сказки которые мы читаем
консультация (старшая группа) на тему

Заяц Любовь Ивановна

Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_kotorye_my_chitaem.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                                     «Сказки, которые мы читаем детям»

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". (В. А. Сухомлинский)

Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.                                                                                                        Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит – сказку нужно  читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать.                                                                                          Сказки развивают речь ребенка. Ведь сказки являются источником новых незнакомых ему слов, на которые важно обращать внимание ребенка, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Рассказывая, ребенок учится последовательно излагать события, то есть пересказывать.                                                                                        Беседуя с ребенком о прочитанном, родители учат его отделять главное от второстепенного, понимать идею произведения, делать выводы и доказывать свое мнение, если взрослый будет читать сказки с выражением, соблюдать соответствующую интонацию – это послужит хорошим образцом для формирования эмоциональной, красивой речи.                                                                                                                    Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, т.к. сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не  отличаются художественностью.  Такие тексты очень вредно читать детям.                                                                                                              Перед чтением назовите ребенку жанр, автора и название сказки. Называние жанра — это маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров литературы. Позже (к 6-7 годам)  ребенок сможет уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение – сказка, рассказ или стихотворение?»  давать обоснование своего мнения. Жанр называйте всегда  точно, правильно – не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка».                                                                                                            Детям младшего дошкольного возраста  сказку лучше рассказывать, а не читать по книге (если есть такая возможность). Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами по книге, а потом повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его реакцией.                                                                                                                                  Когда Вы рассказываете сказку,  глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и совсем не интересно слушать сказку, если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.                                                                                        Часто малыши просят несколько раз читать  одну и ту же сказку. Что делать – читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить. Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием, как  будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя.

Но если ваш ребёнок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению сказок? Не огорчайтесь, ведь ему можно предложить поиграть со сказкой и сделать всё дома, своими руками. Домашний мини-театр своими руками, вместе с ребёнком, у которого будет постепенно проявляться интерес к тому, что вы делаете вместе. Само изготовление этих забавных героев сказки принесет вам с ребенком огромное удовольствие.  И вы обязательно убедитесь, что время, проведённое в беседе с ребенком, откроет вам много нового о вашем ребёнке.                                                                                                             Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим продемонстрируем свое неуважение к книге.                                                                                                                           Играя в сказку, ребенок может изменять ее сюжет, вводить новых персонажей, новые диалоги. Это нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке такого не было». Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять.  Ведь сказка  и игра-инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный  заранее наизусть текст. И творческие театрализованные и режиссерские сказки (игры по сюжетам сказок) – это очень важная часть жизни ребенка, необходимая для его полноценного развития.

Уважаемые родители! Не упустите важных зачатков литературных способностей  вашего ребенка, не отталкивайте руки, протягивающей вам книгу сказок. Помогите  открыть для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!