"Дидактические игры"
материал на тему

Дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Помидор-помидорчик, Банан - бананчик, лимон- лимончик, лук- лучок и тд.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.
Дети все на свете знают,
Что каким у нас бывает.

Яблоко какое? – красное

                                      Перец какой? – жёлтый

                                     Свекла какая? - красная

Дидактическая игра: « Где растёт?» 
Цель: закрепление знаний детей о фруктах и овощах.
Задачи: Развивать умения детей правильно называть разные фрукты и овощи, определять их место произрастания, правильно называть фруктовые деревья.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.

Капуста, яблоко, картофель, чеснок

Огурец, перец, баклажан, гранат

Дидактическая игра  по ФЭМП «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

 (Яблоко – яблоки – много яблок; тыква – тыквы– много тыквы  и т.д.)

Дидактическая игра «Подбери фрукт или овощ соответствующей фигуре»  по ФЭМП

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Фрукты и овощи по своей форме похожи на некоторые геометрические фигуры. Мы, ребята, с вами рассмотрим, на какие фигуры похожи овощи и фрукты.

—Нам надо подобрать фрукт или овощ к соответствующей геометрической фигуре. Вспомним, как называются геометрические фигуры на картинке: круг, овал, треугольник, еще один овал, но он более вытянутый. А теперь, назовем фрукты и овощи, которые имеют ту или иную геометрическую форму.

Дидактическая игра по ФЭМП «Сосчитай фрукты »

Цель: умение считать до 4; находить нужное количество фруктов в соответствии с цифрой; развиваем мелкую моторику рук; нужную цифру закрепляем прищепкой

Дидактическая игра «Найди  все овощи»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

На этой картинке все овощи перепутались, давайте найдём, где овощи, а где фрукты.

Дидактическая игра «Назови, что это»

Цель: учить узнавать овощ по внешнему виду; называть овощи во множественном числе; определять место их произрастания.

Дидактическая игра «Где апельсин , где банан…»

Цель: учить находить  фрукты по названию; определять по форме.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.

Дидактическая игра «Что лишнее в ряду»

Цель: развивать логическое мышление, внимание.

В эту игру можно играть не только с данными карточками, но и в повседневной жизни, используя игрушки или окружающие вас предметы. Логическая игра «Найди лишнее» поможет развивать у ребенка логическое мышление, внимание.

Дидактическая игра «Расскажи-ка»

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение распознавать овощи по цвету, форме, вкусу, место произрастания, по ощущениям и способ приготовления; быть вежливыми и внимательными друг к другу.

Игровые правила: Подбирать овощ или фрукт согласно заданию.

Игровые действия: Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (цвет, форма, вкус, какой на ощупь, что можно приготовить) и предлагает детям найти карточку с изображением овоща или фрукта и рассказать о нём. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

     Дидактическая игра «Расскажи-ка об овоще и фрукте»

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение распознавать овощи по цвету, форме, вкусу, место произрастания, по ощущениям и способ приготовления; быть вежливыми и внимательными друг к другу.

Ход игры: Подбирать овощ или фрукт согласно заданию.

Игровые действия: Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (цвет, форма, вкус, какой на ощупь, что можно приготовить) и предлагает детям найти карточку с изображением овоща или фрукта и рассказать о нём. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

 

Дидактическая игра «Подбери фрукт или овощ к соответствующей фигуре» по ФЭМП

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Фрукты и овощи по своей форме похожи на некоторые геометрические фигуры. Мы, ребята, с вами рассмотрим, на какие фигуры похожи овощи и фрукты.

—Нам надо подобрать фрукт или овощ к соответствующей геометрической фигуре. Вспомним, как называются геометрические фигуры на картинке: круг, овал, треугольник, еще один овал, но он более вытянутый. А теперь, назовем фрукты и овощи, которые имеют ту или иную геометрическую форму.

                       

                             

Дидактическая игра «Подбери цвет»

Цель: знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом фрукта или овоща.

Материалы:   карточки с разными цветами, карточки с изображением фруктов и овощей.

Ход игры. Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.

   

Дидактическая игра: «Что лишнее? Варим компот»

Цели: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов; развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное; развивать внимательность, умение обобщать, развивать связную речь.

Правила игры: Имеются игровые поля с изображением продуктов питания, необходимых для приготовления  компота. На каждой карточке один лишний предмет, кто правильно найдёт "лишнюю" карточку с предметом, получает фишку.

Ход игры: Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определять, что на этих карточках лишнее.

 Дается задание: найти изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему.

                             

Дидактическая игра: «Что лишнее? Делаем салат»

Цели: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов; развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное; развивать внимательность, умение обобщать, развивать связную речь.

Правила игры: Имеются игровые поля с изображением продуктов питания, необходимых для приготовления  салата. На каждой карточке один лишний предмет, кто правильно найдёт "лишнюю" карточку с предметом, получает фишку.

Ход игры: Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определять, что на этих карточках лишнее.

 Дается задание: найти изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему.

Дидактическая игра «Пазлы»

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.

«Цвета и формы»

Цель: способствует обучению ребенка основным цветам и их оттенкам, основным формам, а также таким важным понятиям как «большой», «маленький», «больше», «меньше».

                         

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

Ход игры: После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

                     

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

Ход игры: Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал:»Корешки, найдите свои вершки!». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только «волшебные ворота» (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.

               

Дидактическая игра «Законсервируем овощи в банки»

Цель: Развивающие: Развивать чувство коллективизма; развивать моторику речи - двигательного аппарата, речевое дыхание.
Воспитательные: Воспитывать внимание и интерес к окружающим предметам, воспитывать доброжелательное отношение друг к друг. 
Образовательные: Закреплять знания о месте произрастания, представления детей о заготовке овощей на зиму; дать элементарные представления об овощах; цвете овощей;

Витаминка: ребята, а какие овощи и фрукты мы будем консервировать?

Ответы детей: овощи-помидоры и огурцы, фрукты - яблоки и груши. Витаминка: А какой помидор? (круглый, сочный, красный) А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий) А какое яблоко?  (круглое, сладкое, красное) А какая груша?  (большая, сладкая, зелёная) Витаминка при беседе показывает натуральные продукты.

Педагог: предлагаю всем ребяткам поделиться: мальчики и девочки будут консервировать овощи. Посмотрите на доску, вот эти баночки законсервировала маленькая девочка Маша из мультфильма «Маша и медведь», какие они аккуратненькие, а как много поместилось овощей и фруктов в баночки, вот медведь обрадуется и полакомится. Давайте и мы также аккуратно законсервируем овощи и фрукты, а Витаминка нам поможет.

Дидактическая игра  «Зайцы…..»

Цель:  закреплять знание основных 4-х цветов, развивать зрительное восприятие.

Ход: Воспитатель показывает детям, например, баночку с жёлтым цветом, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку овоща или фрукта такого же цвета.

 Затем показывает баночку с зелёным цветом, дети называют цвет и также подбирают картинку овоща или фрукта такого цвета.

Дидактическая игра «Компот»

Цель:  закреплять умение детей классифицировать и называть фрукты и овощи ;развивать умение образовывать относительные прилагательные, развивать диалогическую речь, обогащать словарь.

Ход  игры:  Сегодня мы будем варить компот, я буду называть ягоды и фрукты ,а вы мне скажите, какой компот из них получится. Педагог показывает картинки с ягодами и фруктами, называет, что нарисовано и задает вопрос: «Какой компот?» и задает детям вопросы: Если компот сварен из ягод, то какой компот? Если компот сварен из фруктов, то какой компот?»

малиновый

яблочный

вишневый

персиковый

грушевый

сливовый

Дидактическая игра по ФЭМП «Фигуры и формы»

Цель: познакомить ребенка с геометрическими фигурами, развивать тактильное восприятие.

Ход игры: 1. Ведущий просит ребёнка закрыть глаза и вкладывает ему в руки одну из фигур. Задача игрока – определить на ощупь, что это за фигура.

2. Ведущий берёт любую фигуру и показывает её игрокам. Они должны по очереди называть предметы той же формы, что и заданная фигура. Например, на круг похожи тарелка, солнце, блин, апельсин, мяч, глобус и т.д. Игрок, назвавший последнее слово, берёт фигуру себе и становится новым ведущим.

3. Взрослый ведущий раздаёт игрокам по одной центральной карточке с геометрической фигурой, остальные карточки оставляет  у себя. Затем он показывает любую карточку с предметом. Игроки должны определить, похож ли этот предмет на их геометрическую фигуру. Игрок, которому подходит карточка с предметом, забирает его у ведущего и прикладывает к своей центральной.  

Дидактическая игра по ФЭМП «Больше и меньше»

Цель: знакомить со способом последовательного приложения предметов; закреплять понятия «больше», «меньше», «поровну».

Ход игры: взрослый раскладывает карточки на две неравные группы (разница не должна превышать 3 единицы) так, чтобы каждая группа содержала только одинаковые множества (например, в одной группе – капуста, а в другой - морковка). Предлагает сравнить их по количеству: «Какая группа больше?Какая меньше?» Если у ребёнка возникают затруднения, взрослый показывает ему метод последовательного приложения: раскладывает карточки из одной группы над карточками из другой – в этом случае наглядно и точно видно, чего больше, а чего меньше. После этого ребёнку предлагается самостоятельно уравнять количество овощей.

Дидактическая игра «Юный фермер»

Цель:учить распознавать основные виды овощей и сортировать их; наполнить прицепы трактора овощами.

Ход игры: разложите карточки с овощами на  столе и назовите их вместе с ребёнком. Попросите ребёнка посчитать выбранный вами вид овоща. Задавайте ребёнку вопросы: «Сколько у тебя помидоров?, «Каких овощей всего три?» и т.д. Начинайте счёт с единицы. Когда вы изучите все овощи, необходимо распределить их по прицепам. Но не спешите, каждому овощу – свой прицеп. Цифра на прицепе соответствует количеству овощей, которое он может перевезти. Овощи крепятся на липучках, что делает игру более увлекательной.

Дидактическая игра по ФЭМП «Сколько овощей?»

Цель: познакомить ребёнка с цифрами, а также порядковому счёту от 1 до 5.

Ход игры: Когда ребёнок познакомится со счётом, усложняем задание. Берём цифры из набора от 1 до 5, по очереди  выкладываем их перед ребёнком и просим его положить рядом столько овощей, сколько написано в кружочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...