Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности детей
методическая разработка на тему

Лебедева Надежда Валентиновна

Мнемотехника - как эффективное средство для всестороннего развития детейй

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной  деятельности детей»

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестнм ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и онусвоит их на лету»

К.Ушинский

        Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Одно из таких требований – это формирование УУД

( универсальной учебной деятельности ), основа которой память, внимание, воображение. Для развития этих психических процессов разработаны и успешно применяются разнообразные методы и технологии. В данном материале я хочу представить вам метод, который поможет нашим детям успешно адаптироваться в условиях школы.

         Мнемотехника ( от греч. – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. ) Иными словами, данная технология обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, заучивание стихотворений, сохранение и воспроизведение информации и конечно развитие связной речи.

         На сегодняшний день – образное, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому актуальность этого вопроса ни у кого не вызывает сомнений.

         Перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

         Приемы мнемотехники помогают решать эти задачи, а так же способствуют всестороннему развитию ребенка.

         Содержание мнемотаблицы– это графическое или частично графическое изображение персонажей, предметов. явлений природы, некоторых действий и др. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности, возможны символические изображения, главное – нужно передать условно- наглядную схему и изобразить ее так, способы нарисованное было понятно детям.

          Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Если на начальном этапе даются готовые схемы, то на следующем – коллективно обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнер, который помогает, направляет, стимулирует творческую самостоятельность.

       Мнемотехника многофункциональна. Например, на ее основе можно создать разнообразные дидактические игры ( «Что сначала, что потом», «Что лишнее», «Сложи по порядку», «Логическая цепочка» и т.д. ), можно использовать для составления описательных рассказов, заучивания стихотворений, для обогащения и систематизации знаний об окружающем мире.

       Однако, начиная работу, важно учитывать специфику дошкольного возраста, где основной вид деятельности – игра, в который ребенок будет получать новые знания и обучаться.

                                                      Заключение

      Таким образом, с помощью мнемотехники мы достигаем выполнение следующих задач :

  • Развитие психических процессов ( памяти, внимания, воображения, мышления, логики )
  • Обучение детей методам и приемам мнемотехники, позволяет самостоятельно получать информацию
  • Развитие творческих способностей, координации, чувства слова
  • Развитие и укрепление потребности детей к дальнейшему обучению
  • Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе
  • Помогает детям преодолевать неуверенность в себе, формирует умение реализовать свой огромный потенциал, заложенный природой
  • Насыщение знаний разнообразными упражнениями тренинга которые легко можно включить в разнообразные техники запоминания, при этом техника запоминания одного вида информации является опорой и ступенькой для другого

Игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детях уверенность в успех, словарный запас вышел на более высокий уровень.

       Поэтому , чем раньше мы будем учить детей пересказывать или  рассказывать в том числе используя метод мнемотехника . тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является одним из важнейших показателей умственных способностей ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс для педагогов ДОУ "Использование цифровых технологий в музыкальном образовательном процессе и в самостоятельной деятельности"

Конкурс для педагогов ДОУ "Использование цифровых технологий в музыкальном образовательном процессе и в самостоятельной деятельности" проводится с целью развития творческого и профессиональн...

Самообразование Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста» на 2023 - 2024 учебный год

Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем....

Самообразование на 2023 - 2024 уч. год тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Самообразование на 2023 - 2024 уч.год. Тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Презентация: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.Мнемотехника – это систе...