Проект на тему «Особенности развития восприятия сенсорных эталонов в раннем возрасте»
проект (младшая группа) на тему

Богданова Анастасия Александровна

Развитие сенсорных эталонов в раннем возрасте - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Специалисты утверждают, что ребенок, появившись на свет, уже обладает природными способностями  познавать мир при помощи явлений и предметов. Однако, для полноценного развития  одних только природных способностей не достаточно. Поэтому уже в первые годы жизни ребенка необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы ребенок мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

            Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-_sensorika.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Радуга» комбинированного вида

Истринского муниципального района

143530 Московская область, г. Дедовск, ул.Комарова д.9а

ПРОЕКТ

ТЕМА: «Особенности развития восприятия сенсорных эталонов в раннем возрасте»

Воспитатель: Богданова А.А.

Дедовск, 2017

Оглавление

Введение……………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы  сенсорного  развития детей  раннего возраста………………………………………………..

5

1.1

Понятие « сенсорное развитие»…………………………………..

5

1.2

Особенности развития восприятия у детей раннего возраста….

7

1.3

Эталонная система для детей раннего развития………………..

17

Глава 2. Опытно-практическая работа по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием эталонной системы………………

22

2.1

Определение актуального актуального уровня сенсорного развития воспитанников группы №10…………………………….

23

2.2

Разработка и проведение занятий, дидактических игр и режимных моментов с использованием эталонной системы……

30

2.3

Контрольное обследование уровня сенсорного развития воспитанников группы №10……………………………………….

40

2.4

Анализ результатов опытно-практической работы. Методические рекомендации………………………………………

42

Заключение…………………………………………………………...

45

Литература…………………………………………………………..

47

ВВЕДЕНИЕ

Развитие сенсорных эталонов в раннем возрасте - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Специалисты утверждают, что ребенок, появившись на свет, уже обладает природными способностями  познавать мир при помощи явлений и предметов. Однако, для полноценного развития  одних только природных способностей не достаточно. Поэтому уже в первые годы жизни ребенка необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы ребенок мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

            Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.

Данной проблемой занимались такие ученые, как  Г.А. Урунтаева и О.А. Шаграева,  Н.Н. Поддъякова и многие другие.

Цель исследования:  выявить эффективность применения эталонной системы в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Объект:  исследование сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет: сенсорное развитие детей раннего развития при помощи эталонов.

Гипотеза: использование эталонной системы способствует сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи:

1. Выявить на практике уровень успешности сенсорного развития при использовании эталонной системы.

2. Установить, способствует ли использование эталонной системы сенсорному развитию детей раннего возраста.

3. Выявить, какой материал и какая форма подачи интересна детям при формировании сенсорного развития.

4. Провести эксперимент с целью выявления уровня сенсорного развития до и после исследования.

5. Провести занятия, дидактические игры и режимные моменты с использованием эталонов.

6. Пронаблюдать занятия и сравнить результаты детей.

Проблема: способствует ли применение эталонной системы сенсорному развитию детей раннего возраста?

Методы исследования:

- изучение теоретической литературы;

- эксперимент.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ИЗУЧЕНИЕ  ПРОБЛЕМЫ  СЕНСОРНОГО   РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА.

1.1        ПОНЯТИЕ « СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда ребенок впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Сенсорные ощущения  классифицируются на:

- визуальные (зрительные);

- осязательные;

- обонятельные;

- слуховые;

- вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о: размере; форме; цвете; звуках; вкусе; запахе.

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

-  формирование правильных сенсорных эталонов;

- формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);

- приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

1.2. ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  ВОСПРИЯТИЯ  У  ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

В психологической литературе указывается, что органы чувств новорождённого начинают функционировать с моменты рождения. Уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз [3]. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни.

Первые дни и недели – чрезвычайно благоприятный период для начала целенаправленного воспитания и обучения. Своевременное начало деятельности всех органов чувств позволяет малышу успешно развиваться в дальнейшем. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях малыша [20]. При целенаправленном обучении двухнедельный ребёнок следит за перемещающимися предметами, в три недели внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает не только контрастные, но и близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и жёлтый и т.д.

Новорождённый ребёнок уже многое слышит, видит, воспринимает путём осязания. Его органы чувств готовы к действию и им нужна своеобразная пища для дальнейшего развития [40]. Малыши в возрасте одного месяца по-разному реагируют на звуки весёлой и грустной мелодии: затихает при грустной и оживлённо двигает руками и ногами при весёлой. При слушании грустной мелодии у малыша может измениться выражение лица: уголки рта опускаются вниз, лицо становится печальным [34]. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от предметов [49]. Реакции малыша на человека являются специфическим и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте 2-3 месяцев младенец реагирует так же улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления.

В отличие от новорожденного ребёнок 1,5 – 3 месяцев проявляет пристальный интерес к тому, что происходит вокруг [3]. Отличительным признаком служит появление социальной улыбки. Другим признаком является зрительное обнаружение младенцем своей руки. К 3 месяцам движения рук малыша становятся плавными, свободными. Он часто выпрямляет руки над грудью, случайно захватывает и ощупывает одной рукой другую, затем пелёнки и одеяло, а потом все предметы, которые попадаются под руку [39].

Малыш случайно натыкается на висящие игрушки и радуется новым ощущениям. Получив удовольствие, он старается повторить движение и тянется к предмету снова. Из всех изменений, играющих решающую роль в психическом развитии ребёнка, на первое место по объективному значению должно быть поставлено основное отношение: восприятие – движение [10]. В 3-4 месяца ребёнок долго и сосредоточенно занимается игрушками, висящими около него: наталкивается на них руками и следит, как они раскачиваются, пытается их захватить и удержать. А. Бинэ отмечает, что с 4-5 месяцев движения захватывания становятся более точными. Таким образом, с освоением хватания в 4 месяца начинается развитие руки младенца как анализатора [5].

Зрительно-тактильно-кинестетические связи образуются в момент направления рук к предмету и овладения им.

У ребёнка возникают определённые ощущения при прикосновении ладоней, пальцев к предмету. После образования этих связей вид предмета становится стимулом целенаправленных движений рук. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве), а затем движения руки начинают осуществляться в основном под контролем зрения, т.е. зрительные анализатор выполняет ведущую роль в развитии движений руки [28]. Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур, затем с помощью сигналов, идущих от нее двигательных рецепторов, формирует их "слепок" в мозгу. Такова роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий. Возникающие ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным И.П. Павлов выразил простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит" глаз".

Итак, к 6 месяцам у ребёнка развита зрительно-двигательная координация, и рука приспособлена к величине и форме схватываемого предмета. С помощью восприятия разных предметов обогатились его зрительные ощущения. В 6 месяцев малыш обычно начинает удерживать в каждой руке по игрушке, может перекладывать их из одной руки в другую [23].

Когда ребёнок начинает садиться, то видимый мир предметов предстаёт перед ним по-новому. Увеличение сферы обозрения способствует активизации познавательной деятельности, побуждая к действенному освоению мира. У ребёнка первого года жизни интерес к предмету обусловлен возможностями практического действия с ним: он получает удовольствие и от самого действия (открывать, закрывать, снимать и т.д.) и от различных изменений предмета, которые возникают благодаря его действиям, что и поддерживает активность ребёнка и способствует возникновению более устойчивого интереса к предмету и его свойствам.

В действиях ребёнка проявляются первые познавательные реакции [28]. Интерес ребёнка к окружающим вещам и предметам возрастает по мере того, как развиваются его движения, совершенствуется зрение [37]. В ходе предметных действий ребёнок узнаёт свойства и качества предметов, устанавливает первые простые связи между ними. На первом году жизни благодаря предметным действиям ребёнок накапливает собственный практический опыт, который не могут заменить никакие беседы, описания или рассказы взрослого [32]. В конце первого года жизни на основе зрительного восприятия появляются первые слова ребёнка, которые относятся к предмету.

Г.А. Урунтаева выделила особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

-    складывается акт рассматривания предметов;

-   формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;

- устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

- устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым [50].

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов [38]. Малыш всё чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулирование ими, передвижением в пространстве [2].

Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Т.М. Фонарёв указывает, что ребёнок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так, и пушистый воротник, и меховую шапку он называет "кисой" и т.п.) [9].

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий.

Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой пользуется взрослый. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяется правильно [28]. В других ситуациях восприятие остаётся расплывчатым и неточным. В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное развитие в значительной мере осуществлялось в процессе хватания предметов и манипулирования ими, то наиболее интенсивно формировалось восприятие их величины и формы. По мнению О.А. Шаграевой, многократные уподобления положения руки величине и форме предметов при их схватывании, удерживании или манипулировании ими позволяют ребёнку всё более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия. Иначе говоря, ребёнок мыслит действуя. Естественно, что умственное воспитание начинается с практического ознакомления с вещами [53]. Ребёнок должен больше соприкасаться с предметами, активно исследовать их свойства. Сначала у него накапливаются конкретные представления об отдельных предметах и явлениях и лишь постепенно образуются общие представления и понятия. Вот что писал К.Д. Ушинский о детской деятельности: "Дитя мыслит формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе. Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью".

Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий [29]. Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку в отличие от формы и величины не оказывает большого влияния на выполнение действий [53]. Только с 1,6-1,8 мес. детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. Выбор предметов может осуществляться из предметов 2-х цветов (красный – жёлтый, оранжевый – зелёный, жёлтый – синий, белый – фиолетовый, жёлтый – чёрный).

Группировка предметов по величине, по форме и соотнесение предметов по этим признакам доступны детям второго года жизни в начале при выборе одного из двух, а с 1,8-1,9 – из четырёх.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств [28]. Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от 1,5 до 2-х лет, является определённость восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают "опредмеченные" слова – названия. Предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной – крыша; овальной – огурец, яйцо; прямоугольной – кирпич; квадратной – кубик и т.д. [6] . Узнавание различных форм даётся детям по-видимому легко. Известно, что  И.Г. Песталоцци считал простейшей по доступности для детей формой четырёхугольник, а И. Ф. Гербарт признавал такой формой треугольник.

Новейшие исследования говорят о том, что простейшими формами являются круг и шар, затем – четырёхугольник, а затем лишь треугольник [28] .

Очень интересный материал для суждения о восприятии форм у детей даёт изучение того, как они воспринимают картины [19]. Собственно говоря, для детей очень долго картины являются такими же реальными предметами, как и то, что они изображают. Самое узнавание картины, как выяснил Штерн, основывается на восприятии контура, и это бросает интересный свет на вопрос и развитии у детей чувства формы. Весьма любопытной особенностью детских восприятий формы является "независимость узнавания от положения картины в пространстве", как выражается Штерн. Дело в том, что для детей является довольно безразличным, воспринимают ли они картину в правильном положении или "вверх ногами".

Это связано с тем, что восприятие формы и восприятие положения являются двумя различными функциями.

Как указывает Н.Н. Поддъякова, наиболее характерны для ребёнка данного возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними [43]. Практический результат ребёнок получает в результате многократных сравнений величины формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократное сравнение позволяет ребёнку достигнуть практических результатов ив быту (берёт свою чашку, обувь и т.д.).

Пилюгина В.А.  указывает, что первоначальное сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата [29]. Однако после полутора лет, в возрасте 1,9-1,10 число мерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план. Ребёнок может протянуть руки в сторону предметов, которые ему в данный момент не нужны, но уже их не берёт, а медленно переводит взгляд, сравнивая их с другими предметами – это и есть сенсорные действия в зрительном плане. Таким образом, идёт интенсивное развитие (развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: знание цветов, форм, величин и т.п.); восприятие является ведущим познавательным процессом [23] .

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Сенсорное развитие ребёнка усиливается под воздействием общения со взрослыми, в речи которых обозначаются эти признаки и свойства. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша [8]. Так в процессе действий с предметами выделяют их отдельные признаки (цвет, форма, величина), предметы сравнивают между собой и обобщают по данному признаку наглядно-действенным способом.

Предметный мир – одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная от пустышки, погремушки, ложки и заканчивая сложнейшими машинами, космическими аппаратами и т.п. Без их освоения он не может нормально жить и развиваться. Именно в возрасте до 3-х лет ребёнок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов [23]. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени познания окружающей действительности [28]. Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы (круглый, квадратный, овальный и т.п.), цвета (красный, жёлтый, оранжевый и др.). В результате становится возможным формирование умения выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п. Взрослому необходимо развивать умение сравнивать, сопоставлять предметы по одному из названных признаков (цвет, форма, величина) [29].

По мнению Л.А. Венгера, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития [6]. При ознакомлении ребёнка второго года жизни с формой предметов устанавливается связь между формой конкретных предметов и её обобщённым выражением: деревянный или нарисованный кружок называют то шариком, то мячиком, то колёсиком для машины и т.д. Использование "опредмеченных" слов-названий помогает углублению восприятия формы [29]. Бесполезно говорить детям о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали из строительного набора для "крыши" и т.д. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с "опредмеченными" словами-названиями форм, дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия, типа "такой", "разные", "не такой".

Л.Н. Павлова указывает на то, что к 2 годам ребёнок способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей. Имеет элементарные представления об основных разновидностях (предэталонах) величины, формы, цвета [28].

Предмет круглой формы или нарисованный кружок он называет мячик, шарик и т.п. В различных цветовых пятнах или элементах мозаики узнаёт характерные предметы: оранжевую мозаику соотносит с морковкой или апельсином; белым цветом обозначает снег, зайца и т.д. На третьем году жизни познание мира предметов продолжается. Дети могут более целенаправленно "изучать" их внешние свойства и назначение. Однако, в этот период, воспринимая предмет, ребёнок, как правило, выделяет только отдельные признаки, те, которые сразу бросаются в глаза [52]. На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых объектов, например, треугольные объекты с крышей, красные – с помидором [13]. Таким образом, меняется действие с меркой и её содержание. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём.

Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств [47]. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашами (размещать элементы мозаики в отверстиях панели, аккуратно накладывать детали строительного набора одни на другие, наносить пятна или линии кистью, карандашами и т.д.). На 3-м году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитие, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.) [4].

В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни.

В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребёнок начинает узнавать предметы и явления по наиболее характерным признакам и свойствам [28].

Итак, к трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка.  

1.3. ЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА  ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

- девять основных цветов спектра;

- пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

- три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

- музыкальные ноты, звуки родного языка;

-четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

-два температурных определения (тепло, холодно);

- пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста ребенка, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

1. понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

2. ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

3. умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

4. способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;

5. иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

1. понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;

2. ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);

3. умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;

4. способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);

5. умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);

6. умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

Примеры простейших игровых  упражнений для детей раннего возраста:

Для детей от 1 до 2 лет:

- разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;

- разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;

- прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;

- продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом "добрый". Сделайте гримасу злого человека, назвав ее "злой". Попросите малыша повторить вашу мимику;

- если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.

Для детей от 2 до 4 лет:

- начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;

- насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;

- расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку;

- заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

ВЫВОД

Развитие сенсорных эталонов в раннем возрасте  – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре,  вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема сенсорного развития в раннем возрасте является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Сенсорное развитие человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о его формировании и развитии.

Глава 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТАЛОННОЙ СИСТЕМЫ.

Практическая работа  по теме исследования проводилась МДОУ Детский сад №2 «Радуга» города Дедовска в 1-й младшей группе №10.

Целью исследования стало выявление влияния использования эталонной системы на сенсорное развитие дошкольников третьего года жизни.

В исследовании участвовали  воспитанники группы №10 - 22  человека. Из них 12 девочек и  10 мальчиков. Работа в группе ведется по программе «От рождения до школы» на основе ФГОС.

Исследование проходило  в  три  этапа:

- Определение актуального уровня сенсорного развития воспитанников группы №10.

Цель: выявление исходного уровня сенсорного развития воспитанников группы №10.

- Разработка и проведение занятий, дидактических игр и режимных моментов с использованием эталонной системы.

Цель: разработать и провести занятия, дидактические игры и режимные моменты с использованием эталонной системы.

- Контрольное обследование уровня сенсорного развития воспитанников группы №10.

Цель: выявление достигнутого уровня сенсорного развития воспитанников группы №10.

2.1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ  АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ №10.

Цель:  выявление исходного уровня сенсорного развития воспитанников группы №10

Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве. За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

При проведении обследования, каждому из воспитанников было предложено выполнить ряд заданий, при выполнении которых фиксировались:

- Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;

 Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);

  Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

Задания для ребенка на выявление уровня сенсорного равития:

1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера).

Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.).

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную (методика Стребелевой Е. А.).

Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

 Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

3. Сложи разрезную картинку из трёх частей (методика Стребелевой Е. А.)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

4. Собери цветок (4 цвета)

Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал. Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки, называя цвета.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет. Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

  • высокий уровень – выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;
  • средний уровень – количество набранных баллов 15–10;
  • достаточный уровень – количество баллов 10–5;
  • начальный уровень – количество баллов 5–0.

По результатам исследования  были получены следующие данные:

  • высокий уровень–1 человек
  • средний уровень- 3 человека
  • достаточный уровень- 6 человек
  • начальный уровень- 12 человек

На основе полученных данных была составлена диаграмма ( рис1)

Рис.1.

Из диаграммы видно, что у большинства детей сенсорное развитие  либо не сформировано  совсем, либо имеет достаточно низкий уровень.

Вывод:  проведённые исследования показали, что сенсорное развитие воспитанников группы №10  имеет недостаточный уровень сформированности и требует проведения дальнейшей работы. Наибольший процент группы составляют воспитанники, у которых  сенсорное развитие находится на начальном уровне.

2.2 РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ, ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТАЛОННОЙ СИСТЕМЫ.

Цель: разработать и провести занятия, дидактические игры и режимные моменты с использованием эталонной системы.

Для реализации  цели был составлен перспективный план занятий по сенсорике.  В него вошли игры, рекомендованные Л.А. Венгером, для  детей раннего возраста. Так же были разработаны авторские игры и упражнения по развитию восприятия, которые использовались в течение всего дня в разных видах детской деятельности.

Игры-занятия проводили 2 раза в неделю. Длительность занятия 8-12 минут. При проведении игры-занятия использовалась краткая речевая инструкция, которая позволяла не отвлекать детей лишними словами от выполнения заданий. Например, при проведении занятия с цветными палочками (выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных) обращали внимание на то, что палочки все разноцветные, а потом предлагали выбрать одну любого цвета: "Возьми, Даша, одну любую палочку. И ты, Ксюша, возьми палочку. Хорошо. А теперь Даша выберет все такие, а Соня – такие" (жестом ещё раз указать на палочку с заданным цветом). На первых занятиях обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы не требовалось. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывал эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Для развития восприятия цвета были проведены  игры-занятия: "Сделаем куклам бусы", "Выкладывание из мозаики на тему "Домики и флажки" (попарное размещение цветовых элементов), "Помоги куклам найти свои игрушки", "Спрячь мышку", "Воздушные шары", "Подбери по цвету" и т.д.

Для развития восприятия формы проводились следующие игры-занятия: "Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующие отверстия", "Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх", "Нанизывание бус разной формы".

Для формирования представлений о величине были использованы такие игры как: "Нанизывание больших и маленьких бус", "Размещение вкладышей, различающихся по величине", "Большой и маленький".

Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому проводя занятия по: ознакомлению с окружающим миром,  конструированию, изобразительной деятельности, развитию речи и  формированию двигательной активности, главный упор был направлен на  развитие сенсорного, чувственного восприятия ребёнка.

Так, например, при ознакомлении с окружающим миром  была использована серия игр с куклами, мишками, собачками. В гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы были разной величины. Дети совместно с воспитателем  приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Воспитатель спрашивала у детей, какой величины кукла Даша, а какой Маша. "Вика, какую чашку мы дадим Даше?" – спрашивала воспитатель, - "А какую, Лера, мы поставим Маше?", "Алина, а какого цвета кружка у Маши и Даши?", "А теперь Алёша, поставим куклам тарелки".

- Алёша, какую тарелку ты дашь Даше?

- Большую.

- А почему?

- Потому что она большая.

- Кто большая?

- Кукла.

- Молодец, Алёша, кукла Даша большая и ты ей поставил большую тарелку. А какую ты дал Маше?

- Маленькую.

- Молодец, Алёша.

- Сонечка, скажи, а какого цвета тарелки. У Даши какая?

- Синяя.

- Молодец, правильно, эта тарелочка синяя.

- Олег, а эта какого цвета?

- Жёлтая.

- Нет, эта тарелка красная. Ребята, давайте вместе скажем, какого цвета тарелка!

- Красная.

- Молодцы.

- А теперь Света скажет, что ещё у нас здесь красного цвета?

- Чайник и кастрюля.

- Молодец, Света, правильно.

И т.д.

По такому же типу строились занятия: "Уложим кукол спать", "Куклы собираются на прогулку" (подбор одежды по размеру), "Купание кукол".

Ближе к концу учебного года проводилось подобное занятие по сказке "Три медведя". Дети с удовольствием подбирали для медведей стулья, посуду, кроватки. При этом они легко и без ошибок называли размер предметов: большой - поменьше (средний) – самый маленький; маленький – побольше (средний) – самый большой.

При прохождении темы "Овощи" и "Фрукты" проводились занятия "Наш огород", "Что выросло в саду".

Например, детям предлагалось взять 2 корзины, разные по величине, и отправиться  в "огород" собирать урожай. Детям давалась словесная инструкция – "В большую корзину будем класть большие овощи, а в маленькую – маленькие". На грядке дети поочерёдно находили картофель, кабачок, огурцы, баклажаны, помидоры, лук, морковь.

Каждый овощ дети ощупывали, определяли его форму, цвет и размер.

- Даша, что это мы нашли на грядке такое красное?

- Помидорчик.

- Соня, а на что помидорчик похож?

- На шарик.

- Правильно, он круглый и похож на шарик.

- Алёша, а теперь найди ещё, где здесь помидоры, и разложи их по корзинкам. Почему этот ты положил сюда?

- Он большой и корзинка большая.

- А этот значит какой?

- Маленький.

- Хорошо, умница.

Так были обследованы все овощи. В конце занятия детям было предложено попробовать овощи на вкус, а после сна, во II половине дня, ещё раз потрогать овощи руками, подержать в ладонях и затем была проведена дидактическая игра "Чудесный мешочек". Дети на ощупь определяли, какой взяли овощ.

Аналогично проводится занятие с фруктами. Желательно использовать фрукты различного цвета, величины, формы (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива, банан).

Развитие восприятия тесно связано с занятиями по изобразительной деятельности. В рисунке ребёнок учится передавать красочность окружающего мира, в лепке форму знакомого предметов.

Например,  при рисовании красками на тему "Апельсин" дети были подведены  к самостоятельному выбору цвета для передачи хорошо знакомого предмета.

Так же ребенку необходимо было выбирать краску нужного цвета из трёх близких цветов (красный, оранжевый, жёлтый). Показывая детям апельсин, воспитатель пояснял, что он круглый, обводя его круговым движением руки слева направо. Затем предлагалось  сделать это движение каждому ребёнку. На листе быстрым движением был нарисован замкнутый круг и закрашен круговыми движениями. Нарисовав апельсин, ребята сравнивали  его с образцом по цвету, форме.

- Ребята, посмотрите, я нарисовала апельсин такого же цвета как этот?

- Да

- Вика, какой он формы?

- Круглый

Затем предлагалось ребёнку найти краску, которой он будет рисовать апельсин.

В конце занятия вместе  рассматривались выполненные работы с акцентом на то, что цвет настоящего апельсина и нарисованного одинаковый и что все дети нарисовали много апельсинов.

При работе с глиной, цветным тестом дети учились выполнять формообразующие движения.

Обязательно сопутствовало объяснение, что для того чтобы вылепить шарик нужно катать кусочек круговыми движениями, а если хочешь сделать колбаску – то прямыми. Для закрепления приёмов формообразования проводились такие занятия как: "Колобок", "Вишни", "Угощение для зайчат", "Улитка", "Домик из брёвен" и т.д.

При выполнении с детьми аппликации на тему "Коврик для котёнка" продолжалось знакомство  с геометрическими фигурами. Ребята  учились ритмично располагать их на листе бумаги, закрепляли названия цвета.

Создавая игровую мотивацию, детям было  предложено сделать коврик для котёнка. А чтобы он получился красивым, его нужно украсить. Дети  по образцу педагога должны были вырезать и украсть вырезанными из цветной бумаги треугольниками, кружочками, квадратами свою работу.

- Посмотрите, какой коврик я буду делать. В середину я положу жёлтый кружок, а по краям разложу треугольники. Вот так: сюда зелёный, здесь синий, теперь красный и жёлтый. Вот какой коврик получился у меня. А теперь вы выберите разные фигуры и разложите на своих листах.

- Олег, какие фигуры ты взял? (треугольники и круги)

- А что ты положишь в середину? (кружок)

- Хорошо. А ты, Настя, какие взяла фигуры? и т.д.

Если ребёнок затруднялся назвать какую-либо фигуру, то воспитатель называла ее сама.

В процессе конструктивной деятельности совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Во время выполнения построек, дети  продолжали знакомиться с различными объёмными деталями: кубиками, кирпичиками, треугольной призмой. Дети закрепляли  знания о том, что у кирпичика есть узкая и широкая стороны, если кирпичик поставить на длинную узкую грань то "заборчик" получится низкий, а если на узкую короткую – то высокий. На занятиях по конструированию,  строились "Башни", "Заборчик", "Дорожки", "Ворота", "Скамейки", "Стол", "Стулья", "Диванчики", "Кроватки" и т.д.

Например, при постройке ворот обращалось внимание на размер – "Эти ворота высокие, а эти узкие". При обыгрывании построек дети убеждались, что в низкие ворота машина не проедет, а матрёшка проходит.

При постройке башни обращалось внимание на то, что если много кубиков поставить друг на друга башня получится высокая, а если мало, то низкая. Предлагалось детям построить низкие и высокие башни из кубиков разного цвета. В конце занятия педагог спрашивал: "Даниил, какого цвета у тебя высокая башня? Вика, а ты из кубиков, какого цвета построила низкую башню?" и т.д.

Ознакомление детей с природой так же тесно связано с развитием сенсорного восприятия. Каждый день, выходя на прогулку, дети  обращали внимание на то, какого цвета небо, трава, листья на деревьях. Сравнивались кусты и деревья по величине, обращалось внимание на то, что деревья высокие, мы не можем дотянуться к веткам, а кустики низкие. Сравнивались деревья по объёму: "Давайте обнимем тополь, Посмотрите какой он толстый, мы все вместе еле-еле его обхватили. А теперь обнимем орех. Посмотрите, он тонкий, его смогла обнять одна Ксюша".

Дети очень любят приносить букеты цветов, чтобы украсить группу. Обязательно рассматривался каждый букет, определялось, какого цвета листья, цветы.

"Сколько тюльпанов и какого цвета принёс Алёша? Какого цвета тюльпанов много? А давайте найдём тюльпан такого же цвета у нас на клумбе?" и т.д.

При наблюдении за насекомыми также обращалось внимание на их окраску и форму. Впоследствии дети сами выделяли характерные признаки. Например, Соня – "Это божья коровка, она красная и круглая, а этот жучок как овал".  Даша: "Этот червяк толстый и длинный".

Задачи по сенсорному развитию решалиь не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Например, при приёме детей обязательно обращалось внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: "Ксюша, какая красивая жёлтая кепка сегодня у тебя. А ты, Максим, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня".

В утренние часы, пока в группе 1-2 ребёнка обязательно проводилась индивидуальная  работа,  на которой детям предлагался разный дидактический материал для игр. Это "Занимательная коробка", "Цветные вкладыши", "Найди, чья будка", "Кто большой, кто маленький".

Во время режимных моментов обращалось внимание на цвет полотенец, фартучков, посуду, салфеток и пр. В сюжетных играх уточнялась величина, цвет и форма предметов.  "А суп мы из какой картошки будем варить – большой или маленькой?", "Какого цвета подать тебе кастрюлю?", "Доктор, какие таблетки давать моей дочке? Большие розовые или маленькие жёлтые?" и т.д.

Для развития сенсорики была создана соответствующая развивающая среда, как в групповой комнате, так и на участке. В группе было выделено место, где были размещены дидактический материал и пособия.

Это - цветные вкладыши, пирамиды различных видов, "Занимательные коробки" разнообразных конфигураций (в форме "Домика", "Черепахи", "Слоника", "Утки"), наборы разноцветных столиков с отверстиями и к ним грибки, плоскостные "Вкладыши", горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания "бус" разной величины и формы, матрёшки, конструкторы Лего и др.

Много игр и пособий были  придуманы и сделаны своими руками. Например, на плакат с изображением Белоснежки и 7 гномов каждому гному были приклеены шкатулочки с изображением различных плоских геометрических фигур. Такие же цветные фигуры были сложены в отдельную коробочку. Ребёнку предлагалось разложить эти фигуры по шкатулкам. Игровая  ситуация: «Белоснежка приготовила подарки для гномов, но не знает, кому какой дать и просит детей помочь ей».

Были  оформлены стенды: "Что бывает такого цвета?" (жёлтый, синий, красный, зелёный). На одном изображены все предметы синего цвета, на другом красного и т.д.

В зоне сенсорного развития находились  дидактические игры, такие, как: "Подбери кораблику парус", "Цветные варежки", "Найди, чья будка", "Сложи машину", "Собери пирамиду" (см. приложение).

2.3 КОНТРОЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ  №10.

Цель:  выявление достигнутого уровня сенсорного развития воспитанников группы №10.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

При проведении обследования, каждому из воспитанников было предложено выполнить ряд заданий, при выполнении которых фиксировались:

- Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;

 Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);

  Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

Детям было предложено выполнить те же задания, что и на первом этапе, при выявлении исходного уровня сенсорного развития.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

  • высокий уровень – выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;
  • средний уровень – количество набранных баллов 15–10;
  • достаточный уровень – количество баллов 10–5;
  • начальный уровень – количество баллов 5–0.

По результатам исследования  были получены следующие данные:

  • высокий уровень – 5 человек
  • средний уровень- 7 человека
  • достаточный уровень- 6 человек
  • начальный уровень- 4 человека.


       На основе проведённого наблюдения была составлена  диаграмма (Рис.2).

Рис. 2.

Из диаграммы видно, что у большинства воспитанников уровень сенсорного развития возрос. Общий уровень сенсорного развития вырос.

Для лучшего анализа эффективности исследования была составлена сводная диаграмма, отражающая сведения о познавательной активности класса до и после эксперимента (Рис. 3).

Рис.3

Как  видно из диаграммы, уровень сенсорного развития воспитанников группы №10 вырос.  Улучшились показатели высоких уровней развития.

Вывод: Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что использование эталонной системы, способствует сенсорному развитию. Использование эталонов  помогает сделать занятие, дидактическую игру и режимные моменты  более доступными к восприятию, интересными, увлекательными и разнообразными. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, подталкивает ребенка к успеху.

2.4 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Заключительный этап исследования содержит анализ результатов исследовательской работы по использованию эталонной системы при сенсорном развитии детей раннего возраста, а также выводы по результатам проделанной работы.

Наиболее значимым для нашего исследования является констатация следующего факта: использование эталонной системы  привело к изменению начального (выявленного в ходе первого этапа) уровня сенсорного развития воспитанников. Так, например  если высокий уровень сенсорного развития  был выявлен только  у 1 ребенка, после проведения комплекса занятий их число возросло до 5 человек. Число воспитанников  с достаточным уровнем сенсорного развития сократилось с 12 до 4 (за счёт перехода некоторых воспитанников  на более высокий уровень сенсорного развития).

Изменение уровня сенсорного развития детей раннего возраста неизменно приводит к изменению характера игровой деятельности. Было установлено, что при использовании эталонной системы, воспитанники  с большей охотой воспринимают материал и выполняют практическую работу. Это даёт не только более прочные и осмысленные знания, но и обогащает детей многими важнейшими умениями и навыками, ведёт к общему умственному развитию, к сенсорному развитию.

Таким образом, основываясь на данных проведённой работы, мы разработали рекомендации воспитателям групп детей раннего развития, которые заключались в следующем: эффективность сенсорного развития воспитанников  повышается при соблюдении ряда условий. Среди них:

1. Необходимо брать во внимание достаточно юный возраст детей, зачастую не все дети ясельной группы умеют говорить и произносить слова;

2. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

3.Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

4. Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная Выпускная Квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретический материал по проблеме исследования. В ней раскрываются такие понятия как сенсорное развитие, сенсорное развитие детей раннего возраста, эталонная система для детей раннего развития. Во второй главе представлены результаты опытно - практической работы по теме исследования.

На основе проведенного исследования было установлено,  внедрение системы эталонов необходимо закладывать уже на самых ранних стадиях сенсорного развития ребенка. Их применение повышает эффективность развития системы восприятия и развития детей раннего возраста.

Цель работы была достигнута. Использование эталонной системы способствовало динамичному сенсорному развитию воспитанников.

Гипотеза подтвердилась: исследование показало, что использование эталонной системы способствовало динамичному сенсорному развитию воспитанников при условии учета возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Также удалось установить, что воспитанники  проявляли особый интерес к изучаемому материалу, если педагог вводил эталоны, что способствовало динамике уровня сенсорного развития.

Таким образом, благодаря долгой и трудоёмкой работе с детьми раннего возраста мы добились положительных сдвигов в области сенсорного развития. Положительные результаты подтверждают необходимость использования эталонов, направленных на организацию интересных по форме и развивающих по содержанию занятий. Такие занятия  вызывают у детей интерес,  помогают быстрее и лучше запомнить необходимый материал. Эталоны помогают сделать занятие более доступным к восприятию, интересным, увлекательным и разнообразным. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем.

                                                   

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.
  2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. – 2-е изд. - М.: Прогресс, 1989. – 319 с.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
  4. Бине А. Измерение умственных способностей / Пер. с франц. - СПб.: Дельта, 1999 – 431 с.
  5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
  6. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. - М.: Просвщение, 1996. – 158 с.
  7. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др.: Под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1996 г. – 176 с.
  8. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991 – 480 с.
  10. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвщение, 1992 – 142 с.
  12. Гальперин Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте // Психология как объективная наука – М.: 1998. – с. 357-389.
  13. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
  14. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 464 с.
  15. Дьяченко О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошкольное воспитание – 1995 - №1 – с. 46-50.
  16. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002 №4. с 2-6.
  17. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ. – М.: Новая школа, 1998 – 64 с.
  18. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб.: Дельта, 2001 – 159 с.
  19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 416 с.
  20. Котлевская В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002 – 247 с.
  21. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова и др. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2000. – 256 с.
  22.  Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для учащихся пед. училищ – изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
  23. Кто он - этот малыш. Психическая жизнь младенца // Популярная психология для родителей: 2-е изд. испр. / Под ред. А.С. Спиваковского. - С.-Петербург, 1997. - с.67-87.
  24. Математика для обучения детей в детском саду и дому. "У-Фактория" Екатеринбург, 1998, 135 с.
  25.  Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: Академия, 1999 – с. 211-218.
  26. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  27. Пере-Клерман А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / Пер. с фр. А.Л. Шаталова - М.: Педагогика, 1994 – 284 с.
  28. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. – 112 с.
  29. Плеханов А., Писарев Д.И. Уважать человеческую личность в своём ребёнке // Дошкольное воспитание №1, 1991, Москва, Просвещение с. 54-57.
  30. Поддъяков Н. Ребёнок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание – 1998 - №12 – с. 68-74.
  31. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.Д. Шадрикова, Н.П. Анисимова и др.; М.: Просвещение, 1990 – 142 с.
  32. Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Учеб. метод. пособие по дошкольной педагогике для студентов-заочников фак. дошкол. воспитания пед. институтов. - М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  33. Психология дошкольника. Хрестоматия для сред. пед.учеб.заведений /Под ред. Урунтаевой Р.А. – М.: Изд. Центр "Академия", 1997. – 337 с.
  34. Радуга: Программа и руководство для воспитателей 1-й младшей группы детского сада. - М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
  35. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1996 – 302 с.
  36. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М.: Педагогика, 1993 – 200 с.
  37. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. – М.: Просвещение, 1992 – 420 с.
  38. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика 1989 – 224 с.
  39. Ранний возраст (от года до трёх) // Смирнова Е.О. Психология ребёнка от рождения до семи лет. – М.: Школа-пресс, 1997 – с. 145-237.
  40. Рогов Е.И. Общая психология. - Москва.: Владос, 2002.
  41. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
  42. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 – с. 303-310.
  43. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
  44. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1991 – 207 с.
  45. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
  46. Толлингерова Д. и др. Психология проектирования умственного развития детей. – М.: Прага, 1994. – 48 с.
  47. Уайт Б. Первые три года жизни. Перев. с англ. - М.: Педагогика, 1993 – 176 с.
  48. Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. – М.: изд. центр "Академия", 1997 – 335 с.
  49.  Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1990 – 280 с.
  50. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения - М.: АО "Столетие", 1995 – 192 с.
  51. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учебн. пособие для студентов высш. учебн. зведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 368 с.
  52. Эльконин Д.Б. Психология игры – 2 изд. М.: Владос, 1999 – 359 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в экспериментировании

Статья посвящена вопросу сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста. Мною описывается система работа по усвоению сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) в процессе экспериментальной де...

Семинар – практикум для педагогов. «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте»

Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития....

Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ

В данной статье раскрыты вопросы усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх, а также приведена картотека дидактических игр....

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагаю вашему вниманию доклад на тему: "Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности"...

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, ...

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого...

" Бизиборд как средство развития сенсорных эталонов детей раннего возраста"

Бизиборд- уникальное пособие с различными бытовыми приспособлениями....