Конспект экскурсии «Путешествие в мини – музей кукол» знакомство с экспозицией «Народные куклы»
методическая разработка (подготовительная группа)

 Шарапова Наталья Николаевна

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.

Задачи:

- создать условия для формирования интереса детей к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

- познакомить воспитанников с историей народной куклы;

- обучить практическим навыкам изготовления куклы «Кукла на ложке»;

 - формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;

- развивать у воспитанников эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление, чувство пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- воспитывать любовь и уважение к народной культуре;

- воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно патриотического воспитания дошкольников.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_mini-muzey_ekspozitsiya_narodnaya_kukla.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие в мини – музей кукол»

знакомство с экспозицией «Народные куклы»

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.

Задачи:

- создать условия для формирования интереса детей к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

- познакомить воспитанников с историей народной куклы;

- обучить практическим навыкам изготовления куклы «Кукла на ложке»;

 - формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;

- развивать у воспитанников эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление, чувство пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- воспитывать любовь и уважение к народной культуре;

- воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Материалы и оборудование: экспонаты – готовые образцы кукол, заготовки для изготовления куклы, интерактивная доска.

Ход экскурсии

Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Мы пригласили вас в гости в наш мини-музей. А чтобы узнать, как называется наш музей и какие основные экспонаты в нем хранятся, вам надо собрать картинку на интерактивной доске.

- Догадались как называется наш музей?  Правильно, музей «Кукол».

- А вы знаете, что такое «музей»? (Музей – это место, где хранятся ценные вещи)

- Что собирают в музее? (В музее собирают самые разные вещи: предметы старины, картины, часы, посуда или, как в музее нашего детского сада, куклы. Эти предметы называются «экспонаты музея»)

- А вы знаете, правила поведения в музее? Назовите их.  При посещении музея экскурсанты (так называют людей, пришедших в музей на экскурсию) должны соблюдать правила: 1) не перебивать экскурсовода; 2) не трогать экспонаты руками; 3) если что-то будет непонятно, можно потом уточнить.

- В нашем музее несколько экспозиций: «Игровая кукла», «Матрешка», «Игрушки из чемоданчика» и «Народные  куклы».

Основная часть

- Сегодня предлагаем вам посмотреть необычную экспозицию – приглашаю в гости к народной игрушки, к «потешкам», как их называли на Руси.

 Самой распространенной игрушкой наших бабушек была кукла, жила она в каждой семье, в каждом уголке дома. С малых лет девочки начинали крутить своих первых кукол.

Традиционно народную куклу делали из подручных материалов: травы, соломы, круп, коры, лыка и, конечно, из лоскутков старой одежды.

Каждая куколка делалась с определенной целью, имела своё название, свою историю, свой обряд приготовления. В куклы не только играли, они помогали человеку на протяжении всей его жизни. С куклами сеяли и собирали зерно, призывали дождь или хорошую работу, они оберегали человека при рождении, от болезни, в дороги. Куклу дарили на именины, брали с собой на посиделки. О куклах складывали русские народные сказки, а вы знаете такие сказки? («Крупеничка», «Терешечка»)

Традиционно народная кукла дошла до нашего времени почти не изменившись, потому что их берегли, передавали из поколения в поколение, от бабушки к маме, от мамы к дочке.

Посмотрите внимательно на наших кукол. Что у них необычного?

Правильно, у кукол нет лица. По народному поверию у куклы не было лица, только тогда она считалась не доступной для вселения недобрых сил, а значит и безвредной для ребенка. Кукла должна приносить только радость, удачу, благополучие, а не горе.

У нас куклы разные, есть кукла «Пеленашка» или «Младенчик»

Полотно в рулон свернув-

Тулово готово.

Голову узлом стянув,

Рученьки холщовы.

Юбка, блузка и платок,

Фартучек нарядный.

Бусы зеркальце и вот

Девица отрадна.

Эта кукла оберег, ее делали для маленьких детей, клали в люльку, чтобы малыши крепко спали.

 Другая кукла – эта «Кувадка», ее подвешивали над колыбелью малыша, чтобы она оберегала младенца.

Кукла «Травница» - наполнена душистой лекарственной травой, если ее помять, то запах разносится по всей комнате. Кукла защищает от болезней. Для хорошего сна куклу помещают в спальне возле кровати.

Сколько много потешек, народных игр связано с зайчиком

Зайка-заинька косой,

Бегаешь всю жизнь босой,

Летом, осенью, зимой

Посиди сейчас со мной

«Зайчик на пальчик», известная многим игрушка. Делали ее родители детям с трех лет. Давали эту игрушку детям, когда уходили из дома, оставляя ребенка одного, чтобы малыш не скучал и ему не было страшно.

В старину нитки делали дома, поэтому из них мастерили кукол «Веснянка», куклы – мотанки. Они развлекали детей и оберегали их здоровье.

Из чего только не делали кукол. В каждом доме есть ложка, в народе говорят: «Дорога ложка к обеду» и не только. Ложка предмет привычный, но даже из нее можно сделать волшебство – куклу, куклу «На ложке».

Много и других народных кукол можно встретить в нашем музее. Все они оберегали дом, укрепляли здоровье, помогали воспитывать детей и продолжают радовать нас и сейчас.

Игра «Назови какая»

- Ребята, в этой экспозиции в основном куклы, которые сделаны из тряпочек. Значит кукла какая» (тряпичная)

Из дерева – деревянная,

Из соломы – соломенная,

Их глины – глиняная,

Из камня – каменная,

Из бумаги – бумажная,

Из фарфора – фарфоровая,

Из резины – резиновая,

Из металла – металлическая,

Из пластмасса – пластмассовая,

Из стекла – стеклянная.

Продуктивная деятельность

- Ребята, давайте с вами сделаем себе куклу на ложке, такую же как делали много-много лет назад. Проходите к столам, присаживайтесь. А чтобы у нас все хорошо получалось, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра

Наша куколка гуляла

(шагают указательный и средний палец по столу)

И играла, и плясала,

(пальцы рук бегают по столу)

До чего ж она устала

(положить руки на стол растопырив пальцы)

Забралась под одеяло

(одной рукой закрывают другую)

Заключительная часть

 - Ребята, вам было интересно в нашем мини-музее? А теперь пора прощаться, приходите к нам еще! До свидания!

Конспект занятия «Путешествие в мини – музей кукол»

знакомство с экспозицией «Матрёшка»

Цель: привить интерес и любовь к Матрёшке, как виду народного художественного творчества.

Задачи:

- создать условия для формирования интереса детей к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

- познакомить воспитанников с историей создания Матрёшки;

- обучить практическим навыкам изготовления игрушки;

 - формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшками;

- развивать у воспитанников эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление, чувство пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- воспитывать любовь и уважение к народной культуре;

- воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Материалы и оборудование: экспонаты, заготовки для украшения матрёшки, презентация, интерактивная доска.

Ход экскурсии

Здравствуйте, ребята! Мы пригласили вас в гости в наш мини-музей. А чтобы узнать, как называется наш музей, и какие основные экспонаты в нем хранятся, вам надо отгадать загадку

- Догадались, как называется наш музей?  Правильно, музей «Кукол».

- А вы знаете, что такое «музей»? (Музей – это место, где хранятся ценные вещи)

- Что собирают в музее? (В музее собирают самые разные вещи: предметы старины, картины, часы, посуда или, как в музее нашего детского сада, куклы. Эти предметы называются «экспонаты музея»)

- А вы знаете, правила поведения в музее? Назовите их.  При посещении музея экскурсанты (так называют людей, пришедших в музей на экскурсию) должны соблюдать правила: 1) не перебивать экскурсовода; 2) не трогать экспонаты руками; 3) если что-то будет непонятно, можно потом уточнить.

- В нашем музее несколько экспозиций: «Игровая кукла», «Матрешка», «Игрушки из чемоданчика» и «Народные куклы».

Основная часть

- А о какой экспозиции я вам расскажу, вы узнаете, собрав картинку на интерактивной доске. Что получилось? Правильно Матрёшка.

        Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Обычно они имеют форму в виде овала с плоским донцем, и состоит из двух частей: верхней и нижней.

Просмотр видео-презентации

        Русские народные традиции создавались нашими предками веками, с любовью и глубоким уважением к нашим корням, истокам.

        Русская Матрёшка – душа России, посланница Мира. Матрёшку считают символом России и самым популярным и известным русским сувениром.

        У Матрёшки многовековая история, название эта игрушка получила от очень популярного в то  время на Руси имени Матрёна, образа истинно русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем.

        Откуда появилась и какой была самой первой Матрешка?

Существует несколько версий. По одной из них на создание Матрешки вдохновила жена художника Севы Мамонтова, после того как побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских Богов Счастья.

По другой версии, первая русская Матрешка была вырезана в мастерской Мамонтова, выточил ее потомственный мастер-игрушечник Василий Звездочкин, а расписал Сергей Малютин.

        Первая Матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самая маленькая из которых была младенец в пеленках.

Создать Матрешку непросто, от бруска древесины до готового изделия Матрешка проходит большой путь. Матрешку обычно режут из липы, березы, ольхи и осины, а чтобы древесина была прочной два года она  должна выдерживаться на открытом воздухе.

        Мастера первой делали самую маленькую фигурку, потом уже большие. Деревянные куколки зачищали до гладкости и покрывали клейстером. После этого их вручную расписывали.

        В России широко  известны Семеновская матрешка, Загорская матрешка, тверская матрешка, Вятская матрешка, каждая из которых имеет свои отличительные черты.

        В 1900 году русская Матрешка была представлена на Всемирной  выставке в Париже, где получила медаль и мировую известность. В гаше время можно увидеть Матрешек любых видов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична.

        Матрешки могут изображать не только девушек в платочках и русских сарафанах с корзинками-букетиками, но встречаются и мужские персонажи, исторические личности, герои народных сказок и литературных произведений.

        Созданная почти 150 лет назад эта кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру.

        Во многих городах России существует музей Русской Матрешки. Деревянная игрушка любима многими, она не только олицетворяет собой традиции русского народа. Состоящая из нескольких кукол, русская матрешка символизирует материнство, любовь, семью, родственные связи. Матрешки до сих пор всеми любимы. Матрешка является самым популярным сувениром. Вот какая интересная кукла – Матрешка.

А сейчас я предлагаю поиграть с матрешками.

 «Кто быстрее соберет матрешку»

Продуктивная деятельность

- Ребята, давайте с вами украсим Матрешку, подберем для нее платочек и фартучек. Проходите к столам, присаживайтесь. А чтобы у нас все хорошо получалось, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра

Наша куколка гуляла

(шагают указательный и средний палец по столу)

И играла, и плясала,

(пальцы рук бегают по столу)

До чего ж она устала

(положить руки на стол растопырив пальцы)

Забралась под одеяло

(одной рукой закрывают другую)

Заключительная часть

 - Ребята, вам было интересно в нашем мини-музее? А теперь пора прощаться, приходите к нам еще! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по мини музею кукол

В этой игре ребенок узнает историю куклы и видеть прекрасное....

Конспект занятия "Путешествие в мини-музей "Медвежонок". Знакомство с Олимпийской символикой 2014 года (Белый медведь)".

Дети отправляются в музей детского сада "Медвежонок". Тут находится множество экспонатов (медвежат), сделанных из разных материалов: пластмассы, плюша, ниток, дерева, камня и др. И подробней познакомя...

Конспект занятия "Путешествие в мини - музей кукол"

Цель: Познакомить детей с историей создания кукол.Задачи:Пополнить словарный запас.Пробудить у детей интерес к игрушке и вызвать у них желание сделать куклу.Одновременно приобщить детей к увлекательно...

Конспект ООД.« Путешествие в мини-музей татарского народного творчества»

Конспект занятия по художественному творчеству " Путешествие в мини-музей татарского народного творчества"...