Экскурсия в мини – музей «Народного быта» Тема: «Как жили люди на Руси» Подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека в деревне; с предметами быта, домашней утварью.

Задачи. Продолжать рассказывать детям о том, как были талантливы и изобретательны русские люди, о том, что многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас.

   Уточнить знания детей о русских народных промыслах (филимоново, дымково, богородская игрушка и т.д. ) и использовании их в быту. Продолжать развивать интерес и любовь детей к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства. Продолжать расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий; прививать любовь к красоте и мудрости речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhili_na_rusi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Экскурсия в мини – музей

           «Народного быта»

Тема: «Как жили люди на Руси»

       Подготовительная группа

Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека в деревне; с предметами быта, домашней утварью.

Задачи. Продолжать рассказывать детям о том, как были талантливы и изобретательны русские люди, о том, что многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас.

   Уточнить знания детей о русских народных промыслах (филимоново, дымково, богородская игрушка и т.д. ) и использовании их в быту. Продолжать развивать интерес и любовь детей к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства. Продолжать расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий; прививать любовь к красоте и мудрости речи.

   Словарная работа. Сруб, изба, ставни, береста, лапти.

   Пословицы: «Возле леса жить – голодным не быть», «Семьей и горох молотят», «Чем больше рук, тем легче труд», «Какова пряха, такова на ней рубаха», «Долог день до вечера, коли делать нечего» и т.д.

   Материал. Предметы мини – музея «Народного быта».

   Предварительная работа. Неоднократное посещение музея, беседа по сказкам, заучивание пословиц о труде.

              Ход образовательной деятельности

- Ребята, где мы с вами находимся?

         (ответы детей)

- А почему он так назван?

       ( ответы детей) 

- Правильно, ребята, назван он так потому, что здесь собраны такие предметы и вещи, которыми давно пользовались люди, т.е. использовали их в быту.

                     Слава нашей стороне!

                     Слава русской старине!

                     И про эту старину

                     Я рассказывать начну.

                     Чтобы дети знать могли

                      О делах родной земли.

- Это были ваши предки, ваши прапрабабушки и прапрадедушки. А жили они вот в таких домах.

                         ( показать макет дома )

- Лесов на Руси было много, люди строили свои дома около леса и по берегам рек и озер.

- Есть такая русская пословица: «Возле леса жить – голодным не быть».

- Как вы думаете, ребята, почему так  говорили?

        (если дети затрудняются в ответе, то воспитатель им помогает)

- Правильно, ребята, в лесу и зверь, и птица, и ягоды, и грибы. Да еще и жилища свои люди строили из дерева, рубили их с помощью топора, из толстых бревен. Такие дома называли срубами или избами.

- «Чем больше рук, тем легче труд», «Семьей и горох молотят» - говорили в народе. Вот и строили всей семьей. Дома строили большими, иногда в два этажа. У каждой избы был свой особый вид. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома. Внизу была всего лишь одна большая комната и почти половину ее занимала печь. «Без печки хата- не хата» - говорили люди.

- Ребята, как вы думаете, зачем нужна была печка?

             (ответы детей)

- Правильно, в печке готовили еду, пекли хлеб. А, ведь, русская печь еще и обогревала дом, на ней сушили грибы и ягоды, одежду и обувь. На печке даже можно было спать. А особенно на ней любили дети слушать сказки и играть.

- Во многих русских народных сказках упоминается печь.

- Какие вы знаете? Давайте вспомним.

              (ответы детей)

- Правильно «Гуси – лебеди» - печка спрятала сестрицу с братцем. Емеля ездил на печи к царю в сказке «По щучьему велению». В сказке «Морозко», Иванушка посадил Бабу Ягу на лопату и в печь.

- Ребята, а вы знаете, что игрушки для своих деток родители делали сами, своими руками. Вот, например, эти куклы (показать) их делали из соломы, а одежду для них шили из лоскутков ткани.

- Ребята, а еще из чего делали игрушки?

             (ответы детей, если затрудняются, то помочь в ответах)

- Посмотрите, вот такие матрешки, курочки, вертушки, свистульки и т. д.

- Хотите поиграть?  (Дети играют.)

- Ребята, посмотрите, здесь есть еще и вот такие игрушки.

              (показать глиняные фигурки животных и людей, свистульки )

- Как вы думаете, из чего они сделаны?

- Правильно, из глины. Глиняные игрушки. Но не только игрушки делали из дерева и глины.

- Как вы думаете, что еще делали ?

               (ответы детей)

- Правильно, посуду тоже делали из дерева и глины. Таким ремеслом занимались мужчины, они вырежут из дерева (показать нерасписные предметы) или слепят из глины, а чтобы было красиво – женщины украшали, расписывали игрушки и посуду. А вот и ложки деревянные, наверняка вы с ними знакомы. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. По форме ложки были глубокие потому, что на Руси основным блюдом были щи и жидкая каша. Кушая такой ложкой никогда не обожжешься. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

- Но не только предметом быта были ложки, они еще являлись музыкальными инструментами.

- Давайте попробуем с вами сыграть на ложках.

Физкультминутка.

Игра на ложках под русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени».

                 ( Приплясывая и притопывая ногами.)

- Ребята, а кто из вас помнит какие это игрушки? Как называется эта роспись?

         (Воспитатель показывает предметы , а дети называют какие мастера их выполняли, делали; называют роспись.)

- Мебель тоже делали из дерева. А еще в старину не было шкафов и одежду аккуратно складывали и хранили в больших сундуках (показать сундук) .

- В избе у хороших хозяев все сверкало чистотой. На стенах висели расшитые полотенца, вот как у нас на полочках. Этим занимались женщины. Сначала они ткали полотно на ткацком станке,  а затем долгими осенними и зимними вечерами, когда все работы в поле и на огороде заканчивались, шили одежду из ткани, а потом ее расшивали, т.е.вышивали на ней красивые узоры. А еще говорили: «Какова пряха, такова на ней рубаха».

- Русский народ не только одежду, но и обувь делали своими руками. Вот лапти (показать) их плели из бересты, вот по таким специальным колодкам.

- А вот здесь собраны старинные монеты, весы, утюги. Раньше утюги были разные: в одни накладывали горячие угли, а другие ставили на печь, чтобы они нагревались и затем гладили.

- Русский народ всегда отличался умением вкусно готовить и делать запасы на зиму. Вот такие корзины плели из прутьев и бересты. С такими корзинами ходили в лес за грибами и ягодами. Очень трудолюбивый был народ, никто не сидел без дела.

- Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете?

              ( ответы детей )

Пословицы о труде:

  • «Без труда не выловишь рыбку из пруда»;
  • «Любишь кататься, люби и саночки возить»;
  • «Какова пряха, такова на ней рубаха»;
  • «Солнце красит землю, а человека труд»;
  • «Долог день до вечера, коли делать нечего» и т.д.

- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

              ( ответы детей )

- Правильно, когда занят работой, то и не заметишь, как пройдет день.

- Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Что сначала, а что потом?»

* Веник – пылесос

* Чугунок – кастрюля

* Свеча – лампочка

* Перо – ручка

* Сундук – шкаф

* Лапти – сапоги

* Самовар – чайник

- Молодцы, ребята!

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Что нового и интересного вы узнали о том, как жили люди в старину?

                 (ответы детей)

- Что вам понравилось больше всего?

                 ( ответы детей)

- А мне понравилось, как вы меня внимательно слушали, отвечали на мои вопросы и так весело играли! Молодцы!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»

Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»Цель:1. Формировать у детей «образ музея».2. Дать представления о предметах быта и их назначении.3. Дать понятия о характерные призна...

Конспект «Экскурсия в мини – музей народного быта»

Сформировать у детей «образ музея – русской избы»; познакомить  со старинными предметами народного быта и их назначением; развивать связную речь; воспитывать нравственно-духовно...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ "КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Главной целью данного проекта является нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.Приобщение детей к истории и культуре России,развитие творческих способностей,фантазии ...

Родительское собрание с участием детей "Экскурсия в мини-музей народных промыслов России"

Мини-музей- отличный способ вовлечения детей в общение с другими детьми и взрослыми, организация очень увлекательной и познавательной деятельности по ознакомлению с народной культурой....

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

«Наша Родина: Как жили люди на Руси?». Подготовительная группа

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...