Конспект «Экскурсия в мини – музей народного быта»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Осипова Галина Валериевна

Сформировать у детей «образ музея – русской избы»; познакомить  со старинными предметами народного быта и их назначением; развивать связную речь; воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_mini_muzey_narodnogo_byta.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

Тема: «Экскурсия в мини – музей народного быта»

Цель занятия: сформировать у детей «образ музея – русской избы»; познакомить  со старинными предметами народного быта и их назначением; развивать связную речь; воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое  развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Оборудование и материал:

Старинная мебель, макет русской печи,  убранство русской избы. Посуда, одежда, куклы, прялки, ухват.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок. Отгадывание загадок. Рассматривание картин. Слушание русских народных песен.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Хозяйка избы (воспитатель в русском наряде) встречает детей у входа.

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, сядем рядком, да поговорим ладком (дети усаживаются на лавки).

Скажите, помещение, где вы сейчас находитесь, как называется?

А для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

Русская народная пословица гласит: «В гостях хорошо, а дома лучше».

Почему, как вы думаете?

Да, мы приходим домой, чтобы отдохнуть и набраться сил.

  1. Основная часть

С давних времен люди делали себе дома, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня.

 А из чего люди раньше могли построить себе дом? Послушайте загадку:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки»

Что это за дерево? (лиственница)

В стародавние времена люди старались строить дома из лиственницы, потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна клали из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз.

 Как выдумаете, что в старинной избе было самым главным?

Послушайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Посмотрите, печь была примерно такой, только намного больше (дети рассматривают макет печи).

Ой, ты, печка – сударыня,

Помоги нам боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатства принеси.  

Раньше печь стояла в середине дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Хозяйка вставала рано утром и первым делом начинает растапливать печку.

Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Рядом с печью на крюке, забитом в потолок, висела люлька (это такая кровать) для самого маленького в семье (дети рассматривают люльку)

Физминутка:

Баиньки – байки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Стали в дудки играть,

Стала детка засыпать.

Какие же предметы еще находились в русской избе? Отгадайте загадки и узнаете. А я буду вам их показывать.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

 «Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

 «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

На прялке женщины пряли нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду (показывает народную одежду, вязаный коврик).

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Назывался он так, потому что был сделан из чугуна, это такой металл, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

 «Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала чугунок из печи.

 «Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок, который в наше время заменили кастрюли. Горшки делали из глины и обжигали в печи. Чтобы они были крепкими.

Следующая загадка

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

  1. Заключительная часть

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Но ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и потанцевать под народную музыку.

Воспитатель раздает всем по 2 деревянные ложки, показывает, как правильно держать и отбивать ритм.

Затем дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения.

  1. Рефлексия

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Вам понравилось?

Что нового вы сегодня узнали? Какие новые предметы увидели? А что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-музей русского быта

выоаыволдаывдлаыварывдлаывдлоаолывалдоыв...

Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»

Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»Цель:1. Формировать у детей «образ музея».2. Дать представления о предметах быта и их назначении.3. Дать понятия о характерные призна...

Экскурсия в мини – музей «Народного быта» Тема: «Как жили люди на Руси» Подготовительная группа

Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека в деревне; с предметами быта, домашней утварью.Задачи. Продолжать рассказывать детям о том, как были талантливы и изобре...

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...

Конспект экскурсии «Путешествие в мини – музей кукол» знакомство с экспозицией «Народные куклы»

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.Задачи: - создать условия для формирования интереса детей к народным традициям и духовным ценнос...