Мини-музей русского быта в МБДОУ детский сад №3 г. Лебедянь как средство формирование нравственно - патриотических чувств у детей.
статья на тему

Лопандина Надежда Павловна

Статья о работе мини - музея русского быта в условиях дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzey.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-музей русского быта в МБДОУ детский сад №3 г. Лебедянь  как средство формирование нравственно - патриотических чувств у детей.

 Лопандина Надежда Павловна, руководитель музея русского быта,   воспитатель высшей категории.

     В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования  происходят позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

   Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях,истории,культуре.
 Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

    Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. 

  Большое внимание нравственно – патриотическому воспитанию уделяется в детском саду №3 г.Лебедянь.

  С 2010 года в ДОУ действует мини – музей русского быта.  

  В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот наш  мини-музей   можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

    Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы   с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, народным традициям, быту, обычаям, фольклору, праздничному церковному календарю.

   Музейная педагогика предполагает раскрыть через предметы русского быта, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины, воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому,  бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

    Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традициях.

    Музей русского быта - результат совместной работы педагогов , детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты.

 В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.  

  В музее воссозданы основные детали и обстановка русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование.

Экспонаты русской избы используют для создания интерьера фольклорных праздников,  образовательной деятельности.

Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:

«Красный угол»: православные иконы.

«Мебель»: стол, лавка,  люлька.

«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.

«Хозяйкины помощники»: кочерга, ухват.

«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель,  жаровой утюг, коромысло.

«Кухонная утварь»:  чугун, горшки, самовары,  сковородник,  решето,  скалка.

«Одежда и обувь»: русский народный костюм, лапти.

«Освещение жилища»: свеча, лампа.

«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.

«Изделия плетеные из бересты и лыка»:  лукошко, корзина, плетень.

«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька,  народные игрушки.

Дошкольники любят занятия, которые проводятся в музее русской избы. Дети качают младенца в люльке  и поют колыбельные песни, рассказывают о русской традиции встречи гостей. Дошколята  выступают в роли экскурсоводов.

 Работа, которая проводится по нравственно – патриотическому воспитанию средством музея способствует формированию у детей интереса к русской культуре, быту, традициям, устному народному творчеству, православным ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Консультация для педагогов "Театр - как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Театр, важный фактор патриотического воспитания личности ребенка. Он воздействует на эмоциональную сферу ребенка и меняет его внутренний мир. Поэтому театр можно использовать как средство в формирован...

«Мини-музей «Русского быта» как средство формирования нравственно - патриотических чувств у детей»

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом...

Квалификационная работа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

создание условий  для воспитания духовно – богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы реализовать эту цель, были по...