Интегративные ситуации, отражающие взаимосвязь познавательного, речевого, художественного, социально - коммуникативного развития в предметной деятельности .
материал (младшая группа) на тему

Интегративные ситуации, отражающие взаимосвязь познавательного, речевого, художественного, социально-коммуникативного развития в предметной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегративные ситуации, отражающие взаимосвязь познавательного, речевого, художественного, социально - коммуникативного развития в предметной деятельности .

          Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

  В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка раннего возраста.

№ п/п

Дети раннего

возраста (1 год — 3 года)

1

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

2

Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

3

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

4

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

5

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

6

Восприятие смысла музыки

7

Двигательная активность




Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

      Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети: делают выбор, активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение,   отвечают за свои поступки,  работают все вместе и заботятся друг о друге.

Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.

Основной образовательной единицей педагогического процесса в группе раннего возраста является развивающая ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться интеграции, взаимосвязи образовательных областей через модель образовательного процесса

проектирование образовательного  процесса я выстраиваю на основе выбранной оптимальной модели

Комплексно-тематическая модель Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.  Комплексно-тематическая модель образовательного процесса предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает дидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.) Темообразующие факторы:

  • реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)
  • воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
  • события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»);
  • события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.

Все эти факторы используются  для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Для органического вхождения ребенка в современный мир необходимо широкое взаимодействие  с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Катей?» используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровье - сберегающем поведении, но и для решения других задач:

  • обогащение представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и прочее (образовательная область «Познание»);
  • освоение приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п. (образовательная область «Познание», «Первые шаги в математику»);
  • отражение эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Кати » (образовательные области «Музыка», «Изобразительная деятельность»);
  • освоение представлений о домашних животных - ситуация «Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Катюшу» (образовательная область «Познание»);
  • развитие детской речи, знакомство с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре (образовательные области «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие»).

При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми. Для детей очень важна оценка .

Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

  Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Поощрение организуется:

  • одобрением – предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);
  • похвалой – развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Замечательно! Теперь всем будет комфортно”);
  • материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство
  • благодарностью – персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;

Для успешного освоения новыми технологиями нужен осознанный подход к выбору методов, с учетом знаний особенностей детей,и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социального опыта.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие ребёнка. Предметно-развивающая среда ДОО

Для педагогов и родителей является естетвенным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания возникают различные т...

Из опыта работы: «Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию»

Из опыта работы:"Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию"...

Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»

Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»...

Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"

Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"...

Конспект занятия по познавательному, речевому и социально – коммуникативному развитию во второй младшей группе на тему: “Помощники Айболита”

Цель:  обобщить и систематизировать знания, умения и навыки детей полученные в течение года.Задачи:1.Обучающая :-закрепить умение детей классифицировать овощи и фрукты;-поддерживать стремление де...

Выступление на ММО для воспитателей средних групп на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок» на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально – коммуникативн

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира) для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «Наша Родина- Россия»

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира)для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет ...