Музыкотерапия
методическая разработка на тему

Иванова Наталья Петровна

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, именно поэтому, одним из приоритетных направлений дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, именно поэтому, одним из приоритетных направлений дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

   Трудно переоценить влияние музыки на человека. Это живой неисчерпаемый источник вдохновения. Музыка может доставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, побудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазий. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

 

Ответ на вопрос, почему музыка настолько сильно затрагивает глубины нашей разнообразной личности, нужно искать в прошлом, когда мы были в материнской утробе и ощущали музыку ритма материнского сердца, музыку ее тела, музыку ее дыхания и голоса. Женщина, которая носит в себе будущую жизнь, сама своим духовным "видением" будто наносит "узоры" на матрицу подсознательной жизни своего ребенка. Так, мудрая природа, подготавливает ребенка к восприятию мира еще в утробе матери.
 

Музыка и красота объединяются еще до рождения ребенка. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка. Сегодня уже доподлинно известно, что от качества музыки, которую слушают дети, зависит состояние их здоровья. Причем влияние звуков прослеживается еще на эмбриональной стадии, что доказал американский доктор Логан. Он вмонтировал в бандажи для беременных микроколонки, и будущие мамочки включали только мелодии, рекомендованные ученым. Результаты стандартных тестов новорожденных в четыре раза превышали показатели обыкновенных детишек. В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться. Очень полезно беременным пение. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот, активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовывал в своей клинике хоры а-cappella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши. Подобное исследование проводят сейчас в одной из словацких больниц: малыши слушают сонаты Моцарта и произведения других классических композиторов. По мнению специалистов, хорошая музыка помогает маленькому человечку перенести психологическую травму, вызванную появлением на свет. Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное "обучение", обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития

   

   В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии  «Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».

В XIX веке ученый Иван Михайлович Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания  человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Бориса Васильевича Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

   В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог Иван Романович Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик Владимир Михайлович  Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса.

 Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

  • звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
  • духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
  • музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
  • струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
  • вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

Лечебные свойства музыки никак не связаны с ее эстетической ценностью. Есть плохая, с точки зрения высокого искусства, но безвредная музыка. А есть музыка великих композиторов, отрицательно влияющая на развитие ребенка. Например, рок воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые воспринимают наши органы, что может разрушающе действовать на мозг по принципу 25-го кадра. Не спроста средняя продолжительность жизни рок-певцов составляет 50 лет.

Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б.Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. Американские врачи во главе с ученым Р.Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого рода считается разpyшительное воздействие на человеческий оpганизм свеpхгpомких звyков - подобнyю мyзыкy специалисты называют «мyзыкой-yбийцей», «звyковым ядом».

  Японскому исследователю Масару  Эмот удалось сфотографировать фрактальные структуры воды под воздействием различной музыки и слов. Под воздействием  злых слов и "тяжелой"  музыки структура воды разрушается, под воздействием же молитвы и музыки Баха  та же самая вода приобретает форму чрезвычайно красивого  кристалла.

В работах Глеба  Юрьевича  Маляренко, Марины  Владимировны  Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.     

Музыку можно  использовать при проблемах в общении, страхах. В целом, музыка способствует общему оздоровлению детей, улучшению их самочувствия, поднятию настроения и повышению работоспособности.

  Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 г. создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу». Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.

   В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться  детьми  дозировано,  в зависимости от времени суток, вида деятельности, настроения детей, а так же соответствовать  возрасту,  для того чтобы музыка оказывала благотворное  влияние на ребёнка она так же должна соответствовать его эмоциональному настрою.

 В детском саду музыку необходимо включать в режимные моменты:

Утром,  во время  прихода детей  в  детский сад, чтобы создать у них радостное  настроение и положительные эмоции,  рекомендуется  включать  спокойную, радостную  музыку  или  добрые  детские песни. К примеру: «Антошка» Ю. Энтин, В. Шаинский, «Все мы делим пополам» М. Пляцковский, В. Шаинский;  из классики это может быть  «Весенние голоса» И. Штрауса, «Маленькая ночная серенада» В.-А. Моцарта, «Утро» Э. Грига, «Шутка»  И.-С. Бах.

Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики – одно из активных общений ребёнка с музыкой. Рекомендуется включать бодрую, ритмичную музыку: марши или танцевальную музыку. Таким образом решаются задачи и музыкального и физического воспитания детей.

Для настроя на занятия специалисты рекомендуют уверенную, активную музыку: «Времена года» А. Вивальди, «Ария» И.-С. Баха, «Гроза» В.-А. Моцарта, «Времена года» П. И. Чайковского.

Исследование В.П.Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение слушателей и способствует развитию фантазии, поэтому во время творческой деятельности (лепки, рисования) рекомендуется включать инструментальную музыку.

Для подготовки детей ко сну можно включить нежную, успокаивающую музыку: Прелюдия ми-минор Ф. Шопена, Адажио для органа и струнных Т. Альбинони, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Вальс цветов» П. И. Чайковского.

Чтобы детям легче было проснуться после тихого часа то во время подъёма рекомендуется включить спокойную, но оптимистично-просветлённую музыку: «Прелюдия 1, оп.28» Ф. Шопена, «Турецкое рондо» В.-А. Моцарта, «Шестая симфония» 3-я часть П. И. Чайковского.

По мнению известного психолога Б. М. Теплова «Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций». Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребёнок приобщается к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

 Музыка для утреннего подъёма

Бах И. «Шутка»

Брамс И. «Венгерский танец №7»

Вивальди А. «Времена года»

Кабалевский Д. «Клоуны»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Шопен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Весенние голоса»

 Детские песни

 «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)

«Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)

«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)

«Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)

«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)

«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)

 «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)

 «Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Организующая

И. С. Бах «Ария»

А. Вивальди «Времена года»

С. Прокофьев «Марш»

В.-А. Моцарт «Гроза»

Д. Шостакович  «Прелюдия и фуга фа-минор»

 П. И. Чайковский «Времена года»

Музыка перед сном

Ф. Шопен «Прелюдия ми-минор»

К. Сен-Санс «Лебедь»

Ф. Шубурт «Серенада»

П. И. Чайковский «Вальс цветов»

Музыка для пробуждения

Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт»

Ф. Шопен «Прелюдия 1, оп. 28»

П. И. Чайковский  «Шестая симфония» 3-я часть.

В. – А. Моцарт «Турецкое рондо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...