстраивается по типу репетиции, ничего не оттачивается до блеска.

Известно, что устойчивые приятельские отношения у каждого складываются по-своему. Так возникает малая группа (малый социум – отсюда термин – социо-игровая педагогика), игровая – организация игры – жизни внутри малой группы, между группами.

Имея дело с группой из 25-30 детей, воспитатель физически не может быть постоянно в контакте с каждым из них. Надо смириться с тем, что любое ваше объяснение или предложение услышит с первого раза далеко не вся группа детей, и даже после многократного повторения останутся дети, которые не расслышали и не поняли, что вы сказали. Для лучшего контакта между детьми целесообразно пересадить их так, чтобы они разбились на группы по 3-6 человек, размещённые вокруг столов лицом друг к другу. Подгруппы должны формироваться по личным желаниям детей, педагог может только тактично помочь кому-либо найти себе место.

Работу в малых группах нужно сохранить во всех видах образовательной деятельности – математике, развитию речи, конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Команды могут работать, как единое целое, а иногда – просто сохраняться как постоянные объединения, в которых детям комфортно и удобно.

В течение года полезно использовать как постоянные шестёрки, так и временные. Но если педагог сам будет формировать состав временных шестёрок, то многие дети воспримут это как навязывание чужой воли, поэтому для деления группы на малые группы можно использовать различные варианты жребиев и считалок:

- разрезные картинки,

- разные геометрические фигуры,

- капсулы от «Киндер сюрприза» с различными запахами (чеснок, апельсин, корица),

- имена делятся на 3.4.5 слогов,

- слова из пословицы и т д.

Дети воспринимают такую форму распределения в шестёрки как самостоятельную.

Работать нужно не только в малых группах. Необходимо использовать такие «постановки», как Солисты, Ансамбль, Хор.

Предполагать смену ролей на протяжении всей образовательной деятельности: учитель – ученик,  начальник – подчинённый.

Благодаря использованию социо-игровой технологии образовательная деятельность сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, на ковре, на подоконнике.

Предполагается смена темпа и ритма. У детей появляется понимание, что каждое задание имеет начало и конец, требует определённой быстроты выполнения, одновременного выполнения.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.

Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные социо-игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

При использовании  социо-игровых приёмов следует помнить некоторые «золотые» правила:

- Не навязывать своё мнение. У детей своя истина. Каждый ребёнок имеет право на своё мнение.

-  Каждый ребёнок талантлив по-своему.

- Не учи учёного. Учёного учить, только портить.

- Снять с себя оценивающую, судейскую роль детского коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности.

- Не повторять за детьми (эхо).

- Убрать педагогические шоры.

- Ориентироваться на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и поймаешь с десяток».

- Помнить, что молчание – золото! Не должно быть монолога педагога.

- Формы организации в образовательной деятельности через общение в диалоге:

Взрослый – ребёнок

Ребёнок – ребёнок

Группа – группа.

- Не давать детям трафареты, образцы.

Социо-игровая педагогика помогает сформировать «Я» ребёнка в окружающем мире через логику делового разговора.

ОБЩИЙ РАЗГОВОР – выяснение представлений о теме – «Что вы об этом знаете?»

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР – обязательна работа детей в группах, они что-то делают в своей группе, сравнивают свои результаты с результатами товарищей, «ходят друг к другу в гости».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗГОВОРЫ – разговоры между детьми внутри малой группы.

Используя «золотые» правила социо-игровой технологии, дети учатся слушать и слышать, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию;

  •  У детей развивается речевое взаимодействие;
  •  Формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  •  Дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  •  Отсутствует чувство страха за ошибку.

 

Раскрывая содержание социо-игровой технологии, я постаралась показать её актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками.

Надеюсь, что моё выступление было интересным и полезным для вас и мне удалось пополнить копилку ваших знаний чем-то новым.



Предварительный просмотр:

Семинар №2

Пособие «Аквариум»

автор-составитель

Сибилева Назиря Дакировна

 

На первый взгляд здесь всё хаотично, но не тут-то было. Рассмотрим аквариум.

1. Цифры расположены не ровным горизонтальным рядом, а «лесенками».

2. Каждая буква находится точно над или под цифрой.

3. Гласные буквы рассыпаны по всему аквариуму, но находятся строго в поясе по средней линии этого пояса.

4. 1-ая группа согласных Б  В  Г  Д  Ж  З

                                Бэ вэ гэ дэ жэ зэ

располагаются по диагонали. Их отделяет большая водоросль от других.

5. 2-ая группа согласных П  Ф  К  Т  Ш  С

                                пэ эф ка тэ ша эс

располагается по горизонтали с ними. Они называются «рассыпными». Это парные буквы.

6. 3-я группа согласных Л  М  Н  Р

                        Эль эм эн эр

находится в центре аквариума вперемешку с мелкими рыбками. Дети хорошо их запоминают, так как название этих букв напоминает журчание воды.

7. 4-ая группа согласных  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ

                                Эф хэ цэ че ша ща

у фильтра. Они ассоциируются с пузырьками воды, которые поднимаются кверху.

8. ъ и ь знаки – это особая группа. Они находятся на уровне третьей группы, но их отделяет крупная рыба, плывущая вправо.

Надо сказать, что группы букв отмечены не только пространственным расположением, но и цветом, которым соответствуют цифры.

Для чего нужен аквариум?

Пособие «Аквариум» - это картина и эта картина жива только в разговоре. Принять тему разговора можно в два, три года.

Аквариум дает возможность составления множества рассказов. Он сам по себе – повод для разговоров о букве, форме, цвете, расположении, в какую группу входит.

Предполагаемые деловые разговоры:

- ориентировка в пространстве,

- форма,

- цвет,

- упражнение по памяти,

- неживое, живое,

- сосчитай и назови,

- что больше, что меньше,

- одинаковое, разное,

- чего не стало,

- назови предметы на букву, действия на букву,

- из чего сделаны,

- твердое, жидкое, мягкое,

- съедобное, несъедобное,

Каждый пункт можно усложнить:

Съедобное, несъедобное

-Что такое съедобное?

-Для кого съедобное?

- Почему съедобное?

- Посчитай, чего больше съедобного или несъедобного?

- На какую букву начинается съедобный предмет?

Из чего сделаны?

- Шланг из пластмассы

- Буквы из палочек и крючков

- Рыбы из мякоти, костей

- Трава из чего сделана?

- Домашнее задание.

В конце старшей группы, когда дети хорошо ориентируются в аквариуме можно играть в знатоков аквариума.

1) Ребенок становится спиной к аквариуму, а дети задают ему вопросы о расположении. Чтобы был азарт, вызываются два ребенка.

Поочередно задаются им вопросы, кто не отвечает садится на место, на его место выходит другой.

2) Закрыть листочком букву, рыбку, приклеить еще одну рыбку. Дети вспоминают, что или кто там находится.

3) Разгадывание шифровок.

Цифрами зашифровать слово. Дети в группах разгадывают.

Задания могут быть разные: времена года, имена, клички животных, пословицы и др.

Например: мама (14; 1; 14;1).

Что необычного в работе с аквариумом в подготовительной группе?

Существует три правды: Как называется? Как пишется? Как произносится? (это о буквах).

Необходимо запомнить:

  1. Говорим от звука к букве (л, эль)

Звук мы произносим и слышим

Букву мы пишем, видим.

  1. Есть имя буквы, есть звук.  Имен букв 33, а звуков 30 т.к. у ь, ъ, й – нет звуков.
  2. Буквы есть парные (б-п, з-с), есть взрывные звуки их произносим быстро, коротко ( к-кь; т-ть) и т.д. Обо всем этом мы рассказываем детям.

Возможны разные вопросы на логику, знание, домысливание например:

- чем питаются водоросли?

- что будет, если рыбка проглотит пузырек с воздухом?

- о чем можно сказать 2+1?

- кто кого боится в аквариуме?

- какие цифры запутались в веточках?

-  что делает рыбка за ракушками?

- о чем шепчутся рыбки?

- куда поехала буква «р» на рыбке и др.

Использование таблицы в образовательной деятельности по областям:

Ознакомление с окружающим: рассматривание рыбок, предметов, плавают, опускаются, как живут в природе и т.д.

ФЭМП: есть повод для разговоров о форме, цвете, местоположении, направление и т.д.

ИЗО-деятельность: уточнение цвета, оттенков, формы рыбок, камней, приемы изображения.

Завершая свой экскурс по «Аквариуму»,  я могу сказать, что Алфавитная таблица «Аквариум» нужна детям на протяжении всего периода обучения.

Самое главное в работе с аквариумом – это творчество педагога.

Когда работаешь постоянно с ним, это захватывает. Каждый раз придумываешь разные вопросы, задания, дети привыкают, ждут, готовятся думать, искать пути решения.

Благодаря этому развивается мыслительная деятельность, тренируется память, происходит закрепление знаний обо всем, что мы видим в аквариуме и вне его.



Предварительный просмотр:

Семинар №3

«Описание графических упражнений»

автор-составитель

Цыганкова Людмила Александровна

Считалки

Для успешного письма необходима хорошая координация между речевыми (артикуляционными) движениями и движениями пишущей руки. Самое простое упражнение, устанавливающее такую координацию, - считалки.

Когда дети считают, чтобы выбрать кого-то одного для определенной роли в игре, произносится специальный, очень ритмичный стишок – считалка, и каждый ритмический акцент этого стишка сопровождается движением руки. Каждый акцент соответствует ступеньке счета, и это отмечается совпадающим по ритму движением руки. Поэтому детям полезно произносить считалки (разумеется, не изолированно, а вместе с движениями, реально «считаясь»).

Можно попросить их говорить считалки быстрее или медленнее и обратить их внимание на разный темп и ритм при этом движении руки. Есть другие, более сложные и эффективные способы тренировать эту координацию руки и голоса. Для этого в программе предусмотрено несколько моделей процесса письма.

 

Графический диктант

Простейшая из этих моделей представляет собой следующее упражнение, называемое «графическим диктантом». Воспитатель на доске рисует простой ритмический орнамент – например, чередование кружков и ромбиков, или треугольников и квадратиков, или ещё что-то в этом роде. Вызвавшийся работать у доски ребёнок должен аккуратно, уголком мокрой тряпки стирать с доски элементы орнамента так, как будто он их рисует тряпкой. При этом ребёнок комментирует свои действия, ритмично проговаривая в такт движению руки. Комментарий - «приговорка» - может выглядеть примерно так: «левый бок, правый бок, кружочек, левый бок…» или «сле-ва, спра-ва, тре-у-гольник, сле-ва…». Конкретная форма «приговорки» не важна, важно только, чтобы она соответствовала тому, что ребёнок делает, и совпадала по времени с движением руки.

Когда дети уяснили смысл того, что надо делать, можно усложнить задачу. Пусть к доске выйдет второй ребёнок и в то время, когда первый стирает узор и «приговаривает» свой речевой комментарий, начнёт в том же ритме, под ту же «приговорку» своего товарища пририсовывать справа новые элементы того же орнамента. Он будет рисовать как бы «под диктовку».

Дети у доски должны стремиться к тому, чтобы их движения стали синхронными. Остальные дети зорко следят за ними и готовятся подробно рассказать, «как было», точно ли в такт «приговорке» стирал узор первый ребёнок, успевал ли, не опережал ли «приговорку» второй.

Потом к доске может выйти другая пара детей и выполнять ту же работу на другом, аналогичном орнаменте, остальные дети могут работать на местах, на настольных подставках мелом, рисуя тот же узор под ту же «приговорку», но в своем индивидуальном ритме.

Дети «гудят приговорку» себе «под нос», не очень громко, чтобы не мешать друг другу. Ребёнок, стирающий узоры на доске, произносит её довольно громко, так, чтобы его слышал партнёр по работе. На его темп «приговаривания» ориентируются все дети группы, сохраняя вместе с тем свой индивидуальный темп.

Эта ситуация моделирует, по сути дела, диктант, когда дети слышат текст, который надо записывать, из уст учителя, а сами записывают его (и приговаривают при этом) в своем собственном темпе, сообразованном с темпом диктовки.

 

Вариации «графического диктанта» - «дождик».

Есть и другие вариации «графического диктанта».

Простейшая из них – рисование «дождика» - коротких линий, косых или вертикальных, вразбивку, расположенных на листе, под приговаривание «кап, кап». Можно задавать разный темп «дождя» - «редкий/крупный дождь» - редкие, более длинные линии и, соответственно, медленное проговаривание «кап… кап…», ливень – быстрое рисование частых линий и быстрое «кап-кап-кап».

Возможен «диктант» посложнее, например, такой: «Посередине широкая горизонтальная дорога… Её пересекает сверху вниз узкая извилистая тропинка. Сверху слева над дорогой идёт крупный косой дождь. Справа светит солнце. По дороге бегут два ежика. Они несут на иголках грибы, листья, сливы».

Условие такого диктанта – необходимость слушать внимательно и успевать сразу точно зарисовывать все, что нужно, - воспитатель не повторяет диктовку много раз. Диктовать нужно медленно, давая детям время изобразить то, что продиктовано.

В процессе такого «диктанта» дети должны реализовать следующие свои возможности: хороший уровень внимания, умение ориентироваться в плоскости листа, умение работать в заданном темпе – успевать за диктовкой, умение провести горизонтальные параллельные друг другу линии – полосу и прямые разного направления – лучи солнца, владение формами «пол-листика» (ежи, шляпки грибов), «листик» (листья), «овал» (ножки грибов, сливы).

Можно составить довольно большое количество «диктантов» такого рода и время от времени предлагать их детям. Дети любят эту работу, её можно использовать как хорошее переключение с других видов работы, когда нужно, не расслабляясь, немного отдохнуть от какой-то деятельности.

 

«Стрельба по мишеням» - рисование полос одинаковой ширины

Горизонтальные линии дети учатся проводить в процессе дидактической игры «стрельба по мишеням».

Детям объясняют правила этой игры следующим образом: «Справа на доске воспитатель проводит вертикальную прямую. Это «линия мишеней». На ней рисуют мишени - штук 8-10 на разной высоте. Слева проводится ещё одна линия – наклонная, примерно 60-70° к горизонтали. Верхний конец наклонной линии находится близко к «линии мишеней», а нижний – дальше от нее. Эта наклонная линия - «огневой рубеж».

Воспитатель сообщает детям, что сейчас они будут учиться стрелять в цель. Он покажет, как это делается. С мелом в руке воспитатель подходит к доске. Сначала надо выбрать мишень. Всем ясно, что попасть в цель легче с небольшого расстояния (сблизи), чем с большого (издалека).

«Огневой рубеж» проведён таким образом, что можно выбрать себе мишень на том расстоянии, на каком хочешь.

Воспитатель выбирает себе для начала мишень где-то посередине. Теперь надо определить на «огневом рубеже» точку, из которой можно попасть в эту мишень. Для этого стрелок (воспитатель) подходит к выбранной мишени, ставит руку с мелом прямо на ней и быстро идёт вдоль доски к «огневому рубежу», ведя неподвижную руку с мелом строго по горизонтали, не прикасаясь к доске.

Когда мелок оказывается на «огневом рубеже» - ставится метка. Это - «огневая точка», из которой стрелок должен поразить мишень.

Теперь можно «стрелять». «Выстрел» - это быстрое уверенное движение мелом по доске от «огневой точки» к мишени.

Линия «выстрела» должна быть строго горизонтальна.

Воспитателю нужно хорошо потренироваться в такой «стрельбе» заранее, чтобы не оказаться плохим, неумелым «стрелком».

Когда демонстрация закончена (воспитатель может сделать ещё пару «выстрелов» с разных расстояний), вызываются желающие попробовать «стрелять». Нужно вызвать к доске двоих детей. «Стрельба по мишеням» - игра, в ней играют вдвоём.

Сперва двое играющих должны договориться, кто первый «стреляет». Можно посчитаться (считалки, где жест руки считающего совпадает по ритму со словом, являются хорошим упражнением для детей).

Когда выяснилось, кому «стрелять» - «стрелок» выбирает «мишень». Он делает это сообразно оценке собственных возможностей. Если он боится не попасть, пусть стреляет «сблизи», если уверен в себе - «издали».

Мишень выбрана, и теперь наступает очередь не «стрелка», а его партнёра делать своё дело. Это дело заключается в том, что он готовит стрелку «огневую точку», т.е. ведёт мелком над доской строго горизонтально от выбранной стрелком мишени к «огневому рубежу» и ставит там метку.

Стрелок подходит к своей «огневой точке», ставит на неё мелок, нацеливает своё движение на «мишень» и «стреляет». После выстрела «стрелок» вместе со своим помощником оценивают на первых парах с помощью воспитателя качество «выстрела».

Критерии оценки «стрелков»

Первый критерий оценки – попал или не попал. Если попал, это означает хорошую работу обоих членов пары - «стрелка» и помощника. Помощник точно определил «огневую точку», а «стрелок» метко выстрелил. Если «попадания» не было, надо разобраться, «стрелок» ли «промазал» или помощник неправильно определил огневую точку.

Все дети должны включиться в это обсуждение, высказать свои соображения, рассказать «как было», что они заметили, наблюдая за работой своих товарищей.

Второй, и главный, критерий оценки результатов «стрельбы» - это точность горизонтального направления линии «выстрела» по всей длине.

Вероятно, не у всех детей сразу получится строгая горизонталь. Условие игры – быстрота движения «выстрела» исключает неуверенность, «дрожание» линии, но она может оказаться прогнутой вверх или вниз по всей длине (т. е. представлять собой пологую дугу), или у одного из концов, чаще у «мишени», когда катастрофически промахивающийся «стрелок» пытается в последний момент поправить положение.

О таких негоризонтальных, прогнутых линиях дети говорят: «Ты не выстрелил, а бросил, кинул», - имея в виду дугообразную форму пути, проделанного мелком.

Когда «выстрелу» дана исчерпывающая оценка, «стрелок» и его помощник меняются ролями.

«Стрельба» на бумаге

После того, как 1-2 пары сыграли в «стрельбу» на доске, а все остальные побыли активно обсуждающими ход игры болельщиками, можно перейти к попарной игре за столами на листах бумаги.

Хорошо, если при игре на бумаге у партнёров будут фломастеры разного цвета, и дети подпишут свои имена (или хотя бы по 1-2 первых буквы из своих имен) на этом же листе - тогда воспитатель, собрав работы, сможет разобраться, где кто «стрелял».

 

Рисование квадрата

Когда вертикальные и горизонтальные линии освоены, можно приступить к рисованию полос разной ширины и их пересечений. Начать надо с горизонтальной полосы.

Воспитатель показывает на доске, как из двух горизонтальных линий получается полоса, и предлагает детям придумывать, чем это может быть - дорогой, тропинкой, лентой и др. Дети на листах бумаги фломастерами тоже рисуют полосы, как дороги. На «дороге» можно нарисовать машины, людей, велосипеды и т.д.

Рядом с «дорогой» - дома с окнами и вывесками. Потом можно попробовать нарисовать «дорогу» поуже или пошире.

Когда нарисовано несколько горизонтальных полос, можно перейти к вертикальным. Это тоже будут «дороги», которые пересекают первые. В местах пересечения «дорог» получаются перекрестки. (Обязательно спрашивайте детей: сколько полос начертили? Дети считают все линии: «4». И сколько линий на листе? - «4». Почему один ответ на разные вопросы? Кто умеет считать?...)

Перекрестки могут иметь разную форму – быть вытянутыми по горизонтали или по вертикали, или быть квадратными. Нужно заинтересовать детей именно квадратными «перекрестками». Это легко сделать, если построить на виду у детей на доске такой квадратный «перекресток» (в ряду других - прямоугольных) и обратить их внимание на его особенности, на отличие от прямоугольных.

Очень внимательно надо проработать саму процедуру получения квадрата – пересечения двух равных по ширине полос. Эта процедура такова.

Воспитатель обращается к группе с просьбой говорить ему по ходу работы, правильно ли он проводит ту или иную линию. Это нужно мотивировать тем, что ему (воспитателю), когда он работает на доске, не видно то, что у него выходит, так хорошо, как это видно детям, сидящим на некотором расстоянии от доски. Проводится вдоль вторая горизонтальная линия («веду вдоль вторую линию»).

Группа подтверждает её строго горизонтальное направление. Потом над этой линией, сантиметров на 20-30 выше, проводится вторая горизонталь, причем дети должны засвидетельствовать полную параллельность этих двух сторон горизонтальной «дороги».

Словом «параллельность» дети и воспитатель не пользуются. Они обсуждают, на одинаковом ли расстоянии по всей длине полосы находится верхняя линия от нижней. Третья линия – длинная вертикальная. Она пересекает две горизонтальных, образуя частично левую сторону квадрата.

Дети должны определить, действительно ли точно сверху вниз идёт линия, вертикальная ли она. И, наконец, самое трудное: четвёртая линия, потом образующая квадрат.

Сначала можно намеренно наметить на нижней горизонтали не такое расстояние, какое задано горизонтальной полосой, а немного больше (или меньше) и провести вниз линию, образуя вертикальную полосу. Пусть дети заметят это несоответствие полос и скажут об этом вслух.

Вторая попытка может быть также ошибочной, но пусть ошибка будет в другую сторону. Когда мнения детей разделятся: одни будут считать, что правая линия поставлена верно, а другие - что она сдвинута в ту или другую сторону, - тогда и наступит время спросить: какой линией пересечь вверх горизонтальную полосу? Первую или вторую? Убедиться глазами, что фигура на пересечении - не квадрат. Все это подтверждают.

 

Когда же квадрат будет когда-то построен, нужно ещё раз обсудить, от чего зависело равенство его сторон. Потом поставить точку в центре квадрата, как метку законченности работы. После этого пересечение полос можно дорисовать, чтобы вышли какие-то изображения по желанию детей.

Это может быть перекрёсток улиц со всеми возможными атрибутами, домик, кубик, коробка, стол, табуретка, собачья конура, окно и ещё множество разнообразных предметов. Дорисовывание квадрата (как и многих других фигур, осваиваемых детьми в процессе обучения) имеет тот же смысл, что и декоративное рисование с включением «листиковых» форм - перевод разговоров в образный план.

 

Рисование с помощью медиатора

«Листики», «капельки», «луковки»

Форма медиатора, которую дети обычно зовут «листиком», вводится на второй-третьей неделе занятий.

Воспитатель должен принести на занятие достаточное количество медиаторов (по 5-8 на каждого ребёнка) и раздать их детям. Дети, внимательно рассмотрев медиаторы, начинают высказывать свои соображения о том, какие из известных им предметов похожи на эту форму.

Чтобы было яснее и интереснее разговаривать, дети прикладывают медиаторы к листам бумаги и обводят их фломастерами. Получив нарисованный контур медиатора, они могут реализовать свой замысел, дорисовать тот предмет, который они имели в виду.

Обычный набор называемых детьми предметов: капля, листик, луковица, воздушный шарик, груша, лепесток, морковка, редиска, голова какого-то зверька, человечка, чье-то туловище, чьи-то ушки и т.д.

На первом занятии с формой медиатора дети подробно обсуждают, на что похожа эта новая для них форма, и договариваются, как они будут называть её в дальнейшем. Чаще всего медиатор зовут «листиком». Но, вообще говоря, не исключены и другие названия: «капелька», «слёзка», «луковка». Важно только, чтобы все дети понимали, о чем идёт речь.

На этом же занятии ребята начинают тренироваться в обведении медиатора. Они составляют рисунки, используя форму медиатора-«листика» многократно.

Это может быть набор предметов, а может быть и сложная картинка, на котором, скажем, Петрушка, голова и туловище которого имеет форму «листиков», держит связку воздушных шаров, тоже имеющих эту форму. Рядом может расти цветок с лепестками-листиками и бежать какой-нибудь зверек, голова, туловище и уши которого имеют эту же форму.

На первых порах, когда дети обводят форму «листика» по трафарету-медиатору, все «листики» выходят одинаковой величины. Это не мешает использовать форму в рисунках - ведь они носят очень условный характер. Позднее, когда дети начнут рисовать «листики» от руки, они могут быть самой разной величины, что дает возможность более свободного использовании в рисовании этой формы.

Написание цифр и даты занятия

Воспитатель обладает разнообразными приёмами организации групповой деятельности и обновления детских впечатлений. Приведём примеры того, как организуется вариативность графических действий при записи цифр.

При записи цифр дети осваивают ритмы для каждой цифры. Воспитатель сообщает рабочей группе ритмы двух цифр - 9 (та-та) и 8 (ти-та-ти). Он просит написать их с начала линии и потом в квадрате и просит запомнить направление движений. Он записывает девятку под ритм, а потом под первое «та» стирает овал, ведя против часовой стрелки. Таким же образом показывается написание восьмерки. Стирается то, что совпадает с «та»: движение вниз. Дети приступают к работе.

Другой рабочей группе показывается запись восьмёрки и семёрки с ритмом «ти-ти-та-ти» (сравните с ритмом «ти-та-ти» - для восьмерки). Другие группы работают над этими же цифрами. При обсуждении итогов дети показывают цифры разной высоты, величины овалов и наклона.

Выясняется сообща вид цифр - они печатные или письменные, похожие они или одинаковые. Воспитатель своим рассказом дополняет условия выполнения задания, определяя, что ещё можно изменить в написании цифр в квадрате. Реализация всех дополнений откладывается до следующего занятия.

На следующем занятии предлагается писать подряд пары семёрок, восьмёрок, девяток и следить за детьми, кто из них рисует цифры, а кто пишет. В обсуждениях дети объясняют свою оценку, а воспитатель укажет, что это различие по темпу.

Выяснится, что можно попробовать писать, говоря названия цифр. Дети практически выясняют, удобнее ли произносить ритм, чем название цифры. За неделю дети приобретут сноровку в написании одинаковых по виду цифр вне квадрата и в квадрате и в их речах появятся приметы одинаковости.

Они вспомнят, что цифрами записываются номера телефонов, и попробуют их записать. Обнаружилась связь с повседневной жизнью и увеличилось число вариантов и вариаций. Возникает вопрос о ритме следующих цифр. Его можно обсудить, установив различия в движении на «ти» и «та». После освоения всех 10 знаков цифр можно организовать выставку цифровых записей (удачных, неудачных, только средних - частично удачных) и обсудить способы улучшения записи).

Если через 4 недели занятий ребёнок не заинтересован в обсуждении работ, то его активность явно недостаточна для включения в следующий шаг, который сделает группа. И тут обнаружилась не только речевая инертность, но и пассивность в общении. В дальнейшем он, как и все, будет ставить дату на своей работе (6 цифр) и писать своё имя так, как сможет, хотя бы и двумя буквами. Однако он их будет рисовать, т. е. не менять темпа записи. Для такого ребёнка надо подыскать новую компанию ребят.

На освоение определённого графического образа (а цифра для ребёнка целостный символ счета) выделяется всегда не менее месяца, возможно, два месяца. За это время может установиться речь детей в данной ситуации.

Её-то и должен улавливать воспитатель и записывать употребленные ребёнком выражения, как свидетельства включённости в ситуацию, привычности обстоятельств его деятельности.

Говоря общепринятые слова, ребёнок и сам яснее представляет себе то, что ему доступно. В нашем примере это будут слова: темп, ритм, коротко, длинно, хочу, хочет, не может и т.д. Записывая их, воспитатель учтет и для своей сменщицы проведенную ими работу. Будет вовремя обнаружен и малоактивный круг лиц, которым надо сменить окружение.

Работа с росчерками

Работа с росчерками проводится сначала не на бумаге, а на настольных подставках, мелом. Это очень важно, потому что при работе на бумаге, когда листы после занятия собираются воспитателем, у детей в работе присутствует момент некой робости, желания сделать как можно лучше и боязни не суметь этого. А если они работают на настольной подставке мелом, этой боязни не существует: дощечки и мел - материал не очень «ответственный», вышло плохо - тут же стер и попробовал ещё раз. Это побуждает детей работать смело, без оглядки на конечный результат - что и требуется от них.

Писать росчерк на бумаге можно только тогда, когда он в какой-то мере отработан на подставках.

Тогда работы на бумаге, проводимые время от времени и сохраняемые воспитателем, станут как бы контрольными показателями уровня овладения детьми графическими навыками.

Самый простой росчерк, называемый детьми «петли», «лента», «дороги», - представляет собой сочетание верхних и нижних петель, имеющих форму медиатора - «листика».

Попробовать писать его можно примерно одновременно с освоением формы медиатора. Сначала не надо обращать внимание детей на «листиковость» росчерка.

Пусть они заметят это сами. Если не замечают - можно подтолкнуть наводящими вопросами, но делать это надо не на первом занятии с росчерком. Пусть они посмотрят на новую форму, привыкнут к ней, попробуют её воспроизвести.

Скорее всего, «листиковость» петель росчерка всплывет, когда дети, присматриваясь к написанному кем-то из них росчерку, будут фантазировать на тему о том, на что он похож. Тут будут названы дорожки, петли, ленты, извивы речки.

И кто-то может заметить, что отдельная петелька похожа на «листик». Это надо подтвердить и тут же задать вопрос: все ли петельки похожи на «листик»? Окажется, что не все. Есть петельки более удачные и менее удачные с этой точки зрения. С этого момента «листиковость» формы петель в росчерках становится критерием хорошего качества росчерка. Написав росчерк на доске или на настольной подставке, дети рассматривают все эти петли и обводят цветным мелом удачные, имеющие формы «листика».

Как уже говорилось, росчерки пишутся под речевой комментарий.

Росчерк «петли» можно писать двумя способами - слева направо или сверху вниз. В зависимости от этого речевой комментарий-«приговорка» может быть разной. Например, при работе слева направо «снизу-вверх, сверху-вниз, снизу-вверх, сверху-вниз…», или «вверх-петля, вниз-петля, вверх-петля, вниз-петля…». При работе сверху вниз (такой вариант петельного росчерка дети обычно зовут «горками») могут быть такие «приговорки»: «С горки на горку, с горки на горку…», «впра-во, вле-во, впра-во, вле-во…», «от себя - к себе, от себя - к себе», «по ухабам и по ямам, по ухабам и по ямам…». Так же, как и в «графическом диктанте», «приговорки» могут быть любые, только они должны быть связаны по смыслу с движениями пишущей росчерк руки и совпадать с ними по ритму.

Понятие «росчерк» подразумевает движение легкое, почти небрежное, но вместе с тем точное и изящное. Чтобы сформировать такое движение, лучше всего идти не от медленного, неуверенного, но относительно точного по рисунку движения, а от уверенного, быстрого, легкого, хотя и не вполне точного.

Поэтому в начале работы с росчерками большее внимание следует обращать именно на уверенность, размашистость, смелость движения, а не на правильность и красоту росчерка.

Можно написать росчерк, стирать его уголком мокрой тряпки под ту же «приговорку», под какую его писали. Стирание должно быть ещё более смелым и размашистым.

Можно работать с росчерком так же, как работали с «графическим диктантом», - один стирает слева и говорит свой комментарий, а второй справа дописывает под тот же комментарий.

Ещё двое детей могут стоять рядом и следить за работой первых двух, помогая им ритмичным приговариванием «приговорки» вместе с ними, хором, например: от себя, к себе.

Вначале нужно работать в как можно более крупном масштабе: на доске так, чтобы движение осуществлялось не только предплечьем и кистью, но и плечом, и раскачивающимся движением всего туловища.

При работе на настольных подставках в движении должно участвовать плечо, локоть должен быть свободен, кисть раскрепощена. На уровне большего по амплитуде, размашистого движения намного легче сформировать хороший, правильный наклон.

Чтение и запись слов «на ступеньках»

Этот момент, неизбежный в поступательном ходе обучения, чреват опасностью свернуть на проторенный, традиционный путь складывания слов из отдельных букв, то есть побуквенного письма и чтения.

Мы предлагаем особый приём, который исключает развитие побуквенности - чтение и запись слов «на ступеньках».

Что же такое «ступеньки», и для чего они нужны?

 «Ступеньки» - это квадраты, выстроенные ступенчато. Верхняя и правая стороны квадратов не рисуются, однако место предполагаемого верхнего правого угла обязательно отмечается уголком или точкой. Всегда ставится центр квадрата.

В этих недорисованных квадратах записываются элементы букв одного слога по порядку написания сверху вниз. Каждый элемент - на своей «ступеньке».

Запись вначале не очень понятна большинству детей. Цель детей - научиться читать подобную запись, а затем самостоятельно записывать «на ступеньках» слова. Если ребёнок, видя перед собой два (или более) элемента «на ступеньках», может представлять себе целую букву, которую они составляют, - это значит, что образ буквы стал для него очень чётким и устойчивым.

Следующий, ещё более высокий этап - это умение не только опознать букву, видя её элементы «на ступеньках», но и прочесть слог, составляющие которого записаны поэлементно. Запись «на ступеньках» заставляет детей активно и сознательно пользоваться уже имеющимися у них к данному этапу обучения образами - зрительными представлениями отдельных букв и буквосочетаний.

Кроме того, запись «на ступеньках» заставляет и педагога и детей внимательно отнестись к различным видам соединений элементов букв (верхние, средние, нижние)- ведь на ступеньках элементы прописываются отдельно, по одному, однако в той последовательности, как они стоят в данном конкретном слове. Входы к ним в квадраты и выходы из квадратов ясно видны детям.

Начинать работу надо, как уже говорилось выше, с попытки всем вместе прочесть «со ступенек» короткое слово - «лес». Занятие может протекать приблизительно следующим образом.

Воспитатель рисует на доске ступеньки, отмечая точками недостроенные углы квадратов и их центры. При этом желательно, чтобы дети активно относились к его действиям. Лучше всего, если все это будет происходить в процессе общего разговора.

Вопросы и реплики воспитателя поддерживают и побуждают детей высказаться, узнать и рассказать о том, что они видят, наблюдая за руками пишущего воспитателя.

Рисование квадратов, хотя и в таком необычном порядке (по диагонали), не вырисовывая двух сторон у каждого квадрата, уже настраивает детей на появление элементов букв. Дети оценивают правильность каждого квадрата, помогают найти точки центра и верхнего правого угла. Таким образом, первая «лесенка» - это уже плод совместной общей работы воспитателя и группы детей.

 

На ступеньках лесенки воспитатель медленно и чётко прописывает элементы букв слова «лес».

Поскольку две буквы этого слова («е» и «с») состоят каждая всего из одного элемента, а буква «л» - из двух, для слова надо всего 4 ступеньки и прочесть его в общем не трудно. Это и предлагает детям воспитатель, сказав предварительно, что здесь он записал какое-то слово.

Возможно, кто-то из детей сумеет «с ходу» прочесть слово. Если такой ребёнок найдётся, пусть он попытается показать всем, что он увидел.

Может быть, кто-то из детей, по ходу дела сообразив, что происходит, поможет ему - это было бы очень хорошо.

Воспитатель должен всячески поощрять, стимулировать совместную познавательную работу детей, стараться подключить к ней всех. Но не следует ожидать, что вся группа сразу прочтёт первое же слово «со ступенек». Вполне вероятно, что большинство не увидит целого слова, а может быть - и никто не увидит. Но высказывать свои соображения детям все равно необходимо, так как очень может случиться, что в этом разговоре воспитатель может точно уловить момент, когда сопоставляя разные высказывания детей, получит ключ к прочтению.

Ключ к прочтению записей на «лесенке», доступный всем и каждому, состоит в возможности списать буквы, которые трудно опознать «на ступеньках», или даже все слово - вниз, на линию - под ступеньками, говоря «конец становится началом» по порядку соединения букв.

Сначала нужно описать только букву «л» - может быть, этого будет достаточно для прочтения всего слова частью детей. Если это так, пусть прочитавшие слово объяснят остальным так, как умеют, «на пальцах».

В этот момент не нужно бороться за правильность формулировок - позднее это придет само, если вопрос будет обсуждаться на занятиях достаточно часто. А на этом первом занятии со «ступеньками» важно, чтобы дети поняли в чем дело, чтобы они открыли в себе возможность вообразить облик буквы по её элементам.

Если ваша группа прочла «лес» со «ступенек» после того, как «л» списали на «строчку» - это очень хорошо, но если этого не произошло - тоже не стоит огорчаться. Нужно просто списать на строчку все слово и обсудить с детьми эту двойную запись: «на ступеньках» и на строчке.

Списать на строчку всё слово нужно и в том случае, если дети сумели прочесть его «со ступенек». Ведь трудно быть полностью уверенным в том, что каждый ребёнок все увидел, а нужно, чтобы увидел каждый. Поэтому списывание слов на строчку следует делать обязательно в первое время. Для кого-то это будет избыточным действием, утверждающим и подтверждающим правильность его действий, а для кого-то - и совершенно необходимым этапом, приводящим к глубинному пониманию того, что происходит на занятии.

Списывать слово на строчку, как и записывать его на ступеньках, уже на втором занятии по этой теме могут сами дети.

 

После слова «лес» можно записать на «ступеньках» «сел». Это будет прочтено легко (элементы-то те же, только соединены по-другому).

На последующих двух-трех занятиях нужно записать (пока что воспитателю) и прочесть и списать на строчку ещё несколько коротких слов, требующих не более 6 ступенек. Это опять могут быть слова-пары: «сук-кус», «сон-нос», «кот-ток» и т. д.

На последующих занятиях дети могут уже сами записывать «на ступеньках» короткие слова, а потом и более длинные (утка, игра, игла, стол, стул, окно и т.д.).

Запись слов «на ступеньках» и чтение слов «со ступенек» должны остаться в арсенале повседневных дел детей на занятиях по грамоте до конца обучения.

После периода интенсивного овладения этим действием (2-3 недели), когда оно составляет наряду с другими (условной записью слов, росчерков) основное содержание занятий, чтение и запись слов «на ступеньках» становится одним из видов деятельности, включаемых почти в каждое занятие, но не занимающих много времени (написание слова «на ступеньках» - 5-7 минут, прочтение записанного воспитателем слова - 3-4 минуты).

Желательно сочетание разного вида работы с одним и тем же словом: можно записать его условными значками, и «на ступеньках», и буквами в строчке.



Предварительный просмотр:

Семинар №4

«Малые таблицы»

«Ручные знаки слогов

и овладение условной слоговой записью»

автор-составитель

Прокопьева Светлана Алексеевна

Малые таблицы

Таблицу «Аквариум» дополняют четыре так называемые «малые таблицы», в которых наряду с печатными буквами представлены письменные - строчные и заглавные. Эти таблицы имеют размер 80х60 см. Каждая из них представляет собой два распложенных рядом квадрата, каждый 32х32 см. Между квадратами - 10 см. Это расстояние, а также полоса той же ширины, прилегающая к квадратам снизу, заполнены каким-либо изобразительным мотивом - он нужен для того, чтобы дети легко отличали таблицы друг от друга и могли называть их по названию картинок.

 Каждый квадрат в малых таблицах разлинован на 16 малых квадратов клеток. В клетках на строчках стоят буквы. В нижних и верхних рядах - печатные, а в двух средних - письменные. Буквы стоят в шахматном порядке, через одну клетку. Пустые клетки нужны для того, чтобы в них ставить условные слоговые значки, когда будет проходить работа с «письмом Незнайки».

 В малых таблицах печатные буквы даны перевернутые, в зеркальном изображении. Это сделано для того, чтобы рукописные буквы сразу воспринимались, как совершенно отдельные, отличные от печатных. Такой приём обеспечивает большую устойчивость образа рукописных букв. Специально обращать внимание детей на перевернутость букв не надо. Обычно это не привлекает их внимания. Если у детей возникает вопрос, почему буквы перевернуты, надо сказать, что все дети уже хорошо знают печатные буквы и узнают их в любом положении, поэтому буквы нарисовали вверх ногами.

 В малых таблицах сохранен принцип группировки букв, который дети уже освоили в «Аквариуме». Парные буквы («б-п», «в-ф» и т.д.) представлены в одной таблице, рядом, причем один член пары - печатная буква, а другой - рукописная. В другой таблице те же буквы даны в обратном соотношении - та, что была печатной - рукописная, а та, что была рукописной - печатная. Пары букв как бы образуют взаимные отражения: письменная «к» - печатная «г», письменная «ф» - печатная «в» и т. д. Здесь лежит ещё одно обоснование перевернутости печатных букв: они как бы отражения письменных.

 Малые таблицы сопровождают детей весь период обучения, их часто достают, вешают, раскладывают на полу, поэтому они должны быть исполнены на достаточно прочной бумаге и снабжены, как и «Аквариум», планкой с веревочкой для подвешивания.

 Основной способ работы с этими таблицами таков. Видно, что буквы и цифры различаются цветом. При этом они размещены так, чтобы можно было сказать, над какой или под какой цифрой найти букву. Цвет этой буквы и цвет цифр одинаков. Адресуя вопрос к собеседнику, ребёнок станет уточнять местоположение того предмета, на который надо смотреть. Таким образом он будет строить адрес места буквы. В итоге у ребёнка возникает представление о неповторимости буквы по личному названию, по месту, по цвету, по облику. Непроизвольно в его речь войдут все 33 личных русских имени букв. До шести лет занятие по поиску печатной буквы (а после - рукописной), в связи с которой можно задать вопрос ровеснику или взрослому, очень увлекает детей. После шести лет он с удовольствием ведёт разговор о письменных буквах, если ему представят предмет разговора - картины, где письменные буквы расположены среди печатных. Достаточно двух месяцев, чтобы научиться правильно называть буквы и стать знатоком их месторасположения.

 До обучения письму ребёнок осваивает мысль о совпадении имени буквы с каким-то отрезком речи. И это верное наблюдение. Вместе с тем ребёнку покажется верным и обратное утверждение: звучание передается буквами поименно. А это уже заключение ложное. Оно так гипнотизирует взор, что при видении печатного текста глаз не желает видеть больше, чем набор букв. Ребёнок попадает в плен побуквенной выразительности печатного текста. Когда же для него облик печатной и облик рукописной буквы равноправны и имя буквы принадлежит трем и более обликам букв, то он не может выдвинуть ложного заключения. Когда же он осваивает различение имен согласных букв на две группы по месту гласного и согласного звуков, то ему станет точно известен именно тот отрезок речи, какой соответствует имени буквы. Поэтому при таком изучении букв исключается появление чтецов-побуквенников.

 Существует ещё один приём, направленный на активное усвоение печатных букв. Этот приём очень прост: дети в конце каждого занятия пишут на листках, где они работали, свои имена печатными буквами. Этот приём вводится не с первого занятия, а где-нибудь около второй-третьей недели обучения, когда уже есть уверенность, что все дети знают хотя бы какие-то печатные буквы. Некоторые из детей пяти с половиной лет уже умеют писать своё имя печатными буквами, другие ещё нет. Но практически все они могут написать хотя бы первую букву своего имени или несколько букв из него. Воспитателю не нужно показывать каждому, как пишутся печатные буквы, из которых состоит его имя. Лучше будет, если дети, побуждаемые просьбой воспитателя, узнают дома, как пишутся их имена. Это поддержит и разовьет интерес детей к занятиям. Не все дети сразу научатся подписываться под работой. Пускай на первых порах подписываются так, как могут: первой буквой или первыми двумя-тремя буквами, или пропуская некоторые буквы, или путаясь в начертании несимметричных букв. Постепенно, побуждаемые вопросами и помощью воспитателя, все дети научатся правильно писать своё имя печатными буквами. Эта несложная и на первый взгляд «несерьёзная» работа очень важна: она нужна, чтобы дети не утеряли представления о конечной цели своих занятий. Умение написать своё имя печатными буквами приходит довольно легко и быстро. Оно дает ощущение уверенности в себе, реальности достигнутого результата, рядоположенности этого несложного дела с более сложными делами, составляющими основное содержание занятий.

Подписывать свои работы дети будут в течение всего года. Позже, узнав условные значки для записи слогов, они смогут подписываться значками. Ещё позже тот, кто сможет, будет подписываться письменными буквами. Эти новые варианты подписи будут служить той же цели: они призваны убедить детей, что они, дети, все могут и умеют, что им очень легко и приятно учиться грамоте. Пускай подпись несовершенна, что-то в ней не вполне правильно, но зато - это подпись, реальный законченный результат некоторых усилий, а значит, успех и связанное с ним удовлетворение.

Ручные знаки и овладение условной слоговой записью

Ручные знаки

Ручные знаки вводятся в работу с детьми очень ненавязчиво и постоянно. Детям не надо объяснять ничего из того, что было изложено выше по поводу ручных знаков. Нужно просто, говоря о разных принципах группировки букв, обратить внимание детей на возможность классификации их по типу алфавитного имени. Это легко сделать в разговоре о том, сколько можно насчитать разных букв. Например, при помощи таблицы «Аквариум».

 Кроме групп букв на «Аквариум» дети в это время (4-5 неделя обучения) уже знают, что есть письменные буквы (об этой работе будет рассказано ниже, в соответствующем разделе). Кроме того, они знают о существовании строчных и заглавных букв, как печатных, так и письменных. Поэтому подсчёт букв может быть самым разнообразным.

 Так, букв с названием, например, «Ка», четыре: и строчная письменная, и заглавная письменная. Можно считать все буквы - имеющие одно и то же алфавитное имя и имеющие разные имена - тогда русских букв окажется больше ста. Можно считать только имена букв, а не их графическое воплощение - тогда их будет 33. Можно считать только печатные буквы - и строчные, и заглавные, или только письменные, или только строчные (письменные и печатные) или только заглавные. Можно не во всем алфавите, а в какой-то группе букв из «Аквариума».

Все только что перечисленные варианты подсчета букв касаются именно самих букв как различных вариантов начертания. А ведь можно считать только имена букв - тогда их окажется всего 33 в алфавите или какое-то определенное количество в каждой из групп, которые есть на «Аквариуме».

 И в этом контексте, где происходит произвольная игра с графической стороной букв и их названиями, нужно точно направленными вопросами вызвать ориентировку детей на разницу в звуковой стороне имён согласных букв.

Это будет третий принцип классификации и подсчета букв (первые два - по графическому облику и по названиям) - по типу звучания алфавитного названия согласных букв.

 Лучше всего это сделать, оперируя представлениями о сходстве различных имён букв. Это может происходить примерно так:

 Воспитатель. Ребята, а буквы в группе, которые слева внизу у водоросли, похожи друг на друга? Они отличаются от других букв?

Дети. Да, похожи. Отличаются.

Воспитатель. В чём же сходство?

Дети. Они все вместе в этом углу. Они голубые и зеленые. У них есть пары. Они согласные. Они стоят одной линией.

Воспитатель. Все это так. А вот имена у них похожи или они все разные?

Дети. Разные. Немного похожи Б и В, Ж и З.

Воспитатель. А вот буквы в другой группе (показывает группу «ЛМРН»). У них имена похожи?

Дети. Похожи. Разные.

Воспитатель. А чем они похожи? А вот на имена первой группы (показывает «БВГДЖЗ») они похожи или нет?

Дети. Похожи. Нет. Нет.

Воспитатель. Чем они похожи? Послушайте «эр, эл, эм, эн, бэ, вэ, гэ».

Дети постепенно приходят к мысли, что сходство и различие алфавитных имён у этих двух групп согласных букв заключается в местах согласного и гласного звуков в имени букв.

Дети употребят эти слова, так как они знакомятся с понятием «согласный», «гласный звук» на занятиях по фонематическому анализу с начала учебного года в старшей группе. Достаточно будет и того, что дети согласятся между собой, что, например, «у этих букв «э» в конце имени, а у этих - в начале имени». Такое представление места звука - это как раз то, с чем и нужно работать дальше.

Говоря о сходстве и различиях имён букв в разных группах, воспитатель должен иллюстрировать произнесение этих имён ручными знаками.

Произнося, например, «бэ» нужно детям поднять левую руку так, чтобы уголок из пальцев всем был виден, и провести пальцем правой руки по уголку слева направо, от кончика большого пальца к кончику указательного так, чтобы движение вдоль большого пальца соответствовало звуку «б», а вдоль указательного - «э».

Так же надо иллюстрировать произнесение всех названий букв этого типа. Названия букв другого типа дети показывают на правой руке, тоже слева направо, от кончика указательного пальца до кончика большого.

Движению вдоль указательного пальца и здесь соответствует произнесение гласного, движение вдоль большого - произнесение согласного. При произнесении имён букв с показом ручных знаков нужно подчеркнуть протяженность гласного звука, которая отражается в большей длине указательного пальца по сравнению с большим: «б-э-э», «э-э-л».

 Сначала нужно только самому иллюстрировать произнесение названий букв ручными моделями. Дети, видя эти модели, будут пытаться повторить их.

Неизбежно будет происходить путаница в положении рук.

Воспитателю не нужно ничего объяснять группе в целом, он должен просто поправлять положение рук каждого ребёнка по ходу дела, как бы между прочим. Спешить с этим не надо, группа должна освоить ручные знаки постепенно, в течение 2-3 недель.

Кто-то из детей сам верно скопирует положение рук воспитателя, к другому надо подойти, встав рядом, своими руками поставить его кисть в нужное положение и, проведя по углу указательным пальцем его другой руки, правильно произнести слог - название буквы.

 Можно попросить ребёнка, хорошо усвоившего принцип показа имён букв, обучить этому искусству соседа по столу, это будет полезно обоим.

Если ребёнок путается со своими пальцами, не может поставить кисти рук в нужное положение (особенно часто это бывает с правой рукой), можно помочь ему, показав, как собрать из двух уголков на руках рамочку-прямоугольник, через который как через окошечко, можно посмотреть одним глазом. (При этом нужно высоко поднимать правый локоть.)

К 7-8-й неделе обучения уже все дети могут классифицировать согласные буквы по типу их алфавитных имён и иллюстрировать руками эти разные типы имён букв.

 

Овладение условной слоговой записью

Следует отметить исток всей работы по грамоте, который не имеет вида ни чтения, ни письма, а предстает как счёт звуков в слове.

Именно он должен быть прожит ребёнком неформально в совместной деятельности.

Произойти это должно в усвоении смысла выражений «слог с правой руки» и «слог с левой руки» и создании с помощью пальцев рук слогов в 2 и 3 звука.

В этой работе возникает доверие к рукам, действующим по слуху, и доверие своему слуху, выраженное словами «два звука», «три звука». Совместная парная деятельность оформляется в игровой ситуации под названием «ловля звуков». Здесь есть и отгадчики, и загадчики. Первые угадывают слово по сказанным и показанным руками числу звуков, вторые (два ребёнка) ищут вид показа руками двух звуков из четырех, взятых из середины слова.

Воспитатель помогает отгадать тем, что рисует на доске «уголком» два звука из середины, соблюдая их последовательность слева направо в паре (длинная линия угла - гласный звук, короткая линия угла - согласный звук). Кружочки слева и справа от уголка отмечают крайние звуки, которые «уловлены» одним из партнёров.

Эта игра доступна детям и весной, когда они считаются старшей группой. Уверенность в счете на слух является надежной опорой во всей дальнейшей работе. Её воспитание начинается на музыкальных занятиях, когда надо на слух определить число прозвучавших звуков. Как мы знаем, и представления о ритме и о темпе речи складываются на музыкальных занятиях.

Как же начинать работу с детьми по овладению условной слоговой записью? Этот материал вводится следующим образом. Надо заранее подготовить «письмо от Незнайки», написать крупно и разборчиво (дети уже знают письменные буквы и некоторые из них, наверно, способны прочесть 2-3 слова) текст на листке, вложить в конверт, на конверте написать адрес детского сада и группы.

Текст письма таков: «Ребята, я тоже знаю буквы. А Знайка уже умеет писать. Я говорю, а Знайка записывает. Я придумал игру. Для этой игры я посылаю вам значки - уголки. Их надо ставить возле букв на таблицах. Есть и значок неуголок. Он ставится возле букв, которые на «Аквариуме» стоят над цифрами. А уголки около других букв. Один уголок стоит на голове, а ноги вверх. Он ставится возле многих букв. Поставьте его возле «цэ» и «че». Другой уголок стоит на линии на ногах. Его поставьте возле «эр» или «эм». А теперь догадайтесь, возле каких ещё букв нужно ставить уголок на голове? Ваши друзья Незнайка и Знайка»

На занятии, как обычно, должны быть большая и малые таблицы. Малые таблицы надо разложить на полу.

После прочтения письма (письмо надо показать детям, дать в руки - пусть попробуют разобрать несколько слов) каждому ребёнку надо дать карточки со значками-уголками («на голове» и «на ногах»).

Неуверенным в себе, растерявшимся детям можно дать значки-неуголки (значок гласного), чтобы они поставили их возле тех букв, которые на «Аквариуме» над цифрами (в малых таблицах возле каждой буквы специально оставлена свободная клеточка).

Пусть все думают, куда поставить значок. В это время не надо торопить ребят. Пусть сначала расставят значки-уголки возле тех букв, о которых сказано в «письме Незнайки». Пусть поставят значки-неуголки около гласных - «тех букв, которые на «Аквариуме» над цифрами». При этом ведь тоже вспоминаются названия букв, и они могут натолкнуть кого-нибудь на нужную мысль.

 Кто-то, наверное, решится поставить значок-уголок около какой-то буквы. Если догадка верна, надо одобрить его действия, подтвердив, что около этой буквы Незнайка предложил ставить именно такой значок - на голове или на ногах.

Если предложение неправильное, надо постараться вовлечь в разговор о нем других детей, может, кто-то из них выскажет верную мысль. Любое разъяснение верной догадки все должны выслушать.

 Если дети в первый день не догадались о сути дела - не надо их торопить. А на следующий день (желательно, чтобы между этими двумя занятиями не пришелся день без занятий по грамоте) надо сказать детям, что вчера «письмо Незнайки» не было дочитано до конца, там осталась приписка, которую воспитатель сперва не заметил.

 «Я вам ещё помогу. Возле букв по имени «Ха» и «Гэ» ставьте «уголок на голове». Возле букв по имени «Эс» и «Эф» ставьте «уголок на ногах»».

 Скорее всего теперь, когда 4 «уголка на голове» и 4 «на ногах» расставлены по местам, и около гласных стоят «значки-неуголки», дети легко догадаются, в чем дело, и кто-то из них отождествит ручные знаки и значки-уголки.

Если этого все же не случилось, воспитателю нужно, произнося одно из алфавитных названий букв, упомянутых в «письме Незнайки», показать его на пальцах, продемонстрировать соответствующую ручную модель структуры слога. Тогда дети непременно сообразят, что «уголок на голове» равен изображению знака «левой руки», и, соответственно, «уголок на ногах» - изображению знака «правой руки».

Теперь не составит никакого труда расставить все значки около соответствующих букв. И всякий раз, ставя значок у буквы, дети показывают соответствующую ручную модель, произнося имя буквы. Ведя пальцем по значку, они тоже произносят имя буквы. Таким образом, акт проговаривания тесно связывается с движением, двигательная составляющая прочно входит в образ слога.

 Следующий шаг - это осознание детьми того, что «значком-уголком» можно записать не только имя буквы, но и те серединки четырёхбуквенных слов, о которых они говорили чуть раньше. Этот шаг совершается очень легко, ведь дети делили серединки слов на группу левой и группу правой руки. И теперь, чтобы записать условными значками четырёхбуквенное слово целиком, нужно к соответствующему слоговому значку, подходящему к серединке слова, добавить запись первого и последнего звуков. Не нужно объяснять детям словами правила записи тех или других звуков. Нужно просто показать им, как записывается то или другое слово. Например, работа со словом «крот» может протекать таким образом.

 Воспитатель. Ребята, кто мне скажет, что в середине слова «крот»? Если мы первый звук возьмем в левую руку, последний в правую, то что останется во рту?

Дети. Ро!

Воспитатель. Правильно, «ро». Покажите «ро».

Дети показывают.

Воспитатель. На какой руке у тебя «ро»?

Дети. На левой.

Воспитатель. Да, слог «ро» показать на левой руке. А можете ли вы записать этот слог знаком-уголком? Кто запишет не доске этот слог условным значком? Иди, Таня.

 Таня выходит к доске, проводит две параллельные горизонтальные линии - это её строка, намечает середину строки тремя-четырьмя точками. В нижней половине строки она пишет знак, одновременно произнося слог: «роо», интонацией подчеркивая длительность гласного звука.

 Воспитатель. Садись, Таня. Давайте все запишем этот значок на своих подставках. (Дети рисуют полоски и пишут). Записали? А теперь смотрите. Что у нас осталось от слова «крот» в кулачках? Первый и последний звуки. Ребята, эти звуки, они гласные или согласные?

Дети. Согласные.

Воспитатель. Давайте теперь прибавим к нашей записи запись этих звуков, один на первом месте, а другой на последнем. Вот так: (дорисовывает на доске и произносит все слово, ведя одновременно по записи мелом, стараясь, чтобы произнесение каждого звука точно совпадало с показом соответствующей части записи). Все видят? Иди сюда, Миша, и прочти по этой записи наше слово. Веди указкой по записи, чтобы все видели, что ты читаешь.

Воспитатель. А кто ещё придумает слова, которые можно тут прочесть?

 Дети могут не сразу включиться в эту деятельность. Тогда воспитателю нужно предложить им 1-2 слова с этой же слоговой структурой (скажем, снег и стол) и попросить их проверить, подходит ли запись к этому слову. Дети без особого труда выяснят, что эта запись к словам подходит. Тогда можно дать какое-то внешне похожее слово, имеющее другую слоговую структуру, скажем, слово «сорт» или «бант». Пусть они проверят, подходит ли оно. Выяснится, что не подходит. Постепенно дети вовлекутся в эту игру и начнут придумывать подходящие слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр социо-игровой педагогики

В работе представлены игры на двигательную активность....

«Идеи социо-игровой педагогики и их значимость в работе с детьми дошкольного возраста»

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это  та деятельность, которой  ребенок хочет заниматься и в которой он:  ...

Социо-игровая педагогика в работе с дошкольниками

Принципы и задачи социо-игровой технологии...

Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...

Дидактические игры по региональному компоненту с использованием приемов социо-игровой педагогики.

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом, краем, его природой, направленные на воспитание любви к малой родине, патриотических чувств с использованием приемов социо-игровой педагогики....

Конспект занятия в средней группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Путешествие в зимний лес»

Конспект занятия в средней группе с использованием приёмов социо-игровой  педагогики «Путешествие в зимний лес»...

Социо-игровая педагогика

Сотрудничество, как необходимый компонент при подготовке детей к школе...