ТРИЗ
статья (старшая группа) на тему

Сенина Яна Валерьевна

Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

 

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

   Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

   Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

   Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач, использование которой дает детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

   В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

    Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие таких качеств:

  1. мышления, как гибкость, подвижность, системность,
  2.  поисковая активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения,
  3.   таких нравственных качеств, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

   ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (речевой, художественном творчестве, в играх, режимных моментах и др.).

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности с дошкольниками,я начала в 2015 году с посещения открытого занятия воспитателя Филатовой Е.А. на тему «Анализ литературного произведения Лиса и козел»(подготовительная группа),  в «Детском саду комбинированного вида «Радуга»,после чего я решила ознакомиться с ТРИЗ более подробно. Изучила различные информационные источники по данной технологии (прежде всего книги Светланы Ивановны Гин, Анатолий Александрович Гин, а так же интернет-ресурсы).Апробацию изученного материала в работе с детьми я решила начать с  коллективных игр "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”, "Наоборот” или "перевертыши”, а также игровых упражнений с использованием методов ТРИЗ «гирлянды аналогий».

Игра "Наоборот” или "перевертыши”

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...). 

Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”.

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.

Использование метода «гирлянды аналогий» способствует развитию оригинальности и гибкости творческого мышления детей, поэтому я решила использовать его для развития творческих игр детей, в частности сюжетно-ролевой (тем болеечто этому способствовала выбранная мною тема самообразования «Развитие коммуникативных способностей детей с помощью сюжетно-ролевых игр».

Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Например, Стул - кресло – пуфик – табурет и т.д.

В дальнейшем с детьми старшего дошкольного возраста этот метод может усложняться. Для цепочки могут использоваться  все части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы), а также сочетания слов. Например: дорога – извилистая – крутая– яйцо – скользкое – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарство – горькое – лук – грядка – огород – дорога. Или: яблоко – сладкое – мороженое – холодное – снег – мокрый – дорога – длинная –сказка – Баба Яга – метла – улица – весело – день рождения – праздник – гости – вечер. Метод гирлянд позволяет дошкольникам творчески мыслить, проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствам или отношениям.

Интерес к совместной игровой деятельности толкает их к обсуждению ассоциаций. Такие гирлянды аналогий дети могут использовать для построения оригинального сюжета в ролевой игре.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...