Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ситникова Татьяна Ивановна

Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_origami.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Содержание……………………………………………………………2
  2. Пояснительная записка……………………………………………...3
  3. Методические рекомендации……………………………………….4
  4. Тематический план занятий кружка………………………………5
  5. Педагогическая диагностика ……………………………………..10
  6. Методическое обеспечение программы………………………….12

                                           Пояснительная записка

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии. И здесь незаменимым помощником является оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
        Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. 
       Оригами имеет огромное значение в развитии художественного вкуса детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическим понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. 
       Оригами активизирует мыслительные процессы.. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. 
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. 
        Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Курс занятий по оригами поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

         Все занятия разделены по темам (домашние животные, дикие животные, морские обитатели, транспорт и т. д.). В конце каждой темы следует завершающее занятие, на котором все модели объединяются в аппликацию - коллаж. Такой вид работы позволяет внести значимость каждой модели, то есть мы можем сделать как отдельные фигурки, так и целое произведение искусства, созданное лично ребёнком. По каждой теме из работ детей оформляются выставки в фойе детского сада.

         Программа рассчитана на детей 6-7 лет. В программе указаны основные цели и задачи обучения. Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю.                       Длительность составляет 30 минут. Курс занятий рассчитан на 6 месяцев (с октября по март).

Из истории оригами 

Родина оригами – Япония. Искусство складывания из бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад. Несмотря на то, что самабумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.

        Значение слова «оригами»: «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага» и «бог» одновременно. 

                                       
Методические рекомендации:

         Начать занятия необходимо со знакомства с историей возникновения оригами. На следующих занятиях проходит изучение базовых форм, которые закрепляются в дальнейшем складывании моделей. Занимаясь с детьми дошкольного возраста, необходимо демонстрировать только сам процесс складывания, сопровождая словесным объяснением, лишь немногие дети в э том возрасте способны работать по схемам.

          Хорошо начинать занятия с показа качественного, красивого, эстетически выполненного образца. Демонстрировать складывание необходимо с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветной, с другой – белый. Он должен быть хорошо виден всем детям. Педагог должен медленно показывать каждый шаг, разъяснять ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку.

Цели занятий:

- Познакомить детей с искусством оригами и сформировать интерес к занятиям.

-   Научить самостоятельно выполнять модели разной степени сложности.

Задачи: 

Обучающие: 

-  Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формировать  умения следовать устным инструкциям.

- Обучать  различным приемам работы с бумагой.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

- Развитие внимания, памяти, логического, творческого и пространственного  воображения.

- развитие мелкой моторики рук, глазомера, зрительной памяти.

- развития художественного вкуса и фантазии.

Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Расширять коммуникативные способностей детей.

- Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

Материал:

Цветная бумага односторонняя, двусторонняя, цветной картон для аппликаций, клей-карандаш, клеёнка, ножницы, салфетка.

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Тематический план занятий кружка «Волшебный мир бумаги» для детей 6 – 7 лет

месяц

Тема занятия

теория

практика

 ноябрь

1 неделя

  1. Теоретическое занятие «Знакомство с оригами» (история направления, виды).
  2. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами.

15

10

15

20

ноябрь

2 неделя

  1.  Практическое занятие.   Изготовление базовой формы «квадрат» и изделий на ее основе. 
  2. Практическое занятие «Стилизованный цветок». Работа с базовой формой « Треугольник».

ноябрь

3 неделя

  1. Практическое занятие «Яхта и пароход». Знакомство с приёмами чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.
  2. Практическое занятие «Стаканчик». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).

ноябрь

4 неделя

  1. Практическое занятие «Синица и снегирь». Создание композиции «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.

декабрь

1 неделя

  1. Практическое занятие «Весёлое письмо». Складывание фигур по диагонали путем захвата маленького треугольника без использования базовых форм.

декабрь

2 неделя

  1. Практическое занятие «Лилия». Изделие, складывающееся из одинаковых деталей – модулей.

декабрь

3 неделя

  1. Практическое занятие «Снегопад» Складывание и вырезание снежинок, соединяя детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали.

декабрь

4 неделя

  1. Практическое занятие: «Новогодние украшения» Закреплять знакомые базовые формы. Продолжать обучать детей делать поделки в технике оригами, используя пооперационные карты и схемы.
  2. Практическое занятие: «Елочка» (коллективная работа). Оформление выставки к Новому году.

январь

1 неделя

  1. Практическое занятие: «Вертушка». Закрепить

      умение разрезать квадратный лист  бумаги по диагонали.

январь

2 неделя

январь

3 неделя

февраль

1 неделя

  1. Создание работы «Подводная лодка». На основе базовых форм путем сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.

февраль

2 неделя

  1. Практическое занятие: «Тюльпан». Закрепить умение мастерить

      фигурки оригами,           развивать

глазомер, мелкую моторику рук

февраль

  1. неделя
  1. Практическое занятие: «Ракета». Продолжать обучать детей делать поделки в технике оригами, используя пооперационные карты и схемы.

февраль

4 неделя

  1. Практическое занятие «Парусный кораблик». Работа с базовыми формами и техникой сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных декорирующих частей, характерных для изделия.

март

1 неделя

  1. Практическое занятие «Подснежник» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

март

2 неделя

  1. Практическое занятие: «Поздравительная открытка к 8 Марта» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. 

март

3 неделя

  1. Практическое занятие «Сказочные птицы». Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.

март

4 неделя

  1. Практическое занятие: «Бабочка». Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы

апрель

1 неделя

  1. Практическое занятие: «Котенок». Познакомить

      детей с модульным

      оригами (изготовление игрушки из

      нескольких сложенных из бумаги

      деталей)

апрель

2 неделя

  1. Теория: модульное оригами. Познакомить с новым видом.
  2. Практическое занятие: «Клубничка»(коллективная работа)

апрель

3 неделя

  1. Практическое занятие: «Собака». Продолжать

       учить складывать фигурку     в технике

      модульного оригами (из 2х

      квадратов разного размера)

апрель

4 неделя

  1. Практическое занятие: «Петушок» путем складывания листа

      бумаги, точно совмещая

      противоположные углы.

май

1 неделя

  1. Создание композиции «Бутоны роз» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

май

2 неделя

  1. Изготовление открытки «Букет гвоздик» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

май

3 неделя

      Оформление выставки моделей, изготовленных в течение года.

май

4 неделя

      Конкурс «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

 

Педагогическая диагностика

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы.

Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа, начало года)

Фамилия, имя ребѐнка

Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно

изготовить Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца

 Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами

Общее количество баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

6 – 5 баллов – высокий

4 – 3 баллов – средний

 2 – 0 баллов – низкий

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа, конец года)

Фамилия, имя ребѐнка

Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно

изготовить Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца

 Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами

Общее количество баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

6 – 5 баллов – высокий

4 – 3 баллов – средний

 2 – 0 баллов – низкий

Методическое обеспечение программы

1.Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами». М, «Айрис Пресс», 2005 2.Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду».

3.Васильева Л.С. Программа кружка оригами «Волшебный квадратик» - г. Саратов - 2010 г.

4.Вершинина Е.В. Дополнительная образовательная программа социально- педагогической направленности для детей от 6-го до 7-го года жизни по ручному труду и конструированию - г. Нижний Новгород - 2013 г. 5.Кравченко Т.П. Дополнительная образовательная программа по художественно- творческому развитию детей «Волшебное оригами.» - 2015-2016 г. Год обучения

6.Интернет ресурсы.