Доклад из опыта работы тема: «Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»
статья

жариковаольга

 

Доклад из опыта работы 
  тема:
«Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

       Приобщение детей к народной культуре является средством формирования   нравственно-патриотических чувств и развития духовности. В детском саду мы закладываем  фундамент, происходит накопление первых  музыкальных и танцевальных впечатлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zharikovao_gotov.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка -  детский сад № 32 г. Кропоткин МО Кавказский район

Выступление на

РМО музыкальных руководителей

Доклад из опыта работы 
 тема:
«Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»

               Подготовил

музыкальный руководитель:  

Жарикова О.А.

Добрый день дорогие коллеги! Сегодня своё выступление я хочу начать с таких слов, которые,  по моему мнению,  отражают нашу сегодняшнюю тему:

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

       Приобщение детей к народной культуре является средством формирования   нравственно-патриотических чувств и развития духовности. В детском саду мы закладываем  фундамент, происходит накопление первых  музыкальных и танцевальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему его  здесь научили, что он здесь услышал.

В настоящее время современные   дети, плохо знакомы  с   народными танцами, песнями, музыкой  и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень актуальна, так как дети обязательно должны знать культуру своей Родины и все, что с ней непосредственно связано. Невозможно переоценить роль музыки в данном направлении. Нравственно-патриотическое воспитании   проходит через все   виды музыкальной деятельности. И сегодня  я  хочу  остановиться  на одном из них.

  Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника в  музыкальной  деятельности.

   Использование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе освоения   танца способствует: (слайд)

  • пробуждению художественных интересов,
  • развитию художественного воображения,
  • развитию художественно-творческих способностей       
  • воспитывает у них интерес к исполнительской деятельности.

Целью моей работы в данном направлении является (слайд)

   Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством танца в музыкальной деятельности.

Задачи : (слайд)

  • Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
  • Развивать познавательные, творческие способности детей, через ознакомление с музыкальными произведениями, которые используются в танцах.
  • Побуждать  детей  выражать  свои чувства, эмоции, впечатления  через   творческие  движения.
  • Воспитывать гражданина и патриота своей страны  
  • Создавать  в детском учреждении предметно-развивающую среду способствующей этому воспитанию.
  • Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через, музыкальные произведения.

Для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей          посредством танца,  своей работе, я использую такие  направления: (слайд)

  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями;
  • Работа с педагогами;
  • Работа с социумом

 Работа с детьми (слайд)

Музыкально-ритмические  танцы, имеют незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника. Этот вид  музыкальной деятельности развивает эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Поэтому разучивая с детьми танцы, я считаю очень важно грамотно отбираю музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста. В своей работе я использую музыку разных жанров: Русская народная музыка, русская классическая музыка, кубанский фольклор.

(слайд) Русская народная музыка.    Используя народные музыкальные произведения я ненавязчиво,  в веселой игровой форме знакомлю детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Она постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей. Народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-патриотического воспитания, он   приносит радость,  как исполнителю, так и зрителю – русский танец раскрывает   нравственные качества, воспитывает художественный вкус и поддерживает интерес к культуре России.  Очень часто я  использую в танцах предметы  быта : платки, ложки,  балалайки, и т.д.  Они вызывают у ребенка большой интерес.  Дети очень любят танцы с атрибутами.

(слайд) Очень часто при постановки танцев я обращаюсь к Русской классической музыки – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическую музыку я   использую  на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах,   акцентирую внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник, написал то или иное произведение. Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.   

(слайд) Особое внимание я уделяю   Нашей Кубанской  музыки - колорит и быт её, имеет огромное значение      в нравственно-патриотическом воспитании именно наших детей, живущих на Кубани.  

  В своей работе с детьми я использую такие танцы как «Танец с саблями», который имеет культурное и историческое значение. По известным всем данным, казаки, в частности, использовали танец с саблями перед боем, чтобы разогреть себя. Казачьи танцы такие как  «Казачок», «Гопак»    занимают   важное  место  в  моей  работе,   в них   заложены основные базовые движения для овладения двигательной культурой.   Кубанские   народные  танцы,  возникнув в древности, остаются  актуальными и в наши дни.  Весь учебно-воспитательный процесс при помощи кубанского народного танца на музыкальных занятиях строиться   так, чтобы повышать эффективность детского танца, улучшать исполнительскую культуру детей, обогащать их духовный мир. Всю  работу  с детьми  я  строю на интересе, увлеченности и творчестве. Одним из существенных моментов является доступность: работая с детьми,  я всегда помню, что очень вредно для детей делать те упражнения, которые для них непонятны и не под силу. Ребенок должен получать удовольствие от того, что у него получаются движения. На   занятиях ребята с удовольствием слушают об истории создания Кубанского танцевального искусства, при помощи красочного костюма, богатейшего фольклора и других особенностях края, оказывающие  влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Эти беседы я часто провожу в мини музее, который создан в нашем детском саду.   Так же я знакомлю детей с  танцевальными  коллективами  Кубани: «Кубанушка», «Станица», «Танок», «Родничок», «Ковылёк» и другие. В репертуаре этих коллективов бережно хранятся танцевальные номера, являющиеся  визитными карточками кубанской танцевальной культуры.

   Основным воспитательным средством, в котором я реализую  музыкально-ритмическую   деятельность  является организация и проведение праздников.    Праздник, помогает детям научиться творчески само выражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.   В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить

 1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества». (слайд)

Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине. Я использую такие танцы как «Яблочко», «Граница», Различные композиции с флажками и т.д.  

2.Праздники с мамой: «День матери», «Праздник 8 марта»;(слайд)

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. На этих праздниках я использую такие танцы :«Ангел», Мама», «Цветы для мамы» , «Вальс для мамы» и т.д.

3.Праздник ко «Дню Великой Победы».(слайд)  танцы:  « День Победы», с флагами  « Катюша», «Журавли», и т.д.

В этой теме   я раскрываю  детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.

4. Открытые уличные мероприятия, для детей всего детского сада   «Яблочный спас», «Масленица», День Защиты детей», «Осенняя ярмарка», « День флага», «День семьи и верности» и т.д.   Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитывают любовь к своей Родине.

             Работа с родителями. (слайд)

 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, близким людям.  

          Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают танцы с детьми и принимают в них участие. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления детей приготовить, какие атрибуты необходимы, и как их изготовить.

             Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия  

              Работа с педагогами(слайд)

          Для   формировании у детей  нравственно – патриотического воспитания   огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом, инструктором по физкультуре.    

   Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей,   работаю в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать  на  занятиях и праздниках, как ее лучше преподнести.  

 Педагоги нашего детского сада регулярно принимают участие   в  районных  конкурсах. Выступают на праздниках перед детьми. Им  очень интересно увидеть, как именно их  воспитатели выступаю перед ними, и подают им пример.

 Работа в социуме. (Слайд)

 Всем известно, что детский сад является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом, поэтому я  веду  работу  в данном направлении :

   -участвую вместе с детьми в тематических районных и краевых   конкурсах. В  прошлом году мы учувствовали  в муниципальном конкурсе «Зелёная планета»   дети моей группы  стали победителями, с хореографической постановкой «Жемчужина вселенная» В этом учебном году   дети моей группы заняли втрое место в региональном конкурсе «Зеленая  планета» с танцем « Ты Кубань моя родная» автор использованной песни Снегирёва О.В.,музыкальный руководитель д/с№34 (ей огромное спасибо за прекрасную песню)

  - привлекаю к проведению   мероприятий     профессиональных   музыкантов и артистов.    

 Вывод:

         Таким образом, танцы обладают необходимым потенциалом для         формирования и развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

 Актуальность темы очевидна: в сфере процветания страны, появлении новых                                       современных технологий, постепенно начинают забываться, уходить в прошлое традиции и обычаи нашей Родины. Всё реже транслируются передачи, в которых показывают русские народные танцы, традиции, всё реже звучат народные песни. В связи с этим очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России и это является существенной проблемой.

    Я считаю   что, работа в данном направлении   очень важна.  От нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

   Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь        мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Консультация для педагогов "Театр - как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Театр, важный фактор патриотического воспитания личности ребенка. Он воздействует на эмоциональную сферу ребенка и меняет его внутренний мир. Поэтому театр можно использовать как средство в формирован...

«Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»

                                   Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длите...

Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Развитие понимания Родины детьми тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести всё это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духов...