ЭССЕ на тему: Развитие творчества детей в рисовании.
материал на тему

Казакова Наталия Сергеевна

                                                         План работы:

Введение……………………………………………………………………………………………………………….              

     Актуальность…………………………………………………………………………………………………….

 

Основная часть……………………………………………………………………………………………………..

     Задачи……………………………………………………………………………………………………………….

     Гипотеза……………………………………………………………………………………………………………

     Этапы………………………………………………………………………………………………………………..

     Система  работы с детьми……………………………………………………………………………….

   

Заключение…………………………………………………………………………………………………………..

      Диагностика…………………………………………………………………………………………………….

      Перспектива…………………………………………………………………………………………………….

 

Список литературы……………………………………………………………………………………………….

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание    «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

 Актуальность работы заключается в следующем:

— изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Цели:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

— Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Этапы:

— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

— Высокий – 20%

— Средний – 37%

— Низкий – 43%

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

  •  Созданию уголка эстетического восприятия.
  •  Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:
    — это портрет;
    — памятники;
    — сказочно-былинный жанр;
    — натюрморт;
     — книжная графика;
    — пейзаж.

 Приготовила для детей следующие игры:

 — «Соедини по линиям и раскрась»;

 — «Какое настроение?»;

 — «Составь композицию»;

 — «Составь фигуру»;

 — Лото «Народные промыслы»;

 — Лото «Узнай элемент узора».

 — гора самоцветов;

 — составь натюрморт в холодных и теплых тонах;

 — Русские узоры;

 — Матрешки.

 Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

 Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

 На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

 С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

 Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

 Пальчиковая живопись

 Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 Рисование ладошкой

 Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

 Прижми и отпечатай 

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

 Рисование углем

 Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.

Кляксография

 Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

 Набрызг

 Радость творчества знакома каждому малышу.

 Трафарет

 Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

 Рисование по мокрому

 Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

 Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

 Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

 — «Моя любимая сказка»;

 — «Моя любимая мамочка»;

 — «Ветвистые деревья»;

 — «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;

 — «Морозные узоры», «Цветные сны»;

 — «Лебеди», «Тюльпаны»;

 — «Мишка», «Вишни», «Ромашки», «Гусеница»;

 — «Радуга», «Снежинки», «Морские просторы».

 Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми сочинили сказки и проиллюстрировали их. Создано несколько альбомов сказок выполненных совместно воспитателя с детьми и родителей с детьми.

 Для родителей подготовила несколько консультаций.

 А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

 В тесной, дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Путешествие с красками». На котором дети, воспитатель и родители создавали подводный мир, пользуясь нетрадиционными техниками рисования.

 Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

 Диагностика на контрольном этапе показала:

 — Высокий – 32%

 — Средний – 48%

 — Низкий – 20%

 Перспектива:

 1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  (В. А. Сухомлинский).

Литература:

  1.  Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
  2.  Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
  3. Т. Н.Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга»М.
  4. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» М., 1995.
  5. Рей Гибсон «Веселые игры» М., 1995.
  6. Ф. Кембелл «Я учусь рисовать» М. 1996.
  7.  Е. К. Брыкина «Творчество детей в работе с различными материалами»М. 1997
  8. Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.
  9.  Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
  10.   Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
  11.  Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с»М., 2001
  12.  Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники рисования, конспекты, занятий».-М.: ТЦ Сфера, 2009
  13.  Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2011
  14.  К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».-М.: «Издательство Гном и Д», 2007
  15.  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».-СПб.: КАРО,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральный досуг на тему"Развитие творчества детей в свободное время"

Развивать творчество детей через театрально -игровую деятельность....

Опыт работы по теме: «Развитие творчества дошкольников в рисовании на основе использования нетрадиционных техник»

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художествен...

Эссе на тему "Развитие детского творчества посредством лепки"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Создается интерес к занятиям лепкой, развивается творческое мышление, чувство красоты, художественный вкус и фантазия...

Программа саморазвития педагога по теме: «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития творчества детей»

Программа саморазвития воспитателя ДОУ по теме "Нетрадиционные техники рисования - как средство развития творчества детей дошкольного возраста"...

Консультация на тему:Развитие творчества детей младшего возраста через дидактические игры в рисовании в доу

В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами деятельн...

Самообразование по теме: «Развитие творчества детей дошкольного возраста

Цель — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. ...

Развитие творчества детей в рисовании

Формирование творческой активности- одна из главных задач...