Главные вкладки

    «Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»
    материал на тему

    Опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

    На тему: «Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»

    Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

    Взаимодействие людей невозможно осуществить без общения. Оно является основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности.

    Чем больше прогрессирует общество, тем меньше уделяется внимания развитию коммуникации дошкольников.          

    Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано в основном на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств личности. Поэтому возникла необходимость поиска новых форм и методов выстраивания эффективных взаимоотношений с дошкольниками. Общение с ровесниками играет ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых,  эмоциональных и нравственных задатков. В целях формирования навыков общения со сверстниками можно использовать инновационную технологию  - мульттерапию.

    Предмет изучения: использование технологии мульттерапии в целях  преодоления трудностей в общении дошкольников со сверстниками и её эффективность.

    Цель: определить причины трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста с последующим их устранением; выявить эффективность мульттерапии в целях устранения трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

            Задачи работы:

    1. рассмотреть процесс общения в теории изучения;
    2. изучить особенности взаимоотношений  дошкольников старшего возраста со сверстниками;
    3. изучить процесс возникновения трудностей в общении дошкольников старшего возраста со сверстниками;
    4. выявить распространенные причины трудностей во взаимоотношениях в детском коллективе;
    5. разработать систему мероприятий, основанных на технологии мульттерапии, направленных на устранение трудностей в общении дошкольников со сверстниками с последующим их применением;
    6. провести коррекционную работу по устранению трудностей в общении дошкольников со сверстниками;
    7. проанализировать эффективность проведённой работы по устранению трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

    Гипотеза: если разработать систему мероприятий, основанных на технологии мульттерапии по преодолению трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и применить ее в ходе данной работы, то у детей будут устранены причины, затрудняющие коммуникативный процесс.

    Основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных  видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей - это общение. Сущность общения можно увидеть в разных трактовках. Например, М. И. Лисина под общением видела взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение представляет собой сложный, многогранный процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:

    • коммуникация (обмен информацией);
    • социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).
    • интеракция (обмен действиями);

    Функции общения дают представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми и каковы могут быть его результаты.

    В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

            По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным.

            Цель общения – налаживание отношений, согласование усилий. Это требует знание своих возможностей и возможностей партнёра. Реакция партнёра по общению на наши действия в психологии общения называется обратной связью. Любой коммуникативный акт может быть успешным лишь в том случае, если эта информация была принята и понята партнёрами. Общение, когда люди обмениваются информацией с помощью слов, называется вербальным. В общении используются и другие средства, которые передают партнёру по общению по общению определённую информацию. В наибольшей степени это относится к эмоциям и переживаниям. Такие средства общения, которые позволяют партнёрам осуществлять обмен информацией без использования слов, называются невербальными.

            Существуют два пути влияния взрослого на складывание успешных отношений между детьми. Во–первых, организация совместной предметной деятельности детей. Во–вторых, формирование их субъектного взаимодействия.

            Отличительными особенностями общения со сверстниками являются:

    • большое разнообразие коммуникативных действий - Ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д.,
    • яркая эмоциональная насыщенность,
    • нестандартность и нерегламентированность - при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения,
    • преобладание инициативных действий над ответными - Для ребёнка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

            По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В старшем возрасте уже происходи. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлено тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения друг с другом, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

    В силу недостаточной сформированности психики детей, их импульсивности возникает непонимание между ними. У многих дошкольников, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, формируются длительное время, что ограничивает их общение с другими. У некоторых детей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, и им нередко бывает трудно вступать во взаимодействие со сверстниками. Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затруднённости общения.

    На взаимодействие детей друг с другом также оказывают такие свойства психики как импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность). При всей противоположности, они в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции. Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Основной проблемой этих детей является неразвитость произвольности, неспособность сдержать свои непосредственные,  ситуативные желания. Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и усидчивы. Они ни чем не выделяются, не нарушают дисциплины и никому не мешают. У пассивных детей сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм, хотя и учувствуют в них наравне с другими. Не смотря на покорность и послушность таких детей, общаться с ними трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, не проявляют себя. Их пассивное, незаметное поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и творческой активности. Однако далеко не всегда повышенная активность ребенка свидетельствует о его гиперактивности и отсутствии произвольности, а пассивное поведение – о неразвитости интересов и творческой активности.

            Также трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями воспитания ребенка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети дошкольного возраста стали меньше общаться со сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. «Современные» дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

            Для преодоления этих трудностей взрослые должны уделять больше внимания развитию межличностного общения ребенка со сверстниками еще в дошкольном возрасте.

    Широкое применение детской анимации стало возможно благодаря развитию информационных технологий. Раньше процесс производства мультфильмов был очень трудоемким и требовал специально оборудованной студии. Сейчас для этого достаточно обычного фотоаппарата со штативом, диктофона и компьютера с программой монтажа.

    Особенности детской анимации заключаются в том, что она не так подробна и эстетична, как профессиональная. Зато она привлекает своей непосредственностью и детским взглядом на мир.

    В процессе создания мультфильма ребенок учится использовать компьютер и современную технику, фотографировать, использовать диктофон, монтировать и т. д.

    Мульттерапия - новое направление в коррекционной работе с детьми, интересная форма работы с детьми, имеющими проблемы в развитии коммуникативных навыков.  Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.

    Мульттерапия - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки рисованных или объёмных объектов.

    Создание мультфильма – это длительный и технически трудоемкий процесс. Не каждому взрослому хватает терпения, усидчивости работать на результат, который можно будет увидеть лишь через 1-2 месяца (приблизительно 50-70 часов занимает работа над 5-тиминутным фильмом для профессионального аниматора). Чтобы совершить такую работу, надо быть целостностной личностью.
    Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучания, композитор, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Обычная жизнь, где от усилий одного зависит общее благополучие.

     С целью проверки выдвинутой гипотезы была запланирована опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление трудностей в общении дошкольников со сверстниками с последующим их исправлением с помощью технологии мульттерапии.

            Экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ ЦРР – Д/С № 2 с детьми подготовительной к школе группы.

    На констатирующем этапе эксперимента с целью выявления детей, имеющих трудности в общении со сверстниками была организована диагностическая работа, включающая в себя: социометрический тест, методика «Два дома», методика «Я и мои друзья».

     В результате выявлены следующие группы детей: лидер, приближенные, принятые, изолированные.

    -группу «лидер» входит ребёнок,

    -группу «приближенные» составляют 4 ребёнка;

    -группу «принятых» входят все  дети.

    -в параметр «изолированных» дети  данной группы, не вошли, так как выборы присутствовали у всех детей, но при этом определилась группа детей, количество выборов которых составило 1, и поэтому можно предположить, что определилась группа детей, которые при вступлении в контакт со сверстниками, имеют не всегда положительный результат и нуждаются в корректировке действий для полноценного развития (6 чел);

             В ходе исследования выявилось, что у дошкольников присутствуют трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Для обозначения данных трудностей были приняты условные обозначения: низкий уровень (игра в одиночестве, частые конфликты с детьми, нежелание взаимодействовать с другими детьми, намеренность в разрушении игр других детей, агрессивные ответные реакции на действия других), средний уровень (игра с постоянным партнером, частые жалобы, частота проявления отсутствия помощи в виде слез).  Таким образом, при соотнесении полученных данных выявилось, что у 75% детей происходит взаимодействие без каких-либо нарушений, а у 25% существуют трудности в общении.

    В целях преодоления трудностей в общении был запланирован формирующий этап эксперимента, включающий в себя работу мультстудии «Лучик».

    Оборудование мультстудии: мультстол, штатив-держатель, фотоаппарат, осветительная лампа, краски, ватманы для создания фоновых рисунков и декораций, пластилин, бросовый материал, игрушки  и др.. При создании мультфильма  детьми используются самые разнообразные техники – пластилиновые фигурки, нарисованные и вырезанные из бумаги персонажи, сыпучая анимация. Благодаря этому, каждый ребенок в создании мультфильма может найти для себя что-то интересное, раскрыть креативные способности, кому-то – раскрепоститься, приобрести уверенность в собственных силах.

    Было создано 5 мультфильмов: «Храбрый утенок», «Шахматная сказка», «Огненное королевство», «Наши воспитатели», «Вежливый кролик». Каждый мини-проект по созданию мультфильма включал в себя обязательное проведение игр на развитие коммуникации. В ходе преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного использовались следующие игры фронтальной формы организации: «Ходим кругом», «Сиамские близнецы», «Телефон», «Жизнь в лесу», «Поводырь», «Узел дружбы», «Чуткие руки», «Звери на болоте», «Отражение чувств», «Зеркало», «Снежный ком», «Почта». Все игры способствовали развитию взаимопонимания,  дружелюбия. Главная их задача - показать  детям, что все к ним доброжелательно относятся и готовы сделать им что-то приятное.

    С целью выявления эффективность выработанной системы методов по преодолению трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап эксперимента.

        Для того чтобы проверить эффективность проделанной работы необходимо сопоставить данные, полученные в результате констатирующего эксперимента и контрольного.

            По проведенному наблюдению видно, что у большинства детей параметры, по которым оценивались дети, изменились. Психологический климат группы стал более уравновешен – меньше ссор, драк. Дети, имеющие трудности в общении со сверстниками стали более инициативными.

    Социометрический тест показал следующее:

    -в группу «лидер» входит ребёнок, который набрал наибольшее число выборов;

    - группу «приближенные» составляют 9 детей;

    -группу «принятых» входят все  дети;

    - в параметр «изолированных» дети, данной группы, не вошли, так как выборы присутствовали у всех детей.

            В группу «изолированные» и «отверженные»        не вошёл ни один ребёнок.

    Таким образом,  главная цель контрольного эксперимента была достигнута, и его результат подтвердил эффективность выработанной работы по преодолению трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством использования технологии мульттерапии.

    Список литературы

    1. Арушанова, А., Дурова, Н., Рычагова, Е. Истоки диалога: сценарии активизирующие общение/А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова//Дошкольное воспитание.-2003.-№ 10.-с. 7. – 2008.№2.с.33.
    2. Галиузова, А.Л., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет./ А.Л. Галиузова, Е.О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1992.
    3. Горянина, В.А. Психология общения./В.А. Горянина. -М.: АСADEMA, 2013.
    4. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей/Л. Дубина//Дошкольное воспитание.-2005.-№ 10.-с. 26, № 11.-с. 3.
    5. Смирнова,Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам./Е. Смирнова// Дошкольное воспитание.-2003.-№8.-с.73.
    6.  Юдина, Е.Г., Степанова, Г.Б., Денисова, Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду./Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. –М.:Просвещение, 2012.-33 с.
    7. http://multtherapy.ru/
    8. http://school.multtherapy.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Материал знакомит с "цветными цифрами" , отношениями эквивалентности: цвет - это число, число - это цвет....

    Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".

    "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками"....

    Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ   ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ...

    Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

    Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками...

    Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

    Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

    Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

    Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками...