Тематическая экскурсия в групповой мини-музей "Часы" на тему: "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лапкина Светлана Александровна

НОД - экскурсия в групповой мини-музей "Часы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД в групповом мини-музее "Часы"20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

 Познакомить детей с действием солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

Цель:

Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников. Развитие интереса к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Знакомство детей с историей возникновения часов, разными видами часов.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека (познание).

Научить определять время с  помощью часов.

Формировать представления о единицах измерения времени-секундах, минутах, часах (познание).

Развивающие:

Расширять кругозор детей  через знакомство с разными видами часов и назначением часов (познание).

Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека (социализация).

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (коммуникация).

Развивать поисковую деятельность, творческую активность (художественное творчество).

Воспитательные:

Воспитывать желание « беречь время» (социализация).

Приемы:

Игровой: включение в ход экскурсии сказочного персонажа.

Словесный: рассказ, беседа, знакомство с экспонатами.

Наглядный: показ экспонатов.

        Виды детской деятельности: (познавательно-исследовательская, коммуникативная).

Средства ИКТ: показ презентации.

Предварительная работа: создание мини-музея «Часы», изготовление экспонатов, подбор стихотворений и загадок, раскрасок и книг.

Место проведения: групповая комната.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Ребята, мы пригласили вас к нам в гости, потому что Знайка прислал для вас письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Ой, да здесь загадка написана. Когда мы с вами  отгадаем, загадку, тогда увидим отгадку.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

Дети отвечают.

- Правильно, это часы. Посмотрите. Знайка изобразил свои часы и прислал нам. Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие. Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто вам говорят: «Заканчивайте, осталось 5 минут» - и смотрят на часы. Или: «В десять часов идем на физкультурное занятие». А если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу?

Ответы детей.

 Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:

Петя, Петя, петушок, -

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает!

Ответы детей.

- Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух?

Ответы детей: (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть. Он может закричать раньше времени.)

- Правильно, по пению петуха трудно определить точное время. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придумал человек?

Ответы детей.

Первые часы – это солнечные часы. Человек заметил, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую.  Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.Встало солнце – все проснулись, за работу принялись.   Над головой оказалось – обедать пора.  А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. Их очень легко сделать: начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры и  будет падатьтень. (Показывает картинку с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?

Ответы детей.(Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь.  Ночью и вечером они не работают.)

-Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду. (Показывает опыт). Затем человек создал песочные часы.Их недостатком был сравнительно короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая прибора.

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом.  Внутрь их поставил пружину, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико.  Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки.

Есть часы без пружины. Это кварцевые часы. Внутри них находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работаютони на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали детские часы.

Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек.

Посмотрите, какие красивые часы находятся в нашем мини-музее!

Ребята, посмотрите, а в конверте для вас подарок от Знайки: раскраски с часами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»

Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории  Приангарья –  русских, эвенках, бурятах.Задачи:-Продолжать знакомить с их историей и культурой –...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание. Развитие кругозора и целостной картины мира. На тему: «Путешествие в профессии прошлого».

Цель:  Развитие интереса к миру профессий. Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей. Задачи:  Развивающие:  Развитие памяти, внимания, наблюдательности, расширя...

Проект Тема: «Путешествие в удивительный мир часов»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Конспект образовательной деятельности Прогулка-экскурсия с элементами образовательного геокешинга Тема: «Путешествие к гнезду сороки» (подготовительная группа).К конкурсу "Воспитатель года"-2021

Конспект образовательной деятельности с детьми.Прогулка-экскурсия с элементами образовательного геокешинга. Тема: "Путешествие к гонезду сороки"(подготовительная группа)...

Методическая разработка Досугового мероприятия на тему «Путешествие в профессии прошлого».

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного с целью ознакомления с профессиями прошлого и настоящего; продолжать знакомить с разнообразной деятельностью взрослых; расширить представ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание. Развитие кругозора и целостной картины мира. На тему: «Путешествие в профессии прошлого».

Цель:  Развитие интереса к миру профессий. Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей....