Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_origami.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Содержание……………………………………………………………2
- Пояснительная записка……………………………………………...3
- Методические рекомендации……………………………………….4
- Тематический план занятий кружка………………………………5
- Педагогическая диагностика ……………………………………..10
- Методическое обеспечение программы………………………….12
Пояснительная записка
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии. И здесь незаменимым помощником является оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами имеет огромное значение в развитии художественного вкуса детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическим понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы.. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Курс занятий по оригами поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Все занятия разделены по темам (домашние животные, дикие животные, морские обитатели, транспорт и т. д.). В конце каждой темы следует завершающее занятие, на котором все модели объединяются в аппликацию - коллаж. Такой вид работы позволяет внести значимость каждой модели, то есть мы можем сделать как отдельные фигурки, так и целое произведение искусства, созданное лично ребёнком. По каждой теме из работ детей оформляются выставки в фойе детского сада.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет. В программе указаны основные цели и задачи обучения. Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю. Длительность составляет 30 минут. Курс занятий рассчитан на 6 месяцев (с октября по март).
Из истории оригами
Родина оригами – Япония. Искусство складывания из бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад. Несмотря на то, что самабумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.
Значение слова «оригами»: «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.
Методические рекомендации:
Начать занятия необходимо со знакомства с историей возникновения оригами. На следующих занятиях проходит изучение базовых форм, которые закрепляются в дальнейшем складывании моделей. Занимаясь с детьми дошкольного возраста, необходимо демонстрировать только сам процесс складывания, сопровождая словесным объяснением, лишь немногие дети в э том возрасте способны работать по схемам.
Хорошо начинать занятия с показа качественного, красивого, эстетически выполненного образца. Демонстрировать складывание необходимо с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветной, с другой – белый. Он должен быть хорошо виден всем детям. Педагог должен медленно показывать каждый шаг, разъяснять ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку.
Цели занятий:
- Познакомить детей с искусством оригами и сформировать интерес к занятиям.
- Научить самостоятельно выполнять модели разной степени сложности.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического, творческого и пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук, глазомера, зрительной памяти.
- развития художественного вкуса и фантазии.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Материал:
Цветная бумага односторонняя, двусторонняя, цветной картон для аппликаций, клей-карандаш, клеёнка, ножницы, салфетка.
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Тематический план занятий кружка «Волшебный мир бумаги» для детей 6 – 7 лет
месяц | Тема занятия | теория | практика | |
ноябрь | 1 неделя |
| 15 10 | 15 20 |
ноябрь | 2 неделя |
| ||
ноябрь | 3 неделя |
| ||
ноябрь | 4 неделя |
| ||
декабрь | 1 неделя |
| ||
декабрь | 2 неделя |
| ||
декабрь | 3 неделя |
| ||
декабрь | 4 неделя |
| ||
январь | 1 неделя |
умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали. | ||
январь | 2 неделя | |||
январь | 3 неделя | |||
февраль | 1 неделя |
| ||
февраль | 2 неделя |
фигурки оригами, развивать глазомер, мелкую моторику рук | ||
февраль |
|
| ||
февраль | 4 неделя |
| ||
март | 1 неделя |
| ||
март | 2 неделя |
| ||
март | 3 неделя |
| ||
март | 4 неделя |
| ||
апрель | 1 неделя |
детей с модульным оригами (изготовление игрушки из нескольких сложенных из бумаги деталей) | ||
апрель | 2 неделя |
| ||
апрель | 3 неделя |
учить складывать фигурку в технике модульного оригами (из 2х квадратов разного размера) | ||
апрель | 4 неделя |
бумаги, точно совмещая противоположные углы. | ||
май | 1 неделя |
| ||
май | 2 неделя |
| ||
май | 3 неделя | Оформление выставки моделей, изготовленных в течение года. | ||
май | 4 неделя | Конкурс «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
|
Педагогическая диагностика
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы.
Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа, начало года)
№ | Фамилия, имя ребѐнка | Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно | изготовить Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами | Общее количество баллов | Уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
6 – 5 баллов – высокий
4 – 3 баллов – средний
2 – 0 баллов – низкий
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный мир бумаги» (подготовительная группа, конец года)
№ | Фамилия, имя ребѐнка | Знание основных базовых форм и умение их самостоятельно | изготовить Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами | Общее количество баллов | Уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
6 – 5 баллов – высокий
4 – 3 баллов – средний
2 – 0 баллов – низкий
Методическое обеспечение программы
1.Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами». М, «Айрис Пресс», 2005 2.Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду».
3.Васильева Л.С. Программа кружка оригами «Волшебный квадратик» - г. Саратов - 2010 г.
4.Вершинина Е.В. Дополнительная образовательная программа социально- педагогической направленности для детей от 6-го до 7-го года жизни по ручному труду и конструированию - г. Нижний Новгород - 2013 г. 5.Кравченко Т.П. Дополнительная образовательная программа по художественно- творческому развитию детей «Волшебное оригами.» - 2015-2016 г. Год обучения
6.Интернет ресурсы.