Дидактические игры
материал на тему

Ранний возраст,средний и старший возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx117.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры раннего возраста

Дидактическая игра «Посади огород»

В огороде много гряд.
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.

- Скатайте из соленого теста толстую колбаску — это будет грядка. В тесто втыкайте морковки — получится у нас грядка с морковкой.

           Дидактическая игра «Огород»

Цель: Формирование представлений об овощах (морковь, репка, свекла, капуста, редис), развивать сенсорные ощущения, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами посадим овощи на нашу грядку. Для того чтобы наши овощи хорошо росли нужно сначала землю вскопать. Чем капают землю?

Дети: Лопаткой 

Воспитатель: Затем нам нежно землю сровнять. Чем мы будем ее ровнять? 

Дети: Грабельками

Воспитатель: Ребята наша грядка готова чтобы посадить                        овощи. У меня есть корзинка с овощами. (Воспитатель показывает овощ, дети называют его и затем садят в грядку). Как называется это овощ?                                          

Дети: Морковка

Воспитатель: А это что?

Дети: Лук

Воспитатель: Что у меня в руках?

Дети: Репка

И так далее все овощи из корзинке.

Воспитатель: Ребята мы с вами засадили всю грядку овощами. Для того чтобы наши овощи быстро росли нам нужно их полить. Ребята чем мы будем поливать грядку?

Дети: Водой из леечки

Ребята а давайте посмотрим как вырос наш лук который мы посадили.

Воспитатель показывает детям лук, что в нем изменилось? (Появились перышки). Какого цвета перышки?

Дети: Зеленого

Воспитатель: Ребята вы хотите попробовать лук?

Дети: Да.

Воспитатель: Отщипывает немного лука и угощает детей. Какой вкус у лука?

Дети: Горький, невкусный.

Итог занятия: Что мы сегодня делали с вами? Какие овощи мы с вами садили? Вы молодцы! Поставим овощи на солнышко чтобы им было светло и тепло.

      Дидактическая игра «Урожай у нас хорош»

 Задачи: - знать способы хранения овощей и фруктов; уметь  подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.

Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.

        Дидактические игры младшего возраста    

         Дидактическая игра «Весёлый огород»

Цель: развитие речи младших дошкольников.

Задачи:  

  1. закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способом приложения;
  2. учить определять пространственное расположение предметов;
  3.  уточнить знания детей об овощах, и  месте их произрастания, пользе для человека;
  4.  учить различать овощи  по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;
  5. учить использовать обобщающее понятие «Овощи», обогащать словарный запас за счет обозначений качеств;
  6.  развивать внимание, память, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.

Материалы и инструменты:

  • ткань черного цвета,
  • полоски зеленой ленты – «липучки»,
  • картинки с изображением овощей,
  • линейка,
  • игла, нитки зеленого и черного цветов. 

Подготовка к игре:

Из ткани черного цвета выкроить прямоугольник, сложить его пополам.

К лицевой части ткани пришить полоски зеленой липучки (мягкая часть), к ней будут крепиться разнообразные овощи.

Овощи можно изготовить самостоятельно, использовать готовые аппликации или вырезать из ткани с рисунком. На изнаночную сторону каждой фигурки нужно пришить кусочки жесткой части липучки.

Описание игры.

Вариант 1.

Воспитатель просит ребенка собрать урожай.

Воспитанник поочередно снимает с грядок овощи и называет их.

Можно предложить  во время «сбора урожая» описать характерные признаки овощей (помидор – круглый красный).

 (Выполняя задание, ребенок закрепляет названия овощей, учится отвечать полным ответом).

Вариант 2.

Предлагаем ребенку отгадать загадки об овощах. А отгадки он выбирает сам из предложенных картинок и  размещает картинку с отгадкой на «грядке».

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая

(Морковь.)

Что за скрип? Что за хруст?

 Это что еще за куст?

 Как же быть без хруста,

Если я ...

(Капуста.)

Вариант 3.

Предложить ребенку разместить на «грядке» овощи определенного цвета. Например, воспитатель предлагает ребенку выбрать овощи зеленого цвета. Воспитанник сажает на «грядке» капусту и огурец. При этом чётко проговаривая название овощей.

Вариант  4.

В индивидуальной работе с детьми на занятиях по формированию элементарных математических представлений  данная игра может использоваться для сравнения групп предметов методом приложения. Воспитатель размещает на одной « грядке» две картинки с изображением капусты, на второй  под луком одну картинку перца и просит ребенка сравнить каких овощей больше.

Вариант  5.

Сажая на грядках овощи, воспитанники могут закреплять расположение предметов в пространстве. Воспитатель просит ребенка посадить лук, а справа от него морковку, затем слева от лука посадить капусту.

Вариант 6.

«Назови ласково» - учить  детей правильному образованию и употреблению уменьшительно ласкательных форм имен существительных. Ребенок сажает на «грядку» овощ и называет его ласково: помидор – помидорчик, огурец – огурчик, морковь – морковочка, свекла – свеколочка.

Вариант 7.

«Что лишнее?». Педагог размещает на «грядке» овощи: морковку, картофель, лук, морковь, капусту, баклажан. Сообщает, что надо сварить щи.

Что здесь лишнее? Ребенок убирает лишний овощ (баклажан).

С помощью предложенной игры педагог может выполнять с воспитанниками ещё много развивающих заданий. Кроме того, что игра «Весёлый огород» выполняет познавательную функцию, манипулируя картинками на «липучках», ребенок развивает мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Кто скорее соберёт»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило: Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).Выбираются две команды: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

 Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде?»

Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.

       

          Дидактическая игра «Что растёт в огороде»

Задачи: - учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен! »

Дидактические игры среднего возраста

Дидактическая игра «Узнай овощи на вкус»

Цель: – закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.

Ход игры. На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с разными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку любого овоща со своего блюдца, съедают его, а затем называют овощ и его вкус.

Дидактическая игра «Осенняя ярмарка»

Цель: - развивать речь, ролевое взаимодействие; воспитывать культуру общения.

Ход игры. Организатор ярмарки должен рассказывать о том, какие овощи и фрукты и как заготовлены на зиму. Продавец должен предлагать свой товар и отпускать его, покупатель — называть товар, который хочет купить, и способ его заготовки.

Дидактическая игра «Кто больше назовет блюд»

Цель: - развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

Цель: - развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде»«Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Цель: - развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...