Проект "Моя семья"
проект по теме

Ванеканева Татьяна Анатольевна

паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx58.68 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Моя семья».

Руководитель:  Ванеканева Т.А.– воспитатель  ГБОУ Школа № 2088«Грайвороново».

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Актуальность:                                                        Семья – источник вдохновенья,

                                                                                  Где рядом взрослые и дети,

                                                                                  В семье от всех невзгод спасение,

                                                                                  Здесь друг за друга все в ответе.

                                                                                                                   ( О. Токмакова)

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - родному дому, семье, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом гражданином России и только потом-жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых дней его жизни - основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Именно в семье у ребёнка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семейным традициям и обычаям. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых; проводить семейное торжество. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой.

В каждой семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Родители также недооценивают значимость семейных традиций в воспитании своих детей. Они, стремясь заработать на хлеб насущный, всё меньше уделяют внимания детям, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.

Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта: способствовать самопознанию ребёнка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.

Задачи проекта:

  1. Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
  2. Сформировать представления о профессии родителей, о родословной.
  3. Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях.
  4. Развивать коммуникативные навыки детей.
  5. Формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с воспитателем и родителями.

Новизна проекта.  Проект «Моя семья» направлен на объединение детей и родителей в одну большую и дружную семью. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка. Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создаётся особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой контакт. Только на основе этой достигнутой доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребёнке, что является главным условием успешной работы с семьёй.

Самое основное в жизни человека - это семья.

Семья - это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.

А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье?

Может реальность выглядит принципиально иным образом?

Мы приходим к совершенно новому образованию, а значит, нужно перестраиваться, изменяться и нашим родителям, и педагогам.

Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.

Срок реализации: среднесрочный, с 07.11.17. по 02.12.17.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

  1. Постановка проблемы.
  2. Изучение методической литературы.
  3. Опрос детей для определения начального уровня знаний по данной теме.
  4. Составление перспективного планирования по работе с детьми.
  5. Составление плана взаимодействия с родителями.

Основной:

Познавательное развитие:

НОД «Моя семья», «Традиции нашей семьи»

Беседы: «Мои близкие», «Выходной день в моей семье», «Самые дорогие люди», «Мои родители врачи, строители, учителя и т. д.», «Для чего человеку дано имя», «Дом, адрес, квартира, моя комната».

Рассматривание картины Т. Сорокина «Семья»

Социально- коммуникативное развитие:

Интервью у родителей «Почему меня так назвали?»

«Что означает моё имя?».

Просмотр мультфильмов: «12 месяцев», «Морозко»

Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Дочки- матери», «Мама в парикмахерской», «День Рождения» и т.д.

Дидактические игры: «Обязанности мои и членов моей семьи», «Родство»

Речевое развитие:

Рассказы детей на тему: «Наши семейные традиции», «Познакомимся с моей семьёй», «Моё любимое занятие»

Заучивание стихов, пословиц, поговорок о семье

Игры «Ласковое имя», «Объясни имя», «Как я помогаю маме»

Пальчиковая гимнастика: «Строим дом», «Дружная семейка», «Кто живет в моей квартире»

Чтение художественной литературы:

Я.Аким «Моя родня», «Мама»

В.Драгунский «Моя сестра Ксения»

С.Баруздин «Мамина работа»

Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Посидим в тишине»

Л.Квитко «Бабушкины руки»

Осеева «Сыновья», «Бабушка и внучка»

Художественно- эстетическое развитие:

Рисование «Портрет мамы», «Портрет папы», «Дом, где живет моя семья»

Ручной труд «Лебеди» (подарок для мамы), «Рамочка для фотографии» (подарок для папы)

Лепка «Моя семья»

Проведение праздника «Мамин день»

Видеопрезентации «Моя мама лучшая на свете»,  «Наши папы»

Физическое развитие:

Физкультминутки «Семья», «Семейная зарядка»

Подвижные игры «Бабушка Маланья», «Дедушка Мазай»

Преобразование развивающей среды:

Изготовление коллажа «Мамина профессия», «Папина работа»

Оформление стенда рисунков «Моя семья»

Взаимодействие с родителями:

Создание альбома своей семьи

Изготовление макета «Генеалогическое древо моей семьи»

Выставка рисунков «Моя семья»

Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка»

Консультация «Семейные традиции»

Анкета « Ценности и традиции вашей семьи»

Изготовление книжки-малышки «Моя семья»

Заключительный этап:

Опрос по итогам проекта

Фотоотчёт

Анкетирование родителей «Счастливая семья. Какая она?»

Викторина для детей по теме «Моя семья»

Развлечение «Мама, папа, я – талантливая семья»

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

По числу участников: групповой.

Условия реализации проекта:

-Создание интереса у детей к своей семье

-Участие родителей в реализации проекта

-Подбор игр, стихотворений, пословиц, бесед, консультаций, викторины о семье

Практическая значимость:

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Создание в группе условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Предполагаемый результат:

-Формирование представлений о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях.

-Формирование знаний о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

-Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, чувства ответственности, гордости, любви, привязанности к родному дому, семье.

- Эмоциональная отзывчивость детей на эмоции близких и родных.

-Развитие творческих способностей детей, путём осуществления совместной деятельности с родителями.

-Привлечение детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому и несение ответственности за их выполнение.

-Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Внедрение проекта позволило создать условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на своих близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально-положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью.

В ходе совместного проекта, мы ещё раз убедились в том, что взаимосвязь с семьёй нам очень важна. Воспитанники, родители и педагоги – все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.

Список литературы:

Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребёнка»

Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей», Минск, 1983г.

Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: Издательство «Детство-пресс» 2008г.

Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» пособие для воспитателей детского сада.

Зверева О.Х. , Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»:-М: Т.Ц. Сфера, 2005.

Мосалова Л.Л. «Я и мир» СПб: Издательство «Детство-пресс»-2008г.

Свирская Л., «Работа с семьёй: необязательные инструкции»:М.: «Линка-пресс»-2007г.

Моя родословная. Генеалогическое древо.-Maam.ru.

Приложения

Конспект НОД в старшей группе «Моя семья».

Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, поддерживать интерес и уважение к семейным традициям.

Задачи: 

-Закрепить у детей понятие «семья».

-Закрепить представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

-Упражнять в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

- Воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним.

 -Развивать внимание, познавательный интерес.

Материал: семейные фотографии.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые и добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

(Ответы детей)

2.Основная часть.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о самом главном что есть на земле. А о чём мы будем беседовать, вы узнаете если разгадаете ребус: 7+я

Дети: Семья.

Воспитатель: Правильно, семья. Что такое семья, и зачем человеку нужна семья? (ответы детей)

Воспитатель: Вы слышали выражение «Я счастливый человек!»? Что оно обозначает? Кто из вас может сказать , что он счастливый человек? Почему? (ответы детей)

Каждый из вас живёт в семье. Семья может быть большой или маленькой, но в любом случае около вас есть родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сёстры, братья. Эти люди любят вас и заботятся о вас: покупают вам вкусную еду, красивую одежду; лечат вас, когда вы больны; играют с вами. У каждого из вас есть уютный дом, куда вы идёте с удовольствием и где есть всё, что вам необходимо. И вы , наверное, не задумываетесь о том, что всего этого может и не быть. А ведь есть на свете дети, у которых нет семьи, нет своего родного дома. Таким детям требуются особые забота и внимание не только со стороны взрослых, но и со стороны таких детей, как вы, счастливых и любимых.

Воспитатель: Ребята, а ваши родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

(Ответы детей)

Воспитатель: Теперь я предлагаю поиграть в игру «Какая моя семья»(игра с мячом)

Дети: Моя семья большая, дружная, весёлая, спортивная, счастливая и т. д.

Воспитатель: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно. А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Сейчас я буду называть поступки и если вы считаете, что этот поступок огорчит ваших близких, то вы говорите «нет-нет-нет», а если порадует «да-да-да»

-Нарисовали красивую картину;

-Подрались с другом;

-Съели кашу;

-Убрали игрушки на место;

-Разбили вазу;

-Уступили в автобусе место бабушке и т. д.

Воспитатель: Сегодня вы принесли альбомы с фотографиями своих близких. Покажите нам эти фотографии и расскажите о своих родных. Я думаю всем нам будет интересно послушать рассказы о ваших семьях.

(Дети рассказывают о своих семьях по плану: член семьи, его имя, отчество, возраст, род занятий, чувства, которые ребёнок испытывает по отношению к нему)

Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства испытываете?

Дети: Радость, хорошее настроение, любовь и т. д.

Воспитатель: Да, ребята, семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это когда живут вместе мама, папа и дети. Семья-дом. Семья-это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье?

Дети:

-В семье дружат-живут не тужат.

-Семья сильна, когда над ней крыша одна.

-При солнышке тепло, при матушке добро.

-Не нужен клад, когда в семье лад.

-В хорошей семье , хорошие дети растут.

-Вся семья вместе, так и душа на месте.

-Дома и стены помогают.

-Дружная семья гору сдвинет.

-В гостях хорошо, а дома лучше.

-В родной семье и каша гуще.

Итог занятия:

Воспитатель: Молодцы, ребята, много пословиц знаете о семье. И как хорошо, что у вас всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, живут дружно вместе. Вы очень много рассказали о своих семьях нужного и интересного. И закончим мы с вами беседу о семье стихотворением:

Семья-это счастье, любовь и удача.

Семья-это летом поездки на дачу.

Семья-это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья-это труд, друг о друге забота.

Семья-это много домашней работы.

Семья-это важно. Семья-это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу  чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Ребята!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье.

Что может быть его дороже?

На этой сказочной земле.

Воспитатель: Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.

Каждая семья-это кусочек нашего небольшого посёлка Малечкино, а Малечкино-это кусочек большой страны-России.

Викторина  для детей старшей группы  на тему «Моя семья- это самое дорогое, что есть у меня».

Цель: формирование представления детей по семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

-Обобщать и уточнять знания о своей семье;

-Формировать представления о семейных традициях;

-Развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

-Развивать память, воображение, логическое мышление;

-Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Организационный момент: (Дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, с таким вот замечательным настроением я приглашаю вас на игру-викторину. А тема нашей викторины «Моя семья». Но прежде, чем начать нашу викторину,  нам нужно поделиться на две команды. Теперь решите, кто будет капитаном вашей команды, и как будут называться ваши команды. Итак , сегодня в игре-викторине участвуют две команды. А победителем станет та команде, которая наберет наибольшее количество фишек.

Первое задание начнем с разминки. Вам предстоит отгадать загадки. За каждую отгаданную загадку, команды получают по фишке.

1)Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

2) Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

3) Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

4) Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

5) Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

6) Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Воспитатель: Следующее задание  «Ответь на вопрос» (командам задаются вопросы по очереди; за каждый правильный ответ, команды получают по фишке)

Вопросы:

-Кого мы называем родственниками ?

-Какой должна быть семья?

-Что умеет делать папа?

-Какие обязанности у мамы по дому?

-Как вы ласково  называете маму, папу?

-Где работают ваши родители? И т.д..

Воспитатель: Молодцы, ребята, на все вопросы ответили.

А следующий конкурс называется «Кто ты мне?». Все члены семьи связаны друг с другом как будто невидимыми ниточками- родственными отношениями. Сейчас я проверю, знаете ли вы кто в семье кому и кем приходится.

Вопросы:

-Я тебе мама, значит ты мне? (Сын, дочь)

-Я тебе бабушка- ты мне? (Внук, внучка)

-Я тебе сестра- ты мне? (Брат, сестра)

-Я тебе тетя- ты мне? (Племянник, племянница)

-Я тебе жена- ты мне? (Муж)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

Следующее задание «Пословицы». Вы должны вспомнить как можно больше пословиц о семье. За каждую пословицу команда получает фишку.

(Ответы детей).

Воспитатель: Хорошо, ребята, много вы вспомнили пословиц о семье. А сейчас будет задание посложнее на смекалку и сообразительность.

Вопрос для первой команды: «Сына зовут Артем, а папу Коля, как будут называть сына, когда он вырастет».

Вопрос для второй команды: «Дочку зовут Ксюша, а папу Ваня, как будут называть дочь, когда она вырастет»

Воспитатель: И с этим сложным заданием вы справились.

В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции- это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. У каждой семьи свои традиции. А какие традиции существуют в ваших семьях? (Ответы детей). В каждой семье существует традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. И мы сейчас проверим, какими же хозяюшками растут наши девочки.

Конкурс «Кто быстрее, аккуратнее и красивее накроет на стол». (Девочки накрывают на столы).

Воспитатель: Умницы, девочки! Вы доказали нам, что растете замечательными хозяйками и каждая команда получает по фишке. А сейчас, мальчики, задание для вас.

Конкурс «Построим городок». (Мальчики из мелкого конструктора строят дома, разные по форме, высоте, цвету, чтобы у каждой команды получился небольшой красивый городок).

Воспитатель: И мальчишки с заданием справились. Я вижу, что из вас могут вырасти отличные строители.

И последний у нас конкурс для капитанов «Найди картинку с правильным ответом». (Задача капитанов : найти картинку с правильным ответом и прикрепить к мольберту).

-Мама мелет кофе в … (Кофемолке)

-Папа пылесосит ковер … (Пылесосом)

-Бабушка гладит белье … (Утюгом)

-Дедушка забивает гвозди … (Молотком)

-Тетя жарит картошку в … (Сковороде) и т.д..

Воспитатель : Молодцы, оба капитана справились со своей задачей и получают по фишке. Наша игра-викторина подошла к концу. Обе команды работали очень дружно и активно. Вы много знаете о семье. Хорошо, когда семья большая и дружная, и мы в детском саду живем большой и дружной семьей.

Подведение итогов: ( Дети сами считают фишки). Раздается угощение командам.

Развлечение «Папа , мама, я- талантливая семья».

Цель: Привлечь родителей к игровому взаимодействию с детьми. Способствовать их эмоциональному общению.

Задачи:

-Установить партнерские отношения с семьей

-Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной конкурсной деятельности.

Участники: Педагоги, родители, дети

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте , дорогие гости! Мы рады приветствовать всех- и взрослых и детей в нашем зале. Сегодня у нас необычный праздник «Папа, мама, я- талантливая семья».

Пусть звучат стихи и песни

Пусть звучит ребячий смех,

Да и взрослым вместе с нами

Позабавиться не грех.

Вечер всех собрал нас вместе,

Чтоб сдружить ещё сильней,

И талантами своими

Вновь порадовать друзей.

Ведущий: А начнём наш праздник с небольшой разминки, в которой примут участие все: и взрослые и дети. Можно отвечать хором.

-Нас воспитывать любители

Называются…(родители)

-Папа, мама, брат и я-

Вместе нас зовут…(семья).

-Вкусные оладушки

Мы едим у…(бабушки)

-Вот семейный наш портрет.

Самый старший в центре…(дед).

-И капризна и упряма

В детский сад не хочет…(не мама, а дочка).

-Чинят крыши, мебель, рамы

На рыбалку ходят…(не мамы, а папы).

-Шьют и варят холодцы

Нам конечно же…(мамы)

Ведущий: Молодцы, и взрослые, и дети отгадали всё на свете. А сейчас мы с вами поговорим о талантах. Талант есть у каждого человека. А таланты бывают разные- они похожи на радугу, ведь радуга она такая же разноцветная. И у нас здесь собрались радужные семьи. Кто из вас не мечтал пробежаться по радуге и посидеть на ней. Так вперёд по радуге семейных талантов!

Самый верхний цвет прекрасный,

Цвет победы ярко- красный.

А красным цветом на нашей радуге талантов обозначается приветствие. Это значит, что наши семейные команды должны представить свою команду( название и девиз)

Цвет оранжевый у нас

В сказку приглашает вас.

Если вместе вы читаете,

Все задания разгадаете.

  1. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу. Тот кто её не отпускал, сам же и доставил её домой, ничего не подозревая. Если бы он знал, что домой несёт совсем не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки (Маша из сказки «Маша и медведь»).
  2. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них лесть. Глупая птичка поверила ей. Проворонить свой сыр – обидно. ( Лиса из басни Крылова «Ворона и лисица»).
  3. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя. Раздобыв хозяину дорогую одежду и подходящий замок, он превратил его в достойного жениха для принцессы. А вот то что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих. (Кот в сапогах из сказки Ш. Перро).
  4. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта обманщица заявила, что изделие из хрусталя принадлежит ей. Оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру. Эту хрустальную вещь обронила её хозяйка, когда убегала домой. (Дочка мачехи из сказки «Золушка» Ш. Перро).
  5. Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение. Сам то он ничего не знал , поэтому всегда попадал в смешные истории. Потом уже все узнали, что воздушный шар изобрёл совсем не он. (Незнайка из рассказа Н.Носова)
  6. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос. Дети же сразу поверили, что пришла мама. Из семи ребятишек остался только один, который рассказал маме о том, что случилось.( Волк из сказки «Волк и семеро козлят»).
  7. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно. Вот только поэтому через много лет царь увидел своего сына. Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю- океану. (Ткачиха с поварихой из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
  8. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой. В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно. И всё- таки девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы. (Волк из сказки «Красная шапочка»).

Ведущий: Молодцы! Много вы читаете, всех героев знаете.

Жёлтый цвет поможет всем

Оценить старание, навыки, способности

Ваши в рисовании.

Это значит , что каждая команда должна за пять минут нарисовать свою семью. ( командам даны альбомные листы, карандаши, фломастеры). А пока наши команды рисуют мы с вами проведём конкурс « Доскажи пословицу о семье» ( за каждую досказанную пословицу – приз).

-На что и клад, коли в семье лад.

-Вся семья вместе, так и душа на месте.

-В родной семье и каша гуще.

-В гостях хорошо, а дома лучше.

-В своем доме и стены помогают.

-При солнышке тепло, при матери добро.

-Вместе тесно, а врозь скучно.

-В хорошей семье хорошие дети растут.

-Семья сильна, когда над ней крыша одна.

-Дерево держится корнями, а человек семьей.

Ведущий: Отлично! Эти замечательные рисунки будут продолжением нашей выставки. (жюри оценивают семейные работы).

Перед нами зелёная полоса радуги. Она предлагает раскрыть таланты наших семей в музыке. Поиграем в «Угадай мелодию». Какая из команд быстрее угадает мелодию, та и получит балл.(жюри подсчитывает количество баллов).

Ведущий: Дальше цвет у нас какой? Ну конечно (голубой). И голубой цвет нам предлагает танцевальный конкурс.( участникам  необходимо вытащить карточки с названием танцев: «Яблочко», «Цыганочка», «Рок-н-рол», «Матрёшки», «Буги –вуги», «Лезгинка» и др. и исполнить их). Какие же у нас танцевальные семьи! Давайте дружно им поаплодируем.

Ну а синий цвет нашей радуги обозначает конкурс пап.

Папины руки в мозолях, бугристые,

Рабочие и ослепительно чистые,

Все делают так хорошо и умело:

Как в поговорке, в них спорится дело.

А конкурс для пап называется «Сделай прическу дочке».  А пока папы делают прически, мы с вами будем угадывать героев сказки, которые могли разместить в газете следующие объявления:

  1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С .Пушкина)
  2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба из русской народной сказки)
  3. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки «Золотой ключик» А.Н.Толстого)
  4. Ветеринарные услуги в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки Чуковского)
  5. Отмою все. (Мойдодыр Чуковский)
  6. Туристическая фирма организует воздушные путешествия вдоль молочной реки с кисельными берегами (Гуси-лебеди из русской народной сказки)

Ведущий: Молодцы, ребята и взрослые! А пока мы с вами отгадывали героев, которые размещали объявления в газете, наши папы сделали замечательные прически нашим девочкам.(Жюри оценивают).

И остался у нас последний цвет- фиолетовый. И он предлагает нам конкурс для наших мам «Знаете ли вы своего ребенка».

Как известно всем детям,

Мама лучше всех на свете.

Все на свете знает мама,

И ответ на все вопросы ей не трудно дать.

О привычках своих деток

Может даже книгу написать.

(Заранее были опрошены дети)

Мамы,готовы?

-Как вы обычно называете своего ребенка и ему это нравится?

-Какой подарок на день рождения оказался бы самым лучшим для вашего малыша?

-Любимое лакомство вашего ребенка?

-Любимый мультфильм? И т.д.

(За каждое совпадение жюри присуждает балл).

Ведущий: Конкурсы наши подошли к концу. Сейчас мы подведем итоги. Сегодня вы узнали о главных семейных сокровищах. Это семейные труд, отдых, занятия спортом. Главное, чем бы вы не занимались, всегда будьте вместе. А родителям нужно помнить одну народную мудрость :

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители-пример ему!

Берегите друг друга!

Теплотой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минуты досуга

Рядом вместе побудьте!

Мы желаем всем здоровья, любви, тепла, добра и конечно же семейного счастья. А сейчас наше жюри подведет итоги (награждение команд с номинациями).

Консультация для родителей «Семейные традиции».

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, свою Родину ничего не сделать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе все формирует у малыша чувство любви к тому месту, где он живет.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие яркими красками разных впечатляющих мелочей.

У каждого это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День Победы; вкуснейший яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.

Но, к сожалению, многие молодые родители не знают, что такое традиции, какое они имеют значение в сохранении и укреплении семьи, какую помощь могут оказать в воспитании детей. Поэтому очень важно донести до них информацию о ценности семейных традиций, вызвать желание сохранить имеющиеся и создавать новые семейные традиции.

Какие же семейные традиции может завести себе молодая семья? Вот примеры некоторых.

Составление родословной своей семьи. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка. Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.

Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы, дедушкин полевой бинокль, бабушкина самодельная кукла – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы и передаются подрастающему поколению. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.

Семейные архивы. Каждая семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. Ведь жизнь, отпущенная нам коротка, но в наших силах оставить память о ней.

Семейный альбом. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Это простое и понятное для ребенка дело, но очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует запоминание.

Семейные праздники. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, также как и мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для всех членов семьи: ко дню рождения, другим семейным событиям. Сажать или нет детей за «взрослый» стол - родители решают по-разному. Можно попросить малыша не задерживаться за столом, а можно накрыть ему и другим детям отдельный столик. Помните, что в семейном торжестве ребенок является таким же полноправным членом, как мама, как папа, дедушка или бабушка.

Другое дело детские праздники. Здесь ребенок главное лицо. Если праздник специально организован, имеет свою программу, то тогда день рождения или новогодняя елка будут по-настоящему радостными, праздничными и для детей, и для взрослых.

Семейное посещение театров, музеев, выставок.

Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи. Вечером хорошо обсудить со всеми членами семьи увиденное.

Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребенка.

Коллекционирование. Очень хорошо если в семье есть такая традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд других людей. Коллекционировать можно что угодно, главное, опираться на интересы ребенка. Самые различные коллекции увлекут и заинтересуют не только вашего ребенка, но и других членов семьи. Можно собирать шишки, камешки, ракушки, различные бусины, пуговицы, часы, фантики, кукол, солдатиков и т. д. Посещение выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности. Затем можно и самим устраивать выставки своей коллекции для друзей и родственников. А бывает так, что родители сами давно что-либо коллекционируют и ребенок принимает в этом посильное участие.

Семейный отдых на природе. Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, а прогулки и походы благотворно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться всей семьей в поход, поехать на пикник, на дачу. Побродить по лесным тропинкам или на лугу, искупаться в реке, наблюдать за жизнью насекомых, рассмотреть незнакомые растения, собирать природный материал для поделок. Дети обожают перекусить на лесной полянке. А взрослые должны научить ребенка правильно себя вести на природе: убирать за собой мусор, не шуметь, не ломать кусты и т. д. Если такие походы станут традицией, то ребенок будет ждать и готовиться к ним, стараясь интересней и полезней провести время на природе.

Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это веселые домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или «ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много- много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.

Анкета для родителей на тему "Ценности и традиции Вашей семьи"

1.Что такое «Семейные ценности»?

2. Генеалогическое древо вашей семьи, есть ли оно у Вас?

А)Да; Б)Частично, мы собираем информацию о нем; В)Нет, но мы планируем его создать; Г)Нет.

3. Какие традиции существуют в Вашей семье:

А)Традиции, связанные с  праздниками; Б)Традиции «Выходного дня»; Традиции, связанные с  достижениями (1-й шаг, 1-е слово…)В)Кулинарные традиции; Г)Традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.);Д)Другое.

4. Как появились традиции вашей семьи?

А)Целенаправленно  ввели традиции в уклад семьи; Б)традиции переходят от поколения к поколению; В) традиции появились сами собой. Г) Другое.

5. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

А)Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться;Б)Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.;

В)Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь;Г)Другое.

6. Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи? А) Да; Б)Нет; В)  Другое

 7.  Нуждаетесь ли вы в консультации специалистов детского сада на тему приобщения ребенка к ценностям семьи? А) Да; Б)Нет

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....